Вы здесь

Экология человека. Курс лекций. Лекция 4. ТЕМА: Факторы воздействия окружающей среды на человека (И. О. Лысенко, 2013)

Лекция 4

ТЕМА: Факторы воздействия окружающей среды на человека

ПЛАН:

1. Понятие среды в экологии человека.

2. Биологические и социальные потребности человека.

3. Антропоэкологические критерии качества окружающей среды.

1. Понятие среды в экологии человека

Благодаря наиболее высокому уровню организации человека, которого он достиг как биосоциальное существо, его взаимоотношения со средой обитания имеют существенные особенности.

Особенность человека как экологического фактора заключается в активном, творческом характере его деятельности. Энергия, которой манипулируют люди обращается ими на изменение среды обитания. Экологический оптимум существования человека на основе его биологических механизмов ограничен, и возможность широкого расселения достигается не путем изменения людьми их собственной биологии, а путем создания очеловеченной среды.

Ежедневно современный человек взаимодействует с различными типами искусственных сред; производственной, домашней, в салоне транспортного средства, на улицах городов, поселков и т. д. В их интерьере происходит контакт людей друг с другом, вместе составляющих социальную среду. В понятие среды человека включаются и памятники культуры – объекты, представляющие часть культурного достояния страны, народа, человечества.

Созданием вокруг себя искусственной среды обусловливается и специфика человека как объекта действия экологических факторов. Оно всегда опосредовано результатами производственной деятельности людей. Естественные экосистемы вытесняются антропогенными экосистемами, абсолютным доминирующим фактором которых является человек.

Среда обитания человека включает биоприродный и социально-культурный компоненты, или естественную и искусственную среды. В естественной и искусственной средах человек представлен как социальное существо.

Результаты действия природных факторов, различающихся в разных районах обитаемой части планеты, на протяжении истории человечества проявляются в настоящее время в экологической дифференциации населения Земного шара, подразделении его на расы и адаптивные типы. Социальные факторы обусловливают образование и закономерную смену хозяйственно-культурных типов сообществ людей. Они представляют собой комплекс хозяйства и культуры, характеризующий народы, которые различаются по происхождению, но обитают в сходных природно-ресурсных условиях и находятся на одинаковом социально-экономическом уровне.

Формирование хозяйственно-культурных типов зависит от естественной среды обитания людей. Эта зависимость была наиболее сильна на ранних стадиях развития человеческого общества. Однако уже тогда и особенно в более поздние периоды развития человечества зависимость формирования хозяйственно-культурных типов от природных условий определилась уровнем социально-экономического развития народа. На всех этапах истории общество активно приспосабливает природу к собственным нуждам. Инструментом такого приспособления, связующим звеном между естественной и очеловеченной средой, служит трудовая деятельность людей, в процессе которой человек создает хозяйственную и культурную среду, от которой зависят образ жизни, показатели здоровья, структура заболеваемости.

Среда обитания человека представляет собой переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, набор которых различается в разных природно-географических и экономических регионах планеты. В таких условиях необходим единый интегральный критерий качества среды с точки зрения ее пригодности для обитания человека.

Понятие качества окружающей среды. В исследованиях по экологии человека чрезвычайно важная роль принадлежит изучению качества окружающей среды, т. е. степени соответствия природных, экономических, политических, социальных, эколого-гигиенических факторов потребностям людей. Чтобы объективно судить о качестве жизненной среды человека, надо ее измерить (путем технических измерений, экспертных оценок и теоретических расчетов) и сравнить полученные результаты с имеющимися эталонами, т. е. разработанными нормативами.

Современный человек во всех сферах своей жизнедеятельности постоянно сталкивается с различными стандартами, нормативами, регламентами, временными нормами и т. д.

Любые отклонения от выработанных для разных сфер жизни (охрана здоровья и профилактика болезней, строительство и архитектура, общественное питание и рекреация, обучение и занятия спортом и т. д.) нормативов могут оказать отрицательное влияние на жизнедеятельность и здоровье людей.

2. Биологические и социальные потребности человека

Потребность — неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия с миром, окружающей средой. Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды.

В качестве носителя потребностей выступает человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство, его органы и т. п.), наконец, человечество в целом.

Человек как биологическое существо имеет жизненные потребности – добывание пищи, самозащита и размножение. Эволюция и воспроизводство информации, а также эти основные функции биологического существа лежат в основе видоспецифических особенностей человека: общественный строй и экономика, язык и коммуникация, склонность к общественному образу жизни и любовь, война, власть, соперничество, наука и знание, техника и трудовые навыки, религия и мифы, искусство и красота. Данные видоспецифические особенности поведения человека позволяют ему в ходе социокультурной эволюции не просто поддерживать свое существование, но и совершать открытия и изобретения, способствующие его выживанию и совершенствованию.

Действительно, потребность в пище в ходе биосоциокультурной эволюции привела к возникновению способа производства материальных благ. А так как последний лежит в основе общественного устройства, то изменения в сфере экономики вызывают перемены в социальном строе; понятно, что общественный строй, который регулирует все аспекты поведения человека, должен изменяться с эволюцией человечества. Инновации в этой сфере ведут к тому, чтобы человек научился управлять ходом эволюции биосферы и ноосферы. Решающую роль в адаптации человека к природной среде именно как вида сыграло накопление и применение знаний, которое благодаря универсальности языка, выступающего средством коммуникации, стало первейшим и неисчерпаемым источником выживания и развития общества.

Конец ознакомительного фрагмента.