Вы здесь

Эколого-экономический потенциал Башкортостана. Точки роста. («Предприниматель Башкортостана», № 13 (100), 10.08.07; «Истоки», № 38, 20.09.06) (Эдуард Байков, 2006-2010)

Точки роста

(«Предприниматель Башкортостана», № 13 (100), 10.08.07; «Истоки», № 38, 20.09.06)

В настоящее время одним из самых опасных факторов жизнедеятельности земной цивилизации является загрязнение окружающей среды продуктами производственной, технико-технологической деятельности общества. К мобильным источникам выбросов загрязняющих веществ относится транспорт. При этом автомобильный транспорт дает наибольшее количество выбросов загрязняющих веществ.

Прежде всего, речь идет о загрязнении воздуха выхлопами отработанного топлива (бензинового и дизельного) автомобильными транспортными средствами. Окись углерода (СО), называемая в народе угарным газом, получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух она попадает главным образом с выхлопами из автомобилей и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу 250 млн. т. в год, из них на долю выхлопных смесей автотранспорта приходится 60 %. По другим данным в результате сжигания двигательного топлива в атмосферу выбрасывается ежегодно 7 млрд. т углерода. Окислы серы (SO2, SO3 и другие) выделяются в воздух естественным путем и при сжигании серосодержащего топлива – 250 млн. т. в год. Окиси и другие соединения азота попадают в воздух из двигателей внутреннего сгорания и различных топок – 53 млн. т. в год. Взвешенные в воздухе частицы (дымы) выбрасываются в воздух при сжигании топлива для получения тепла и энергии и в результате работы двигателей автомобилей – 20 млн. т. в год. Большие неприятности приносят так называемые полициклические ароматические углеводороды. Их поставляют нам главным образом бензиновые и дизельные двигатели, а также выбросы газовых, нефтеочистительных и химических заводов.

В атмосфере соединения серы, азота, углекислого газа, окиси углерода перемешиваются с частицами копоти, пыли, дымов, образуя густой непроницаемый туман – смог. Смоги очень вредны и часто бывают причиной преждевременной смерти людей со слабым здоровьем. Так, за несколько дней смога в Лондоне в 1952 г. умерло 4000 человек. В 1963 г. смог опустился над Нью-Йорком и унес за короткое время более 400 человеческих жизней.

Кроме огромного ущерба, наносимого здоровью людей, автомобильные выхлопы являются одной из основных причин, порождающих кислотные дожди. Последние в свою очередь разрушают постройки, уничтожают посевы, наносят вред лесам. В этом же ряду и связь выхлопов с глобальным потеплением климата на планете.

И, наконец, не последняя по важности проблема – возрастающее с каждым годом израсходование топливных нефтяных ресурсов на автомобильные нужды, порою расточительное (из-за простаивания автомашин в дорожных заторах).

Как видим, транспортный демон из года в год ведет свою разрушительную работу – методично наращивая темпы по нанесению вреда природе и человечеству. Каков же выход?

Необходим срочный перевод автотранспорта на водородное топливо (на первом этапе – замена бензина и дизельного топлива на природный газ). Также нужно в дальнейшем отдавать приоритет в развитии общественного электротранспорта троллейбусы, трамваи, метро, электрички). Эти меры помогут решить проблему с загрязнениями воздуха, воды и почвы автомобильными выбросами.

Но есть альтернатива получше – электромобиль с электродвигателем. В этом плане имеется немало интересных разработок. Есть и у нас, в республике, свой кулибин. Позвольте представить: Амур Галлямов, автор изобретения – электрического автомобиля. Мы задали молодому изобретателю несколько вопросов.


– В чем суть твоего изобретения?

– Суть моего изобретения – ездишь примерно месяц, и всего 6 часов заряжаешь. И при этом никакого бензина, шума и выхлопных газов. В моем электромобиле ничего просто так не тратится (ни разгон, ни торможение) и одно дополняет другое – как живой организм.

– Как ты пришел к своему изобретению?

– Все рассказать – это целая книга нужна. Все началось еще в детстве. Сколько себя помню – машины были в моем сознании всегда. По словам мамы, первые рисунки изображали именно машины, много рисунков сохранилось. И всегда машины занимали в моей жизни особое место. Когда в Уфе случилась фенольная авария (я был в первом классе) люди (и мы в том числе) начали пользоваться фильтром для воды, а потом появились насадки-фильтры для крана, и я подумал: засунуть бы такой фильтр в глушитель, чтоб тот не дымил… ну, и понеслось… Узнал – какой же умник изобрел двигатель внутреннего сгорания.

После одиннадцатого класса хотел поступить в МАДИ или туда, где обучаются на автомобильного дизайнера (я ведь художник), но в тот период я болел и в Москву поехать не получилось… Поступил я в БГПУ на художественно-графический факультет (о чем, впрочем, ни чуть не жалею). Но все же «свое взяло» и на третьем курсе «пришло». Три месяца провел в расчетах, искал статьи, проверял и перепроверял то, что пришло. Компьютера у меня тогда не было. Спасибо знакомой – Маше Емельяновой – она мне очень помогла.

– Какие препятствия и препоны были и до сих пор остаются на твоем творческом и изобретательском пути?

– Самое главное препятствие, наверное, это бюрократы, которые без «бумажки» верить людям не хотят. А в остальном, как и у других изобретателей. Чьи судьбы я знаю достаточно хорошо.

– Насколько выиграет экология и все общество в целом от твоего изобретения?

– Выиграют все: и люди, и природа; прекратится истерия с нефтью (нефть ведь – это кровь земная). Люди перестанут беспокоиться, что автотранспорт загрязняет планету (таких думающих людей становится все больше, хотя есть и такие, кому все равно, которые рассуждают: «На мой век хватит»). В Европе нынче экология в моде, даже американцы со своих прожорливых пикапов потихоньку пересаживаются на гибридные Лексусы и Хонды. Остальные безнадежно отстали от них, я уж не говорю о российских автопроизводителях. В России нормы токсичности Evro-2 – и то кое-как ввели.

– Каково твое отношение к окружающей природной среде? По-твоему, кто важнее – человек или среда его обитания?

– Природа дала человеку все, чтобы он развивался и жил в гармонии как с ней, так и самим собой. И то, и другое, оба важны, просто надо хотя бы не портить то, что есть. Жить в ладу с окружающей средой. Хочешь быстро передвигаться в пространстве (машина, самолет…), ну так передвигайся, сколько хочешь, только не нужно при этом загрязнять все вокруг.

– Спасибо, Амур! Редакция газеты «Истоки» искренне желает тебе успехов – они тебе еще ой как пригодятся.

Заканчивать на мажорной ноте не позволяет совесть, поэтому в заключение – немного пессимизма. Сдается мне, что ничего хорошего нашему юному изобретателю не светит. Ибо пока еще есть на свете нефть, всевозможные нефтяные бароны и бензиновые короли отнюдь не заинтересованы в подобных разработках и изобретениях, потому и не будет дан зеленый свет серьезным поискам альтернативных источников энергии и транспорта. Ибо цель нефтяных корпораций (нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, топливно-транспортных) – как государственных, так и частных – получение прибыли и сверхприбыли от добычи, транспортировки, переработки и продажи нефти и нефтяного топлива. В этом смысле сильные мира сего действуют по принципу «пока не клюнет жареный петух».

Так и будут качать нефть и газ, пока те не иссякнут. И нет им дела до побочных эффектов от экономической деятельности в этой сфере – загрязнения природы, истощения ресурсов, гибели и необратимых мутаций и генетических уродств в биоте и обществе. А что будет, если выкачать всю нефть? Ведь недаром нефть испокон называли «кровью земли»… Удалите всю кровь из организма – и он немедленно погибнет. Не случайно последнее время получает широкое признание концепция «Геи-Земли» (авторы – английский химик Джеймс Лавлок и американский микробиолог Линн Маргулис), согласно которой наша планета является глобальной живой и саморегулирующейся системой, которая поддерживает свой гомеостазис при любых внешних и внутренних возмущениях. По этой гипотезе выходит, что человек по существу есть паразит, вносящий в единую взаимосвязанную гиперсистему разлад и разрушительные негативные воздействия. Отсюда – человечество подлежит уничтожению именно как разрушитель, паразитирующий на теле Земли.

Нужно хозяйствовать так, чтобы эта концепция не оправдалась.