Вы здесь

Экология. Социум. Экономика: Новая, новейшая и глобальная история. Ожидание прошлого и авангард в политике и духовности (Рамиль Булатов)

Ожидание прошлого и авангард в политике и духовности

Булатов Рамиль,
25 сентября 2015, 03:45
Российский экологический центр

Развитие авангарда в искусстве конца ХХ столетия тесно связано с нашей землячкой, уникальным композитором Софией Губайдулиной, ныне проживающей в Германии, но не забытой и почитаемой у себя на родине, Татарстане.

С древности популярна фраза, что талант, – поэтический и музыкальный, – это «от бога». Люди гениальные, благодаря способности к сильным ощущениям, в качестве предтечи, способны ощущать грядущее. Их помыслы и устремления тесно связаны с ноосферными явлениями и ожиданиями социума. Их способность, в определенной мере, к предсказаниям будущего, ощущениям грядущих событий, толкает многих из них в своем искусстве к преодолению границ традиционных трактовок в композиции, в том числе и в споре со своими же учителями, во многом остающимися на позициях «жесткого» академизма.

Так и случилось в судьбе Софии Губайдулиной, – таланта ищущего и неуемного.

В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» – «чёрный список» 7 отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении /https://ru.wikipedia.org/wiki/Губайдулина,_София_Асгатовна/.

Как поэты, композиторы, художники конца XIX начала ХХ веков уловили ветер перемен, приведший к событиям мировой истории ХХ века, так и в «широкой реке» современного искусства, возможно «прочесть» определенные аналогии с прошлым веком.

Ведь не напрасно, именно 82-летнюю Губайдулину сочли за честь пригласить в 2013 году на фестиваль «The rest is noise» в Лондоне, посвящённом политике и духовности в искусстве /Там же /http://therestisnoise.southbankcentre.co.uk/explore/politics-and-spiritu....

Не случайно, она говорит о себе: «Все, что я пишу, – всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это – только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». (цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года).

В последние 30 лет не ее одну отмечает весь прогрессивный творческий мир.

Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления /Там же/.

24 октября композитору исполняется 84 года. Как откликнется креативная Казань на эту дату.

Всему миру известно и доказано, что Республика Татарстан твердо заняла позиции в авангарде социально-экономических перемен, руководство республики, поддерживаемое общественными силами, не лишено прогрессивных и динамичных решений в своих проектах и программах и желании ставить амбициозные задачи.

Возможно тогда, еще в молодости, София Губайдулина предчувствовала такой поворот в новейшей истории России. Ее произведения наполнены высоким накалом, ощущением борьбы и оптимизмом за наше настоящее и будущее. Не все видят себя с нами в таком настоящем и будущем, многие уезжают искать себя и счастья, в том числе и из страны. Кто остается, тот ощущает себя слитным с эпохой перемен, с совместной борьбой и развитием вместе со своим народом.

В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «CONCORDIA», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России Александр Сладковский. В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий. Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы /Там же/.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живёт в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство /https://ru.wikipedia.org/wiki/Губайдулина,_ София_Асгатовна/.

Мы все будем ждать нашу великую соотечественницу. Остался ровно месяц. Дай ей бог здоровья.

Вот неполный список наград композитора

София Губайдулина является Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1990г), лауреатом Государственной премии России (1992г).

Она удостоена нескольких зарубежных премий:

1975г. – премия на VII Международном конкурсе композиторов в Риме за сочинение для оркестра «Ступени».

1987г. – премия князя Монако Ренье III.

1990г. – премия имени Сергея и Наталии Кусевицких (США) за произведение для скрипки с оркестром («Offertorium») и за грамзапись симфонии «Слышу.: Умолкло:.» (1994г.).

1991г. – награждена итальянским почетным титулом «Сентябрьская музыка».

1995г. – премия Людвига Шпора

1998г. – международная премия императора Японии (ранее этой премии, учрежденной в 1987г., были удостоены: Леонард Берштейн (1990г.), Альфред Шнитке (1992г.), Мстислав Ростропович (1993г.) и др.) В этом же году София Губайдулина становится Почетным членом Академии искусств Западного Берлина.

1999г. – музыкальная премия Зонинга и премия Штифтунга «Библия и культура».

2000г. – Почетный орден «За заслуги» (Германия) (в числе награжденных орденом, учрежденным указом Фридриха – Вильгельма IV в 1842г были: Чарльз Дарвин, (1768г), Джузеппе Верди (1887г.), Роберт Кох (1906г.), Альберт Эйнштейн (1923г.), Рихард Штраус (1924г.) и др.) /http://persona.rin.ru/view/f//21147/gubajdulina-sofija-asgatovna/.

Примечание автора: Хре́нниковская семёрка, или семёрка Хре́нникова – группа из семи российских советских композиторов, подвергнутых жёсткой критике на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 г. в речи Тихона Николаевича Хренникова. Поводом для критики послужило несанкционированное включение музыки этих композиторов в программы музыкальных фестивалей в Кёльне и Венеции. Их сочинения были охарактеризованы Хренниковым как написанные: «только ради необычных тембровых комбинаций и эксцентричных эффектов», в которых «музыкальная мысль если и присутствует, то безнадёжно тонет в потоке неистовых шумов, резких выкриков или невразумительного бормотания… Им ли представлять нашу страну, нашу музыку?» / «Музыка принадлежит народу». Отчётный доклад первого секретаря правления Союза композиторов СССР Т. Н. Хренникова (фрагмент), публ. в газете «Советская культура», 23 ноября 1979/. Тон выступления напомнил I съезд Союза композиторов 1948 года, на котором критиковалась музыка Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Николая Мясковского и других. Семь композиторов были перечислены в следующем порядке: Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов. На съезде эти композиторы были подвергнуты официальному бойкоту. В течение ряда последующих лет их имена составляли «чёрный список» на радио, телевидении и в концертных организациях. К 1991 году четверо из семи (кроме Эдисона Денисова, Александра Кнайфеля и Вячеслава Артёмова) покинули СССР / http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/196052/.