Вы здесь

Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы. 21. Экологическая экспертиза: понятие и виды (Л. В. Дудкина, 2009)

21. Экологическая экспертиза: понятие и виды

Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Таким образом, целью проведения экологической экспертизы является установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Она представляет собой самостоятельный вид экологического контроля.

Проведение экологической экспертизы строится на определенных принципах. Принципами экологической экспертизы являются:

– принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

– принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

– принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

– принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

– принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

– принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

– принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

– принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

– принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Выделяют государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе, которая проводится на федеральном уровне, подлежат:

– проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды;

– материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

– технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;

– технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

– материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;

– проекты международных договоров;

– документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;

– материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

– проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

– проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;

– документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные. Федеральным законом предусмотрен также перечень объектов, которые подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится

при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчикам материалов требованиям, установленным Федеральным законом, а также при наличии документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности; положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

Заказчик документации должен оплатить проведение экспертизы, срок ее проведения определяется сложностью объекта. Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, в состав которой включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Эксперт – специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии. Экспертами государственной экологической экспертизы не могут быть:

1) представители заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;

2) представители разработчика объекта государственной экологической экспертизы;

3) гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы;

4) представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Законодательство наделяет эксперта определенными правами, которыми он пользуется при реализации своей деятельности. Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу в области экологической экспертизы о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы, а также формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

При этом эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

– осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и представлять заключения по таким материалам;

– соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

– соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

– обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

– участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы, заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

– обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Экспертная комиссия выдает заключение, под которым понимается документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Конец ознакомительного фрагмента.