Вы здесь

Экология человека. Курс лекций. Лекция 1. ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук (И. О. Лысенко, 2013)

Лекция 1

ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук

ПЛАН

1. Понятие экологии человека.

2. Предмет и объекты экологии человека.

3. Структура экологии человека.

4. Связь экологии человека с другими науками.

5. Методы, применяемые в экологии человека

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Понятие экологии человека

Биосфера – это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это – загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.

Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека – создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

2. Предмет и объекты экологии человека

Объект экологии человека – сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня – от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.

Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:

– численность отдельных общностей людей и всего человечества;

– возрастная и половая структура общностей;

– уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;

– специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;

– тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;

– система расселения;

– культурные и гигиенические навыки;

– социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;

– экология одежды;

– экология жилища;

– анализ состояния окружающей среды;

– управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;

– семья и другие.

Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.

3. Структура экологии человека

Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.


Рисунок 1. – Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

4. Связь экологии человека с другими науками

Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.

Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.

Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.

Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.

Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней – науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.

Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.

Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.

Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.

Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.

В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.

Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.

5. Методы, применяемые в экологии человека

Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.

Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг – периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.

Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.

Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование – использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.

Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы – в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент – искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.

Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.

В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).

Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.

Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных – локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.

Среди этих методов – оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.

Оценивание среды обитания населения – это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей. Но в разных ситуациях важно выяснить – для какой общности людей проводить оценку. Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию – туристы, изыскатели и т. д.).

Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.

Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.

Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.

Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.

Вопросы для беседы

1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?

2. Сформулируйте определение экологии человека.

3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.

4. Что является объектом и предметом экологии человека?

5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.

6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.