Тема 4. Принципы рынка и рыночная инфраструктура
Рынок как система базируется на следующих принципах:
– свобода выбора;
– свобода предпринимательства;
– многообразие форм собственности и хозяйствования;
– конкуренция;
– личный интерес;
– государственное регулирование экономических процессов.
Свобода выбора – главный принцип рыночной экономики, который представляет свободный потребительский выбор, свободу хозяйствующим субъектам производить товары и услуги в соответствии с требованиями рынка.
Свобода предпринимательства – это право фирм и компаний использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать.
Современная экономика выделяет следующие формы собственности: частную, государственную, акционерную, коллективную и т. д.
Конкуренция – неотъемлемый принцип рынка, без которой не может быть рыночной экономики. Конкуренция – это состязательность на рынке большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия.
Личный интерес – это получение максимальной прибыли.
Государственное регулирование направлено на обеспечение сохранности конкурентной среды, предотвращение господства на рынке и в обществе олигархических кланов, беззакония и произвола.
Рыночная инфраструктура представляет собой:
– комплекс организационных и правовых норм, которые способствуют движению товаров и услуг на рынке;
– совокупность организаций и институтов, обслуживающих рынок.
Рыночная инфраструктура обслуживает рынок в целом и его структурные составляющие в отдельности. Эффективное функционирование рынка товаров и услуг обеспечивается развитой системой оптовой и розничной торговли, деятельностью посреднических фирм, ярмарок, аукционов, товарных бирж.
Финансовый рынок предполагает наличие разветвленной сети банковских и страховых компаний, вне банковских инвестиционных фондов, а также деятельность фондовой биржи.
Рынок труда обслуживают различные фирмы, агентства, ассоциации, службы по трудоустройству, биржи труда.
Рынок информации обеспечивают юридические учреждения, информационные центры, рекламные агентства, консалтинговые и аудиторские фирмы и т. д.