Вы здесь

Экономика и предпринимательство. Краткий курс лекций. Тема 6. Спрос и предложение (Т. Ш. Саид-Батталова, 2018)

Тема 6. Спрос и предложение

Рынок – это взаимодействие покупателей и продавцов, потребителей и производителей. Первые выступают на стороне спроса, вторые на стороне предложения. Бесперебойное функционирование рыночного механизма основано на постоянном, непрерывном возобновлении связей и отношений между ценой, спросом и предложением.

6.1. Спрос

Спрос – это определенный объем товаров и услуг, которые потребитель, имея деньги, готов купить по некоторой цене. Спрос на товары, услуги, ресурсы зависит от многих факторов (в экономической теории их называют переменными или детерминантами спроса). Среди них – цена, доход, вкусы и т. д. Основной определяющей переменной выступает цена. Закон спроса выражает наиболее устойчивую, повторяющуюся, типичную зависимость спроса от цены. Чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот чем ниже цена, тем выше спрос. Закон спроса показан на рисунке 3.


Рисунок 3. Закон спроса


Закон спроса формулируется следующим образом: спрос на товары или услуги растет по мере снижения цены и падает по мере ее роста.


D = F (Р) (1)


Отрицательный угол наклона кривой спроса (D) показывает обратную зависимость между ценой (Р) и спросом (Q). Кривая спроса на рисунке 3 отражает процесс убывания спроса по мере удовлетворения потребностей покупателей, в соответствии с принципом убывающей полезности каждая последующая покупка идентичного товара принесет потребителю меньшую выгоду, чем предыдущая.

6.2. Детерминанты спроса

На спрос влияют, и неценовые факторы их называют детерминантами спроса. К ним относятся:

– доход (I);

– вкусы и предпочтения (Z);

– ожидания (W);

– цены на товары субститута, т. е. взаимозаменяемые (Рsub);

– цены на комплементарные товары, т. е. взаимодополняющие (Pcom);

– количество покупателей (N).

С учетом этих факторов можно вывести следующую формулу:


D = F (I, Z, W, Рsub,Pcom,N) (2)


Необходимо отметить, что влияние каждого фактора прослеживается вне зависимости от изменения прочих, т. е. в соответствии с правилом – при прочих равных условиях. Это говорит о том, что по низкой цене удастся продать товаров больше, чем по высокой.

6.3. Эластичность спроса

Эластичность спроса – это реакция потребителя (покупателя) на изменение цены. Эластичность спроса по цене отражает относительную чувствительность потребителя к изменению цены или способность одной экономической переменной (объема) реагировать на изменение другой (цены). Данная зависимость выражается через относительные величины, т. е. через отношения процентных изменений спроса к процентному изменению цены. Коэффициент эластичности определяется по формуле:

, (3)

где – коэффициент эластичности спроса по цене;

DQ – изменение спроса по сравнению с первоначальным, в%;

∆Р – изменение цены по сравнению с первоначальной, в%.

При > 1 спрос является эластичным, т. е. спрос растет быстрее, чем изменяется цена. Если < 1 спрос неэластичен, т. е. выручка растет медленнее, чем изменение цены. Если = 1, то спрос с единичной эластичностью, выручка остается неизменной.

6.4. Предложение

Предложение – это тот объем товаров и услуг, который фирма готова продать по определенному уровню цен и прочих равных условиях. Предложение, как и спрос, зависит от ряда факторов, среди которых определяющим является цена. Поэтому закон предложения определяет связь предложения и цены, зависимость это прямая: чем выше цена, тем выше объем предложения. Графически закон предложения представлен на рисунке 4.


Рисунок 4. Закон предложения


Закон предложения – предложение товаров или услуг растет по мере роста цены и падает по мере ее снижения. Закон предложения определяется по формуле:


S = F (Р) (4)

6.5. Детерминанты предложения

На предложение влияют и неценовые факторы – детерминанты предложения: цена на ресурсы (Рр), характер применяемой технологии (К), налоги и дотации (Т), количество продавцов (N), прочие факторы (В), ожидание экономической конъюнктуры (R), цена на другие товары (Рsub).

Таким образом, формула примет вид:


S = F (Рр,К, Т, N, В, R, Рsub)(5)


Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены. Эластичность предложения определяют такие факторы как наличие резерва производственных мощностей, уровень товарных запасов и количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменения цен. Очевидно, что, чем больше свободных мощностей запасов продукции и времени, тем больше возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.

6.6. Рыночное равновесие

Конкуренция производителей и потребителей за наиболее выгодный доступ к товарам и услугам является основным проявлением рынка. Цена при этом играет определяющую роль. Потребитель стремится купить товар подешевле, а производитель стремится продать товар подороже, но вынужден считаться с платежеспособностью покупателя. Если цена предложения для потребителя высока, то объем спроса будет незначительным, образуется избыток предложения, производители начнут конкурировать друг с другом за потребителя – цена понизится. Низкие цены не стимулируют производителя, что приводит к снижению объемов производства, а, следовательно, и предложения, и теперь уже потребители в условиях дефицита начнут конкурировать друг с другом – цены возрастут.

Рыночный механизм рано или поздно приведет к ситуации, когда установится равновесная цена. Это цена, установившаяся на конкурентном рынке при равновесии спроса и предложения на данный товар или услугу.

Экономическое равновесие – состояние экономической системы в целом или ее отдельного звена, которое характеризуется общей сбалансированностью, взаимным уравновешиванием противостоящих друг другу условий, факторов, определяющих развитие данного процесса или явления (рис. 5).


Рисунок 5. Рыночное равновесие


Именно благодаря экономическому равновесию интересы покупателей и продавцов совпадают, что приводит к равенству между величинами спроса и предложения. График равновесия (рис. 5) показывает, в какой точке кривые спроса и предложения пересекутся, когда и производители захотят продать, а покупатели – приобрести товар. В таком состоянии рынок сбалансирован, а значит, достигается его максимальная эффективность.

Способность конкурентных сил устанавливать цену на уровне, когда спрос и предложение выравниваются, называется уравновешивающей функцией цены.

Государство с помощью определенных методов воздействует на временные диспропорции между величиной спроса и предложения, регулируя цены на рынке (рис. 6).


Рисунок 6. Негативные последствия государственного регулирования цен


К таким методам относятся:

– искусственное занижение, «замораживание» цен в целях поддержания жизненного уровня населения и снижения инфляции. Государство определяет «потолок цен», т. е. максимальную цену, которую продавцу разрешается устанавливать на свой товар или услугу. Однако такое ценовое ограничение может привести к устойчивому дефициту на тот или иной товар;

– повышение цен в целях поддержки производителей. Установление минимальной цены, превышающей порог равновесия, правительство применяет в тех случаях, когда рыночная система не обеспечивает достаточный уровень доходов определенным группам поставщиков ресурсов и производителей. Повышение цен приводит к появлению устойчивого излишка товаров, и правительство вынуждено выкупать этот излишек.

В конечном итоге эти методы способны повлиять на негативную ситуацию только в течение непродолжительного периода времени. Равновесие достигается в том случае, когда происходит окупаемость всех затраченных средств на выпуск продукции и максимально эффективное удовлетворение потребностей людей.

Конец ознакомительного фрагмента.