Раздел II. Микроэкономика
Глава 2. Ограниченность ресурсов и ее влияние на хозяйственную деятельность человечества
2.1. Ограниченность ресурсов
Природа человека такова, что его желания и потребности постоянно возрастают.
Например, в начале прошлого века многим россиянам верхом счастья казалась отдельная комната в коммунальной квартире (ведь там есть водопровод и туалет не во дворе). В 60-е годы того же века люди в России стали мечтать уже об отдельной квартире – пусть даже в неказистой панельной пятиэтажке. А сегодня по всей стране строится масса комфортабельных домов, где часто число комнат в квартире больше, чем количество людей в семье – такое жилье считается комфортабельным сегодня, в начале XXI в.
Но экономическая наука фиксирует не просто линейный рост потребностей. Дело еще и в том, что со временем у людей появляются и потребности в благах совершенно новых типов (скажем, у тех, кто жил в XIII в., не возникало потребности в телевизоре или подключении к Интернету, а сегодня без этого трудно представить современное жилье).
Рис. 2.1. Этот красивый и комфортабельный дом на 272 квартиры был построен несколько лет назад в Красноярске, в микрорайоне Покровском, на улице Линейной, 78. В него заселились семьи, получившие жилье по социальным программам. В новые квартиры въехали 170 семей, переселенных из аварийного и ветхого жилья. Еще 92 квартиры были предназначены для льготной продажи с 50-процентной скидкой учителям и воспитателям, врачам и медсестрам, работникам культуры и участковым уполномоченным. Остальные 10 квартир достались уволенным в запас военным[4]
Определить границы человеческих потребностей настолько сложно, что можно в целом считать их просто безграничными.
Иначе обстоит дело с возможностями удовлетворения этих потребностей. Объем производственных ресурсов, которые человечество может использовать для удовлетворения своих потребностей, достаточно жестко ограничен.
При этом важно подчеркнуть, что мы говорим об ограниченности именно в экономическом, а не в чисто физическом смысле.
Действительно, если мы знаем, что в недрах земли есть примерно 169 млрд т нефти и, по оценкам итальянской энергетической компании Eni, этих запасов нефти должно хватить лишь на ближайшие 52 года[5], то это информация лишь о физической ограниченности данного ресурса. И если этот ресурс был бы людям не нужен, то нас совершенно не волновала бы его физическая ограниченность (никто же не тревожится по поводу мировых запасов песка в пустынях).
Однако люди активно используют нефть как сырье для производства топлива и химических материалов. И если бы нефть имелась у всех стран мира и была столь же доступна, как воздух или солнечный свет, то масштабы ее потребления были бы неизмеримо больше, чем сегодня.
Но для добычи дополнительного объема нефти из недр земли (в тех странах, где ее месторождения имеются), необходимо потратить массу других ограниченных ресурсов, таких как:
а) электроэнергия для бурения скважин или выкачивания нефти из глубин месторождения;
б) труд нефтяников;
в) металл (из которого изготавливают нефтяное оборудование и трубы нефтепроводов);
г) капитал в форме оборудования для извлечения нефти из недр и т. д.
Следовательно, нефть достается только тому, кто либо сам обладает всеми этими ресурсами, либо способен заплатить за то, чтобы другие эту нефть добыли и доставили ему.
Вот почему экономическую проблему образует не физическая ограниченность ресурса, а его ограниченность экономическая.
Под экономической ограниченностью мы понимаем:
1) недостаточность предложения ресурса относительно потребностей людей;
2) необходимость для получения этого ресурса осуществить затраты иных, столь же ограниченных ресурсов (напрямую или путем оплаты затрат, осуществленных другими людьми и фирмами). Таким образом, хозяйственная деятельность человечества несколько напоминает вечное перекраивание тришкиного кафтана: чтобы удовлетворить одну потребность, приходится изымать ресурсы из сферы удовлетворения других. Конечно, благодаря росту своих возможностей и объема используемых ресурсов человечество постоянно увеличивает размер своего «кафтана», и потому чувствует себя в нем все лучше и лучше. Но проблема распределения ограниченных ресурсов между соперничающими за право их получения сферами использования (сферами создания различных благ) остается по-прежнему актуальной.
Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Этот детский рисунок очень точно передает смысл понятия экономической ограниченности: червячков-то на свете много, но вот тут, прямо перед рыбками, он один и так желанен им всем одновременно…
Раз ресурсы ограниченны, а потребность в благах – нет, то человечество в мире экономики постоянно сталкивается с необходимостью делать выбор, на что тратить ограниченные ресурсы, т. е. как использовать эти ресурсы наиболее рационально?
Рационально в том смысле, чтобы из ограниченных ресурсов получить как можно больше именно тех благ, которые людям нужны. Необходимость решения именно этой задачи породила прогресс науки и техники, совершенствование способов координации хозяйственной деятельности людей в процессе производства и распределения – все то, что называется экономическим развитием или хозяйственным прогрессом цивилизации.
Но хотя человечество смогло добиться такого прогресса и резко увеличить объемы производства материальных благ, все же и сегодня трудно представить, что когда-нибудь станет возможным удовлетворить все потребности всех людей в полном объеме. А дефицит ресурсов остается все такой же острой проблемой для неуклонно растущего населения планеты Земля.
Обратим при этом внимание на то, что человечество удовлетворяет свои потребности за счет благ двух видов:
1) даровых (природных);
2) экономических.
Даровые блага отличаются тем, что их объем больше потребностей людей, а потребление их одними не приводит к нехватке этих благ для других.
Примерами даровых благ являются воздух (хотя и он способен превратиться в экономическое благо, если, скажем, придется из-за смога установить кондиционер, очищающий воздух), солнечный свет, ветер, дожди, орошающие посевы и т. п.
Но большинство благ, которые нужны людям, доступны им в масштабах, ограниченных по сравнению с текущей потребностью. Такие блага принято называть экономическими. Термин «экономические блага» обязан своим рождением тому, что расширение масштабов производства именно этих благ является основной заботой всей экономической системы цивилизации.
Ограниченные (экономические) блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, которые могут быть созданы лишь путем затраты факторов производства и получены, как правило, лишь на основе обмена.
Соответственно изучение последствий, вызванных ограниченностью экономических благ, и способов, позволяющих использовать ограниченные ресурсы наилучшим образом, стало основной проблемой для экономической науки.
2.2. Основные последствия ограниченности ресурсов
Подавляющее большинство ресурсов универсально, т. е. может быть использовано для изготовления самых различных благ. Из одной и той же железной руды можно изготовить сталь для космического корабля и жесть для крыши садового домика.
На одном и том же участке земли можно построить клинику или казино. Один и тот же человек может овладеть специальностью повара или слесаря. И так далее.
Но раз человеческие желания всегда безмерно разнообразны, а экономические ресурсы в любой данный момент времени ограниченны и могут быть использованы альтернативно для производства множества разнообразных благ, то вся организация экономической жизни человечества определяется двумя обстоятельствами:
1) ограниченные блага и ресурсы для их производства необходимо каким-то образом распределить между всеми, кто в них заинтересован;
2) выбор любого варианта распределения (использования) ограниченных благ и ресурсов для их производства означает, что все остальные варианты просто отбрасываются – их реализовать становится невозможно.
Эти два обстоятельства побуждают людей вновь и вновь сопоставлять различные варианты использования ограниченных ресурсов и искать способы распределить их между бесчисленными видами людских потребностей самым лучшим образом (рис. 2.3). Человечество перепробовало различные способы решения этой проблемы и, соответственно, организации экономической деятельности.
Рис. 2.3. Что изучает экономическая наука
С некоторым упрощением можно выделить четыре основных способа распределения ограниченных ресурсов и благ:
1) распределение на основе насилия – по принципу «права сильного»;
2) распределение на основе нормирования и внеэкономических принципов (по карточкам, по визиткам жителей данного города, по принадлежности к той или иной общественной группе; рис. 2.4);
3) распределение по принципу очереди – благо достается тому, кто раньше встал в очередь за ним;
4) распределение на основе экономического соревнования, называемого чаще конкуренцией.
Рис. 2.4. Вот по таким талонам в конце 80-х гг. прошлого века жители СССР могли получить ежемесячно ограниченное количество дефицитных товаров: табачных изделий, сахара, колбасы, водки и т. д.
Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Исторически человечество начало поиски способа распределения ограниченных ресурсов с реализации «права сильного», пришедшего к нам из мира животных (именно так делится добыча в стае обезьян или волков – лучший кусок достается физически наиболее сильной особи, т. е. вожаку).
Но поскольку польза, приносимая человеком обществу, уже давно напрямую не связана с его физической силой, людям пришлось искать другие способы распределения благ. Этот поиск привел человечество к принципу экономической соревновательности (конкуренции), когда ресурсы достаются тому, кто способен доказать свое право на них экономическими аргументами (например, способностью заплатить продавцу более высокую цену, чем остальные, или предложить покупателю за те же деньги больше пользы).
Во многих странах вся жизнь в мире экономики построена сегодня на основе именно конкуренции, постоянного соревнования за право получить тот или иной вид ресурсов в свою собственность. Так, в борьбе за одно и то же рабочее место с высоким уровнем оплаты люди конкурируют друг с другом, выдвигая в качестве своих конкурентных преимуществ опыт или квалификацию (больше пользы за ту же заработную плату). Точно так же фирмы, производящие сходные товары, конкурируют за деньги покупателей, выдвигая в качестве аргументов достоинства своей продукции (больше пользы за ту же цену). Покупатели, желающие купить модную новинку, поставляемую пока на рынок в ограниченном количестве, конкурируют за право стать ее владельцем, предлагая продавцам более высокую плату. И так далее.
Достоинства конкуренции состоят в том, что она в конечном счете ставит распределение ограниченных ресурсов всех видов (производственных и потребительских) в зависимость только от одного – наличия денег, достаточных для того, чтобы эти ресурсы купить. У кого денег больше, тот покупает благ больше или приобретает блага более высокого качества. И если свои деньги такой победитель в конкурентной борьбе заработал честно, не нарушая установленных законов, то его победа на рынке может быть признана обществом справедливой и это лучший из доступных людям способов решения проблемы ограниченности.
Таким образом, рыночная экономика в принципе позволяет бороться за получение достаточной суммы денег и, соответственно, за доступ к ограниченным благам каждому человеку или каждой фирме. А это исключает (или по меньшей мере сильно ограничивает) внеэкономическую дискриминацию, когда ограниченные (дефицитные) ресурсы и блага достаются либо только начальникам, либо тем, кто ухитрился первым занять очередь.
Например, фирма может победить в конкурентной борьбе за ограниченные денежные средства покупателей за счет того, что создаст товар с лучшими свойствами или научится изготавливать его с меньшими затратами, что позволит продавать его дешевле конкурентов. В конкуренции же покупателей за дефицитный товар побеждают те, кто сумел стать особенно ценным работником, которому платят высокую зарплату. И поэтому он может предложить за дефицитный товар наивысшую цену и получить его, выиграв конкуренцию у других покупателей.
Конечно, и этот способ организации экономической жизни тоже не лишен недостатков. В частности, конкуренция способна порождать чрезмерные различия в уровнях благосостояния граждан. И потому издавна раздавались призывы заменить его принципом распределения «по справедливости», что чаще всего понималось большинством людей как распределение «поровну».
В наиболее крупных масштабах попытка создать всеобъемлющую систему распределения «по справедливости» была предпринята как раз в истории нашей страны – в период существования СССР. Увы, эта система привела только к тому, что:
1) на место экономического соревнования в распределении благ пришло соревнование простых граждан за то, кто первым займет место в бесчисленных очередях за вечно дефицитными товарами;
2) сформировалась более или менее скрытая система льгот и привилегий в получении товаров, жилья, медицинских услуг для одних категорий граждан (функционеров компартии и высших госчиновников) в ущерб другим.
Анализируя влияние ограниченности ресурсов на выбор любого варианта их распределения, экономисты обнаружили, что основой этого выбора чаще всего является стремление людей действовать рационально (так, как это каждый для себя понимает).
Но все же при всем различии способов понимания рациональности человек чаще всего выбирает из множества вариантов действий тот, который может принести лично ему выгоду большую, чем остальные (отвергаемые) альтернативы. В повседневной жизни такой выбор наиболее выгодной линии поведения мы делаем чаще всего неосознанно (если речь не идет об очень дорогостоящих покупках).
Но в сфере производства или коммерции, напротив, подобные задачи решаются всегда осознанно, а часто и с применением достаточно сложных математических расчетов и моделей. Именно это, в конце концов, позволило экономистам сформулировать теорию мотивов поведения человека в сфере хозяйственной деятельности.
2.3. Мотивы поведения людей в сфере экономики
В основе теории экономического поведения людей лежат два понятия:
1) убывающая полезность потребляемых благ;
2) существование цены выбора (альтернативных затрат).
Убывающая полезность. Как многие выдающиеся идеи, идея убывающей полезности на первый взгляд кажется совершенно очевидной.
А состоит она в том, что человек всегда определяет ценность дополнительно получаемого блага не абстрактно, а с учетом того, обладает ли он уже чем-то подобным, если да, то в каком количестве. Для большей ясности рассмотрим простейший пример – с пирожными (рис. 2.5).
Предположим, что, заглянув с друзьями в кафе, вы с удовольствием возьмете к кофе вкусное пирожное. Не исключено, что оно вам так понравится, что вы закажете еще и второе. Вероятность заказа третьего, четвертого и так далее пирожных будет уже проблематична (даже для сладкоежек). В чем же дело, ведь вкус, скажем, восьмого пирожного объективно ничуть не хуже, чем первого?
Дело в том, что по мере роста числа съеденных вами пирожных начинает действовать универсальная закономерность – относительная ценность каждого нового пирожного (измеряемая доставляемым удовольствием) для вас снижается, а ваши возможности купить на остаток денег еще какие-то блага сокращаются.
Действительно, на однотипно сладкой пище снижается чувствительность вкусовых рецепторов и, соответственно, удовольствие от еды. С другой стороны, увеличивая число заказанных пирожных, вы все сильнее истощаете свой кошелек, а значит, сужаете круг тех благ, на приобретение которых хватит оставшихся денег.
Рис. 2.5. Как убывает полезность дополнительных благ
Уже приведенный выше простейший пример показывает, что существует разница между общей и предельной (маржинальной) полезностью благ.
Общая полезность блага – суммарная выгода (польза), получаемая человеком, фирмой или страной от использования всего объема благ определенного типа.
Предельная (маржинальная) полезность блага – выгода (польза), получаемая от дополнительно использованной единицы блага.
Название «предельная» такая полезность получила потому, что она характеризует ту пользу, которую приносит благо, находящееся как бы на пределе, на границе расширяющегося поля потребления. Именно отсюда проистекает и второй вариант названия этой полезности – «маржинальная», так как по-английски margin как раз и обозначает «граница».
Закономерность убывания предельной (маржинальной) полезности относится не только к потребительским благам. Точно так же эта закономерность проявляется в любой сфере, где польза от найма дополнительных работников, установки дополнительных станков, возведения дополнительных цехов также начинает неуклонно снижаться, если одновременно не возрастает объем использования ресурсов других видов. Например, сколько бы транспортная фирма ни нанимала дополнительных водителей, если она при этом не закупает новые грузовики, отдача от работы водителей, т. е. объем грузов, перевезенных новыми водителями за год, будет снижаться.
Поэтому человек или фирма, ведущие себя в этом мире рационально, всегда воспринимают добываемые (зарабатываемые, покупаемые, вымениваемые) ими блага не абстрактно, а с учетом того:
• насколько уже насыщена их потребность в таких благах;
• каков будет маржинальный вклад нового приобретения в насыщение этой потребности;
• с какой ценой выбора будет сопряжено получение дополнительного количества благ.
2.4. Цена выбора (альтернативные издержки)
Для лучшего понимания сущности категории «цена выбора» вспомним об ограниченности ресурсов, имеющей к цене выбора самое прямое отношение. Действительно, поскольку все виды экономических ресурсов ограниченны и их не хватает на удовлетворение всех видов человеческих или производственных потребностей, выбор одного варианта использования (расхода) этих ресурсов делает физически невозможными все остальные, альтернативные, варианты использования (расхода) тех же ресурсов.
Именно эти ставшие невозможными варианты экономических решений и те как бы «упущенные» блага, которые они могли принести, образуют «плату» за сделанный в конечном итоге выбор. «Ценой» такого выбора окажется наиболее желанное из отвергнутых (упущенных) благ. Иными словами, это та цена, которую вы платите как бы самому себе за возможность получения выбранного блага.
Цена выбора (альтернативные издержки) – польза (выгода) для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.
Понятие о цене выбора на самом деле категория философская, относящаяся ко всем аспектам человеческой жизни. Например, оканчивая школу, мы выбираем дальнейший жизненный путь и взвешиваем относительную ценность различных профессиональных альтернатив. Так, если человек идет учиться в вуз, чтобы иметь возможность заниматься интеллектуальной деятельностью, то ценой такого выбора будет отказ от быстрого получения более высоких, чем стипендия, заработков в сфере производства, услуг или коммерции. И наоборот: выбирая профессию, срок обучения которой недолог и заработки начинают поступать быстрее, человек теряет возможность добиться в будущем менее физически утомительной и более высоко оплачиваемой работы.
Поняв это, мы можем построить логическую цепь, которая лежит в основе любого действия в сфере экономики:
ОГРАНИЧЕННОСТЬ → ВЫБОР → ЦЕНА ВЫБОРА
Ограниченность ресурсов заставляет делать выбор, а выбор из-за ограниченности ресурсов означает отказ от альтернативных вариантов использования этих ресурсов, т. е. возникновение цены выбора. А значит, можно сказать, что человек тогда и только тогда принимает самое рациональное экономическое решение, когда получает в итоге его блага более ценные для себя, чем то, от чего ему пришлось отказаться.
Иными словами, решения в сфере экономики тогда разумны, когда они подчиняются простому соотношению:
ПОЛЬЗА ОТ ПОЛУЧЕННЫХ БЛАГ → ЦЕНА ВЫБОРА
Конечно, в повседневной жизни мы принимаем такие решения, не особенно задумываясь (прикидывая, что нам выгоднее сделать). Основой их является накопленный нами экономический опыт, полученное воспитание, система ценностей, навыки и традиции. В сфере бизнеса та же логика служит основой специальных приемов анализа возможных коммерческих решений и помогает найти деловую стратегию, наиболее выгодную для владельцев фирм.
Глава 3. Основные проблемы экономики
3.1. Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики
Ограниченность ресурсов и произведенных из них благ относительно потребностей людей порождает необходимость постоянно выбирать способы использования этих ресурсов. Проблемы, которые в связи с этим человечество решает в сфере экономики, можно свести к трем главным вопросам:
ЧТО надо производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
КАК производить, т. е. какой из способов изготовления следует применить?
ДЛЯ КОГО следует эти товары и услуги производить, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Легко понять, что, не будь экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, поиск наилучших ответов на вопросы ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО не был бы столь важен для человечества. Даже если бы ресурсы использовались и не слишком рационально, в том не было бы большой беды: все равно всего бы хватило на всех и на все.
Но увы человечество всегда будет жить в условиях ограниченности ресурсов.
И потому перечисленные выше вопросы обречены всегда оставаться главными для всех стран и народов мира.
Поиск ответов на них чрезвычайно затрудняется тем, что:
1) для удовлетворения своих потребностей люди придумали огромное множество товаров;
2) для изготовления каждого товара может использоваться, как правило, несколько различных технологий;
3) одни и те же товары могут изготавливаться из различных видов ресурсов или их комбинаций.
На все это накладывается огромное разнообразие и изменчивость вкусов и потребностей людей – крайне труднопредсказуемых существ.
Может показаться, что при всех такого рода условиях и ограничениях наиболее рациональный набор благ, который устроит и производителей, и покупателей, определить вообще невозможно. К счастью, жизнь показывает, что такой пессимизм неоправдан. Человечеству каким-то образом удается организовать свою хозяйственную деятельность к удовлетворению большей части как изготовителей товаров, так и покупателей.
Правда, поиск ответов на вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО происходит в разных странах по-разному и с разной успешностью. Причина таких различий в том, какая в той или иной стране экономическая система, т. е. законы, правила, обычаи и общепринятые способы решения хозяйственных проблем.
Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся:
1) по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;
2) типу собственности на экономические ресурсы.
За долгие века своей истории человечество испробовало различные виды экономических систем, и поиск наилучшего варианта не завершен. Доказательством тому служит тяжелейший экономический кризис, который охватил самые развитые страны мира в 2008 г.
Этот кризис показал, что экономическая система и этих стран далека от идеала.
И потому их политики, экономисты и простые граждане немедленно начали спорить о том, как надо менять устройство экономической системы в США, Европейском союзе и других странах, чтобы избежать повторения подобного рода кризисов. Идут эти споры и в нашей стране, которую кризис также стороной не обошел, породив банкротства (закрытие) банков, осложнения в приобретении жилья и товаров, потерю работы многими людьми.
Чтобы понимать, о чем идут такого рода споры и как это затрагивает жизнь обычных граждан, нам стоит познакомиться с особенностями основных экономических систем и попытаться разобраться в достоинствах и недостатках каждой из них.
3.2. Типы экономических систем
Выбрав для классификации два базовых признака:
1) кто владеет капиталом и землей;
2) кто принимает решения о распределении ограниченных ресурсов, мы получаем возможность выделить четыре основных типа экономических систем:
1) традиционную;
2) командную (социализм);
3) чисто рыночную (капитализм);
4) смешанную.
Самая древняя из экономических систем – традиционная система.
Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени (общины) или передаются по наследству внутри семьи, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями (рис. 3.1).
Остатки такого устройства хозяйственной жизни можно и сегодня обнаружить у племен, живущих в глухих уголках планеты (например, у народов Крайнего Севера России). Эта экономическая система отличается самой малой отдачей от использования ограниченных экономических ресурсов, а потому обеспечивает живущим в соответствии с ней народам очень низкий уровень благосостояния, а часто и невысокую продолжительность жизни. Напомним, что даже в Европе до начала массового перехода от традиционной экономической системы к системе капиталистической (скажем, в XVIII в.) средняя продолжительность жизни составляла примерно 34 года[6].
На смену традиционной со временем пришла рыночная система (капитализм). Эта система базируется:
1) на праве частной собственности;
2) частной хозяйственной инициативе;
Рис. 3.1. Что характерно для традиционной экономической системы
3) рыночной организации распределения ограниченных ресурсов общества (рис. 3.2).
Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, которые и принимают все хозяйственные решения, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью различного рода рынков.
Первая из основ рыночной системы – это право частной собственности. Так называют признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека:
• владеть;
• пользоваться;
• распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Возможность для отдельного человека владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, т. е. производственные объекты (например заводы) и получать с его помощью доходы, определила другое часто употребляемое название этой экономической системы – капитализм.
Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были лишь короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин.
Второй основой рыночной системы является частная хозяйственная инициатива. Под этим понимается право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом использовать их для получения дохода.
Третьим основанием рыночной системы (капитализма) являются собственно рынки, т. е. определенным образом организованная деятельность по обмену товарами. Именно рынки:
1) определяют степень успеха той или иной хозяйственной инициативы;
2) формируют в конечном счете величину доходов, которые приносит собственность своим владельцам;
3) обеспечивают распределение ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.
При рыночной экономической системе благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. И в идеале тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.
Рис. 3.2. Основные признаки чисто рыночной экономической системы
Такая организация экономической жизни, оказавшись наиболее соответствующей психологии людей, обеспечила резкое ускорение экономического прогресса. Вместе с тем она породила большие различия в уровнях благосостояния между теми, у кого была частная собственность, и теми, у кого ее не было. Обнаружились у такой модели экономической системы и другие серьезные недостатки, о которых мы будем говорить далее. А они породили критику и, соответственно, попытки создать иную модель экономической системы, лишенную дефектов чистого капитализма, но сохраняющую его основные достоинства.
Итогом попыток сконструировать альтернативную экономическую систему, а также практической реализации соответствующих научных теорий стала командная система, чаще называемая социализмом (от латинского «социум» – «общество»).
Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля реально находятся в собственности государства, которое также и распределяет все ограниченные ресурсы.
Рождение этой экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций начала XX в., прежде всего в России. Их идеологическим знаменем была теория под названием «марксизм-ленинизм». Ее разработали немецкие политические деятели К. Маркс и Ф. Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В. И. Ленин и И. В. Сталин.
В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан путем:
1) ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую собственность всех граждан страны;
2) ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе.
Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь.
В период расцвета социалистического лагеря (50-80-е гг. XX в.) в его странах жило более 1/3 населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который окончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений жителей этих стран (подробнее о причинах этой неудачи мы поговорим чуть ниже) (рис. 3.3).
Рис. 3.3. В этом здании в Москве работал многие годы Государственный плановый комитет (Госплан) СССР – главный орган планового управления советской экономикой
Вместе с тем сам факт социалистических революций, равно как и другие события, развернувшиеся в мире экономики на протяжении последних двух веков, показали, что и чисто рыночная система (классический капитализм) несовершенна. Поэтому XX в. стал временем рождения нового варианта рыночной экономической системы (капитализма) – смешанной экономической системы (социального рыночного хозяйства).
Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Смешанная система сохраняет в качестве своей основы все элементы рыночной системы (капитализма), но добавляет к ним резкое расширение сферы вмешательства в экономическую жизнь со стороны государства, использующего в числе прочих и командные методы управления (рис. 3.4).
Это значит, что в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки:
• не могут решить;
• решают не лучшим образом.
При этом основная масса товаров и услуг по-прежнему реализуется через свободные рынки, и государство не пытается заставить всех продавцов и покупателей действовать на основе общеобязательного плана или устанавливать цены на все товары и услуги.
Рис. 3.4. Основн ые элементы смешанной экономической системы: I – сфера действия рыночных механизмов, II – сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства.
В современном мире наиболее близко к чисто рыночной системе (классическому капитализму) стоит ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки. Командная система (социализм) до сих пор является основой жизни на Кубе и в Северной Корее, а смешанная экономическая система (в различных ее модификациях) наиболее хорошо просматривается в жизни таких стран, как США, Япония, Великобритания, Швеция, Нидерланды.
Распад социалистического лагеря[7] в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. и переход народов этих стран к воссозданию разрушенных рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнее, смешанной) системы над планово-командной. Причем победа эта была достигнута мирным путем в итоге проигрыша социалистическими странами с плановой системой экономического соревнования со странами, где была создана смешанная экономическая система.
Почему же социализм с его командной экономической системой так жестоко обманул ожидания многих народов?
Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему ресурсами.
Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. А это ведет к нерациональному, бездарному использованию ограниченных ресурсов и замедлению в итоге темпов роста благосостояния людей.
В итоге исторического развития в ХХ в. Россия, другие бывшие республики СССР и страны Восточной Европы после распада социалистического лагеря вынуждены были с большим или меньшим успехом строить рыночную систему хозяйства.
Движение экономических систем России и стран Восточной Европы в эту сторону обусловлено тем, что лежащие в основе этой системы рыночные механизмы создают наилучшие (из испробованных людьми за многие столетия развития) возможности для более рационального использования ограниченных ресурсов. Ведь закон рынка прост: получить нужные блага можно, только предложив в обмен нечто желанное для других.
Иными словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. Каждый день и продавцы, и покупатели ищут лучший вариант компромисса между своими интересами. На основе такого компромисса и рождаются рыночные цены.
К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые избежали социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рынок начала XXI в. сильно отличается от способов хозяйствования начала XX в.
И все же как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное распределение ограниченных ресурсов.
Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Механизм формирования такой оценки – сопоставление издержек на производство товаров и рыночных цен, по которым реально их можно продать.
Глава 4. Закономерности формирования спроса
4.1. Понятие о спросе и величине спроса
Поведение покупателей на рынках может показаться на первый взгляд случайным, подчиненным прихотям и капризам людей. На самом деле существует общая закономерность такого поведения. Она состоит в сознательном или подсознательном соизмерении любым покупателем желанности блага (товара) и его цены.
Первооснова покупательского поведения – полезность благ и степень удовлетворения потребности в них. Люди склонны высоко оценивать полезность огромного большинства известных им благ и полагать, что потребности в этих благах еще весьма далеки от удовлетворения. Но за все экономические блага надо платить, а денежные средства покупателей – ресурс ограниченный.
Именно это рождает разницу между двумя понятиями – объемом потребности и величиной спроса.
Объем потребности – количество благ определенного вида, которое человек хотел бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.
Экономика всегда ориентируется не на человеческие потребности как таковые, а только на ту их часть, которая может быть подкреплена оплатой. Эта часть потребностей называется обычно величиной покупательского спроса и характеризует то количество благ, которое реально может быть приобретено покупателями при определенных условиях.
Главное из этих условий очевидно – желанность этих благ для людей должна быть выше ценности той суммы денег, которые придется за эти блага уплатить, т. е. превышать их цены.
При этом издавна замечено, что количество благ, которое люди запрашивают у продавцов для приобретения (именно это мы и называем величиной спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна.
Величина спроса – это объем товаров определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Чтобы охарактеризовать, как вообще величины покупок на данном товарном рынке зависят от уровней цен, экономисты ввели понятие спроса.
Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Спрос в таком понимании – это характеристика состояния рынка, а точнее, одной из его важнейших составляющих – экономической логики поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается в определенный момент времени величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
4.2. Закон спроса
Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса.
Закон спроса – повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цены – к ее увеличению (при прочих равных условиях).
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств.
Подавляющее большинство товаров люди покупают, оценивая – осознанно или подсознательно – выгодность для себя той или иной покупки. Эта выгодность определяется тем, как в сознании данного человека по этому благу складывается соотношение:
Рис. 4.1. Связь величины покупок и уровня цены
И если потребность человека в каком-то благе удовлетворена не полностью, то снижение его цены (уменьшение знаменателя дроби) ведет к росту оценки выгодности покупки, а значит, и к росту величины спроса на него. И напротив, рост цены снижает для человека выгодность покупки, и он готов при такой цене купить данное благо только в меньшем объеме (или не купить вообще) (рис. 4.1).
Вспомним и о закономерности убывания полезности однотипных благ по мере роста их объема, которым владеет данный покупатель. Хотя снижение цены и позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах. Проще говоря, даже при почти нулевой цене люди все равно не будут больше покупать данный вид товара: зачем он им в таком количестве?
Такого понимания логики поведения покупателей и проявления закона спроса было бы вполне достаточно для ведения бизнеса, если бы поведение людей в мире экономики было строго рациональным. Но это не так.
Для понимания реальных закономерностей поведения покупателей на рынке необходимо разобраться еще и в тех факторах формирования спроса, которые не лежат ни на стороне цен, ни на стороне полезности товаров.
Таких факторов пять:
1) доходы покупателей;
2) цены на дополняющие или заменяющие товары;
3) ожидания относительно динамики цен в будущем;
4) численность и возраст покупателей;
5) привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.
Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие, менее значимые факторы: сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др. Попробуем во всем этом разобраться поглубже (ибо давно и верно сказано: «Каждый живет продажей чего-либо»).
При этом для более полного понимания логики рынка и закономерностей формирования величин спроса нам следует провести грань между индивидуальным и рыночным спросом. Ведь рынок – это множество покупателей с весьма различными вкусами, запросами и доходами. И у каждого, соответственно, своя реакция на цены товаров, свой индивидуальный спрос. Но на рынках все эти индивидуальные спросы сливаются в общий – рыночный спрос, на который и ориентируются производители и продавцы товаров и услуг.
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.
Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.
Следовательно, рыночный спрос – это сумма индивидуальных спросов всех покупателей, обращающихся за товаром на данный рынок (табл. 4.1).
Таблица 4.1. Формирование рыночного спроса как суммы спросов отдельных покупателей
Доходы покупателей и спрос. При росте своих доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на желанные, но ранее не доступные им товары. Рост величины спроса вызывается и снижением цен на другие товары, так как в этом случае у покупателей остается в кошельках больше свободных средств для покупки ранее недоступных товаров.
Падение доходов, напротив, ведет к падению спроса. Эта закономерность весьма четко проявилась, например, в России в 1992–1993 гг., когда после отказа государства от установления цен на все товары – либерализации цен – начался безумный рост цен на все товары. Соответственно, покупательная способность сбережений населения резко сократилась, а многие люди вообще остались без заработков из-за остановки предприятий. Итогом стало резкое падение спроса практически на всех товарных рынках.
Однако мир экономики весьма неоднозначен, и возможны такие парадоксальные ситуации, когда рост доходов покупателей приводит не к росту, а к снижению спроса на товар. Разобраться в причинах таких парадоксов весьма полезно, чтобы лучше понимать реальные процессы, развивающиеся на товарных рынках любой страны.
Первая и главная причина этих парадоксов то, что товар товару – рознь.
В зависимости от того, как величина спроса на рынках этих товаров реагирует на изменения цен, экономическая наука выделяет три основных вида товаров:
1) нормальные товары;
2) товары низшей категории;
3) товары престижного (демонстрационного) потребления.
Нормальные товары. Основную массу товаров образуют нормальные товары. Для них характерно то, что чем выше доходы людей, тем больше они готовы приобрести таких товаров (т. е. при росте доходов кривая спроса будет сдвигаться вправо и вверх).
Нормальные товары – товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей.
Поэтому продавцы нормальных товаров всегда радуются сообщениям о повышении заработной платы или иных доходов. Они знают, что теперь можно будет продать товаров больше, а возможно, и по более высокой цене.
Иначе относятся к росту доходов продавцы товаров низшей категории.
Товары низшей категории. Отличительная особенность этих товаров состоит в том, что спрос на них может упасть при росте доходов покупателей. Товары низшей категории без труда поддаются замене более ценными благами, если на их приобретение у покупателей хватает денег.
Товары низшей категории – товары, спрос на которые может снизиться при повышении доходов покупателей.
Наиболее типичными представителями данной категории товаров являются хлеб, картофель, рыба. При этом сразу оговоримся, что, называя эти блага товарами низшей категории, мы вовсе не имеем в виду, что они плохи сами по себе. Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:
1) люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;
2) эти товары поначалу становятся важнейшим элементом расходов, позволяя людям жить более или менее нормально;
3) 3) едва доходы покупателей становятся больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более качественных благ.
Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется точно так же, как на любой нормальный товар. И лишь по мере роста благосостояния граница между нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой. Более того, от попадания в низшую категорию благ не застрахован ни один товар массового потребления.
Товары престижного (демонстрационного) потребления. Эти товары приобретаются людьми для того, чтобы показать окружающим, насколько владелец такого товара преуспел в жизни, и потому богат. К этой категории относятся дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения, роскошные особняки и т. д. Особенность рынка таких товаров в том, что здесь закон спроса проявляется в зеркальном отражении: «Чем товар дороже, тем выше величина спроса на него».
Товары престижного (демонстрационного) потребления – товары, приобретаемые для демонстрации окружающим меры богатства и успешности своего владельца.
Причина такого изменения закона спроса проста: чем товар дороже, тем лучше он выполняет для владельца свою главную функцию – продемонстрировать меру его богатства и успешности. При снижении же цены такой товар, конечно, становится доступнее для большего числа покупателей, но зато теряет свою способность быть инструментом демонстрации жизненного успеха для тех, кто в такой демонстрации нуждается.
Цены на дополняющие или заменяющие товары. Если бы логику связи цен и величин спроса (спрос) можно было определить так просто, то вести бизнес было бы совсем не сложно. Увы, в реальной коммерческой практике изучать спрос приходится куда глубже. Дело в том, что все закономерности спроса остаются справедливы для определенного товарного рынка лишь в том случае, если не изменяются условия, в которых они сформировались.
К этим условиям принято относить, прежде всего:
1) неизменность полезности данного товара;
2) неизменность уровня доходов покупателей;
3) неизменность цен на другие товары, продающиеся в то же самое время и доступные тому же кругу покупателей.
Учитывать все это приходится потому, что покупатель на рынке реагирует не столько на абсолютный уровень цены, сколько на относительный. Проще говоря, он всегда соизмеряет величину цены со своим кошельком и ценами на другие товары.
Поэтому величина спроса зависит не только от цифры на ценнике, но и от того выросли или упали доходы покупателей, а также как изменились цены прочих приобретаемых данным покупателем товаров. И плох тот коммерсант, который этого не понимает и не привык учитывать все разнообразие факторов спроса – его обязательно ждет неудача.
Особенно важно понимать, что «жизнь» любого товара на рынке всегда проходит в окружении трех групп других товаров (рис. 4.2), а именно:
1) нейтральных товаров;
2) заменяющих товаров;
3) дополняющих товаров.
Рис. 4.2. Три категории товаров, взаимодействующих на рынке
Нейтральные товары. Эти блага удовлетворяют совершенно иные потребности и конкурируют с данным товаром в минимальной степени – только в силу того, что сумма денег в кошельке покупателя всегда конечна.
Заменяющие товары. Эти блага удовлетворяют те же самые потребности и потому являются непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя. Примерами таких товаров, являющихся друг для друга заменителями (просто в силу ограниченности как денег в кошельке покупателей, так и объема их потребностей), являются рыба и мясо, картофель и макароны, различные марки прохладительных напитков, кондитерских изделий, автомобилей, радиотехники, персональных компьютеров. Целесообразность покупки взаимозаменяющих товаров оценивается путем соизмерения одной и той же пользы, которую они могут принести с ценами разных товаров.
Это ведет к тому, что огромную роль в формировании спроса на рынках подобного рода товаров играют соотношения цен между ними. Причем изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении спроса на другие товары. Например, если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то спрос на нее возрастает, а вот на другие марки таких же напитков падает (ведь общий объем средств, которые покупатели в данный момент времени готовы потратить на приобретение этих напитков, ограничен).
Строго говоря, все товары можно рассматривать по отношению друг к другу как заменяющие. Ведь все они решают одну и ту же задачу – обеспечить условия существования людей и при этом конкурируют за одну и ту же сумму денежных доходов покупателей. Но обычно такое рассмотрение оказывается уж слишком сложным и его редко используют в реальном бизнесе. Обычно фирмы ограничиваются сравнением цен лишь наиболее явно заменяющих друг друга товаров и услуг.
Дополняющие товары. Внешне они выглядят по отношению друг к другу вполне дружелюбно, поскольку вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. Но это дружелюбие обманчиво – на самом деле изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на другие товары той же группы в противоположном направлении. Именно это отличает их от заменяющих товаров.
Дополняющие товары потребляются в комбинации. А значит, рост цены одного из элементов этой комбинации ведет к ее общему удорожанию и снижению привлекательности как в целом, так и по остальным элементам (товарам), в нее входящим. Например, увеличение платы за аренду теннисных кортов может привести к падению спроса на теннисные ракетки и мячи.
Ожидания относительно динамики цен в будущем. Этот фактор особенно сильно проявляется в тех случаях, когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает обычная для данного рынка кривая спроса. Здесь на первый взгляд происходит нарушение стандартной связи между ценой и спросом, но на самом деле это не так.
Просто в данном случае формирование спроса происходит с некоторым «заглядыванием» в будущее: хотя нынешняя цена и кажется людям слишком высокой, но они опасаются, что завтра за товар придется платить еще больше. И решают купить его немедленно, пока денег хватает, а то и взять про запас. Именно так вели себя российские потребители летом и осенью 2008 г., когда, услышав о возможном ускорении роста цен, срочно отправились покупать бытовую технику, мебель и даже недорогие автомобили.
Численность и возраст покупателей. Это, пожалуй, самый простой из факторов формирования спроса: даже при неизменном среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо и вверх).
Нетрудно проследить и влияние на спрос возрастной структуры населения.
Старение населения в европейских странах и России ведет не только к снижению спроса из-за того, что все большая часть населения живет на скромные пенсии, но и к изменению товарной структуры спроса (стране с пожилым населением не нужно столько детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и медицинских услуг).
Совсем по-иному дело обстоит в развитых капиталистических странах, где пожилые люди нередко богатейшая группа населения (рис. 4.3).
Так, совокупные сбережения британцев старше 50 лет составили на 2007 г. почти 10 трлн дол. (60 % всех сбережений британцев). К 2043 году пожилые британцы смогут накопить до 40 трлн ф. ст. И это делает рынки товаров для пожилых в Великобритании все большими по размеру и позволяет добиваться высоких продаж более дорогих товаров (меняет спрос на таких рынках).
Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуемый, a часто и самый изменчивый.
Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода.
Закономерность проявления этого фактора настолько мало поддается изучению методами экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблематику психологам, этнографам и специалистам по маркетингу.
Но не учитывать этот фактор экономическая наука не может, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков.
Рис. 4.3. Рынок товаров и услуг для пожилых в Англии становится все более емким
Например, в последние десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». В России на этой же волне стали возникать различного рода диагностические центры, выдающие рекомендации по персонализированным диетам. А возросшее внимание к проблемам экологии поставило в странах Европы и США на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызвало расцвет индустрии искусственного меха.
4.3. Эластичность спроса
Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина продаж изменится, поскольку новой цене будет соответствовать иная величина спроса. Но какая, как изменятся продажи, окупится ли изменение цены большим доходом или продавец проиграет?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно уметь оценивать, насколько изменится величина спроса при том или ином изменении цены. Для таких изменений экономическая наука и коммерческая практика используют показатель эластичности спроса.
Эластичность спроса – масштаб изменения величины спроса (%) при изменении цены на 1 %.
Эластичность спроса принято рассчитывать, используя данные об изменении спроса в процентах при определенном процентном изменении цены на товар. Например, если снижение цены на 5 % приводит к росту величины спроса на 8 %, то показатель (коэффициент) эластичности будет равен: 8 / 5 = 1,6[8].
Такой метод расчета удобен тем, что позволяет сопоставлять данные об эластичности различных товаров в единой системе единиц измерения.
Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса.
В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности больше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены.
Во вторую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены.
Коэффициенты эластичности спроса – одна из тех концепций экономической науки, которые реально находят широкое применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков (маркетологи) умеют просчитывать такие коэффициенты с приемлемой для практики точностью, и это позволяет повышать обоснованность решений, принимаемых фирмами при выработке своей хозяйственной стратегии.
Так, зная коэффициенты эластичности, можно оценить, стоит ли повышать или понижать цены на товары ради увеличения доходов фирмы? Для этого достаточно просчитать, насколько изменится величина спроса и выручка от продаж при изменении цены.
Выручка от продаж – общая денежная сумма, получаемая фирмой от продажи товаров (услуг) и равная произведению числа проданных товаров на их цену.
Скажем, если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение цены на него неизбежно ведет к росту выручки от продаж. Ведь при этом количество покупок сократится в меньшей степени, чем возрастет цена.
Если же мы имеем дело с товаром эластичного спроса, то результатом повышения цены явится не рост, а, напротив, падение выручки фирмы от продаж.
Вот почему продавцам приходится постоянно следить за рынком и искать те соотношения качества и цен, которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволят производителям получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности.
Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора:
1) наличие товаров-заменителей. Чем больше у покупателя возможностей удовлетворить ту же свою потребность за счет иного товара, тем придирчивее он будет оценивать приемлемость соотношения «цена – качество» и может предпочесть более дешевый товар-конкурент. А значит, на таком рынке эластичность спроса по цене будет выше;
2) размер доходов покупателей (величина их семейных бюджетов). Речь идет прежде всего о соотношении уровня цены товара и величины доходов покупателей. Очевидно, что если на приобретение данного товара тратится значительная доля их доходов, то они будете куда более чувствительны к изменению его цены, чем в случае покупки товара за незначительную часть доходов. Следствием такой ситуации является опять-таки повышение эластичности спроса, да еще и возникновение эффекта дохода;
Эффект дохода – при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым, и потому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок. И наоборот.
3) время. Вначале реакция на изменение цен может показаться совсем незаметной, но со временем ее масштабы могут существенно возрасти. Причина проста: на поиск более дешевых заменителей подорожавшего товара потребуется время, но, когда они будут найдены, спрос сократится куда заметнее, чем в первый момент. Надо всегда помнить – практически для любого товара можно найти заменитель или иную модель потребления, просто для этого нужно время.
Понимание описанных выше закономерностей формирования эластичности спроса на отдельные товары давно нашло практическое воплощение, например, в деятельности государственных налоговых служб.
Обнаружив, например, что спрос на некоторые товары, такие как соль, табак, алкоголь, весьма малоэластичен (даже повышение цен не может побудить курильщиков отказаться от этой вредной привычки), правительства разных стран издавна устанавливают на них специальные налоги, добавляемые к цене (обычно их называют акцизами). Хотя такие налоги часто по абсолютной величине заметно повышали сами цены «акцизных товаров», спрос и объемы продаж от этого практически не падали. Зато налоговые поступления в казну государства резко возрастали. И сегодня в России акцизные налоги взимаются, в частности, по алкогольным и табачным изделиям.
Глава 5. Закономерности формирования предложения
5.1. Понятие о предложении и величине предложения
Изучая на рынке действия продавцов, экономисты без труда установили, что поведение и этой группы участников рынка очень сильно зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Именно цены являются одним из основных факторов, формирующих величину предложения.
Величина предложения – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.
Поскольку рыночная цена может колебаться в широком диапазоне, то для описания всего множества вариантов величин предложения которые при этом могут сложиться на рынке, т. е. общей зависимости предложения от цен на данном рынке экономисты ввели понятие предложения.
Предложение – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.
Таким образом, предложение – это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей – экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, каким оказывается объем предложения при разных уровнях цены.
Соотношение между понятиями «величина предложения» и «предложение» легче уяснить, если представить себе, что каждое из них – ответ на определенный вопрос.
Если мы спрашиваем:
«Сколько единиц товара продавцы готовы предложить на продажу за месяц при цене, равной х рублей?», то ответом на этот вопрос будет информация о величине предложения.
Если же мы ставим вопрос по-иному:
«Как могут колебаться месячные объемы предложения товаров на рынок при изменении цен на данный товар?», то ответом на этот вопрос будет информация о предложении на данном рынке.
5.2. Закон предложения
Когда мы говорим о предложении, то имеем в виду то, как в данный период времени на рынке определенного товара или услуги складывается зависимость:
1) между ценой товара;
2) объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.
Анализ такой зависимости позволяет находить ответы на два важнейших для любого бизнеса вопроса:
1) какова будет величина предложения при различных уровнях цен (какую массу товаров мне и моим конкурентам выгодно предложить на рынок при такой цене);
2) как изменится величина предложения при изменении цены (стоит ли мне и моим конкурентам увеличить или уменьшить предлагаемую к продаже массу товаров при таком новом уровне цены)? Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение числа изготавливаемых (предлагаемых к продаже) товаров, а снижение цен – уменьшение этого числа. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения (рис. 5.1).
Закон предложения – повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению (при прочих равных условиях).
Рис. 5.1. Связь величины предложения товаров и уровня цен
Изучение практики коммерческих фирм дает основания считать, что на формирование предложения товаров или услуг на определенном рынке влияют, прежде всего:
1) цены факторов производства, используемых для изготовления данного товара при существующей технологии;
2) технология, т. е. способы создания товара или организации предоставления услуги.
Цены факторов производства определяют то, сколько денег фирме нужно вложить в организацию бизнеса, чтобы собрать все необходимое для выпуска товара или оказания услуги. Понятно, что чем дороже стоят ее готовые товары на рынке, тем фирме легче собрать деньги на закупку ресурсов.
Что касается технологии, то ясно, что фирма должна каким-то образом превращать приобретаемые ею ресурсы в нужные рынку товары.
Это превращение осуществляется с помощью технологий, разрабатываемых учеными и инженерами. С точки зрения экономической науки все технологии объединяет одно: ради создания конечного продукта они предполагают соединение в определенной комбинации производственных ресурсов (факторов производства), таких как труд, природные ресурсы, капитал и предпринимательский талант.
При этом технология производства предопределяет:
1) конкретный набор ресурсов, необходимых для изготовления товара или оказания услуги (например, набор инструментов и медикаментов, используемых при проведении операций определенного типа);
2) количество (нормы расходования) каждого ресурса для получения конечного товара (оказания услуги) с требуемым рынком уровнем качества.
Поскольку все ресурсы являются чьей-то собственностью, то получить их в рыночной экономической системе для создания собственной продукции фирма может единственным образом – купив на соответствующих рынках. Так возникают денежные затраты фирмы на организацию собственного производства товаров или услуг. Экономисты называют такие затраты термином «издержки» от старинного русского выражения «издержаться на что-то», т. е. потратиться.
Величина этих издержек, соответственно, зависит от двух факторов:
1) цен ресурсов;
2) норм расхода ресурсов на изготовление единицы товара.
Затраты фирмы будут тем больше, чем выше нормы расхода ресурсов и цены на них. И наоборот, снижение норм расхода и цен ведет к снижению издержек на производство товара (без ухудшения его качества).
Фирма может компенсировать эти издержки единственным образом – продав свою продукцию на рынках товаров или услуг (в случае государственного медицинского учреждения – доказав, что ею реально выполнен определенный объем медицинских услуг населению). Но даже если фирма сумеет продать изготовленные ею товары, мы еще не вправе оценить ее деятельность как успешную. Для этого надо обратить внимание на второй аспект ее деятельности – финансы фирмы.
Финансы фирмы – управление денежными расходами и денежными приходами фирмы.
Финансовое состояние фирмы определяется тем, сколько она тратит на изготовление своих товаров и сколько получает за них на рынке. Если сумма, полученная от продаж (выручка), больше суммы издержек (затрат) на производство, то фирма не только сумеет полностью возместить потраченные ею на производство деньги, но и получит прибыль (рис. 5.2).
Прибыль – разница между выручкой от продаж товаров или услуг и издержками, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг.
Рис. 5.2. Как формируется прибыль фирмы
Прибыль – важнейший показатель успешности деятельности любой коммерческой организации в рыночной или смешанной экономических системах. Дело в том, что именно надежда на получение прибыли – чистого дохода сверх издержек – является мотивом для создания и развития фирм, так как прибыль владелец вправе тратить по своему усмотрению: на личное потребление или на развитие бизнеса. Поэтому владелец фирмы, выбирая свою коммерческую политику (а значит, определяя величину своего рыночного предложения), первым делом смотрит: сколько выгодно производить, чтобы при разных возможных комбинациях рыночных цен и издержек производства получить наибольшую прибыль.
Но не всегда производитель (продавец) может влиять на цену, по которой он продает свои товары, часто цена задается рынком. А вот на что производитель всегда может влиять в большей или меньшей мере – это на издержки производства.
Поэтому важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения – издержки на производство товаров. Чем они ниже, тем больше прибыль производителя при рыночной цене и тем больше ему захочется товаров произвести и продать. И, соответственно, при снижении издержек и неизменной рыночной цене предложение растет. Если же цена неизменна, а издержки растут, то прибыль, которую может получить производитель, падает и, соответственно, снижается его интерес к увеличению предложения товаров.
Возможен вопрос: «А не стоит ли производителю при падающей величине прибыли с одного изделия, наоборот, увеличить выпуск, чтобы получать не меньшую массу прибыли?». Увы, такой путь очень опасен, и нам стоит разобраться в том, почему это так.
5.3. Издержки производства
Дело в том, что издержки по своей природе неодинаковы. Отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Эти различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов и бизнесменов разбить все виды издержек на две категории:
1) постоянные издержки;
2) переменные издержки.
Постоянные (или, как иногда говорят, накладные) издержки это затраты на создание условий для ведения бизнеса. К таким издержкам относятся, например:
• арендная плата за использование производственных или офисных помещений;
• затраты, связанные с использованием оборудования;
• выплаты в погашение ранее полученных от банка ссуд;
• всевозможные административные расходы.
Особенностью постоянных издержек является то, что их сумма не меняется в непосредственной зависимости от числа изготовленных товаров или обслуженных клиентов. Скажем, если владелец парикмахерской платит за аренду помещений 60 тыс. руб. в месяц, то эта сумма не изменится в зависимости от того, обслужит ли этот центр за месяц 600 или 650 клиентов.
Постоянные издержки – это те затраты организации, сумма которых остается одной и той же при небольших изменениях объемов производства товаров или услуг.
По-иному ведут себя переменные затраты. Их сумма прямо зависит от того, сколько единиц товара компания произвела за данный период времени или скольких клиентов обслужила. В эту категорию входят издержки на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. Например, чем больше анализов было принято у клиентов в диагностическом центре, тем больше будет израсходовано лабораторных реагентов. Поэтому такие затраты часто называют также прямыми издержками – это то, что прямо тратится на изготовление товаров или оказание услуг.
Переменные издержки – это прямые затраты на производство (оказание услуг), которые растут (сокращаются) при любом увеличении (уменьшении) объемов производства.
Зачем нужно так детально разбираться в разновидностях издержек?
Затем, что без этого не понять, почему иногда фирмы готовы наращивать предложение товаров, а иногда его сокращают. И вообще, никакое управление, что коммерческой организацией, что некоммерческой (например театром), невозможно, если руководители не умеют считать, как формируются и как меняются их издержки при изменении масштабов деятельности. И, соответственно, не понимая логику влияния издержек на решения, принимаемые руководителями фирм, мы не разберемся в том, почему иногда предложение товаров растет, а иногда падает.
Дело в том, что любой экономически грамотный руководитель, принимая решение увеличить или сократить предложение товаров (услуг) своей фирмы на рынок, прежде всего сравнивает два показателя:
1) возможную выручку от продаж определенного объема товаров;
2) сумму издержек, в которую обойдется изготовление такого объема товаров.
Изучение деятельности коммерческих фирм позволило экономистам обнаружить несколько очень важных закономерностей изменения издержек фирмы. Они состоят в том, что по мере роста масштабов производства:
1) общая сумма постоянных издержек не меняется, а величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, снижается (это называется эффектом масштаба);
2) сумма переменных издержек возрастает, а средняя величина переменных издержек в расчете на одно изделие вначале снижается, а потом возрастает;
3) общая сумма всех издержек возрастает, а общие средние затраты на единицу продукции сначала снижаются, а потом возрастают.
Иными словами, чем в больших масштабах фирма изготавливает свою продукцию (или оказывает услуги), тем дешевле ей в среднем обходится поначалу каждая единица товара. А значит, если рыночная цена неизменна, с каждой единицы товара фирма будет вначале получать все большую прибыль.
Почему рост масштабов производства (т. е. объема продукции, изготавливаемого в течение одинакового периода времени, например в месяц) вначале ведет к сокращению средних общих издержек на производство продукции?
Тому имеется несколько причин, но мы обратим внимание пока лишь на одну из них – неуклонное снижение средних постоянных издержек при росте масштабов производства. Поскольку по определению сумма этих издержек постоянна (скажем, в течение месяца), то чем больше единиц продукции фирма изготавливает в течение месяца, тем меньшая величина таких издержек приходится на каждое изделие.
Однако если руководители организаций будут принимать решения на основе анализа только средних издержек на изготовление товара или оказание услуг, то они рискуют допустить серьезную ошибку. Решения такого рода должны приниматься руководителями фирм на основе изучения закономерностей изменений как средних, так и предельных (маржинальных) издержек своего производства и рыночной ситуации сбыта. В чем разница между средними и маржинальными издержками и почему непонимание этой разницы может быть опасным для фирмы?
Средние издержки – это издержки на изготовление единицы продукции, величина которых рассчитывается путем деления общей суммы издержек за определенный период времени на количество изготовленной за этот период времени продукции.
Но для понимания экономической логики поведения производителей на рынках важно знать не только о средних, но и о маржинальных (предельных) издержках. Так называют издержки, которые требует от фирмы изготовление дополнительной единицы продукции или обслуживание дополнительного клиента. Важность этой категории издержек для бизнеса обусловлена тем, что увеличение масштабов производства, создание все более крупных производств позволяет за счет эффекта масштаба обеспечивать существенное снижение средних издержек на изготовление единицы товара.
Экономически грамотный менеджер понимает и то, что наращивание масштабов производства может привести, в конце концов, и к иной логике изменения издержек – издержки станут расти. А если менеджеры фирмы экономически неграмотны, то они могут принять неверные решения и погубить свою фирму.
Дело в том, что при превышении определенной границы увеличения объемов производства средние переменные и общие издержки перестают снижаться. Напротив, они начинают возрастать. А значит, даже если рыночная цена товара не меняется, то за упомянутой границей рост объемов производства может привести к постепенному снижению величины прибыли от продажи единицы товара и даже падению ее до нуля. Причина такой динамики средних общих издержек в том, что на них влияет изменение издержек еще одного вида. Эти издержки называют обычно предельными, или маржинальными.
Предельные (маржинальные) издержки – величина, на которую возрастает величина общих издержек фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.
Название «предельные» эти издержки получили потому, что они относятся к условиям, характерным для того, что происходит «на пределе», т. е. как бы на границе операций фирмы. Иногда, кстати, эти издержки называют еще и приростными, ведь они относятся к условиям, на которых фирма добивается прироста выпуска своей продукции.
Эти условия подчиняются общей закономерности, которая носит название закона убывающей предельной производительности факторов производства.
Закон убывающей предельной производительности факторов производства состоит в том, что когда фирма наращивает объем использования только некоторых или одного из факторов производства, то прирост выпуска, приносимый дополнительными объемами этих факторов, в конце концов, начнет снижаться. А значит, начнет снижаться и прибыль от ведения бизнеса (что мы и видели на примере транспортной фирмы, когда она наняла слишком много дополнительных водителей).
Поэтому увеличение масштабов предложения товаров на рынок и, соответственно, объемов производства всегда требует тщательного анализа издержек. Задача такого анализа проста: определить, не перейдет ли фирма, наращивая объем производства, ту границу, за которой ее предельные издержки производства дополнительной единицы товара сравняются с выручкой от ее продажи, и прибыль станет нулевой.
Если экономическая ситуация складывается именно таким образом, то фирме стоит прекратить наращивание выпуска товаров, пока она не найдет способ либо снизить предельные издержки на их изготовление, либо добиться продажи своих товаров по более высокой цене.
5.4. Бухгалтерские и экономические издержки
До этого момента с нашими рассуждениями об издержках охотно бы согласились как экономисты, так и бухгалтеры – специалисты, отвечающие за учет всех поступлений и расходов предприятий и организаций и за отношения фирмы с налоговой инспекцией. И все же у экономистов есть особый взгляд на затраты, несколько иной, чем у бухгалтеров.
Дело в том, что в состав издержек фирмы экономисты включают элемент, которого нет ни в одной бухгалтерской форме по учету затрат. Этот элемент – альтернативные издержки (та самая цена выбора, о которой мы уже вспоминали выше), с которыми связано решение владельцев фирмы о вложении своих средств в ее создание.
Действительно, с точки зрения экономической науки капитал фирмы, созданный за счет денежных средств ее владельца (владельцев), – это такой же вид ресурсов, как и те ресурсы (факторы производства), расходы на покупку которых бухгалтеры учитывают в своих книгах (материалы, энергия, заработная плата и т. д.). Но этот ресурс фирме как хозяйственной структуре надо откуда-то получить, иначе она не сможет вести свои дела. И то, что деньги на создание фирмы дал собственник, и потому капитал получен как бы бесплатно, ситуации не меняет.
В самом деле, потратив свои сбережения на создание фирмы, ее собственник лишился возможности вложить эти средства куда-нибудь «на сторону» (хотя бы на сберегательный счет в банке) и получать от этого доход. А значит, решение направить деньги на создание капитала собственной фирмы имеет свою цену выбора – упущенную выгоду от возможного вложения денег в иные доходные операции.
Отсюда следует, что разумный собственник создаст и будет сохранять свое дело до тех пор, пока предпринимательский доход, приносимый ему этим делом (фирмой), будет выше цены выбора такого решения, т. е. возможного дохода в альтернативных сферах вложения средств.
Уровень дохода, который собственник ожидает от своей фирмы и который равен возможной доходности вложения той же величины имеющихся у него ресурсов (денежных средств или собственной способности к труду) и с тем же уровнем риска в другие сферы экономики, принято называть нормальной прибылью.
Нормальная прибыль – доход, который реально мог бы быть получен собственником капитала при вложении сил и средств не в собственное дело, а в другие коммерческие и финансовые проекты с тем же уровнем риска.
Именно этот доход и представляет собой ту выгоду, ради которой люди создают производственные и любые иные коммерческие структуры. Именно мотив получения наибольшего дохода образует главный, хотя и не единственный (как мы увидим в дальнейшем), элемент хозяйственной стратегии любой фирмы.
Поскольку нормальная прибыль является частью общей прибыли фирмы, то ни один бухгалтер или налоговый инспектор не согласится включить ее в состав издержек фирмы. Между тем, с точки зрения экономистов, нормальная прибыль – законный элемент общих экономических издержек фирмы, и если его не учитывать, то составить верное представление о жизнеспособности фирмы нельзя (рис. 5.3).
Общие (совокупные) экономические издержки – сумма всех затрат, связанных с осуществлением производственной деятельности и привлечением для этого всех типов ресурсов.
Бухгалтеры и налоговые службы принимают во внимание только бухгалтерские издержки, в состав которых входит израсходованная часть ресурсов, купленных фирмой на рынках. К ним относятся издержки, связанные с производственным потреблением таких ресурсов, как труд наемных работников, сырье и материалы, электроэнергия, аренда помещений и т. д.
Бухгалтерские издержки – затраты, связанные с использованием на нужды фирмы ресурсов, приобретенных ею у других фирм или граждан.
Соответственно, и прибыль бухгалтеры определяют как разницу между выручкой от продаж и подсчитанными ими бухгалтерскими затратами.
Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой от реализации и бухгалтерскими затратами фирмы.
Рис. 5.3. Полные издержки фирмы – взгляд экономистов
Если экономисты считают издержки по-своему, увеличивая их на сумму нормальной прибыли, которую собственник ожидает получить от владения фирмой, то, соответственно, экономическая прибыль оказывается для них величиной меньшей, чем прибыль бухгалтерская.
Экономическая прибыль – разница между выручкой от реализации и экономическими затратами.
Рис. 5.4. Как по-разному экономисты и бухгалтеры видят прибыль фирмы
Такое разграничение бухгалтерских и экономических затрат, а значит, и бухгалтерской и экономической прибыли, необходимо для лучшего понимания мотивов поведения производителей и принятия более разумных решений в сфере коммерческой деятельности (рис. 5.4).
Действительно, представим себе, что вы – владелец частной фирмы, которая за год изготовила и продала 2 тыс. единиц продукции по цене 10 тыс. руб. Выручка фирмы от продаж составит в этом случае 20 млн руб. При этом бухгалтерские издержки производства составили за год 12 млн руб. и, соответственно, бухгалтерская прибыль – 8 млн руб.
После уплаты федеральным и местным государственным органам власти налога с прибыли (скажем, по ставке 24 %, действовавшей в России в 2008 г.), что составило 1,92 млн руб., у вас останется 6,08 млн руб. Выгодно ли сохранять такую фирму в дальнейшем и продолжать выпускать продукцию?
С точки зрения бухгалтеров – да, так как сбыт продукции обеспечивает прибыль, и даже после уплаты налогов отношение оставшейся прибыли к выручке от продаж достаточно высоко – 0,25 (5,04 / 20).
Экономист же, прежде чем дать заключение о перспективности данной фирмы, потребует дополнительной информации, например, сведений о возможном доходе владельца фирмы в случае помещения своих денег не в капитал данной фирмы, а, скажем, в банк. Предположим, что этот доход составил бы за год 7 млн руб.
Тогда получается, что работа фирмы принесла ее владельцу на самом деле не доход, а убыток в размере 920 тыс. руб. (6,08–7,0). Следовательно, сохранение такой фирмы в дальнейшем является для владельца невыгодным, и надо либо что-то менять в организации ее деятельности, либо ликвидировать как можно быстрее и использовать вырученные средства иным образом.
Такой анализ и образует повседневную основу расчетов производителей, ищущих ответы на главные для себя вопросы:
1) Какую именно продукцию производить?
2) В каком количестве и как ее изготавливать?
3) Как и почем ее продавать, чтобы добиться максимальной прибыли? Любой изготовитель (продавец), принимаясь за дело, должен начинать с поиска ответов на следующие вопросы:
1) Покроет ли выручка от продаж те издержки, с которыми будет связано производство (организация продаж) этого товара?
2) Принесет ли производство (продажа) этого товара прибыль, и если да, то какую?
Именно ответы на эти вопросы определяют предложение товаров, т. е. коммерческую логику продавцов.
Как мы видим, эта логика совершенно отлична от логики формирования спроса. Если на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и сумма денег, которой они располагают, то поведение изготовителей зависит преимущественно от издержек на изготовление товара и возможной прибыли от продаж.
Единственный пункт, в котором интересы покупателей и изготовителей (продавцов) пересекаются, это цена товара на рынке.
Глава 6. Формирование рыночных цен
6.1. Формирование рыночной цены
Как же спрос покупателей и предложение изготовителей (продавцов) взаимодействуют на рынках, как, в конце концов, решается – что, для кого и почем производить? Реально это достигается через механизм формирования рыночных цен. Что же такое рыночная цена и как она образуется?
Когда мы говорим о рыночной цене, то реально понимаем под этим достаточно разные ситуации в зависимости от типа рынка, на котором она формируется. Но всегда происходит одно и то же – поиск компромисса между интересами продавцов, которые обычно стараются продать подороже, и интересами покупателей, которые мечтают купить подешевле. Эта противоположность интересов существует с тех пор, как в мире появился первый базар, а это произошло в глубокой древности.
Но как бы ни были противоположны интересы продавцов и покупателей, им необходимо договориться, поскольку они нуждаются друг в друге. Точнее покупатели нуждаются в тех благах, которые вынесли на рынок продавцы, а продавцы нуждаются в тех деньгах, с которыми покупатели пришли на рынок. Как же возникает согласование этих интересов, как обеспечивается обоюдовыгодный компромисс между столь противоположными интересами?
Чтобы разобраться в этом, смоделируем для начала ситуацию, когда продавцы представили товары на продажу по очень высокой цене, рассчитывая, что продажи по такой цене позволят им не только возместить все издержки производства этих товаров, но и получить большую прибыль. Однако при такой высокой цене товары могут оказаться по карману только самым богатым покупателям, общая величина спроса которых составит только небольшую долю (скажем, только 10 %) от величины предложения товаров.
В этом случае на рынке возникнет ситуация избыточного предложения, или затоваривания. Это значит, что большая часть товаров окажется в экономическом избытке. Обратим внимание, что этот избыток будет именно экономическим, а не физическим. Иными словами, величина предложения товаров по такой цене будет больше величины спроса на товары по такой цене не потому, что эти товары в таком количестве вообще никому не нужны.
Просто по такой высокой цене слишком многие покупатели сочтут приобретение этого товара для себя невыгодным и, огорчившись, станут искать более дешевую альтернативу.
Но нерадостно будет и продавцам: товары не продаются, а значит, нет не только прибыли, но и возможности возместить свои издержки и вернуть деньги, потраченные на производство. Тогда дальнейшее изготовление товаров становится невозможным, а продавцы и сами не могут себе купить нужные им блага – не на что.
В этой ситуации продавцам не остается ничего иного, как снижать цену до тех пор, пока не будет продана вся масса товаров, предложенных ими изначально на рынок. Однако, сбыв с рук залежавшиеся товары и получив доход меньший, чем они хотели, продавцы станут заново считать, сколько же в дальнейшем им выгодно будет предложить на рынок товаров при той более низкой цене, которая сложилась на рынке после уценки ранее предложенных партий товара.
И, скорее всего, они решат сильно сократить величину предложения: зачем тратить столько сил и средств на производство товаров, которые продаются так трудно и по столь низкой, невыгодной цене?
Но когда такая сокращенная величина предложения товара поступит на рынок, вполне может возникнуть совсем иная ситуация: величина спроса окажется больше величины предложения. Возникнет ситуация недостаточного предложения (дефицита) товаров. Обратим внимание, что это будет опять-таки экономический, а не физический дефицит.
Конец ознакомительного фрагмента.