Вы здесь

Экологическое движение. Серия «Экосоциология». Пищевые предпочтения в мировоззрении и практике общественных организаций (И. П. Кулясов)

Пищевые предпочтения в мировоззрении и практике общественных организаций

Авторская статья опубликована ранее на веб-сайте Экорусь. 2005.

Введение

Формирование пищевых предпочтений в России с 1992 года происходило в условиях развития рыночных реформ. Рынок пищевых продуктов становился всё более разнообразным. Появилась возможность реализации пищевых предпочтений, выявившихся у населения в последние годы. Одновременно общество становилось более открытым.

Это способствовало распространению в России новых идей и общественных движений. Рост экологического сознания происходил параллельно с развитием идей здорового образа жизни, идей нравственно-этического развития человека. Сегодня эти идеи и общественные организации, их пропагандирующие, играют значительную роль, заполняя для их участников тот вакуум, который образовался в связи с исчезновением прежней общественной идеологии. В настоящее время количество общественных организаций и число их участников растёт.

Отмечу, что ранее научные исследования пищевых предпочтений ограничивались изучением пищевого поведения либо в опредёленной этнической группе, либо на определённой территории. Они осуществлялись, в основном, в рамках социально-гигиенических или этнографических направлений (Методические рекомендации ЛСГМИ, 1990; Григулевич, 1996). Кроме того, существовал большой ряд публикаций по здоровому, вегетарианскому, макробиотическому питанию российских и зарубежных авторов. Отметим некоторые российские работы, посвящённые разработке систем здорового питания (Апанасенко, 1988), связям между питанием человека и охраной окружающей среды (Столманкова, Мартынюк, 1982; Гигиенические аспекты охраны окружающей среды: вопросы питания, 1987), питанию как составляющей здорового образа жизни (Цигмор, 1996).

Перечислим некоторые популярные труды зарубежных авторов, которые освещали систему макробиотического питания, вопросы вегетарианства, исторические традиции питания, связи мировоззрения человека и питания (Осава, 1991; Куши, 1996), а также выдвигали ряд идей, которыми люди должны руководствоваться в пищевых предпочтениях (Ар, 1993; Айванхов, 1993; Мартинус, 1994; Ачарья, 1995). Механизмы влияния идей на пищевое поведение в этой литературе не рассматривались.

Влияние идей здорового образа жизни и нравственно-этического развития, распространяемых общественными организациями на пищевые предпочтения людей, практически не освещалось в социологической литературе. Поэтому было решено провести исследование пищевых предпочтений участников тех общественных организаций, в идеологии которых проблемы питания играют важную роль.

Исследование проводилось качественными социологическими методами (участвующее наблюдение, беседы, интервью, анализ материалов). Оно проходило в 1997—1998 годах среди шести общественных организаций Санкт-Петербурга («Знамя Культуры», «Мир», «Радастея», «Макробиотика», «Собор Духовного Единения», «Северная Звезда») и трёх в городе Вологде («Община Духовного Возрождения», «Здравствуйте», «Здоровая Семья»), а также среди общественных организаций «Братство Иванов Стотысячных» (п. Вырицы Ленинградской области), «Живое Христианство» (Москва), «Центр Духовного Развития» (Уймонская Долина республики Алтай), «Центр Знаний о Трансмутации и Огненном Преображении» (Симферополь), «Центр Духовного Развития» (Оренбург).1.

Перечисленные общественные организации автор объединил под общим названием – экологической этики (экоэтики). Реализуемые ими программы являются целостными, холистическими, направленными на человека и весь мир в их единстве. В основе этих программ лежат «три кита» – культурно-просветительская, воспитательно-образовательная и эколого-оздоровительная деятельность. В задачи исследования входило анализ состава участников общественных организаций, выявление мотивов выбора ими пищевых продуктов, влияние идеологии общественных организаций на пищевое поведение участников и их ближайшее окружение. Особое внимание уделялось соответствию между пищевыми рекомендациями в конкретных общественных организациях и реальными пищевыми предпочтениями их участников.

Анализ состава участников

Для того, чтобы понять, кто является участниками исследуемых общественных организаций, проводился анализ их состава по ряду показателей. В исследуемые общественные организации участники стали приходить с 1987 года. Тогда эти организации представляли собой неформальные группы. С этого года и по 1991 пришла примерно 1/10 часть всех респондентов2. Лишь с 1991 года общественные организации получили возможность регистрации, так как вышел закон об общественных объединениях. Процедура регистрации ещё была затруднена вследствие инертности бюрократического аппарата государственных и правоохранительных структур. С 1992 по 1995 годы пришла 1/5 часть участников. В последующие годы в России количество общественных организаций и их участников продолжало расти.

В 1995 году был принят новый Закон об общественных объединениях, процедура регистрации значительно упростилась, а зарегистрированные за это время общественные организации и многочисленные избегающие регистрации становились привычными и привлекательными для всё большего количества людей. С 1994 по 1998 годы в общественные организации пришло 2/3 респондентов. Кроме того, было выяснено, что у каждой организации есть «ядро»3, состав которого мало изменяется, зато состав остальных участников общественных организаций меняется практически полностью за десятилетний период.

Среди респондентов было 36 женщин и 9 мужчин, то есть женщин в 4 раза больше. Это соотношение приблизительно отражает соотношение мужчин и женщин во всех российских общественных организациях. Наибольшее количество участников исследуемых общественных организаций относятся к среднему возрасту (около 40—50 лет). Среди женщин выделяется возрастная группа 37—48 лет, составляющая почти 1/3 общего количества респондентов. Обращает на себя внимание, что почти 3/4 всех женщин находится в возрасте от 37 до 72 лет. Большинство мужчин оказалось в возрастной группе 25—36 лет. В отличие от женщин, мужчин в возрастных группах 13—24 и 73—84 года вообще не оказалось.

Уровень образования участников общественных организаций достаточно высок. Большинство имеют высшее образование, почти 1/3 имеют среднее образование. Напротив, уровень материального обеспечения достаточно низок. Почти половина респондентов относят себя к малообеспеченным, остальные к среднеобеспеченным. Единственный человек, считающий себя хорошо обеспеченным, скорее продемонстрировал состояние сознания, чем реальное материальное положение.

Анализ мотивов пищевого поведения

Основными мотивами при выборе пищи среди участников исследуемых общественных организаций являются состояние здоровья, идеи, цены. Во всех интервью идеи были выделены как важный фактор при выборе продуктов питания. Наиболее слабыми мотивами являются традиции и привычки. Участники общественных организаций в питании, как правило, стараются выполнять рекомендации, отличающиеся от традиционных. Кроме того, респонденты отметили такие мотивы выбора пищи, как «желание», «минимальная трата времени», «привычные продукты», «настроение», «обстоятельства», «потребности организма», «низкая калорийность», «целесообразность», «внутреннее переживание, внутренние мысли». Большинство участников общественных организаций активно участвуют в составлении рациона питания, сами готовят, сами покупают, сами выращивают. Пассивно участвующих в составлении рациона питания менее 1/10.

Почти 4/5 в питании руководствуются идеями здорового образа жизни, культуры здоровья и человеческого бытия, то есть вопрос здоровья для многих актуален. Люди осознают ценность здоровья, стремятся к здоровью, изучают возможные способы оздоровления и практикуют их. Все изучаемые общественные организации в своей деятельности отводят значительное место вопросам оздоровления людей и Природы. На второе место почти половина респондентов ставят идеи эволюции и трансформации человека, что говорит об их знании неизбежной трансформации человека в процессе эволюции, стремлении к изменению в сторону совершенствования душевных и физических качеств, осознании веганского и вегетарианского питания4, как возможности и необходимости для этого изменения, подтверждении этих идей реальными результатами.

Для многих респондентов значительную роль играют следующие идеи: сбалансированное питание экологически чистыми продуктами; право животных на жизнь. Такие идеи можно отнести к культуре человеческого бытия и экологическому сознанию. Некоторые рассматривают питание как процесс познания и сонастройки с окружающей средой. Заслуживают внимания другие идеи, высказанные респондентами: «воздействие качества пищи на энергетические центры человека», при котором состояние может изменяться в сторону улучшения или ухудшения самочувствия, в сторону изменения восприятия внутреннего и внешнего мира, вплоть до смещения в полосу нечеловеческого восприятия; «преображение в святого и обретение космического тела» что соответствует, согласно эзотерической доктрине, следующему этапу эволюционного развития человечества; «сыроедение и питание в соответствии с заповедями бога».

По результатам интервью и записей бесед нами были выбраны наиболее характерные высказывания, расширяющие и дополняющие выше сформулированные идеи. Вместе с тем, необходимо отметить, что эти высказывания по своей сути совпадают с выше сформулированными. По поводу здорового образа жизни респондентом было отмечено: «Доктрина здесь одна: лучше всего питаться местными растениями, готовить своими руками». Идею сбалансированного питания экологически чистыми продуктами респонденты пояснили так: «Главное для организма – сбалансированность инь-янь».

Идея культуры здоровья и человеческого бытия была интерпретирована респондентами так: «Я начала отдавать предпочтение «живой» пище, отказываюсь от всего «мертвого». Респонденты пояснили идею эволюции человека применительно к питанию так: «По моим представлениям главные принципы, заложенные в системе питания, которые разработаны Живой Этикой, повышение качества вибрации, то есть чем выше по вибрациям продукт, тем он более полезен для питания».

Идея сонастройки с всеобщим (богом, универсумом, космосом) через питание была выражена в рассказе респондента о питании, как о способе работы с семью телами человека: «Я к продуктам питания подхожу не с точки зрения здоровья моего, то есть я не забочусь о том, чтобы было максимум полезно, а подхожу с точки зрения влияния мира на меня, и как поглощаю в себя мир». Респондентами отмечалось, что для решения каждой конкретной задачи в жизни человек должен выбрать для питания определенную пищу, определенные виды продуктов, определенные способы их приготовления, определённый цвет пищи. Если человек ест то, что ему дают, то он должен рассматривать пищу как знаковую систему и понять, почему именно эта пища оказалась перед ним на столе: «Здесь всё-таки мы живём в окружающей среде и для того, чтобы нас окружающая среда слышала, мы вынуждены есть и яйца и рыбу». Одна из идей – «право животных на жизнь» обсуждалась группой респондентов: «Братьям нашим меньшим нужно жить», «У животных идет эволюция, мы тут ни при чем, без нас обойдутся».

Несмотря на разные идеи, рекомендации в питании почти во всех общественных организациях экоэтиков похожи, но есть и различия. На основе интервью, бесед и анализа рекомендаций, данных в книгах, которыми респонденты руководствуются, можно выявить основные пищевые рекомендации в каждой общественной организации. Все, кроме «Здравствуйте», полностью отрицают употребление мясных продуктов. В рекомендациях «Здравствуйте» объясняется нецелесообразность использования мяса в пищу, но допускается его употребление в ограниченном количестве. «Знамя Культуры» и «Братство Иванов Стотысячных» особое положительное значение для питания придают молоку и молочным продуктам. Рыбу употреблять они не рекомендуют, а яйца только самые свежие и в жидком виде. «Макробиотика» и «Радастея», наоборот, не рекомендуют употреблять молочные продукты или же употреблять их в ограниченном количестве. «Макробиотика» рыбу допускает, а яйца не рекомендует, но особое внимание уделяет употреблению продуктов моря и цельных зерновых и зернобобовых.

Выявлены следующие продукты, рекомендованные в русле рассмотренных идей. На первом месте по частоте упоминания продукты растительного происхождения, то есть строго веганская пища. Это, в основном, зерновые, зернобобовые, фрукты, овощи, соки, отвары трав. На втором месте умеренно-вегетарианская пища, в которую входят молочные продукты, яйца птиц, продукты пчеловодства. Практически не упоминаются рыбные и мясные продукты как рекомендованные, за исключением одного пожилого респондента, который придерживается рекомендованной врачами диеты.

Участники общественных организаций отметили следующие, не рекомендованные им продукты: мясные продукты упоминаются наиболее часто, а также яйца, мучное, молочные продукты, алкоголь, кофе, сахар, соль, картофель, шоколад, импортные продукты. Также не рекомендуются продукты, связанные с брожением, консервированная, стерилизованная, копчёная пища, острые продукты, гнилые продукты.

Респонденты хорошо знают все рекомендации по продуктам питания в русле идей своих общественных организаций. Некоторые прислушиваются к рекомендациям врачей и целителей, а также советам, почерпнутым из разговоров и средств массовой информации. Приведём некоторые из высказываний: «Категорическое нет мясу, спиртным напиткам!», «Продукты растительного происхождения нам рекомендованы как основной продукт. Молоко является одним из главных продуктов питания, в виду того, что является носителем жизненной энергии, то есть жизнедателем», «Нам рекомендовано вегетарианское питание экологически чистыми продуктами».

Попробуем сопоставить рекомендации, даваемые в общественных организациях, и реальные пищевые предпочтения их участников. В интервью и беседах на вопрос «Какие продукты питания Вы употребляете чаще всего?» называют злаковые, овощи, фрукты, ягоды и молочные продукты. Обращает на себя внимание, что больше 1/10 упомянутых продуктов относятся к умеренно вегетарианским, а чуть менее 3/4 – к веганским.

В общественных организациях в связи с переходом на веганство и вегетарианство стали часто употребляться соевые продукты в виде имитации мясных продуктов – котлет, фарша и т. п. Употребляется много новых продуктов питания не из региона проживания, что стало возможным в последнее время в результате новых рыночных отношений и освоения элементов образа жизни других культур, наблюдается возрождение блюд древнерусской кухни. Из новых продуктов питания, вошедших в рацион в последнее время, чаще всего упоминается соя. Обращает на себя внимание, возникшее в последние годы употребление тропических и субтропических фруктов и овощей, морской капусты, дикорастущих трав, продуктов из пшеницы цельной или грубого помола.

Из напитков наиболее часто упоминается чёрный листовой и травяной чай, сок и кофе. Также достаточно часто пьют молоко и родниковую воду. Из напитков, вошедших в рацион в последнее время, наиболее часто упоминается сборный чай из трав, цветов и ягод. Список употребляемых растений расширяется, происходит постепенный переход на чаи из растений региона проживания.

Фактически участники общественных организаций уже являются или стремятся быть веганцами и вегетарианцами. Большинство из них всё же не выполняет рекомендаций полностью по причинам: психического характера – «большие психические нагрузки в связи с духовно-просветительской деятельностью», «отклонение от „чистой“ диеты для того, чтобы „заземлиться“, прийти в равновесие с низкими сознаниями»; определенных черт характера – «лень», «слабая воля», «скепсис», «распущенность», «отсутствие фантазии», «искушение», «старые привычки»; по материальным причинам – «отсутствие продуктов», «отсутствие времени». Несмотря на низкую материальную обеспеченность респондентов, ни один из них не назвал в качестве причины невыполнения рекомендаций нехватку денежных средств.

Для иллюстрации картины отказа респондентов от мясных продуктов приведем некоторые высказывания. Некоторые отказывались от мясных продуктов нелегко: «У меня это проходило не просто. Я отказалась от мясных продуктов где-то три года назад. Год страдала, мимо курочки своей любимой совсем не могла пройти. Я уже не ем ни кур, ни мяса, позволяю себе рыбу, это уже балую себя, а потом обычно переживаю». Другие респонденты, наоборот, отвыкали легко и просто. «А у меня естественно это как-то проходило, причем много лет назад. Я не заставляла себя, а мясо перестала любить. Сначала мясо, потом сосиски, курочку, рыбу».

С приходом в общественные организации и переходом на веганство и вегетарианство через некоторое время (у каждого индивидуально) происходит значительное улучшение душевного и физического здоровья, изменяется стиль жизни, налаживаются контакты с окружающими. Приблизительно улучшения можно разделить на несколько блоков:

1. Улучшение физического состояния произошло у 20 человек из 45 респондентов. Об этом они говорили с удовольствием и душевным подъемом: «Прошли болезни – поджелудочная железа, камни в почках, остеохондроз», «Лекарства теперь не принимаю», «Всегда есть надежда на то, что все-таки сумею использовать правильное питание. Если иногда удается это сделать в течение 3—6 месяцев, то чувствую себя легко, худею», «Восстановилось здоровье, прекрасно себя чувствую», «Духовный образ жизни и в, том числе, питание в соответствии с требованиями исключения мясной пищи, улучшило мое состояние здоровья: отсутствуют тяжёлые формы болезней, несмотря на возраст, а мне 48 лет; в теле чувствую легкость, подвижность, соответствующую юношескому возрасту и это не смотря на то, что не занимаюсь никакой физкультурой, даже зарядкой; выносливость намного превосходит показатели молодых лет жизни».

2. Улучшение психического и физического состояния произошло у 33 человек из 45 респондентов: «Психологически и морально – внутренний комфорт, физически – отсутствие заболеваний, но повышенная чувствительность к природным, энергетическим и космическим явлениям», «Стала менее раздражительной, терпимой, глубже задумываюсь, стараюсь познать истину и глубже понимать Природу», «Эмоционально стала уравновешенная», «Колоссально положительные ощущения, вышла из депрессии, стала счастливым человеком; но не увязываю это с питанием. Скорее, наоборот, сначала я стала собирать себя в „кучу“ после длительной болезни, была тяжелая операция, выбралась из психологического кризиса, а потом заметила, что меньше хочу мяса и картофеля, а больше молочного, овощей», «Стала спокойнее, гармоничнее, меньше болею».

3. Улучшение отношений с людьми: «Физически чувствую себя значительно лучше, а, следовательно, и мысли стали чище. Я смогла справиться с комплексом неполноценности, почти. Изменилась сама, изменились отношения с окружающими», «Очень трудно сказать однозначно. Духовно произошел резкий скачок, в социальном тоже, остановка и затем снова скачок. Для одного года это слишком быстро, сознание меняется даже в течение месяца, скорость растёт», «Хочу и стараюсь быть лучше, чем я есть на самом деле, получается не всегда, но сдвиги в лучшую сторону есть», «Стал более терпимым к людям, исчезла злость», «Физически окреп, закалился, душевно уравновесился, стал спокойнее, в социальном – работаю педагогом, до этого работал врачом», «Не одним хлебом единым жив человек, но правильный подход к питанию помогает правильнее воспринимать окружающий мир», «Произошла гармонизация».

4. Изменилось восприятие мира и стиль жизни респондентов: «Нельзя зацикливаться на питании, необходимо этот предмет переводить в спокойное русло, отключив наш мозг от этого», «Стала спокойнее, меньше хочу получить что-то, более спокойна, если не получается что-то получить. Лекарства не принимаю, меньше хотеть – больше думать, перестала смотреть телевизор, слушать сумасшедшую музыку, бегать в гости, более спокойное отношение к работе, не хожу в театр, на стадионы, не смотрю спортивные передачи, не читаю газет, не читаю художественную литературу. Полюбила одиночество, не говорю много по телефону», «Чувство радости, широта взглядов на мир, интерес познавания и творчества, уход от бытовой мелкой суеты и возни вокруг еды. Еда стала занимать меньше мыслей и времени. Еда как необходимость, чтобы чувствовать себя хорошо, не более».

Способы влияния идеологии общественных организаций на пищевые предпочтения населения

Мы уже проследили тенденцию перехода к вегетарианству внутри исследуемых общественных организаций. Участники не замыкались в них, а активно выходили в социум и распространяли свои идеи. При этом они встречались с разным отношением к своим идеям – от неготовности принять их до следования и подражания. Рассмотрим способы влияния идеологии пищевых предпочтений общественных организаций на население. Более 2/3 респондентов распространяли идеи в индивидуальных беседах среди родных и друзей, многие – своим примером, некоторые через распространение литературы («даю почитать книгу»), через наглядные материалы, многие – выступали с лекциями, беседами.

Из интервью и участвующего наблюдения выяснились некоторые другие действенные способы распространения идей. При «Общине Духовного Возрождения» работало вегетарианское кафе. Респондент об этом рассказывал так: «К нам ходят не только члены Общины, а и из соседних организаций. Есть льготная система питания – мы выдаем благотворительные талоны неимущим. Еще их выдают тем, кто активен, кто нам помогает. Появились постоянные посетители из других учреждений. Людям нравится наша кухня. Постепенно привыкают к вегетарианскому питанию. На витрине есть рецепты, как готовить, их раздавали желающим. Многие люди заинтересовались».

Члены «Братства Иванов Стотысячных» распространяли соевые продукты в посёлке Вырица на предприятиях, среди населения: «Для всего люда вырицкого по 4, по 5, по 10 мешков мы туда возим, и народ разбирает быстро сою». В «Макробиотике» ежемесячно устраивались не менее трёх открытых семинаров по макробиотическому питанию. В помещении организации продавались разнообразные и редкие макробиотические продукты. Многие Санкт-Петербургские вегетарианцы пополняли свой стол продуктами макробиотики. Также «Братство Иванов Стотысячных», «Макробиотика», «Община Духовного Возрождения» выпускали литературу по «правильному» питанию.

Об отношении семьи к переходу на вегетарианское питание респонденты высказывали разные мнения: «Пока семья моя меня не понимает», «По вопросу питания вражды в настоящее время не наблюдается, хотя внутренние пожелания имеются. Другие родственники относятся к растительному питанию крайне отрицательно, все разговоры при встрече сводятся к тому самому наболевшему вопросу: «А не съесть ли вам кусочек мяса?»; «Мои родные любят мясо, я же имею к нему отвращение»; «Нет ни одной семьи, где мне было бы известно, чтобы проблем не происходило. Самые милые, самые воспитанные, самые интеллигентные люди не находят общего языка с теми, кто уходит от обычного питания»; «У нас так – кто что приготовил, все потом едят», «Если я готовлю, то у меня есть возможность выбора», «Мама, папа и я придерживаемся одних принципов в питании. Напряжений в семье в связи с вегетарианским питанием не возникает». Удалось выделить также скептическое («Родные относятся скептически») и ироническое отношение («Посмеиваются, но не перечат, не мешают», «В семье подшучивают, при ухудшении самочувствия считают, что причина в ограничении употребления мясных продуктов»).

Участникам общественных организаций также задавался вопрос о влиянии их пищевых предпочтений на взаимоотношения в семье. Часть респондентов отрицает такое влияние, так как, либо живут одни, либо готовят отдельно, либо в семье признается право на выбор. Другие респонденты отмечали, что изменение пищевых предпочтений привело к разделению в семье и напряжению – «Пришлось разделиться в питании с матерью, что повлекло за собой разделение материальных средств», «Семья разделилась по питанию на два лагеря: первый – жена и я не употребляем мясных продуктов, второй – наши дети, которые употребляют, но умеренно». Некоторые отмечали, что «Родные последовали примеру – кое-кто из семьи отказался от мяса».

Выводы

Возникновение и развитие российских общественных организаций экоэтиков во многом соответствует становлению Новых общественных движений. Вместе с тем, исследуемые российские общественные организации имеют определенную специфику. К Новым общественным движениям, как правило, относят экологическое, женское, антиядерное, движение за мир и другие. Их объединяет ориентация на поиск и обретение новой идентичности, ориентация на новые ценности – ценности постиндустриального общества.

Исследуемые российские общественные организации ориентируются на другие ценности – внутренние. Это расширение и изменение сознания человека, следование человека по пути эволюции. Изучение и решение проблем экологии, условий жизни человека, его здоровья являются только частью деятельности этих общественных организаций. В отличие от западных Новых общественных движений, базирующихся на постиндустриальных ценностях, подобные общественные организации в России развиваются в условиях разрушения индустриального общества. Исследуемые общественные организации впитали в себя все лучшие нравственно-этические ценности российской культуры, а также западной и восточной философии.

Западные Новые движения и российские общественные организации экоэтики объединяет планетарный характер сознания участников. Сущность новых ценностей западных Новых общественных движений и Российских общественных организаций состоит в установлении новых отношений человека с природой, с самим собой и социальным окружением, отличных от утилитаризма, свойственного рыночному производству и плановой социалистической экономике. Если для западных Новых общественных движений наиболее значимыми ценностями являются индивидуальный стиль жизни, автономия и идентичность, то для российских общественных организаций это гармонизация человека и человечества в природной среде, альтернативный обыденности образ жизни. Достижение гармонизации человека и человечества возможно через принятие экологического сознания, жизнь в соответствии с экологической этикой. Альтернативный образ жизни включает в себя экологизацию всего процесса бытия, в том числе, изменение питания.

Пищевые предпочтения участников исследуемых общественных организаций начинают сказываться на рынке пищевых продуктов. Прослеживается тенденция усиления влияния пищевых рекомендаций, изложенных в основополагающих учениях экоэтиков, на людей, не участвующих в данных общественных организациях. Участники таких общественных организаций, как правило, люди мало и среднеобеспеченные, начинают влиять на других людей и через них на рынок пищевых продуктов. Например, всё более увеличивающийся спрос на соевые продукты привёл за последние 5 лет к заметному расширению рынка этих продуктов в России.

Каждая исследуемая общественная организация призывает своих участников и всех людей переориентироваться в жизни, в первую очередь, на духовные ценности. Одной из важнейших ориентаций является экология в самом широком смысле этого слова. Тщательно рассматриваются условия жизни и выживания человека и человечества. Делается акцент на гармоничном внутреннем состоянии человека, приведении в равновесие его психического и физического состояния. Большое значение уделяется методам оздоровления психики и тела человека, отказу от вредных привычек, формированию здорового образа жизни, изменению питания.

Участники российского общественного движения меняют отношение к себе, осознают свою индивидуальность, уникальность, начинают любить себя как часть вселенной. Их деятельность несет признаки формирования нового планетарного человеческого общества.

Литература

1) Ачарья Авадхутика Ананданитра. Пища для мыслей: философия вегетарианства. Хабаровск. 1995.

2) Апанасенко И. П. Будущее нашего питания. Минск. 1988.

Айванхов О. М. Йога питания. М. 1993.

3) Гигиенические аспекты охраны окружающей среды: вопросы питания. Ростов-на-Дону. 1987.

4) Григулевич Н. И. Этническая экология питания: традиционная пища русских старожилов и народов Закавказья. М. 1996.

5) Куши Мичио. Макробиотика – путь к здоровью и долголетию. М. 1996.

6) Мартинус. Идеальная пища. М. 1994.

7) Методические рекомендации ЛСГМИ // Методика изучения питания и показатели пищевого статуса. СПб. 1990.

8) Осава Джорж. Макробиотический дзен. М. 1991.

9) Столманкова А., Мартынюк М. Биосфера, питание, здоровье. Львов. 1982.

10) Цигмор Энн. Живая» пища: путеводитель по естественному образу жизни. М. 1996.

11) Эддар Ар. Трактат о питании. Комсомольск-на-Амуре. 1993.

Анкета для участников общественных объединений

Анкета составлена на основе полуструктурированных и глубинных интервью, взятых у лидеров общественных объединений. Состоит из паспортной части, подсказок ответов, которые можно анализировать в количественных категориях, и качественных вопросов, которые можно анализировать как дискурсы.