ВВЕДЕНИЕ
Фундаментом всей жизнедеятельности человека, источником всех ресурсов его хозяйственной деятельности является природа. Наука долго не замечала проблемы воздействия цивилизации на природу. Но к началу XX в. мощность влияния на биосферу антропогенных процессов стала сопоставима с естественными процессами. Внедрение экологически грязных технологий, освоение новых территорий, выброс в атмосферу вредных газов, загрязнение окружающей среды радиоактивными отходами, сжигание углеводородного топлива и многие другие негативные факторы привели к масштабному выбросу в атмосферу углерода.
Постоянно сталкиваясь с такими огромными объемами углекислого газа, экологические системы суши оказались не в состоянии поглощать его и выделять кислород. Более того, природа, адаптировавшись к таким условиям, стала выделять углекислый газ. И как следствие – увеличилось число природных катастроф: засухи, ураганы, торнадо по своей силе становятся все масштабнее и разрушительнее.
Неужели природа, которой “надоело” страдать от варварской хозяйственной деятельности человечества, перешла к военным действиям против обидчика? Но ведь эта война для человечества – заранее проигранная война. Победи в ней человек, и неизбежны вопросы: а где жить? чем дышать? что пить и есть? Если же победит природа – указанные вопросы нет смысла задавать.
Стал актуальным вопрос о постижении законов функционирования биосферы как целостной системы. Именно этим вопросом и занимается наука экология. Экологическая проблема стала одной из востребованных общечеловеческих проблем в современном мире. Она явилась следствием развития человеческого общества, научно-технической революции и научно-технического прогресса, индустриализации, урбанизации, постоянного возрастания демографической нагрузки на природу, нарушения естественного мироустройства.
В 2002 г. был принят Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, где сказано: “В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма”.
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждого россиянина, и особенно специалистов, которые будут работать в системе государственного управления, территориальных органов самоуправления, городском хозяйстве, экономике.
Структура учебника должна дать студентам ответы на такие общие вопросы, как основные законы экологии; учение о биосфере; здоровье и окружающая среда обитания. Также в учебнике проанализированы глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
Значительное место уделяется основам экономики природопользования, экозащитной технике и технологиям.
Качество окружающей среды и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих рассмотрены в главе “Экологический мониторинг”.
Жизнь заставляет современное общество создавать систему внешнего регулирования – систему норм права, охраняемых силой государства. Эти вопросы подробно излагаются в главе “Основы экологического права”.
Новацией учебника является глава “Экологические аспекты урбанизации”. Здесь анализируются не только экологическая обстановка, способы охраны окружающей среды и проблемы природопользования населенных пунктов, но и эстетические аспекты окружающей природной среды.
Необходимо подчеркнуть, что человечество осознало новую жизненно важную потребность – экологическую безопасность личности, общества, государства и мира в целом. Ее обеспечение становится в третьем тысячелетии более необходимым, нежели удовлетворение потребностей в новых товарах, услугах и других материальных и моральных запросах. Предлагаемый учебник ставит своей целью научить сохранять, оберегать, правильно распоряжаться природными ресурсами, которые любезно предоставила в наши владения Мать-природа, доказать сопричастность всех нас тому, что происходит с окружающей средой, а через ее изменения – и с самим человеком.