Введение
Одна из сложнейших задач современности – проблемы замедления процесса уничтожения живой природы…
Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин.
Российская Федерация в целом и каждый гражданин столкнулись с рядом глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды.
Экологическая ситуация в России характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности[1]. Более того, ситуация усугубляется неравномерностью развития регионов, образованием городских агломераций и вымиранием сел и деревень. Решение проблем экономического и социального развития общества, обеспечение благоприятной окружающей среды и условий жизнедеятельности человека возможно только при условии формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания.
Экологическое право в настоящее время рассматривают как самостоятельную отрасль права, науку и учебную дисциплину, ее изучение предусмотрено федеральными государственным образовательным стандартами, одобренными Минобрнауки России.
Целью изучения дисциплины «Экологическое право» является подготовка профессиональных юристов, обладающих эколого-правовыми знаниями высокого уровня, навыками и поведенческой ориентацией, обеспечивающими активную жизненную позицию при исполнении и использовании эколого-правовых норм, и способных эффективно работать в сфере экологических правоотношений. Это означает формирование у студентов глубоких знаний в области экологического права; изучение данной отрасли права как совокупности норм, специально предназначенной для регулирования многообразных связей, возникающих при осуществлении деятельности в области использования и охраны как окружающей среды в целом, так и отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности, объектов животного мира и др.
Настоящий учебник содержит изложение учебного курса «Экологическое право» для преподавания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Содержание курса отражает современное состояние теории земельного права и земельного законодательства. Много внимания уделено анализу судебно-арбитражной практики применения норм земельного права. В целях улучшения усвоения материала главы содержат контрольные вопросы и аналитические задания.
Экологическое право входит в профессиональный учебный цикл как общеобязательная дисциплина подготовки специалистов по стандартам среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», может входить в вариативную часть профессионального учебного цикла подготовки специалистов по стандарту среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование». Также учебник может быть использован для освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» – дисциплина общеобразовательного цикла подготовки по специальности 21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности».
Освоение дисциплины «Экологическое право» способствует приобретению студентами таких компетенций, как способность:
✓ осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК);
✓ ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК);
✓ юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК);
✓ обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК);
✓ осуществлять реализацию норм материального и процессуального права (ПК);
✓ обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки (ПК);
✓ использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты (ПК);
✓ осуществлять работу с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и организаций, вести прием посетителей в суде (ПК);
✓ обеспечение реализации прав граждан в сфере социальной защиты (ПК);
✓ осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан (ПК);
✓ анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы (ПК);
✓ предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан (ПК);
✓ составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем (ПК);
✓ формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом (ПК);
✓ проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем (ПК);
✓ оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите (ПК).
В результате изучения дисциплины «Экологическое право» студенты должны:
знать:
✓ основы экологического права и законодательства Российской Федерации;
✓ понятие и источники экологического права;
✓ о системе понятий и категорий, используемых в экологическом праве;
✓ экологические права и обязанности граждан;
✓ право собственности на природные ресурсы, право природопользования;
✓ особенности правового режима отдельных природных ресурсов и объектов;
✓ правовой механизм охраны окружающей среды;
✓ понятие и виды экологических правонарушений;
✓ юридическую ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
✓ порядок рассмотрения дел об экологических правонарушениях;
уметь:
✓ толковать и применять нормы экологического права;
✓ анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям;
✓ применять правовые нормы для решения практических ситуаций;
✓ применять правовые нормы при регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды;
✓ осуществлять деятельность по обновлению и получению новой информации, отражающей закономерности развития экологического права;
✓ предотвращать с помощью экологического права и законодательства вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также способствовать укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации.