Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1 ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОДОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Экономика и система экономических наук. Уровни экономики
1.2 Предмет и функции экономической теории
1.3 Методы экономического исследования
Основные понятия и термины: определение экономики, проблемы экономики, основные уровни, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мировая экономика, предмет экономики, функции экономики, методология экономической теории, экономические категории, экономический закон.
1.1 Термин «экономика» имеет греческое происхождение и происходит от двух слов: «oikos» – дом, хозяйство; «nomos» – учение, правила, законы. В современном мире это понятие имеет несколько значений:
1. Совокупность экономических отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей;
2. Определенный рынок со всеми его отраслями, видами производства;
3. Состояние того или иного хозяйствующего субъекта, которое может быть оценено целым рядом критериев и показателей;
4. Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
Экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни.
Экономика не может существовать отдельно от других наук и одновременно служит для них фундаментом. Так, экономическая теория тесно граничит с историей развития общества, экономической географией, демографией и др. В то же время она стала основой всех отраслевых наук (экономики сельского хозяйства, экономики строительства, экономики промышленности и т. д.) и фундаментальных (бухгалтерского учета, основ денежного обращения и кредита, финансов, статистики и т. д.).
В основе исследования экономики лежат такие проблемы, как экономические ресурсы и их использование, ценообразование и денежные доходы, безработица и инфляция, проблема спроса и предложения, мирохозяйственные связи и т. д. Но необходимо подчеркнуть, что одна из основных проблем науки – это организация экономики и ее регулирование на всех уровнях.
Экономическая теория рассматривает развитие экономики на четырех уровнях, логически связанных и взаимообусловленных: микроэкономика – это экономика фирм, домохозяйств или отдельного человека; мезоэкономика (медиум) – это экономика определенного пространства (территории): региона, области, города, округа, района и т. д.; макроэкономика – это экономика вообще и в то же время экономика каждой отдельной страны (России, США, Китая, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и т. д.); мировая экономика – это экономика всех стран вместе взятых. Она исследует экономические проблемы или во всемирном хозяйстве в целом (глобальная экономика), или на уровне объединения отдельных стран (экономика в рамках Европейского союза).
1.2 Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлении внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением и экономика, которая имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками.
Во-первых, экономика связана с деятельностью людей и в силу этого является общественной, социальной наукой.
Во-вторых, экономические действия и, следовательно, экономика прямо связаны с экономическими интересами и идеологией. Это ставит перед экономикой задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и т. д.
В-третьих, в силу прямой связи экономики с экономическими интересами людей экономическую теорию интересуют не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации этих решений при учете социально справедливого распределения продуктов и благ, признаваемого обществом.
Предметом экономики является изучение хозяйственной жизни общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.
Из многочисленных функций экономики выделяют следующие:
1. Эмпирическая функция говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. – опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами;
2. Теоретическая функция проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций;
3. Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой;
4. Практическая функция заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социальноэкономических программ для проведения эффективной политики государства, т. к. жить днем сегодняшним в экономике невозможно, для устойчивого функционирования экономики необходимо уметь смотреть вдаль;
5. Критическая функция дает критическую оценку имеющейся информации, выбрать из нее то нужное, правильное, которое даст возможность получить желаемые результаты.
1.3 Методология экономики – это наука о методах изучения экономических явлений, происходящих в обществе.
Экономика широко применяет следующие методы научного познания:
1. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Для получения нужной информации, выявления общего понятия нам необходимо отвлекаться от явлений случайных, временных. Одновременно необходимо выявлять явления постоянные, типичные.
2. Анализ предполагает изучение явления по его составным частям, т. е. расщепление единого целого на составные части.
3. Синтез представляет собой метод познания явления или предмета как единого целого, объективно отражающий все внутренние связи и взаимодействия составных частей.
4. Индукция – это логическое умозаключение, при котором общие выводы делаются на основе отдельных фактов.
5. Дедукция – это понятие, противоположное индукции, метод, позволяющий на основании общих положений делать выводы о тех или иных частных, конкретных экономических явлениях.
Экономический закон – это повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи и отношения между экономическими явлениями.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение экономики.
2. Что изучает современная экономическая теория?
3. Перечислите и раскройте уровни экономики.
4. Сформулируйте предмет экономической теории.
5. Перечислите и раскройте основные функции экономической теории.
6. Какие методы использует современная экономическая наука?
7. Дайте определение экономического закона.
Тест
1. Предметом изучения микроэкономики являются…
а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм;
б) конкурентная борьба как основа бизнеса;
в) формирование совокупного спроса и предложения;
г) развитие экономической системы.
2. Предметом изучения макроэкономики являются…
а) вопросы индексации заработной платы работников бюджетной сферы;
б) курс евро на межбанковской валютной бирже;
в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Буревестник»;
г) динамика роста ВВП.
3. П. Самуэльсон определяет предмет экономической науки следующим образом:
а) экономика предполагает анализ богатства, а также является частью изучения человека;
б) экономическая наука изучает все, что связано с материальным и нематериальным богатством, которое может быть измерено в денежной форме;
в) это наука об использовании ограниченных производственных возможностей, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей;
г) это наука о взаимодействии производительных сил и производственных отношений;
д) экономическая теория является искусством.
4. Экономическая теория – это наука…
а) о богатстве;
б) использовании ограниченных ресурсов;
в) поведении людей в экономике.
5. Экономическая теория структурно не включает…
а) микроэкономику;
б) макроэкономику;
в) мезоэкономику;
г) мегалоэкономику;
д) мировую экономику.
6. Наиболее приемлемым в русском языке термином для обозначения экономической науки является…
а) политическая экономия;
б) экономикс;
в) экономика;
г) экономическая теория;
д) плутология.
7. Микроэкономика представляет собой…
а) особую науку;
б) раздел науки, в рамках которого изучается экономическая деятельность небольших хозяйственных субъектов;
в) раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики;
г) искусство накопления денег и имущества;
д) нормативную экономическую теорию.
8. Сфера исследования экономической теории – это…
а) экономическая среда;
б) экономические явления;
в) поведение субъектов.
9. Объект исследования экономической теории – это…
а) экономическая среда;
б) домашнее хозяйство;
в) экономические явления.
10. Понятие «homo economicus» означает…
а) абстрактного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;
б) абстрактного человека, который в любой ситуации старается уменьшить свой доход и увеличить расходы;
в) абстрактного человека, который в отдельных ситуациях старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;
г) конкретного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;
д) разумного человека.
11. Наука о том, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов, – это…
а) позитивная экономика;
б) информатика;
в) нормативная экономика.
12. Содержанием экономической политики правительства на микроуровне является…
а) стремление к полной занятости населения;
б) обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики;
в) эффективное использование ограниченных ресурсов;
г) обеспечение стабильности цен;
д) управление валютным курсом;
е) проведение разумной фискальной политики;
ж) достижение равновесного платежного баланса;
з) обеспечение экономического роста.
13. Под индукцией понимается…
а) проведение эксперимента;
б) конструирование системы законов и категорий;
в) выведение теории из фактов;
г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.
14. Индукцию также называют…
а) логическим методом;
б) гипотетическим методом;
в) эмпирическим методом;
г) иммерсионным методом;
д) методом наименьших квадратов.
15. Дедукция, или логический метод, предполагает…
а) переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
б) предварительное изучение фактов;
в) мысленное разделение предмета на составные части;
г) соединение частей в единое целое;
д) выявление общего и особенного в анализируемом явлении или объекте.
16. Анализ – это…
а) соединение различных элементов в единое целое;
б) разделение исследуемого предмета на составные части;
в) изучение исследуемого предмета на микроуровне.
Ответы на тесты по теме 1
Литература: 1, 2, 3, 5, 11, 19, 22, 23.
Тема 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1 Истоки и зарождение экономики
2.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
2.3 Классическая политическая экономия и физиократия
2.4 Марксизм
2.5 Неоклассическое направление и кейнсианство
2.6 Российская экономическая школа и ее специфика
Основные понятия и термины: меркантилизм, физиократизм, камералистика, протекционизм, «невидимая рука», австрийская школа, маржинализм, кейнсианство, неоклассическое направление, марксизм, «экономикс».
2.1 Экономическая мысль возникла в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития.
Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции и Древнем Риме. Первыми экономистами можно считать греческих ученых Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Первые школы в истории экономической мысли связаны с меркантилистами и физиократами.
2.2 Меркантилисты (Томас Ман, Антуан де Монкретьен и др.) выражали интересы торговой буржуазии. Основные идеи меркантилистов заключаются в следующем: главным богатством общества являются деньги, сокровища (золото, серебро); источником этого богатства служит сфера обращения (внешняя торговля и денежный оборот); государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправленно помогая обогащению нации.
Принято различать ранний (ХV-ХVI века) и поздний (ХVIХVIII века) меркантилизм.
2.3 Физиократы (Пьер Буагильбер, Франсуа Кенэ и др.) источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство – первоисточник развития всей экономики, сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт», то есть все необходимые человеку жизненные блага). Промышленность же и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая, не принося ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия.
Из всех физиократов выделяется Ф. Кенэ. Он считается основателем и главой школы физиократов. В 64 года он написал главный свой труд по политической экономии «Экономические таблицы» (1758), где была сделана первая попытка анализа на уровне макроэкономики. В которой показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределялся между классами: производительным (лица, которые заняты в сельском хозяйстве – фермеры и сельские наемные работники); бесплодным (в промышленности) и собственниками (земледельцы и король).
Учение физиократов было развито представителями классической школы политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Ее заслуга состоит в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства в материальное производство и разработке начал теории трудовой стоимости.
Вильям Петти вошел в историю прежде всего как создатель науки социальной статистики, которую он назвал «политическая арифметика». Он разделял многие взгляды меркантилистов. Он считал, что богатство страны определяется ее долей в мировом экспорте и что наиболее выгодными производствами являются те, которые способствуют накоплению в стране золота и серебра. Однако в 1662 году в «Трактате о налогах и сборах» Петти заявляет, что источником богатства является труд и которого назвали « Колумб политической экономии». Ему принадлежит знаменитая формула «природа – мать, труд – отец богатства».
А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты. За счет прибавочной стоимости они расплачиваются за банковский процент, за аренду земли у землевладельцев и получают личный доход.
Следующий значительный этап в развитии экономической теории – это утопический социализм и марксизм. Утопический социализм (Т. Мор, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн) – это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах.
2.4 Марксизм опирался на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский утопический социализм, продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества.
В конце XIX в. вышла в свет книга А. Маршалла «Принципы экономики», которая положила начало новому этапу в развитии экономической теории, связанному с поиском средств стабилизации капитализма, устранением его пороков и регулированием экономики.
2.5 Основными современными направлениями экономики как экономической науки являются: неоклассическое, изучающее закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях свободной конкуренции; неокейнсианское, сложившееся в 50-е гг. XX в. и явившееся средством воплощения в жизнь идей кейнсианства о макроэкономическом государственном регулировании экономики; неоклассического синтеза, определяющее стратегию регулирования экономики в условиях монополизированной экономики; институционально-социологическое, учитывающее не только экономические, но и ряд других факторов (техника, обычаи, правовые и общественные институты, этические нормы поведения людей и др.).
2.6 Российская экономическая мысль является важнейшей составной частью мировой экономической науки. Формирование российского рынка, создание мануфактур инициировало возникновение и развитие экономической мысли в России, начало которой положили А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов.
Среди наиболее выдающихся экономистов советского периода следует выделить таких ученых, как Л.И. Абалкин, А.А. Арзуманян, С.М. Меньшиков, Э.П. Плетнев и др.
В период перестройки экономики России чрезвычайно известными стали такие экономисты, как Г. Явлинский, Е.Гайдар, Р. Хазбулатов, Д. Львов, Н. Петраков, П. Бунич, Н. Шмелев и др.
Вопросы для самопроверки
1. Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической теории. Почему Аристотеля называют первым экономистом?
2. Кто являются представителями меркантилизма и в чем заключаются их основные идеи?
3. В чем вы видите отличие физиократов от меркантилистов?
4. Назовите представителей физиократии и их основные идеи.
5. Каковы заслуги классической школы политической экономии?
6. Назовите заслуги К. Маркса, сделавшие его одним из трех величайших экономистов мира.
7. Перечислите представителей российской экономической школы.
Тест
1. Меркантилизм выражал интересы…
а) крестьянства;
б) торговой буржуазии;
в) промышленной буржуазии.
2. Меркантилисты отождествляли богатство…
а) с золотыми деньгами;
б) бумажными деньгами;
в) товарами и услугами.
3. К мерам экономической политики меркантилистов не принадлежит…
а) создание торговых монополий;
б) развитие посреднической торговли;
в) стимулирование импорта;
г) премии за экспорт.
4. Термин «физиократизм» означает власть…
а) государства;
б) денег;
в) природы.
5. Физиократы считали богатством…
а) деньги;
б) продукты промышленности;
в) продукты земли.
6. Труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» принадлежит…
а) А. Смиту;
б) Д. Рикардо;
в) С. Милю.
7. Начала теории трудовой стоимости были заложены…
а) марксистской теорией;
б) классической школой политической экономии;
в) физиократами.
8. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал…
а) свободную конкуренцию;
б) государственное регулирование;
в) налоги.
9. Главными инструментами государственного регулирования экономики Д.М. Кейнс считал…
а) государственные расходы и налоги;
б) цены;
в) экспорт.
10. Кейнсианская теория – это теоретическое обоснование…
а) свободной конкуренции;
б) государственного регулирования;
в) рыночной экономики.
Ответы на вопросы по теме 2
Литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 19, 20.
Тема 3 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
3.1 Сущность экономических потребностей
3.2 Экономические ресурсы и факторы производства
3.3 Стадии движения общественного продукта
Основные понятия и термины: производство, материальное производство, нематериальное производство, потребности, производственные потребности, предметы потребления, услуги, блага, ресурсы, факторы производства, труд, прибавочный труд, необходимый труд, интенсивность труда, производительность труда, земля, капитал, средства труда, предметы труда, предпринимательская способность, распределение, обмен, потребление, воспроизводство, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство.
3.1 Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ (услуг). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т. д.).
В любом обществе производство служит в конечном счете удовлетворению потребностей.
Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности можно разделить на: первичные (низшие) и вторичные (высшие); абсолютные и действительные; рациональные и нерациональные; текущие и перспективные; общественные и личные.
К предметам потребления относятся товары, удовлетворяющие личные, или индивидуальные, потребности. Предметы потребления делятся на предметы кратковременного пользования (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т. д.) и долговременного пользования (жилые дома, мебель, музыкальные центры, автомобили и т. д.), а также на предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей.
Благо – это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность. В экономической литературе блага подразделяются на: материальные и нематериальные; экономические и неэкономические; общественные и необщественные; настоящие и будущие; прямые и косвенные; долговременные и краткосрочные и т. д.
3.2 Экономические ресурсы – это элементы, необходимые для производства и реализации вновь созданных товаров и услуг. Все ресурсы в современной экономической теории подразделяются на четыре основные группы.
1. Природные ресурсы – это дары природы. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые, восстанавливаемые (леса, земельные угодья) и невосстанавливаемые (нефть, газ, большинство полезных ископаемых).
2. Инвестиционные ресурсы (капитал) включают в себя производственные площади, энергетические мощности, систему складских и транспортных средств, сеть сбытовых организаций.
3. Важнейшим элементом жизненной среды являются трудовые ресурсы, которые включают в себя население страны в трудоспособном возрасте.
4. Под предпринимательским ресурсом понимаются организационные и управленческие способности, необходимые в производстве товаров и услуг. Основной ролью предпринимателя является объединение природных, человеческих ресурсов и капитала.
Факторы производства – это ресурсы, используемые в определенном объеме в процессе производства. Выделяет четыре основные группы факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательство.
3.3 Экономическая деятельность людей – это процесс, совершающийся между людьми и природой с целью производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта.
Производство есть процесс создания полезного продукта. Это исходная стадия.
Распределение означает определение доли каждого человека в произведенном продукте.
Обмен – это процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Распределение и обмен органично связаны с производством, они являются звеньями одной цепи.
Потребление представляет собой использование созданных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление является заключительной фазой использования продукта.
Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой воспроизводство общественного продукта. Простое воспроизводство – это производство в неизменных размерах. Расширенное воспроизводство – это производство в увеличенных размерах.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение производства. В чем разница между материальным и нематериальным производством?
2. Дайте определения потребностям и благу. Их классификация.
3. Что такое экономические ресурсы? Раскройте их основные группы.
4. Назовите основные факторы производства.
5. Перечислите и раскройте стадии движения общественного продукта.
6. Что такое воспроизводство?
7. В чем разница между простым и расширенным воспроизводством?
Тест
1. Ограниченность означает, что…
а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;
б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;
в) люди мало производят и много потребляют.
2. Ограниченность – это проблема, которая…
а) существует только в бедных семьях;
б) есть только в бедных семьях;
в) есть у всех людей и обществ;
г) никогда не возникает в богатых семьях.
3. «Экономическими» благами являются (да, нет)…
а) выпеченный хлеб;
б) деревья в лесу;
в) мебель в магазине;
г) уголь в недрах земли.
4. Воспроизводство – это…
а) единичный акт движения продукта по фазам производства, распределения, обмена и потребления;
б) постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства.
5. Потребности – это…
а) отношение потребителя и продавца;
б) желание, необходимость в чем-либо;
в) покупательная способность.
6. Главная цель производства состоит…
а) в получении максимальной прибыли;
б) удовлетворении потребностей;
в) увеличение объема выпуска.
7. Марксистская теория характеризует производство как процесс взаимодействия…
а) земли, капитала и труда;
б) финансового и производственного капитала и труда;
в) вещественного и личного факторов.
8. Капитал в экономической теории – это…
а) финансовые ресурсы;
б) заемные и наличные денежные средства;
в) инвестиционные ресурсы.
9. Какое из предложений является верным?
а) Появление потребностей обусловлено производством;
б) потребности являются побуждающим мотивом производства.
10. Общим свойством экономических ресурсов является их…
а) ограниченное количество;
б) полезность;
в) ценность.
11. Первичные потребности…
а) отличаются жесткостью, неэластичностью;
б) включают физиологические потребности и потребности в безопасности;
в) как правило, должны быть удовлетворены в первую очередь.
Ответы на вопросы по теме 3
Литература: 1, 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17, 18, 22.
Тема 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ИХ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
4.1 Понятие экономической системы
4.2 Основные типы экономической системы
Основные понятия и термины: система, экономическая система, формационный подход, способ производства, цивилизованный подход, традиционная экономическая система, плановая экономика, рыночная экономика, смешанная экономическая система.
4.1 Система – это упорядоченное множество компонентов, находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом.
Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т. е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий.
4.2 Все экономические системы можно подразделить на четыре вида.
Традиционная экономическая система – это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.
Для стран с традиционной экономикой характерна многоукладность, т. е. существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натуральнообщинное хозяйство – на общинной форме собственности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников – на мелкой частной собственности.
Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.
Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.
В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.
Смешанная экономическая система. В современных условиях ни в одной развитой стране не существует чисто рыночных отношений, всюду функционирует смешанная экономика. В современном национальном хозяйстве наблюдается многообразие форм собственности и видов предпринимательства: рыночного, корпоративного, государственного, международного. Государство в смешанной системе выступает как органичный элемент данной системы и как гарант существования и функционирования всей системы.
Современная экономическая система представляет собой широкое разнообразие смешанных типов и моделей, причем в основе их функционирования лежит рыночный механизм.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение экономической системы.
2. Назовите основные типы экономических систем.
3. Назовите главные признаки классификации экономических систем.
4. Раскройте особенности традиционной экономики.
5. Перечислите основные черты, присущие плановой экономики.
6. В чем заключается особенность рыночной экономики?
7. Раскройте специфику и общие черты в моделях смешанной экономики разных стран.
Тест
1. Система – это…
а) смена стадий экономического роста;
б) взаимодействие различных элементов;
в) упорядоченная совокупность элементов.
2. Экономическая система общества представляет собой…
а) сложную систему;
б) многоуровневую систему;
в) развивающуюся систему.
3. Структура экономической системы – это…
а) совокупность элементов;
б) уровни элементов;
в) стадии развития системы;
г) связи между элементами системы.
4. Экономическая система является объектом изучения…
а) микроэкономики;
б) макроэкономики;
в) мировой экономики.
5. Экономическая система общества изучается…
а) в микроэкономике;
б) макроэкономике.
6. Элементами экономической системы общества являются…
а) предприятия, отрасли, группы отраслей, сферы производства;
б) производство благ и производство услуг;
в) материальное и нематериальное производство;
г) производительные силы и производственные отношения;
д) национальная экономика, система экономических отношений и отношений.
7. Какая из перечисленных систем не существует?
а) Командная;
б) смешанная;
в) чисто капиталистическая;
г) традиционная.
8. Система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства – это…
а) командная экономика;
б) рыночная экономика;
в) смешанная экономика;
г) традиционная экономика.
9. Основными признаками традиционной экономики являются…
а) приоритет сферы услуг;
б) господство крупной частной собственности;
в) использование новейших технологий в экономике.
10. Для командной плановой экономики характерны…
а) ориентация производителей «на карман» потребителей;
б) централизованное планирование;
в) государственная система ценообразования.
11. Признаками рыночной экономики являются…
а) конкуренция;
б) централизованное планирование;
в) частная собственность;
г) господство государственного уклада.
12. Смешанная экономика – это…
а) социальная экономика;
б) рыночная экономика;
в) переходная экономика;
г) плановая экономика;
д) экономическая система, содержащая элементы всех перечисленных понятий.
Ответы на вопросы по теме 4
Литература: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 15, 17, 18, 20, 21.
Тема 5 ПРОБЛЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ
5.1 Понятие производственных возможностей
5.2 Кривая производственных возможностей
Основные понятия и термины: производственные возможности, альтернативные издержки, модель кривой производственных возможностей.
5.1 Производственные возможности – это то максимальное количество товаров и услуг (в определённом их наборе), которое может быть одновременно произведено за данный период, при данных ресурсах и технологиях.
Количество одного товара, которым нужно пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками.
Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства.
Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Суть рационального поведения – минимизация затрат и максимизация выгоды.
5.2 Для решения основных экономических вопросов – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (КПВ). Например, известно, что каждая экономика производит две большие группы продуктов: средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). На нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и масло (таблица 1).
Если все ресурсы, которыми располагает общество израсходовать на производство только масла, то можно получить его максимальное количество (5 млн. кг) или, используя те же ресурсы можно, изготовить 15 тыс. шт. станков. Но общество нуждается и в масле, и в станках. Чтобы иметь и то, и другое общество должно снизить производство и масла, и станков до уровня ниже максимального, т. е. общество должно искать так называемый альтернативный вариант, возможности (рисунок 5.1).
Таблица 1 – Шкала производственных возможностей
Соединив точки А и Е, получим кривую производственных возможностей. Она говорит о том, что общество должно выбирать между станками и маслом путем перераспределения ресурсов. В данном варианте мы видим, что можно произвести 8 тыс. шт. станков и 3 млн. кг масла одновременно из наличия имеющихся ресурсов.
Рисунок 5.1 – Кривая производственных возможностей
Если, например, общество найдет дополнительные ресурсы, то оно может увеличить производство и станков, и масла. При наличном максимальном уровне производственных возможностей общество не в состоянии одновременно увеличить производство и станков, и масла и переместиться в точку В. Поэтому эту кривую часто называют границей производственных возможностей.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое производственные возможности?
2. Дайте определение альтернативных издержек.
3. В чем заключается сущность модели кривой производственных возможностей?
4. Что представляет собой кривая границы производственных возможностей?
Тест
1. Каждая точка кривой производственных возможностей представляет собой…
а) максимально возможный объем производства двух продуктов при любых вариантах затрат ресурсов;
б) максимально возможный объем производства двух продуктов при данных ресурсах;
в) максимально возможный объем производства любого количества продуктов при данных ресурсах.
2. Точка вне кривой производственных возможностей означает, что…
а) ресурсы общества используются неэффективно;
б) производство данного варианта невозможно при данных ресурсах;
в) ресурсы используются рационально.
3. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется…
а) ограниченностью ресурсов;
б) падением эффективности;
в) существованием вмененных издержек.
4. Если количество применяемых ресурсов увеличивается, то…
а) кривая производственных возможностей изменит свою траекторию;
б) сдвинется влево;
в) сдвинется вправо.
5. В сфере внешней торговли возможна ситуация потребления товаров вне кривой производственных возможностей в том случае, если…
а) существует торговый дефицит;
б) импорт превышает экспорт;
в) существует торговый баланс.
6. Вмененные (альтернативные) издержки появляются тогда, когда…
а) существует множество вариантов решения какого-либо вопроса;
б) необходимо сделать выбор из множества альтернатив;
в) выбор из множества альтернатив уже сделан.
7. Вмененные издержки обучения в институте включают…
а) плату за обучение;
б) все возможные доходы, которые бы мог получить студент при альтернативных вариантах использования своего труда;
в) денежные средства на питание, одежду и развлечения в течение 5 лет.
Ответы на вопросы по теме 5
Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 16, 20, 21, 23.
Тема 6. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
6.1 Собственность как экономическая система
6.2 Правовые отношения собственности
6.3 Классификация собственности
Основные понятия и термины: собственность, субъект собственности, объект собственности, присвоение, отчуждение, гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, владение, пользование, распоряжение, государственная собственность, частная собственность.
6.1 «Собственность» – это обладание вещью как личным достоянием. Под собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. Собственность же в юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, которые устанавливает государство в обязательном порядке для всех граждан. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.
Объект собственности – это то, чем мы владеем. Прежде всего, это средства производства и продукты труда, результаты интеллектуальной деятельности человека в сфере науки, производства, искусства, литературы и т. д. (имущество).
Субъекты собственности – это те, кто владеет объектами собственности и использует их, распоряжается ими и присваивает продукты труда. В роли субъектов собственности могут выступать государство или отдельные его органы, коллективы, отдельные граждане, семьи.
Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:
Конец ознакомительного фрагмента.