Вы здесь

Экономика. Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА (Д. Н. Порфирьев, 2012)

Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 6 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

1. Закон спроса

2. Закон предложения

3. Равновесие на рынке

6.1. Закон спроса

Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какието нужные им изделия.

Между ценой на товар и величиной спроса на него существует отрицательная, или обратная, связь, которую называют законом спроса. При прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот. Эту зависимость можно выразить графически. Если на оси абсцисс обозначить количество товара Q, а на оси ординат – движение цены P, то получится нижеследующий график.


Рисунок 3 – Кривая спроса


Кривую D называют кривой спроса. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при понижении цен на какой-либо товар потребитель может купить больше этого товара или, если оставит потребление его на прежнем уровне, купить дополнительное количество других товаров на «высвобожденные» деньги.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на один товар при неизменном уровне цен на другие товары означает его относительное удешевление. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие товары покупкой более дешевых.

Изменение цены вызывает изменение величины спроса, то есть движение точки на кривой спроса. Перемещение всей кривой вызывается изменением спроса. На изменение спроса влияют неценовые факторы:

1) изменение вкусов потребителей,

2) изменение числа потребителей,

3) изменения в ожиданиях потребителей,

4) изменение цен на сопряженные товары, то есть товарызаменители и товары, дополняющие друг друга.

Степень количественного изменения объема спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Ed>1), равный отношению изменения объёма спроса (в %) к изменению цены (%).

Он всегда отрицательный. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена (Ed>1).

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен (Ed<1).

6.2. Закон предложения

Предложение – это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует положительная, или прямая, зависимость, которая называется законом предложения. При прочих равных условиях с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения, и наоборот. Эту зависимость можно представить графически (рисунок 3).


Рисунок 4 – Кривая предложения


Кривую S называют кривой предложения.

Не следует смешивать понятия «изменения в предложении» и «изменения величины предложения». Изменение величины предложения вызывает передвижение на неизменной кривой предложения от одной точки к другой. Изменение неценовых факторов вызывает изменение в предложении, то есть смещение всей кривой предложения. Здесь к неценовым факторам относятся:

1) изменение цен на ресурсы,

2) изменение технологии,

3) изменение налогов и дотаций,

4) изменение цен на сопряженные товары,

5) изменение ожиданий,

6) изменение числа поставщиков.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимают степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности предложения (Es>1), равный отношению изменения объёма предложения (в %) к изменению цены (%).

Предложение бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена (Es>1).

Как показывает опыт, коэффициент эластичности предложения – при условии равновесия цен и за длительный период – имеет тенденцию к возрастанию, т.е. рост на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства.

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен (Es<1). Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде, например, для скоропортящихся товаров. К тому же предложение более инертно по сравнению со спросом, так как довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.

6.3. Равновесие на рынке

Если одновременно совместить кривые спроса и предложения, то в точке пересечения E получим равновесие спроса и предложения.


Рисунок 5 – Установление равновесия на рынке


Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов. Если из точки E опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Qe определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы, которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов. Здесь Qd = Qs = Qe.

Проекция точки E на ось ординат – точка Pe – определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки. В данном случае Pd = Ps = Pe.

Равенство спроса и предложения – это теоретическая абстракция, так как в реальной практике совпадение спроса и предложения бывает очень редким.

Если реальная рыночная цена выше равновесной, то объем спроса будет меньше объема предложения, т.е. возникает избыток товара. Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение, что приведет к сокращению объема выпуска.

Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит товара. Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым.

Задания

1. Экономический спрос на товар означает…

а) желание потребителя приобрести данный товар;

б) форму выражения потребностей;

в) субъективное желание потребителей, подкрепленное денежными средствами;

г) желание удовлетворить максимум своих потребностей.

2. В результате роста доходов потребителей (при прочих равных условиях)…

а) величина спроса возросла;

б) спрос уменьшился;

в) величина спроса уменьшилась;

г) спрос увеличился.

Дайте правильный ответ.

3. Смещение кривой предложения вправо может произойти в результате…

а) повышения цен на ресурсы, используемые для производства данного товара;

б) внедрения новых технологий, повышающих производительность труда;

в) инфляционных ожиданий.

4. Функция спроса на мясо имеет вид: Qd = 30 – P, где Qd – величина спроса на мясо в день (кг), а Р – цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается уравнением: Qs = 15 + 2Р, где Qs – величина предложения мяса в день (кг).

1. Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите это графически.

2. Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 рублей?

5. Предположим, что общий объем спроса и объем предложения товара X характеризуется следующими данными (таблица3).


Таблица 3


1. Определите, какова будет равновесная цена?

2. Почему цена 3,4 ден. ед. не будет равновесной? 3. Почему цена 4,9 ден. ед. не будет равновесной?

6. Функции спроса и предложения для некоторого товара имеют вид:




Известны также средние общие издержки изготовления данной продукции – 40 ден. ед.

Определите объем прибыли производителя, установившего на свой товар цену, равную 55 ден. ед. за изделие.

Темы рефератов

1. Эластичность спроса и предложения товаров.

2. Дефицитный рынок: причины возникновения и последствия.

3. Теория потребительского выбора.

4. Проблемы эластичности спроса на российские товары.

Основная литература: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16.

Дополнительная литература:

1. Амосов, А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / А.И. Амосов// Экономика и математические методы. – 2005. – Т. 41, № 1. – C. 111-118.

2. Балацкий, Е.В. Рыночное ценообразование и производственные циклы / Е.В. Балацкий // Экономика и математические методы. – 2005. – Т. 41, № 1. – C. 37-44.

3. Глазова, Е.С. Цены: рыночный механизм и государственное регулирование / Е.С. Глазова, М.П. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 10. – С. 4050.

4. Дунаева, Е. Теория цен и глобализация / Е. Дунаева // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 4. – С. 93-100.

5. Лабзунов, П. О многофакторной концепции цены / П. Лабзунов // Экономист. – 2011. – № 10. – С. 44-51.

6. Мурашов, С. Прогнозирование динамики цен производителей по видам экономической деятельности / С. Мурашов // Экономист. – 2011. – № 4. – С. 62-71.

Тема 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ: ИЗДЕРЖКИ, ДОХОД, ПРИБЫЛЬ

1. Издержки и их виды

2. Сущность и виды прибыли

3. Принципы максимизации прибыли

7.1. Издержки и их виды

Каждая фирма в процессе производства несёт определённые расходы, которые принято называть издержками производства. С точки зрения экономики, все издержки (TC) можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явные издержки – денежные выплаты за факторы производства и комплектующие, проходящие по бухгалтерским счетам (внешние издержки). Например, заработная плата рабочим, затраты на покупку оборудования, зданий и т.д. Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме. В их структуре выделяют: а) упущенную выгоду – денежные платежи, которые фирма могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (недополученная прибыль); б) нормальную прибыль (NPF) – минимальную планируемую прибыль, способную удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса. Ее можно рассчитать как прибыль на вложенный капитал (определяется ставкой по депозитам) и цену предпринимательского таланта (определяется минимальным уровнем прибыли в отрасли).

Валовые издержки (TC) – это общие издержки на данную производственную программу за конкретный период времени (производство партии продукции). Валовые общие издержки включают общие постоянные издержки (TFC), не связанные с объемом производства, и общие переменные (TVC) – издержки, зависящие от объема производства.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, не изменяющиеся при изменении объема производства. Предприятие будет нести их, даже не производя продукцию. К постоянным издержкам относят затраты на аренду помещения, амортизацию основного капитала, зарплату административно-управленческого персонала и отчисления от нее на социальное страхование.

Переменные издержки (VC) – это издержки, зависящие от объема производства. Если он равен нулю, переменные издержки также равны нулю. К ним относят затраты на сырье, материалы, топливо, зарплату производственных рабочих и отчисления от нее на социальное страхование. В длительном периоде все издержки являются переменными.

Для более точного анализа издержек применяются средние общие издержки (себестоимость продукции) (АТС) – затраты на производство и реализацию одной единицы продукции (Q) в денежной форме. Средние издержки (АТС = TC/Q) подразделяются на средние постоянные (AFC = FC/Q) и средние переменные (AVC = VC/Q) издержки.

Для понимания поведения фирмы очень важна категория предельных издержек (MC), означающих прирост издержек, связанных с производством и реализацией каждой последующей единицы продукции (MC = ∆TC/∆Q = (TC)').

Многие ученые считают, что важнейшим открытием XX в. является открытие особого класса издержек – транзакционных (или трансакционных). Они включают: а) издержки по поиску контрагентов обменных сделок; б) издержки ведения переговоров и согласования условий контрактов; в) издержки, связанные с защитой прав собственности и т.д.

7.2. Сущность и виды прибыли

Прибыль (PF) –превышение валовой выручки от реализации (дохода) (TR) над валовыми издержками (TC) PF = TR – TC. Валовая выручка (доход) (TR) – денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара. Она рассчитывается как произведение цены реализованного товара (P) на его количество (Q) TR = P × Q.

Конец ознакомительного фрагмента.