Вы здесь

Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы. 6. Формы собственности на природные ресурсы (Л. В. Дудкина, 2009)

6. Формы собственности на природные ресурсы

Институт права собственности очень тщательно исследуется в юридической науке и активно применяется на практике уже на протяжении долгих лет. Исходные положения, которые регулируют право собственности на землю и другие природные ресурсы, закреплены в Конституции РФ, а конкретно по каждому виду природных ресурсов существуют определенные законы, предусматривающие порядок осуществления права собственности на них. Рассмотрим формы собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы.

1. Право собственности на землю.

Статья 9 Конституции РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность подразделяется на индивидуальную и коллективную.

Согласно ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вреда окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Применительно к отношениям собственности на землю граждане могут иметь земельные участки на праве собственности с момента рождения; наследовать и завещать земельные участки; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью на земельном участке; создавать юридические лица, самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, которые могут иметь в собственности земельные участки; совершать любые не противоречащие закону сделки, в том числе с земельными участками, и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и неимущественные права.

До настоящего времени преобладающей формой собственности является государственная собственность, к которой относятся ресурсы, имеющие общегосударственное значение:

– земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, а также для осуществления иных функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации;

– земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами связи и метеорологическими службами, объектами историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, которые находятся в федеральной собственности;

– земельные, водные и другие природные объекты, находящиеся на территории государственных природных заповедников и иных особо охраняемых территорий федерального значения;

– виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ;

– виды животных, ценных в хозяйственном отношении, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, подпадающие под действие международных договоров;

– месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

– водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов, а также пограничные и транспограничные водные объекты;

– иные ресурсы по взаимной договоренности между Российской Федерацией и субъектами РФ. В собственности субъектов находятся те природные ресурсы, которые не вошли в число федеральных, а также не относящиеся к муниципальной или частной собственности.

К имуществу, принадлежащему на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, относятся:

– земельные участки, занятые муниципальными постройками, улицами, площадями, садами, парками;

– леса, расположенные на землях городских поселений, но не автоматически, а по взаимной договоренности субъекта РФ с Российской Федерацией;

– добытые из недр полезные ископаемые и земельные участки, занятые общераспространенными полезными ископаемыми, не имеющими общегосударственных ценностей;

– обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам.

Для того чтобы быть собственником каких-либо природных ресурсов, граждане должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Под гражданской правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью (ст. 17 ГК).

Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК). Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т. п., приобрести земельный участок.


2. Право собственности на недра

Недра, которые находятся в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.


3. Право собственности на водные объекты

Водным кодексом РФ предусматривается государственная собственность на водные объекты. Государственной собственностью являются водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти. По общему правилу водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

При этом муниципальная и частная собственности допускаются только на обособленные водные объекты, т. е. они могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Под обособленными водными объектами понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Водные объекты могут находиться также в собственности субъектов Федерации.

При этом водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.

Данное положение представляет собой конкретизацию п. 2 ст. 214 ГК, которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Данное положение представляет собой не что иное, как презумпцию нахождения водных объектов в государственной собственности, т. е. либо в федеральной собственности, либо в собственности субъектов Федерации.

Водным кодексом РФ четко определены виды водных объектов, которые находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;

– подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Федерации;

– водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

– водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

– трансграничные (пограничные) водные объекты;

– внутренние морские воды;

– территориальное море РФ;

– водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

– водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

– иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.