5. Методы регулирования экологических правоотношений и основания их прекращения
Основным методом регулирования экологических правоотношений является административный метод. Это обусловлено тем, что охрана окружающей среды – государственная задача, которая осуществляется методом запрета и разрешения, методом власти и подчинения. Несмотря на главенствующую и руководящую функцию этого метода, в современных условиях развивается договорная форма регулирования.
Например, Законом РФ об «Охране окружающей природной среды» предусмотрено, что органы исполнительной власти края, области, автономного образования, города и района заключают с природопользователем договор на комплексное природопользование, который предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, размеры платежей за пользование и ответственность сторон за нарушение договора. Этот договор заключается на основании волеизъявления сторон, но прежде необходимо получить разрешение специально уполномоченного органа государства на комплексное природопользование.
Основания прекращения правоотношений подразделяются на группы. К первой группе относятся основания, которые происходят по воле природопользователя (например, отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя). Ко второй группе относятся основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды (например, изъятие природного ресурса, лишение права пользования в связи с нарушением закона и т. д.).
Прекращение экологического правоотношения возможно:
– по решению органа, выполняющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды;
– по решению суда, арбитражного суда;
– по представлению органов санитарного, горного надзора;
– на основе представления, протеста органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.