Вы здесь

Экономика. Конспект лекций. Раздел второй. Микроэкономика (И. В. Липсиц)

Раздел второй. Микроэкономика

Лекция 2. Ограниченность ресурсов и ее влияние на экономические механизмы человечества

Ограниченность ресурсов

Природа человека такова, что его желания и потребности постоянно возрастают. Например, вашим прадедушкам и прабабушкам верхом счастья казалась отдельная комната в коммунальной квартире (ведь там есть водопровод и туалет не во дворе). Ваши деды и бабушки мечтали уже об отдельном жилье и радовались квартирам в панельных пятиэтажках. А сегодня по всей стране люди с высокими доходами строят для себя загородные дома, а самые богатые считают, что достойное жилье – виллы в курортных районах или за рубежом.

Но экономическая наука фиксирует не просто линейный рост объема одних и тех же потребностей. Дело еще и в том, что со временем у людей появляются и потребности в благах совершенно новых типов (скажем, у тех, кто жил в XIII в., не возникало потребности в телевизоре, а сегодня без него трудно представить себе современную жизнь).

Определить границы человеческих потребностей настолько сложно, что в целом можно считать их безграничными.

Иначе обстоит дело с возможностями удовлетворения этих потребностей. Мы уже выяснили, что объем производственных ресурсов, которые человечество может использовать для удовлетворения своих потребностей, достаточно жестко ограничен. Важно подчеркнуть, что мы говорим об ограниченности именно в экономическом, а не чисто физическом смысле.

Известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд т нефти и к 2030 г. будет исчерпано 80 % этих запасов. Это информация лишь о физической ограниченности данного ресурса. Если бы он был людям не нужен, то нас бы совершенно не волновала его физическая ограниченность (никто же не тревожится по поводу мировых запасов песков в пустынях!).

Однако люди активно используют нефть как сырье для производства топлива и химических материалов. И если бы нефть имелась у всех стран мира и была столь же доступна, как воздух или солнечный свет, то масштабы ее потребления были бы неизмеримо больше, чем сегодня. Но для добычи дополнительного объема нефти из недр Земли в тех странах, где ее месторождения имеются, необходимо потратить массу других ограниченных ресурсов:

• электроэнергию для бурения скважин или выкачивания нефти из глубин месторождения;

• труд нефтяников;

• металл, из которого изготавливают нефтяное оборудование и трубы нефтепроводов;

• капитал в форме оборудования для извлечения нефти из недр и т. д.

Следовательно, нефть достается только тому, кто либо сам обладает всеми этими ресурсами, либо способен заплатить за то, чтобы другие эту нефть добыли и доставили ему.

Вот почему экономическую проблему образует не физическая, а экономическая ограниченность ресурса. Под экономической ограниченностью мы понимаем:

• недостаточность предложения ресурса относительно потребностей людей;

• необходимость для получения этого ресурса осуществить затраты иных – столь же ограниченных – ресурсов (напрямую или путем оплаты затрат, осуществленных другими людьми и фирмами).

Таким образом, хозяйственная деятельность человечества несколько напоминает вечное перекраивание тришкина кафтана – чтобы удовлетворить одну потребность, приходится изымать ресурсы из сферы удовлетворения других. Конечно, благодаря росту возможностей и объема используемых ресурсов человечество постоянно увеличивает размер своего «кафтана» и потому чувствует себя в нем все лучше и лучше.

Но проблема распределения ограниченных ресурсов между соперничающими за право их получения сферами использования (сферами создания различных благ) остается по-прежнему актуальной.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

Раз ресурсы ограниченны, а потребность в благах – нет, то человечество в мире экономики постоянно сталкивается с необходимостью делать выбор: на что тратить ограниченные ресурсы, т. е. как их использовать наиболее рационально.

Рационально в том смысле, чтобы из ограниченных ресурсов получить как можно больше именно тех благ, которые людям нужны и за которые они способны заплатить. Необходимость решения именно этой задачи породила прогресс науки и техники, совершенствование способов координации деятельности людей в процессе производства и распределения – все то, что называется экономическим развитием или хозяйственным прогрессом цивилизации.

Несмотря на то что человечество смогло добиться такого прогресса и резко увеличить объемы производства материальных благ, и сегодня по-прежнему трудно представить, что когда-нибудь станет возможным удовлетворить все потребности всех людей в полном объеме. А дефицит ресурсов остается все такой же острой проблемой для неуклонно растущего населения планеты Земля.

Мы уже упоминали выше, что человечество удовлетворяет свои потребности за счет благ двух видов:

1) даровых (природных);

2) экономических.

Даровые блага отличаются тем, что их объем больше потребностей людей, а потребление их одними не приводит к их нехватке для других. Примерами даровых благ являются воздух (хотя и он способен превратиться в экономическое благо, если, скажем, для его очистки и охлаждения в помещении установить кондиционер), солнечный свет, ветер, дожди, орошающие посевы, и т. п.

Но большинство благ, которые нужны людям, в прямом виде в природе не встречается, а значит, их необходимо изготавливать специально. При этом масштабы изготовления обычно меньше, чем текущие потребности в этих благах (например, в России построить такое количество благоустроенного жилья, чтобы обеспечить им всех, кто живет в обветшавших зданиях, практически невозможно не только за год, но и за несколько лет).

Такие ограниченные по отношению к объему потребности блага принято называть экономическими. Термин «экономические блага» обязан своим рождением тому факту, что расширение масштабов производства именно этих благ является основной заботой всей экономической системы цивилизации.

Ограниченные (экономические) блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, которые могут быть созданы лишь путем затраты факторов производства и получены, как правило, лишь на основе обмена.

Соответственно исследование последствий, вызванных ограниченностью экономических благ, и способов, позволяющих использовать ограниченные ресурсы наилучшим образом, стало основной проблемой для экономической науки.

Основные последствия ограниченности ресурсов

Особая сложность в организации экономической деятельности связана с тем, что подавляющее большинство ресурсов универсально. Это значит, что они могут быть использованы для изготовления самых различных благ. Из одной и той же железной руды можно изготовить сталь для космического корабля и жесть для крыши садового домика. На одном и том же участке земли можно построить клинику или казино. Один и тот же человек может овладеть специальностью повара или слесаря и т. д. Но при этом один и тот же объем ресурса не может быть использован даже дважды – выбирая какой-то вариант его использования, приходится от всех остальных отказываться.

Но раз желания людей всегда безмерно разнообразны, а экономические ресурсы в любой момент времени ограниченны и могут быть использованы для производства множества разнообразных благ только альтернативно (либо-либо), то весь строй экономической жизни человечества определяется двумя обстоятельствами:

1) ограниченные блага и ресурсы для их производства необходимо каким-то образом распределить между всеми, кто в них заинтересован;

2) выбор любого варианта распределения (использования) ограниченных благ и ресурсов для их производства означает, что все остальные варианты просто отбрасываются – реализовать их становится невозможно.

Эти два обстоятельства побуждают людей вновь и вновь сопоставлять различные варианты использования ограниченных ресурсов и искать способы распределять их между бесчисленными видами своих потребностей самым лучшим образом. Соответственно экономическая наука ищет методы выбора оптимальных способов организации хозяйственной деятельности с использованием ограниченных ресурсов и тем самым помогает людям совершать такой выбор с минимальным количеством ошибок.

Человечество перепробовало разные способы решения этой проблемы и соответственно организации экономической деятельности. С некоторым упрощением можно выделить четыре основных способа распределения ограниченных ресурсов и благ:

1) на основе насилия по принципу «права сильного»;

2) на основе нормирования и внеэкономических принципов (по карточкам, «визиткам» жителей данного города, принадлежности к той или иной общественной группе);

3) по принципу очереди – благо достается тому, кто раньше встал в очередь за ним;

4) на основе экономического соревнования, называемого чаще конкуренцией.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Исторически человечество начало поиски способа распределения ограниченных ресурсов с реализации «права сильного», пришедшего к нам из мира животных (именно так делится добыча в стае обезьян или волков – лучший кусок достается физически наиболее сильной особи, т. е. вожаку).

Поскольку польза, которую человек приносит обществу, уже давно напрямую не связана с его физической силой, людям пришлось искать другие способы распределения благ. Это привело человечество к принципу экономической соревновательности (конкуренции), когда производственные ресурсы и жизненные блага достаются тому, кто способен доказать свое право на них экономическими аргументами (например, способностью заплатить продавцу больше, чем остальные).

Вся жизнь в мире экономики построена сегодня именно на основе конкуренции, т. е. постоянного соревнования за право получить тот или иной вид ресурсов в свою собственность.

В борьбе за одно и то же рабочее место с высоким уровнем оплаты люди конкурируют друг с другом, выдвигая в качестве конкурентных преимуществ опыт или квалификацию. Фирмы, производящие сходные товары, конкурируют за деньги покупателей, выдвигая в качестве аргументов достоинства своей продукции. Покупатели, желающие купить модную новинку, поставляемую на рынок пока в ограниченном количестве, конкурируют за право стать ее владельцем, предлагая продавцам более высокую плату, и т. д.

Достоинства конкуренции состоят в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов всех видов (производственных и потребительских) в зависимость только от одного – наличия суммы денег, достаточной, чтобы эти ресурсы купить. Рыночная экономика позволяет бороться за ее получение – и соответственно за доступ к ограниченным благам – в идеале каждому человеку или каждой фирме. Это исключает (или, по меньшей мере, сильно ограничивает) внеэкономическую дискриминацию, когда ограниченные (дефицитные) ресурсы и блага достаются либо только начальникам, либо тем, кто ухитрился первым занять очередь. Например, фирма может победить в конкурентной борьбе за ограниченные денежные средства покупателей, если создаст товар с лучшими свойствами или научится изготавливать его с меньшими затратами, что позволит продавать его дешевле, чем у конкурентов. В конкуренции же покупателей за дефицитный товар побеждает тот, кто сумел стать особенно ценным работником с высокой зарплатой. Таким образом, этот человек может предложить за дефицитный товар наивысшую цену и получить его, выиграв конкуренцию у других покупателей.

Конечно, и этот способ организации экономической жизни тоже не лишен недостатков. В частности, конкуренция способна порождать чрезмерные различия в уровнях благосостояния граждан, и потому издавна раздавались призывы заменить этот принцип распределением «по справедливости», что чаще всего понималось большинством людей как распределение «поровну».

В наиболее крупных масштабах попытка создать всеобъемлющую систему распределения «по справедливости» была предпринята как раз в истории нашей страны – в период существования СССР. Увы, вот к чему привела эта система:

1) на место экономического соревнования в распределении благ пришло соревнование простых граждан за то, кто первым займет место в бесчисленных очередях за вечно дефицитными товарами;

2) сформировалась более или менее скрытая система льгот и привилегий в получении товаров, жилья, медицинских услуг для одних категорий граждан (функционеров компартии и высших госчиновников) в ущерб другим.

Анализируя влияние ограниченности ресурсов на выбор любого варианта их распределения, экономисты обнаружили, что основой этого выбора обычно является стремление людей действовать рационально.

Под рациональностью экономического поведения экономисты имеют в виду, что здравомыслящий человек чаще всего выбирает из множества вариантов действий тот, который может принести лично ему большую выгоду, чем остальные (отвергаемые) альтернативы.

В повседневной жизни такой выбор наиболее выгодной линии поведения мы делаем чаще всего неосознанно. Но в сфере производства или коммерции, напротив, подобные задачи решаются всегда осознанно, а часто и с применением достаточно сложных математических расчетов и моделей. Именно это в конце концов позволило экономистам сделать некоторые выводы о мотивах поведения человека в сфере хозяйственной деятельности (исследование этих мотивов продолжается и по сей день – уж слишком сложна тема!) и использовать эти выводы для практических рекомендаций государственным чиновникам и руководителям бизнеса.

Мотивы поведения людей в сфере экономики

Исследование логики поведения людей в мире производства, обмена и потребления сегодня является сферой внимания сразу нескольких направлений науки:

• классической экономической теории;

• социологии;

• институциональной экономики;

• нейроэкономики.

Институциональная экономика – отрасль экономической науки, которая изучает влияние на хозяйственную деятельность таких факторов, как законодательство, традиции, обычаи, нравы, культура отношений между людьми.

Нейроэкономика – научное направление, использующее методы социальных экспериментов и аппаратного наблюдения за процессами в мозге человека для выявления реальных механизмов принятия людьми экономических и иных решений.

Целостной и непротиворечивой теории, объединяющей выводы ученых всех этих научных школ, пока еще не создано, и потому для описания мотивов и закономерностей поведения людей в сфере хозяйственной деятельности до сих пор чаще всего используются модели классической экономической теории – не из-за того, что они самые точные, а из-за того, что они пока лучше всего описывают поведение основной массы людей.

В основе этих моделей лежат три понятия:

1) рациональности – человек старается выбрать из многих вариантов поведения тот, который ему кажется самым выгодным для себя;

2) убывающей полезности потребляемых благ – по мере насыщения потребности ценность для человека одних и тех же благ падает;

3) существования цены выбора (альтернативных издержек) – выбор одного варианта использования ограниченных ресурсов делает невозможными все остальные варианты такого использования и соответственно влечет потерю возможной выгоды от них.

Рациональность с точки зрения экономической теории состоит в том, что человек, как правило, старается получить из всех доступных ему вариантов благ именно те, которые принесут лично ему наибольшую возможную выгоду, пользу или наслаждение.

Убывающая полезность, как многие выдающиеся идеи, на первый взгляд кажется совершенно очевидной. Она состоит в том, что человек всегда определяет ценность дополнительно получаемого блага не абстрактно, а с учетом того, обладает ли он уже чем-то подобным, и если да, то в каком количестве. Для большей ясности рассмотрим простейший пример – с пирожными.

Предположим, что, заглянув с друзьями в кафе, вы с удовольствием возьмете к кофе вкусное пирожное. Не исключено, что оно вам так понравится, что вы закажете и второе. Вероятность заказа третьего, четвертого и т. д. пирожных будет уже проблематична (даже для сладкоежек).

Дело в том, что по мере роста числа съеденных вами пирожных начинает действовать универсальная закономерность – относительная ценность каждого нового пирожного (измеряемая доставляемым удовольствием) для вас снижается, а ваши возможности купить на остаток денег еще какие-то блага сокращаются. С одной стороны, на однотипно сладкой пище снижается чувствительность вкусовых рецепторов и соответственно удовольствие от еды. С другой стороны, увеличивая число заказанных пирожных, вы все сильнее истощаете свой кошелек, а значит, сужаете круг тех благ, на приобретение которых хватит оставшихся денег.

Приведенный выше простейший пример показывает, что существует разница между общей и предельной (маржинальной) полезностью благ.

Общая полезность блага – суммарная выгода (польза), получаемая человеком, фирмой или страной от использования всего объема благ определенного типа.

Предельная (маржинальная) полезность блага – выгода (польза), получаемая от дополнительно использованной единицы блага.

Такая полезность называется предельной, потому что она характеризует ту пользу, которую приносит благо, находящееся как бы на пределе, на границе расширяющегося поля потребления. Именно этим объясняется второй вариант названия этой полезности – «маржинальная», так как по-английски слово margin как раз и означает «граница».

Закономерность убывания предельной (маржинальной) полезности относится не только к потребительским благам. Точно так же эта закономерность проявляется в любой сфере, где польза от дополнительной единицы ресурса или блага (найма дополнительных работников, установки дополнительных станков, возведения дополнительных цехов) также начинает неуклонно снижаться, если одновременно не возрастает объем использования ресурсов других видов. Например, сколько бы таксопарк ни нанимал дополнительных водителей, если при этом не приобретать дополнительных автомобилей, отдача от их работы – т. е. доход за оказанные ими услуги по перевозке пассажиров – будет снижаться.

И поэтому человек, фирма, ведущие себя в этом мире рационально, всегда воспринимают добываемые (зарабатываемые, покупаемые, вымениваемые) ими блага не абстрактно, а с учетом следующих факторов:

• насколько уже насыщена их потребность в таких благах;

• каков будет маржинальный вклад нового приобретения в насыщение этой потребности;

• с какой ценой выбора будет сопряжено получение дополнительного количества благ.

Цена выбора (альтернативные издержки). Для лучшего понимания сущности категории «цена выбора» вспомним об ограниченности ресурсов, имеющей к цене выбора самое прямое отношение. Действительно, поскольку все виды экономических ресурсов ограниченны и их не хватает на удовлетворение всех видов человеческих или производственных потребностей, выбор одного варианта использования (расхода) этих ресурсов делает физически невозможными все остальные – альтернативные варианты использования (расхода) тех же ресурсов.

Именно эти, ставшие невозможными варианты экономических решений и те, как бы упущенные блага (например, доходы), которые они могли принести, образуют «плату» за сделанный в итоге выбор. Ценой такого выбора окажется наиболее желанное из отвергнутых (упущенных) благ. Иными словами, это та цена, которую вы как бы платите самому себе за возможность получения выбранного блага.

Цена выбора (альтернативные издержки) – ценность для человека или фирмы наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов. Понятие цены выбора на самом деле категория философская, относящаяся ко всем аспектам человеческой жизни. Например, оканчивая школу, мы выбираем дальнейший жизненный путь и взвешиваем относительную ценность различных профессиональных альтернатив. Так, если человек идет учиться в вуз, чтобы иметь возможность заниматься интеллектуальной деятельностью, то ценой такого выбора будет отказ от быстрого получения более высоких, чем стипендия, заработков в сфере производства, услуг или коммерции. И наоборот, выбирая профессию, срок обучения которой недолог и заработки начинают поступать быстрее, человек теряет возможность добиться в будущем менее физически утомительной и более высокооплачиваемой работы.

В сфере экономики категория цены выбора играет ключевую роль.

Поняв это, мы можем построить логическую цепь, которая лежит в основе любого действия в сфере экономики:


ОГРАНИЧЕННОСТЬ → ВЫБОР → ЦЕНА ВЫБОРА.


Ограниченность ресурсов заставляет делать выбор, а выбор в силу ограниченности ресурсов означает отказ от альтернативных вариантов их использования, т. е. возникает цена выбора. Значит, можно сказать, что человек тогда и только тогда принимает самое рациональное экономическое решение, когда в результате получает более ценные для себя блага, чем те, от которых ему пришлось отказаться.

Иными словами, решения в сфере экономики тогда разумны, когда они подчиняются простому соотношению:


ПОЛЬЗА ОТ ПОЛУЧЕННЫХ БЛАГ > ЦЕНА ВЫБОРА.


Конечно, в повседневной жизни мы осуществляем экономический выбор, не особенно задумываясь (прикидывая, что нам выгоднее сделать). Основой принятия решений являются накопленный нами экономический опыт, полученное воспитание, система ценностей, навыки и традиции. В сфере бизнеса та же логика служит основой специальных приемов анализа возможных коммерческих решений и помогает найти деловую стратегию, наиболее выгодную для владельцев фирм.

Лекция 3. Основные проблемы экономики

Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики

Ограниченность ресурсов и произведенных из них благ относительно потребностей людей порождает необходимость постоянно выбирать способы использования этих ресурсов. Проблемы, которые в связи с этим человечество решает в сфере экономики, можно свести к трем главным вопросам:

1. Что надо производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, т. е. кто может претендовать на их получение в собственность?

Легко понять, что, не будь экономические ресурсы ограниченны относительно потребностей людей, поиск наилучших ответов на вопросы Что? Как? Для кого? не был бы столь важен для человечества. Даже если бы ресурсы использовались не слишком рационально, в том не было бы большой беды: все равно всего бы хватило на всех и на все.

Но, увы, человечество всегда будет жить в условиях ограниченности ресурсов, и потому перечисленные выше вопросы обречены всегда оставаться главными для всех стран и народов мира.

Поиск ответов на них чрезвычайно затрудняется следующими обстоятельствами:

• для удовлетворения своих потребностей люди придумали огромное множество товаров;

• для изготовления каждого товара может использоваться, как правило, несколько различных технологий;

• при изготовлении одних и тех же товаров могут использоваться разные виды ресурсов или их комбинаций.

На все это накладываются огромное разнообразие и изменчивость вкусов и потребностей людей – существ, предсказать поступки которых крайне трудно.

Может показаться, что при всех такого рода условиях и ограничениях наиболее рациональный набор благ, который устроит и производителей, и покупателей, определить вообще невозможно. К счастью, жизнь показывает, что подобный пессимизм неоправдан. Человечеству каким-то образом удается организовать свою хозяйственную деятельность так, чтобы удовлетворить большую часть как изготовителей товаров, так и покупателей.

Правда, поиск ответов на вопросы Что? Как? и Для кого? происходит в разных странах по-разному и с разной успешностью. Все зависит от того, какая в той или иной стране экономическая система, т. е. законы, правила, обычаи и общепринятые способы решения хозяйственных проблем.

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся, во-первых, способом координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и, во-вторых, типом собственности на экономические ресурсы.

За долгие века своей истории человечество испробовало различные виды экономических систем, и поиск наилучшего варианта не завершен. Доказательством тому служит тяжелейший экономический кризис, который охватил самые развитые страны мира в 2008 г.

Этот кризис показал, что экономическая система в этих странах далека от идеала, и потому их политики, экономисты и простые граждане немедленно начали спорить о том, как изменить устройство экономической системы в США, Европейском союзе и других странах, чтобы избежать повторения подобного рода кризисов. Идут эти споры и в нашей стране, которую кризис также стороной не обошел, породив банкротство (закрытие) банков, осложнения в приобретении жилья и товаров, потерю работы многими людьми.

Чтобы понимать, о чем идут такого рода споры и как это затрагивает жизнь обычных граждан, нам стоит познакомиться с особенностями основных экономических систем и попытаться разобраться в достоинствах и недостатках каждой из них.

Типы экономических систем

Выберем для классификации два базовых признака:

1) кто владеет капиталом и землей;

2) кто принимает решения о распределении ограниченных ресурсов.

На основе этих признаков мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционную;

2) командную (социализм);

3) рыночную (капитализм);

4) смешанную.

Самая древняя из экономических систем – традиционная.

Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени (общины) или передаются по наследству внутри семьи, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Остатки такого устройства хозяйственной жизни можно и сегодня обнаружить у племен, живущих в глухих уголках планеты (например, у народов Крайнего Севера России). Эта экономическая система отличается самой малой отдачей от использования ограниченных экономических ресурсов и потому обеспечивает живущим в соответствии с ней народам очень низкий уровень благосостояния, а часто и невысокую продолжительность жизни. Напомним, что даже в Европе до начала массового перехода от традиционной экономической системы к системе капиталистической средняя продолжительность жизни составляла около 30 лет, и дело тут было не только в частых войнах, но и в общей бедности человечества в силу низкой производительности труда.

Как смена экономических систем влияла на численность населения Земли

На смену традиционной со временем пришла рыночная система (капитализм). Эта система базируется на следующем:

1) праве частной собственности;

2) частной хозяйственной инициативе;

3) рыночной организации распределения ограниченных ресурсов общества.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, принимающих все хозяйственные решения, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью различного рода рынков.

Первая из основ рыночной системы – право частной собственности. Так называют признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека:

• владеть;

• пользоваться;

• распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Возможность для отдельного человека владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать с его помощью доходы определила другое часто употребляемое название этой экономической системы – капитализм.

Поначалу право частной собственности защищалось только силой оружия, а собственниками были лишь короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, позволяющую каждому гражданину стать частным собственником.

Второй основой рыночной системы является частная хозяйственная инициатива. Под этим понимается право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом использовать их для получения дохода.

Третьей основой рыночной системы (капитализма) являются собственно рынки, т. е. определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки выполняют следующие функции:

• определяют степень успеха той или иной хозяйственной инициативы;

• формируют в конечном счете величину доходов, которые приносит собственность своим владельцам;

• обеспечивают распределение ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

При рыночной экономической системе благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. И в идеале тот, кто предложит покупателям товар лучшего качества и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Такая организация экономической жизни, оказавшись наиболее соответствующей психологии людей, обеспечила резкое ускорение экономического прогресса. Вместе с тем она породила большие различия в уровне благосостояния между теми, у кого была частная собственность, и теми, у кого ее не было. Обнаружились у такой модели экономической системы и другие серьезные недостатки, о которых мы скажем далее. А они породили критику и соответственно попытки создать иную модель экономической системы, лишенную дефектов чистого капитализма, но сохраняющую его основные достоинства.

Итогом попыток сконструировать альтернативную экономическую систему, а также практически реализовать соответствующие научные теории стала командная система, чаще называемая социализмом (от лат. socialis – общественный).

Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля реально находятся в собственности государства, распределяющего все ограниченные ресурсы.

Рождение этой экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций начала XX в., прежде всего в России. Их идеологическим знаменем была теория под названием «марксизм-ленинизм». Ее разработали немецкие политические деятели К. Маркс и Ф. Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В.И. Ленин и И.В. Сталин.

В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан посредством, во-первых, ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую собственность всех граждан страны и, во-вторых, ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается высшим руководством на научной основе.

Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь.

В период расцвета социализма (1950–1980-е гг.) в странах социалистического лагеря жили более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который окончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений жителей этих стран. Так, только коллективизация – переход на плановые, социалистические методы организации сельского хозяйства – унесла за период с 1930 по 1940 г., согласно ныне опубликованным данным Федеральной службы безопасности Российской Федерации, от 1,8 млн до 2,1 млн жизней крестьян[1].

Вместе с тем сам факт социалистических революций, равно как и другие события, происходившие в мире экономики на протяжении последних двух веков, показал, что и чисто рыночная система (классический капитализм) несовершенна. И поэтому XX в. стал периодом рождения нового варианта рыночной экономической системы (капитализма) – смешанной экономической системы (социального рыночного хозяйства).

Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рынками при значительном участии государства.

Смешанная система сохраняет в качестве своей основы все элементы рыночной системы (капитализма), но добавляет к ним резкое расширение сферы вмешательства в экономическую жизнь со стороны государства, использующего в числе прочих и командные методы управления. Это значит, что в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом.

При этом основная масса товаров и услуг по-прежнему реализуется через свободные рынки, и государство не пытается заставить всех продавцов и покупателей действовать на основе общеобязательного плана или устанавливать цены на все товары и услуги.

В современном мире наиболее близко к чисто рыночной системе (классическому капитализму) стоит ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки. Командная система (социализм) до сих пор является основой жизни на Кубе и в Северной Корее, а смешанная экономическая система (в различных ее модификациях) характерна для таких стран, как США, Япония, Великобритания, Швеция, Нидерланды.

Распад социалистического лагеря в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и переход народов этих стран к воссозданию разрушенных рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнее, смешанной) системы над планово-командной. Причем победа эта была достигнута мирным путем, в итоге проигрыша социалистическими странами (с плановой системой) экономического соревнования со странами, где была создана смешанная экономическая система.

Почему же социализм с его командной экономической системой так жестоко обманул ожидания многих народов?

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника самостоятельно распоряжаться тем, что ему принадлежит.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это чревато очень опасными экономическими последствиями. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Это ведет к нерациональному, бездарному использованию ограниченных ресурсов и замедлению в итоге темпов роста благосостояния людей.

Не будь социалистического эксперимента, Российская Федерация и другие бывшие республики СССР и страны Восточной Европы сегодня не представляли бы собой экономики переходного типа, а были бы высокоразвитыми государствами. Командная система в них во многом уже разрушена, но на ее месте еще не сложилась ни чисто рыночная, ни эффективно работающая смешанная экономическая система.

Движение экономических систем России и стран Восточной Европы к смешанной экономической системе обусловлено тем, что лежащие в основе этой системы рыночные механизмы создают лучшие из известных человечеству (хотя и не абсолютно идеальные) возможности для более рационального использования ограниченных ресурсов. Ведь закон рынка прост: получить нужные тебе блага можно, только предложив в обмен владельцам этих благ нечто, созданное тобой и желанное для них.

Иными словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо выгоды получатся одни убытки. Каждый день и продавцы, и покупатели ищут наиболее оптимальный вариант компромисса между своими интересами. На основе такого компромисса и рождаются рыночные цены.

К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые избежали социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рыночные процессы начала XXI в. сильно отличаются от способов хозяйствования начала XX в.

Как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента:

1) частная собственность;

2) частная инициатива;

3) рыночное распределение ограниченных ресурсов.

Именно на рынках проверяются правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за усилия. Механизмом формирования такой оценки является сопоставление издержек на производство товаров и рыночных цен, по которым эти товары реально можно продать.

Но как же эти цены формируются? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам надо познакомиться с двумя силами, формирующими рыночные цены: спросом и предложением.

Лекция 4. Закономерности формирования спроса

Понятия спроса и величины спроса

Поведение покупателей в процессе приобретения товаров или услуг может показаться на первый взгляд случайным, подчиненным исключительно их прихотям и капризам. На самом деле существует общая закономерность такого поведения, состоящая в сознательном или подсознательном соизмерении любым покупателем желанности блага (товара) с его ценой.

Первооснова покупательского поведения – полезность благ (то, о чем мы говорили выше) и степень удовлетворения потребности в них. Люди склонны высоко оценивать полезность огромного большинства известных им благ и полагать, что их потребности в этих благах еще весьма далеки от удовлетворения. Но за все экономические блага надо платить, а денежные средства покупателей – ресурс ограниченный.

Объем потребности – количество благ определенного вида, которое человек хотел бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.

Именно это рождает разницу между двумя понятиями – потребностью и спросом.

Экономика всегда ориентируется не на человеческие потребности как таковые, а только на ту их часть, которая может быть подкреплена оплатой. Эта часть потребностей называется обычно величиной покупательского спроса и характеризует то количество благ, которое реально может быть приобретено покупателями при определенных условиях.

Главное из этих условий очевидно – желанность этих благ для людей должна быть выше ценности той суммы денег, которую придется за эти блага уплатить, т. е. она должна превышать их цену.

При этом издавна замечено, что количество благ, которое люди реально готовы приобрести (именно его мы и называем величиной спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна.

Величина спроса – это объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Понятно, что при разных уровнях цен на одном и том же рынке возможны и разные величины спроса. И поэтому, кроме понятия величины спроса, пришлось ввести в экономическую теорию и понятие спроса вообще. С помощью этого термина описывается сложившаяся на данном рынке общая зависимость величин спроса от уровней цен на данное благо.

Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Спрос в таком понимании – это характеристика состояния рынка, а точнее, одной из его важнейших составляющих: экономической логики поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается в определенный момент времени величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Закон спроса

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса: повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цены – к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств.

Подавляющее большинство товаров люди покупают, оценивая – осознанно или подсознательно – выгодность для себя той или иной покупки. Эта выгодность определяется тем, как в сознании данного человека по этому благу складывается соотношение:




Если потребность человека в каком-то благе удовлетворена не полностью, то снижение его цены (уменьшение знаменателя дроби) ведет к росту оценки выгодности покупки, а значит, и к росту величины спроса на него. И напротив – рост цены снижает для человека выгодность покупки, и он готов при такой цене купить данное благо, только в меньшем объеме (или не купить вообще).

Вспомним и о закономерности убывания полезности однотипных благ по мере роста их объема, которым владеет данный покупатель. Да, снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара. Но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах. Проще говоря, и при почти нулевой цене люди все равно не будут больше покупать данный вид товара – зачем он им, даже про запас, в таком-то количестве?

Подобного понимания логики поведения покупателей и проявления закона спроса было бы вполне достаточно для ведения бизнеса, будь поведение людей в мире экономики строго рациональным. Но, как мы уже упоминали выше, это не так. Поэтому для понимания реальных закономерностей поведения покупателей на рынке, а значит, и для принятия верных хозяйственных решений приходится учитывать еще и те факторы формирования спроса, которые не лежат ни на стороне цен, ни на стороне полезности товаров.

Таких факторов пять:

1) доходы покупателей;

2) цены на дополняющие или заменяющие товары;

3) ожидания относительно динамики цен в будущем;

4) численность и возраст покупателей;

5) привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

Кроме того, на спрос по отдельным видам благ могут влиять и некоторые другие, менее значимые факторы: сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.

При этом для более полного понимания логики рынка и закономерностей формирования величин спроса стоит сказать, что спрос может быть индивидуальным (реакция на цены отдельного покупателя) и рыночным (общая модель реакции на цены всех покупателей данного рынка). Ведь рынок – это множество покупателей с весьма различными вкусами, запросами и доходами. И у каждого соответственно своя реакция на цены товаров, свой индивидуальный спрос. Но на рынках все эти индивидуальные спросы сливаются в общий рыночный спрос, на который и ориентируются производители и продавцы товаров и услуг. Впрочем, развитие интернет-торговли позволяет современным фирмам работать уже и на уровне индивидуального спроса, подстраиваясь под запросы отдельных клиентов.

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Рыночный спрос – суммарный объем покупок, которые при том или ином уровне цены готовы произвести на рынке данного товара все заинтересованные в этом товаре покупатели (табл. 4.1).


Таблица 4.1. Формирование рыночного спроса как суммы спросов отдельных покупателей


Доходы покупателей и спрос. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на желанные, но ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и снижением цен на другие товары – в этом случае у покупателей просто остается в кошельках больше свободных средств для покупки ранее недоступных товаров.

Падение доходов, напротив, ведет к падению спроса. Эта закономерность весьма четко проявилась, например, в России в 2009 г. Начало экономического кризиса и порожденное им падение доходов населения привели к тому, что продажи на автомобильном рынке страны упали вдвое по отношению к уровню 2008 г. Результатом этого стали предбанкротное состояние АвтоВАЗа (с перспективой увольнения десятков тысяч его работников) и массовые разорения российских автодилеров.

Однако мир экономики весьма неоднозначен, и возможны такие парадоксальные ситуации, когда рост доходов покупателей приводит не к росту, а к снижению спроса на товар. Разобраться в причинах таких парадоксов весьма полезно, чтобы лучше понять реальные процессы, развивающиеся на товарных рынках любой страны.

Первая и главная причина этих парадоксов – то, что товар товару рознь. Иными словами, можно разделить все разнообразие товаров на три основные группы:

1) нормальные;

2) низшей категории;

3) престижного (демонстрационного) потребления.

Основную массу товаров образуют нормальные товары. Чем выше доходы людей, тем больше они готовы приобрести нормальных товаров.

Нормальными называются товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей. И поэтому продавцы нормальных товаров всегда радуются сообщениям о повышении заработной платы или иных доходов. Они знают: теперь товаров можно будет продать больше, а возможно, и по более высокой цене.

Иначе относятся к росту доходов продавцы товаров низшей категории.

Отличительная особенность товаров низшей категории состоит в том, что спрос на них может упасть при росте доходов покупателей. Товары низшей категории без труда поддаются замене более ценными благами, если на приобретение последних у покупателей хватает денег.

Товары низшей категории – те, спрос на которые может снизиться при повышении доходов покупателей.

Наиболее типичными представителями данной категории товаров являются хлеб, картофель, рыба. При этом сразу оговоримся, что, называя эти блага товарами низшей категории, мы вовсе не имеем в виду, что они плохи сами по себе. Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:

1) люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;

2) эти товары поначалу становятся важнейшим элементом расходов, позволяя людям жить более-менее нормально;

3) едва доходы покупателей становятся больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более качественных благ.

Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется точно так же, как на любой нормальный товар. И лишь по мере роста благосостояния граница между нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой. Более того, от попадания в низшую категорию благ не застрахован ни один товар массового потребления.

Товары престижного (демонстрационного) потребления приобретаются для демонстрации окружающим меры богатства и успешности своего владельца. К этой категории относятся дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения, роскошные особняки и т. д. Особенность рынка таких товаров в том, что здесь закон спроса проявляется в зеркальном отражении: чем товар дороже, тем выше величина спроса на него.

Причина такого изменения закона спроса проста: чем товар престижного потребления дороже, тем лучше он выполняет свою главную функцию. При снижении же цены он, конечно, становится доступнее для большего числа покупателей, но зато теряет свою способность быть инструментом демонстрации жизненного успеха. Значит, его полезность падает и соответственно (в силу описанной выше закономерности принятия решения о покупке) снижается выгодность его покупки, а следовательно, и спрос.

Цены на дополняющие или заменяющие товары. Если бы логику связи цен и величин спроса (спрос) можно было определить так просто, то вести бизнес было бы совсем несложно. Увы, в реальной коммерческой практике изучать спрос приходится куда глубже. Дело в том, что все закономерности спроса остаются справедливы для определенного товарного рынка лишь в том случае, если не изменяются условия, в которых они сформировались.

К этим условиям принято прежде всего относить:

1) неизменность полезности данного товара;

2) неизменность уровня доходов покупателей;

3) неизменность цен на другие товары, продающиеся в то же самое время и доступные тому же кругу покупателей.

Учитывать все это приходится потому, что покупатель на рынке реагирует не столько на абсолютный уровень цены, сколько на относительный. Проще говоря, он всегда соизмеряет величину цены со своим кошельком и ценами на другие товары. Когда доходы становятся выше, точно та же по абсолютной величине цена воспринимается покупателем как более низкая – и он предъявляет на рынке возросший спрос. И наоборот, когда кошелек покупателя резко «худеет», то те цены, к которым он еще вчера относился спокойно, сразу начинают казаться ему слишком высокими.

Величина спроса поэтому зависит не только от цифры на ценнике, но и от того, выросли или упали доходы покупателя, а также от того, как изменились цены прочих приобретаемых данным покупателем товаров. И плох тот коммерсант, который этого не понимает и не привык учитывать все разнообразие факторов спроса, – его обязательно ждет неудача.

Особенно важно понимать, что «жизнь» любого товара на рынке всегда проходит в окружении трех групп других товаров:

1) нейтральных;

2) заменяющих;

2) дополняющих.

Нейтральные товары. Эти блага удовлетворяют совершенно иные потребности, чем рассматриваемый товар, и поэтому конкурируют с ним в минимальной степени – только в силу того, что сумма денег в кошельке покупателя всегда конечна.

Заменяющие товары. Эти блага удовлетворяют те же самые потребности, что и рассматриваемый товар, и потому являются его непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя. Примерами таких товаров, являющихся друг для друга заменителями (просто в силу ограниченности как денег в кошельках покупателей, так и объема их потребностей), являются рыба и мясо, картофель и макароны, различные марки прохладительных напитков, кондитерских изделий, автомобилей, радиотехники, персональных компьютеров. Целесообразность покупки заменяющих товаров оценивается путем соизмерения одной и той же пользы, которую они могут принести, с ценами разных товаров.

Это ведет к тому, что огромную роль в формировании спроса на рынках подобного рода товаров играет соотношение между их ценами, причем изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении спроса на другие товары. Например, если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то спрос на нее возрастает, а вот на другие марки таких же напитков падает (ведь общий объем средств, которые покупатели в данный момент времени готовы потратить на приобретение этих напитков, ограничен).

Строго говоря, все товары можно рассматривать по отношению друг к другу как заменяющие. Ведь все они решают одну и ту же задачу – обеспечение условий существования людей и при этом конкуренция за одну и ту же сумму денежных доходов покупателей. Но обычно такое рассмотрение оказывается уж слишком сложным, и его редко используют в реальном бизнесе. Как правило, фирмы ограничиваются сравнением цен лишь на наиболее явно заменяющие друг друга товары и услуги.

Дополняющие товары. Внешне они выглядят по отношению друг к другу вполне дружелюбно, поскольку вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. Но это дружелюбие обманчиво – на самом деле изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на другие товары той же группы в противоположном направлении. Именно это отличает их от заменяющих товаров.

Дополняющие товары потребляются в комбинации, а значит, рост цены одного из элементов этой комбинации ведет к ее общему удорожанию и снижению привлекательности как в целом, так и по остальным элементам (товарам), в нее входящим. Например, увеличение платы за аренду теннисных кортов может привести к падению спроса на теннисные ракетки и мячи.

Ожидания относительно динамики цен в будущем. Этот фактор особенно проявляется в тех случаях, когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает обычная для данного рынка кривая спроса. Здесь на первый взгляд происходит нарушение стандартной связи между ценой и спросом, но на самом деле это не так.

Просто в данном случае формирование спроса происходит с некоторым «заглядыванием» в будущее: хотя нынешняя цена кажется людям слишком высокой, они опасаются, что завтра за этот товар придется платить еще больше, и решают купить его немедленно – пока денег хватает, а то и взять про запас. Именно так вели себя российские потребители летом и осенью 2008 г., когда, услышав о возможном ускорении роста цен, срочно отправились покупать бытовую технику, мебель и даже недорогие автомобили.

Численность и возраст покупателей. Это, пожалуй, самый простой из факторов формирования спроса: даже при неизменном среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо-вверх).

Нетрудно проследить и влияние на спрос возрастной структуры населения. Старение населения в европейских странах и России ведет не только к снижению спроса из-за того, что все больше людей живут на скромные пенсии, но и к изменению товарной структуры спроса (стране с пожилым населением не нужно столько детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и медицинских услуг).

Совсем иначе дело обстоит в развитых капиталистических странах, где нередко пожилые люди – богатейшая группа населения. Так, совокупные сбережения британцев старше 50 лет составили на 2007 г. почти 10 трлн дол. (60 % всех сбережений британцев). К 2043 г. пожилые британцы смогут накопить до 40 трлн фунтов стерлингов. И это делает рынки товаров для пожилых в Великобритании все большими по размеру и позволяет добиваться все больших продаж все более дорогих товаров (меняет спрос на таких рынках).

Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуем, a часто и наиболее изменчив. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. Закономерности проявления этого фактора настолько мало поддаются изучению методами экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблему психологам, этнографам и специалистам по маркетингу. Тем не менее игнорировать этот фактор экономическая наука не может, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков. Например, в последние десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». В России на этой же волне стали возникать различного рода диагностические центры, выдающие рекомендации по персонализированным диетам. А возросшее внимание к проблемам экологии поставило в странах Европы и США на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызвало расцвет индустрии искусственного меха.

Эластичность спроса

Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина продаж изменится, поскольку новой цене будет соответствовать иная величина спроса. Но как именно изменятся продажи, принесет ли корректировка цены больший доход или продавец проиграет?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно уметь оценивать, насколько изменится величина спроса при том или ином изменении цены. Для таких изменений экономическая наука и коммерческая практика используют показатель количественной зависимости величин спроса от цены (эластичности спроса).

Эластичность спроса – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1 %.

Эластичность спроса принято рассчитывать, используя данные о его изменении в процентах при определенном процентном изменении цены на товар. Например, если снижение цены на 5 % приводит к росту величины спроса на 8 %, то показатель (коэффициент) эластичности будет равен 1,6 (8: 5 = 1,6)[2].

Такой метод расчета удобен тем, что позволяет сопоставлять данные об эластичности различных товаров в единой системе единиц измерения.

Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса.

В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности больше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены.

Вторую группу составят те товары, для которых коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены.

Коэффициенты эластичности спроса – одна из концепций экономической науки; они реально находят широкое применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков (маркетологи) умеют просчитывать такие коэффициенты с приемлемой для практики точностью, и это позволяет повышать обоснованность решений, принимаемых фирмами при выработке своей хозяйственной стратегии.

Так, зная коэффициенты эластичности, можно оценить, стоит ли повышать или понижать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Для этого достаточно просчитать, насколько изменятся величина спроса и выручка от продаж при изменении цены.

Выручка от продаж – денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров (услуг) на цену, по которой их купили.

Скажем, если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение цены на него неизбежно ведет к росту выручки от продаж – ведь при этом количество покупок сократится в меньшей степени, чем возрастет цена. Если же мы имеем дело с товаром эластичного спроса, то результатом повышения цены явится не рост, а, напротив, падение выручки фирмы от продаж.

Вот почему продавцам приходится постоянно следить за рынком и искать те соотношения «цена – качество», которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволят производителям получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности.

Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора.

1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше у покупателя возможностей удовлетворить ту же потребность за счет иного товара, тем придирчивее он будет оценивать приемлемость соотношения «цена – качество» и может предпочесть более дешевый товар-конкурент. А значит, на таком рынке эластичность спроса по цене будет выше.

2. Размер доходов покупателей (величина их семейных бюджетов). Речь идет прежде всего о соотношении уровня цены товара и величины доходов покупателей. Очевидно, что если на приобретение данного товара тратится значительная доля доходов, то люди будут куда более чувствительны к изменению его цены, чем в случае покупки товара за незначительную часть доходов. Следствием такой ситуации является опять-таки повышение эластичности спроса, да еще и возникновение эффекта дохода.

Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода более дешевым, и потому покупатель способен приобрести его в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок. И наоборот.

3. Время. Вначале реакция на изменение цен может показаться совсем незаметной, но со временем ее масштабы будут существенно возрастать. Причина проста – на поиск более дешевых заменителей подорожавшего товара потребуется время, но когда они будут найдены, спрос сократится куда заметнее, чем в первый момент. Надо всегда помнить: практически для любого товара можно найти заменитель или иную модель потребления, просто для этого нужно время.

Понимание описанных выше закономерностей формирования эластичности спроса на отдельные товары давно нашло практическое воплощение, скажем, в деятельности государственных налоговых служб.

Обнаружив, например, что спрос на некоторые товары, такие как соль, табак, алкоголь, весьма мало эластичен (даже повышение цен не может побудить курильщиков отказаться от их вредной привычки), правительства разных стран издавна устанавливают на них специальные налоги, добавляемые к цене (обычно их называют акцизами). Хотя такие налоги часто по абсолютной величине заметно повышали сами цены «акцизных товаров», спрос и объемы продаж от этого практически не падали. Зато налоговые поступления в казну государства резко возрастали. И сегодня в России акцизные налоги взимаются, в частности, на алкогольные и табачные изделия.

Лекция 5. Закономерности формирования предложения

Понятия предложения и величины предложения

Изучив действия продавцов на рынке, экономисты без труда установили, что поведение и этой группы участников рынка в очень большой степени зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Именно цена является одним из основных факторов, формирующих величины предложения.

Величина предложения – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Поскольку рыночная цена может колебаться в широком диапазоне, то для описания всего множества вариантов величин предложения, которые при этом могут сложиться на рынке, т. е. общей зависимости предложения от цен на данном рынке, экономисты ввели понятие предложения.

Предложение – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.

Таким образом, предложение – это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей – экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, каким оказывается объем предложения при разных уровнях цены.

Соотношение между понятиями величины предложения и предложения легче уяснить, если представить себе, что каждое из них – ответ на определенный вопрос.

Если мы спрашиваем «Сколько единиц товара продавцы готовы предложить на продажу за месяц при цене, равной х рублей?», то ответом на этот вопрос будет информация о величине предложения.

Если же мы ставим вопрос по-иному – «Как могут колебаться месячные объемы предложения товаров на рынок при изменении цен на данный товар?», то ответом на этот вопрос будет информация о предложении на данном рынке.

Закон предложения

Когда мы говорим о предложении, то имеем в виду то, как в данный период времени на рынке определенного товара или услуги складываются следующие зависимости:

1) между ценой товара;

2) объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

Анализ такой зависимости позволяет найти ответы на два важнейших для любого бизнеса вопроса:

1) какова будет величина предложения при различных уровнях цен (какую массу товаров мне и моим конкурентам выгодно предложить на рынок при такой цене)?

2) как изменится величина предложения при изменении цены (стоит ли мне и моим конкурентам увеличить или уменьшить предлагаемую к продаже массу товаров при таком новом уровне цены)?

Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение числа изготавливаемых (предлагаемых к продаже) товаров, а снижение цен на них – уменьшение этого числа. Такую закономерность в поведении производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения.

Закон предложения заключается в следующем: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Изучение практики коммерческих фирм дает основание считать, что на формирование предложения товаров или услуг на определенном рынке прежде всего влияют:

• цены факторов производства, используемых для изготовления данного товара при существующей технологии;

• технология, т. е. способы создания товара или организации предоставления услуги.

Цены факторов производства определяют, сколько денег фирме нужно вложить в организацию бизнеса, чтобы собрать все необходимое для выпуска товара или оказания услуги. Понятно, что чем дороже готовые товары данной фирмы на рынке, тем ей легче собрать деньги на закупку ресурсов.

Что касается технологии, то ясно, что фирма должна каким-то образом превращать приобретаемые ею ресурсы в нужные рынку товары.

Это превращение осуществляется с помощью технологий, разрабатываемых учеными и инженерами. С точки зрения экономической науки все технологии объединяет одно: ради создания конечного продукта они предполагают соединение в определенной комбинации производственных ресурсов (факторов производства), таких как труд, природные ресурсы, капитал и предпринимательский талант.

При этом технология производства предопределяет:

1) конкретный набор ресурсов, необходимых для изготовления товара или оказания услуги (например, набор инструментов и медикаментов, используемых при проведении операций определенного типа);

2) количество каждого ресурса (нормы расходования), необходимое для получения конечного товара (оказания услуги) с требуемым рынком уровнем качества.

Поскольку все ресурсы являются чьей-то собственностью, то получить их в рыночной экономической системе для создания собственной продукции фирма может исключительно путем покупки на соответствующих рынках. Так возникают денежные затраты фирмы на организацию собственного производства товаров или услуг. Экономисты называют такие затраты термином «издержки» – от старинного русского выражения «издержаться на что-то», т. е. потратиться.

Величина этих издержек зависит соответственно от двух факторов:

1) цен ресурсов;

2) норм расхода ресурсов на изготовление единицы товара.

Затраты фирмы будут тем больше, чем выше нормы расхода ресурсов и цены на них. И наоборот, снижение норм расхода и цен ведет к снижению издержек на производство товара.

Фирма может компенсировать эти издержки (т. е. вернуть себе денежные средства, потраченные на производство) единственным способом – продав свою продукцию на рынках товаров или услуг. Однако сам по себе факт продажи изготовленных ею товаров еще не дает нам оснований оценить ее деятельность как успешную. Для этого надо обратить внимание на второй аспект деятельности фирмы – ее финансы.

Финансы фирмы – соотношение между ее денежными расходами и приходами.

Финансовое состояние фирмы определяется тем, сколько она тратит на изготовление своих товаров и сколько получает за них на рынке. Если сумма, полученная от продаж (выручка), окажется больше суммы издержек (затрат) на производство, то фирма не только сумеет полностью возместить потраченные ею на производство деньги, но и получит прибыль.

Прибыль – разница между выручкой от продаж товаров или услуг и издержками, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг.

Прибыль – важнейший показатель успешности деятельности любой коммерческой организации в рыночной или смешанной экономической системе. Дело в том, что именно надежда на получение прибыли – чистого дохода сверх издержек – является мотивом для создания и развития фирм, так как владелец вправе тратить прибыль по своему усмотрению: на личное потребление или на развитие бизнеса. Именно по этой причине, выбирая свою коммерческую политику (а значит, определяя величину своего рыночного предложения), он первым делом смотрит: сколько выгодно производить, чтобы при разных возможных комбинациях рыночных цен и издержек производства получить наибольшую прибыль.

Но не всегда производитель (продавец) может влиять на цену, по которой он продает свои товары, – часто цена реально задается рынком, т. е. определяется жесткой конкуренцией большого количества производителей сходного товара. А вот на что производитель всегда может влиять – в большей или меньшей мере – это на издержки производства.

Таким образом, важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения – издержки на производство товаров. Чем они ниже, тем больше прибыль производителя при рыночной цене и тем больше товаров ему захочется произвести и продать. И соответственно при снижении издержек и неизменной рыночной цене предложение растет. Если же цена неизменна, а издержки растут, то прибыль, которую может получить производитель, падает и соответственно снижается его интерес к увеличению предложения товаров.

Возможен вопрос: «А не стоит ли производителю при падающей величине прибыли с одного изделия, наоборот, увеличить выпуск, чтобы получать не меньшую массу прибыли?» Увы, такой путь очень опасен, и нам стоит разобраться в том, почему это так.

Издержки производства

Издержки по своей природе неодинаковы. Отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Эти различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов и бизнесменов разбить все виды издержек на две категории:

Конец ознакомительного фрагмента.