Вы здесь

Экономика и предпринимательство. Краткий курс лекций. Тема 4. Принципы рынка и рыночная инфраструктура (Т. Ш. Саид-Батталова, 2018)

Тема 4. Принципы рынка и рыночная инфраструктура

Рынок как система базируется на следующих принципах:

– свобода выбора;

– свобода предпринимательства;

– многообразие форм собственности и хозяйствования;

– конкуренция;

– личный интерес;

– государственное регулирование экономических процессов.

Свобода выбора – главный принцип рыночной экономики, который представляет свободный потребительский выбор, свободу хозяйствующим субъектам производить товары и услуги в соответствии с требованиями рынка.

Свобода предпринимательства – это право фирм и компаний использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать.

Современная экономика выделяет следующие формы собственности: частную, государственную, акционерную, коллективную и т. д.

Конкуренция – неотъемлемый принцип рынка, без которой не может быть рыночной экономики. Конкуренция – это состязательность на рынке большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия.

Личный интерес – это получение максимальной прибыли.

Государственное регулирование направлено на обеспечение сохранности конкурентной среды, предотвращение господства на рынке и в обществе олигархических кланов, беззакония и произвола.

Рыночная инфраструктура представляет собой:

– комплекс организационных и правовых норм, которые способствуют движению товаров и услуг на рынке;

– совокупность организаций и институтов, обслуживающих рынок.

Рыночная инфраструктура обслуживает рынок в целом и его структурные составляющие в отдельности. Эффективное функционирование рынка товаров и услуг обеспечивается развитой системой оптовой и розничной торговли, деятельностью посреднических фирм, ярмарок, аукционов, товарных бирж.

Финансовый рынок предполагает наличие разветвленной сети банковских и страховых компаний, вне банковских инвестиционных фондов, а также деятельность фондовой биржи.

Рынок труда обслуживают различные фирмы, агентства, ассоциации, службы по трудоустройству, биржи труда.

Рынок информации обеспечивают юридические учреждения, информационные центры, рекламные агентства, консалтинговые и аудиторские фирмы и т. д.