Вы здесь

Экологический мониторинг и регулирование воздействия на окружающую среду. 1. ПОНЯТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (М. Р. Танашева, 2015)

1. ПОНЯТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Регулирование воздействия на окружающую среду – это применение совокупности технологических, технических и организационных методов и средств для изменения характеристик источников воздействия на окружающую среду и количества отходов.

Основными объектами регулирования являются:

Сбросы и выбросы загрязняющих веществ, включающие производства как источники образования загрязняющих ве ществ, стадии очистки сточных вод или отходящих газов, размещение и удаление отходов очистки, методы и средства мониторинга;

Размещение и удаление отходов, включающие производства как источники образования отходов, стадии организо ванного и неорганизованного размещения отходов и всех альтернативных вариантов их удаления, методы и средства мониторинга;

Рециклирование сырья, реагентов, материалов, включающие основные производства, рекуперацию сырья, реагентов, материалов, их повторное использование, методы и средства мониторинга. Одними из наиболее распространенных сис тем данного типа являются замкнутые системы водоснабжения.

Для внедрения организационных подходов и методов регулирования воздействия промышленного предприятия на окружающую среду и минимизацию использования ресурсов необходимо разработать, обосновать и внедрить экологическую страте гию и политику предприятия.

Экологическая стратегия – это суммирование конкретных публично представленных целей и задач в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, рассчитан ных на реальные возможности, сроки и оценку их достижения.

Экологическая политика – это совокупность конкретных способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач.

При разработке экологической стратегии в качестве основных направлений деятельности рассматриваются:

1. Система производственного экологического управления и менеджмента:

– Включение в экологическую политику целей минимизации и разработка критериев достижения данной цели;

– Публичное декларирование предприятием экологической политики;

– Разработка программы мероприятий по минимизации;

– Организация и контроль практической деятельности в области минимизации, а именно: разработка процедур принятия экологически значимых решений, распределение обязанностей и назначение ответственных, разработка внут ренних экологических стандартов предприятия;

– Регулярное экологическое аудирование для оценки результатов деятельности, и по ее результатам корректировка экологической политики и целей предприятия;

– Подготовка отчетности предприятия экологической направленности, в которой будут отражены положительные и отрицательные результаты деятельности предприятия в области минимизации.

2. Работа с персоналом:

– Доведение до персонала информации о деятельности предприятия в области минимизации;

– Активное вовлечение всего персонала в деятельность по минимизации путем мотивации;

– Разработка и практическая реализация программ, связанных с минимизацией воздействия производства на окружающую среду и минимизацией использования ресурсов для экологического образования персонала,

– Обучение персонала действиям в условиях чрезвычайных экологических ситуаций.

3. Использование предприятием принципов экологической эффективности в практической деятельности по минимизации:

– Выявление и анализ расходов предприятия, связанных с используемыми методами минимизации;

– Оценка стоимости воздействия предприятия на окружаю – щую среду, использования ресурсов и готовой продукции;

– Использование полученных данных анализа расходов и оценки стоимости воздействия предприятия для мотивации деятельности, работы с персоналом, оценки результатов минимизации.

4. Использование предприятием принципов экологической справедливости в практической деятельности по минимизации – раз – работка и внедрение предприятием большого спектра доброволь – ных экологических обязательств по отношению к персоналу, на селению, экологической общественности, акционерам и инвесто – рам, средствам массовой информации, органам местного самоуп – равления.

5. Развитие внешней экологической деятельности предприятия:

– Разработка системы экологического производственного мо – ниторинга, в том числе включая описание и оценку основных объектов экологического управления (систем регулиро – вания воздействия на окружающую среду и использование ресурсов);

– Использование современных, высокоэффективных методов и средств экологического производственного мониторинга.

6. Оценка технологических и технических методов и подхо – дов минимизации отрицательного воздействия промышленного предприятия на природную среду, непосредственно касающиеся источников выброса загрязняющих веществ и источников образования отходов.

В качестве основных технологических и технических методов и подходов минимизации обычно рассматриваются определенные изменения основной технологии производства и ее аппара турного оформления:

– Разработка и внедрение замкнутых производственных циклов;

– Рациональное потребление сырья, материалов и реагентов;

– Рациональное потребление энергоресурсов;

– Минимизация потребления чрезвычайно опасных и высоко опасных веществ;

– Постоянное использование вторичного сырья и энергоресурсов;

– Организация направленной утилизации загрязняющих ве ществ;

– Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных экологических ситуаций и организация действий в условиях таких ситуаций;

– Проведение мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и источников образования отходов.

7. Технологические и технические подходы и методы минимизации воздействия промышленного предприятия на природную среду, связанные со сбросом и выбросом загрязняющих веществ, с образованием отходов, оценка источников физических воздействий на окружающую среду. В качестве основных направлений деятельности следует рассматривать:

– Разработку современных технологий и аппаратурного оснащения очистки отходящих газов и сточных вод;

– Регулирование источников физического воздействия на окружающую среду;

– Организацию планомерного размещения отходов;

– Разработку методов вторичной переработки отходов, в том числе отходы очистки сточных вод и отходящих газов;

– Разработку методов обезвреживания и захоронения отходов, в том числе отходов очистки сточных вод и отходящих газов или методов полной ликвидации отходов;

– Поддержание экологической безопасности на территории предприятия в целом;

– Проведение мониторинга источников сброса и выброса заг рязняющих веществ, источников физических воздействий на окружающую среду;

– Проведение мониторинга отходов.

1.1. Создание экономических стимулов рационального природопользования

В настоящее время в процессе перехода к устойчивому типу развития остро стоит вопрос экологизации экономики, т.е. разработка механизмов реализации развития ориентированного на экологизацию. В данном случае приоритетным является формирова ние эффективного экономического механизма природопользования.

Перспективными направлениями формирования экономичес кого механизма природопользования в зависимости от степени секторальности и отраслевого охвата можно выделить два типа экономических механизмов и инструментов:

– макроуровень – механизмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, ее секторов и отраслей;

– экономический механизм природопользования – более специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов.

Принципы современной концепции экономического механизма природопользования:

1) разработка концепции развития рационализации природопользования секторов – комплексов, а затем всей экономики в целом;

2) экономический механизм природопользования является частью глобального экономического механизма и не может быть локальным, т.е. охватывающим только природоэксплуатирующие комплексы и отрасли. Таким образом, экономический механизм природопользования должен быть ориенти рованным на конечные результаты в природно-продуктовой вертикали;

3) экономический механизм природопользования формируется на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе.

Следует отметить, что экологический характер поставленных целей секторов-комплексов имеет большое значение. Они могут быть экологически правильно направлены (устойчивыми), т.е. подходящими с позиции адаптации цели к природным механиз мам, а могут быть и экологически нецелесообразными, дестабилизирующими природные механизмы, природоемкими (техногенными).

Следовательно, развитие промышленного сектора может быть:

– экстенсивным, т.е. экономический механизм природопользования имеет слабо ограничивающий характер, траектория развития имеет довольно широкие экологически рамки;

– интенсивным, т.е. экономический механизм природопользования имеет стимулирующий характер, минимизирует эко – логические изменения.

Подводя итог выше сказанному можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

мягкий (догоняющий) механизм – либеральный в экологическом отношении. Он обозначает только общие экологические рамки для экономического развития. Он направлен лишь на ликвидацию экологических последствий и не рассматривает причины возникновения экологических изменений. Именно такой тип механизма природопользования свойственен техногенному типу развития экономики. Такой мягкий механизм сейчас формируется в Казахстане;

механизм, стимулирующий развитие экологически сбалансированных производств и природоохранных видов дея – тельности. Рыночные инструменты составляют основу функционирования данного механизма. Он позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Данный тип свойственен слабой устойчивости;

жесткий (подавляющий) механизм – использует рыночные и административные инструменты. Он позволяет посредством жесткой кредитной, налоговой, штрафной политики практически подавить развитие некоторых комплексов в области расширения использования природных ресурсов, в конечном итоге способствуя экономии природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

Данные типы механизма природопользования в чистом виде не существуют. Всегда наблюдается их сочетание. Это зависит от конкретных производств, технологий, видов деятельности. Насример, с позиции экологизации экономического развития целесообразно сочетание жесткого и стимулирующего механизмов.

Например, для аграрного сектора это сочетание может проявиться с одной стороны в стимулировании развития биологического сельского хозяйства, с другой стороны применение экономических инструментов, свойственных жесткому механизму природопользования. Это позволит в какой-то степени подавить техногенный тип сельского хозяйства, т.е. позволит сократить обрабатываемые площади, минимизировать применение пестицидов.

Следовательно, при разработке экономического механизма природопользования принципиально надо решить следующий вопрос – будет ли это ориентация на рационализацию природопользования при расширении масштабов использования природных ресурсов, т.е. экономический механизм с мягкими ограничениями, или будет ориентация на стабилизацию и сокращение масштабов природопользования (жесткий и стимулирующий типы механизмов).

Из выше сказанного логично вытекает вывод, что невозможно создать экономический механизм природопользования, действующий только на первых этапах природно-продуктовой цепочки в отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природного вещества и получения готового продук та. Необходимо, чтобы природно-продуктовая вертикаль соединяла природные ресурсы с конечной продукцией или услугами, получаемыми на основе этих ресурсов, а механизм природопользования был ориентирован на конечные результаты.

Например, для аграрного комплекса природно-продуктовая вертикаль соединяет земельные ресурсы с конечной продукцией, изготовленной на основе сельскохозяйственного сырья. Для уменьшения используемых земельных площадей необходимо установить высокие налоги на размеры обрабатываемой земли, применение пестициды и т.п. В свою очередь льготные налоги, субсидии на развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности позволяют уменьшить потери сельскохозяйственной продукции. Следовательно, при сокращении используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов будет наблюдаться рост конечного выхода сельскохозяйственных товаров.

Рассмотрим более специальный механизм и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, т.е. собственно экономический механизм природопользования.

Для большей эффективности экономические инструменты должны использоваться в тех областях экономики, где их применение потребует меньших затрат по сравнению с прямым регулированием для выполнения одинаковых природоохранных задач.

Можно выделить следующие элементы формирующегося экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку:

– платность природопользования;

– система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

– плата за загрязнение окружающей природной среды;

– создание рынка природных ресурсов;

– совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатируюших отраслей;

– экологические фонды;

– экологические программы;

– продажа прав на загрязнение;

– система «залог – возврат»;

– экологическое страхование.

На основе цены и экономических оценок природных ресурсов должны вводиться коэффициенты оплаты за природопользование. Основным действующим элементом экономического механизма охраны окружающей среды и регулирования природопользования является система платежей за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Совершенствование системы платежей осуществляется по следующим направлениям:

– учет инфляции при определении ставок платы и ее размеров;

– более полный учет отраслевых особенностей загрязнения ОС при расчете и взимании платы;

– расширение перечня видов вредных воздействий на ОС, подлежащих оплате.

Введение платного природопользования должно способствовать более адекватному учету экологического фактора в экономике и рациональному использованию природных ресурсов.

В определенной степени плата за природные ресурсы является аналогом экономического налога. Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату за право пользования природными ресурсами: воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользования природными ресурсами практически предназначена для собственника данных природных ресурсов, будь то государство или частный владелец. Она связана с изъятием абсолютной ренты. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат компенсацией затрат природных ресурсов в процессе производства.

Существенное значение в системе платного природопользова ния должны получить штрафы, различного рода санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбытия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающей обработки и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов должны применяться жесткие санкции, включающие экономическую и правовую ответственность. В частности, размер штрафов должен быть значителен, что бы можно было реально влиять на деятельность производителя.

Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. Эта система должна способствовать формированию «эколого-сбалансированного» поведения производителя и потребителя и использованию в этих целях механизмов спроса и предложения.

В систему экономического стимулирования можно включить следующие направления: налогообложение; субсидирование: льготное кредитование природоохранной деятельности; ускоренную амортизацию природоохранных фондов и другие мероприятия.

Большинство данных направлений уже показало свою экологическую эффективность во многих странах мира. Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги. Экологические (их часто называют «зеленые») налоги призваны решить по крайней мере две задачи:

1) сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде;

2) способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. реализовать принцип «загрязнитель платит»). «Зеленые» налоги могут не только обеспечивать экономическое стимулирование природоохранной деятельности и повышать роль развития эколого-сбалансированных производств, но и подавлять ее для природоемкой деятельности.

Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное, по идее, должны делать рыночные механизмы: воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.

В частном случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например сокращение налогооблагаемой прибыли на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели.

Иногда налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются государственные внебюджетные экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных от утилизации раз личного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организации и населения, а также для казахстанских и иностранных грантов на природоохранные цели.

В эколого-ориентированной налоговой системе можно выделить четыре аспекта: отраслевой, технологический, региональный, продуктовый. С позиции перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройке система налогов должна предусматривать повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и секторы, что снизит выгодность затрат на их развитие.

Здесь налоги могут играть роль пресса, подавляющего природоемкую деятельность или переключающего эту деятельность на эколого-сбалансированную. В свою очередь обрабатывающие, обслуживающие, инфраструктурные отрасли должны облагаться пониженными налогами, стимулирующими их развитие. Такая система налогов свойственна стимулирующему и жесткому типам экономического механизма природопользования.

Пониженные налоги должны применяться для ресурсосбере гающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенны ми налогами. Существен и региональный аспект налогообложения. В регионах с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть мягче по сравнению с экологичес ки благополучными районами для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией территорий или повышенными затрата ми из-за дополнительных экологических издержек.

Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологическое оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкцию природоохранных объектов и т.д.).

Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции – озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр. В Норвегии, например, за счет налогов на минеральные удобрения и пестициды финансируется программа развития устойчивого, эколого сбалансированного сельского хозяйства.

Много внимания уделяется введению «зеленых» налогов в США. В 1989 г. в целях сокращения производства фреонов, разрушающих озоновый слой, был введен налог на их продажу Для того, чтобы дать промышленности время на переход к производству продукции, заменяющей широко используемые фреоны, этот налог был установлен прогрессивным во времени. Сначала фреоны облагались налогом в размере 3,02 долл./кг, в 1995 г. – 6,83 и 1999 г. – 10,80. Как показали исследования в США, введение даже ограниченного числа «зеленых» налогов позволило бы ежегодно получать дополнительно в федеральный бюджет 100 млрд. долл.

Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами «углеродного» налога – налога на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива.

Угроза глобального потепления, подписанные международные соглашения об обязательствах государств по снижению выбро са углерода делают введение этого налога необходимым. Он уже действует в Финляндии и нидерландах. Даже по минимальным ставкам «углеродного» налога за выбросы в атмосферу в размере 10 долл. за тонну в развитых странах будет возможно получение дополнительно 25 млрд. долл. в год.

В США есть предложения о ставка «углеродного» налога в 100 долл./т, тогда ежегодные поступления в бюджет составят 140 млрд. долл. Налог должен быть значительно дифференцирован в зависимости от источника поступления углерода в атмос феру. В перспективе широкое применение «углеродного» налога в мире позволит сократить добычу первичных энергоресурсов и будет стимулировать широкое использование альтернативных ис точников энергии, посадку лесов, связывающих углерод и т.д.

Говоря о совершенствовании всей налоговой системы, можно выделить направление на значительное увеличение природно-ресурсной доли налогов. Современные системы налогов в мире и в Казахстане сосредоточены, прежде всего, на взимании налогов с населения, прибыли, добавленной стоимости и пр.

Плата за природопользование будет в лучшем случае составлять лишь несколько процентов от доходной части бюджета. Тем самым в определенной степени должна поощряться природоэксплуатируюшая деятельность. При сохранении общей сум мы налогов целесообразно резкое изменение пропорции в пользу увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользо ванием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, «зеленых» налогов.

По некоторым оценкам эта доля должна составить 30-50 % доходной части государственного бюджета. Это позволит более адекватно учитывать воздействие на окружающую среду, дегра дацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкой экономики.

В Казахстане это даст возможность также резко увеличить изъятие колоссальной ренты, которая принадлежит всему обществу и сейчас в значительной степени монополизируется природоэксплуатирующими секторами, прежде всего топливно-энергетическим комплексом.

В значительном совершенствовании нуждается система государственных субсидий для экономики. Эти денежные пособия должны предоставляться прежде всего в целях стимулирования эколого-сбалансированной деятельности в народном хозяйстве. В настоящее время субсидии играют скорее противоположную, антиэкологическую роль. Особенно это проявляется в двух крупнейших экономических комплексах – ТЭК и АПК.

До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в экономике и коммунальном хозяйстве, применение в сельском хозяйстве пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой сельскохозяйственной техники, глобальных и нерациональ ных мероприятий по орошению и осушению земель и т.д.

Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированным в мире способом стимулирования приори тетных видов деятельности и научно технического прогресса. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащий налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль.

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды. Они призваны компенсировать эколого-экономический ущерб, экстерналии, наносимые предприятиями и организациями в ходе деятельности. Хотя очевидно, что сейчас они компенсируют лишь незначительную часть ущерба. Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий загрязнителей и средством реализации принципа «загрязнитель платит».

В зависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два вида нормативов платы: за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей.

В последнем случае платежи возрастают в несколько раз. Существенным моментом является и механизм образования источ ников платежей. Платежи в пределах нормативов загрязнения могут включаться в себестоимость и тем самым оплачиваются потребителем. Сверхнормативные платежи образуются за счет прибыли предприятий, что снижает их рентабельность.

Такая система платежей в случае установления достаточно высоких нормативов стимулирует производителя загрязнений к их минимизации. Современные нормативы довольно низкие, однако само их существование играет важную роль для рождения новой ситуации, в условиях которой необходимы адаптация экономики к экологическим ограничениям, изменение поведения производителей.

Другой стимулирующий момент – возможность учета в сумме платежей и тем самым их уменьшение за счет затрат, сделанных предприятием на природоохранные работы (строительство различного рода очистных сооружений, фильтров, землеохранные мероприятия и т.д.).

Создание рынка природоохранных ресурсов целесообразно в связи с их дефицитностью и возможностью получения значительных средств от их продажи. Это особенно актуально в условиях природного богатства Казахстана и дефицита средств для его рационального использования и охраны. Цивилизованный рынок ресурсов может позволить активно вовлечь иностранный капитал в природоэксплуатирующие отрасли. Создание бирж природных ресурсов, проведение аукционов, на которых на конкурсной основе казахстанские и иностранные предприниматели могли бы покупать природные ресурсы, право на их разработку или аренду при жестком экологическом контроле и комплексной экологической экспертизе позволили бы существенно увеличить государственные доходы от природопользования.

Рынок природных ресурсов (прежде всего земли) должен предусматривать и создание ипотечной системы, что позволит вла дельцам ресурсов закладывать их для получения инвестиций в развитие производства.

Проблемы совершенствования ценообразования в экономике и прежде всего в природоэксплуатирующих отраслях имеют важное значение для совершенствования природопользования. Можно выделить два аспекта этой проблемы.

Во-первых, многие проблемы использования достижений научно технического прогресса, внедрения малоотходных тех нологий наталкиваются на неэффективность ресурсосбережения при низких ценах на природные ресурсы. Оказывается гораздо более выгодно проводить ресурсорасточительную политику и компенсировать отсталость технологий перерасходованием ре сурсов. В этих условиях разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей могли бы стиму лировать переход производителей в народном хозяйстве на ре жим ресурсосбережения.

Во-вторых, цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции. Продукция, чистая в экологическом отношении, должна иметь более низкую цену и быть более предпочтительной для потребления по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду и которая сама по себе представляет опасность для здоровья человека и природы в процессе потребления или в виде отходов. И здесь необходимо использовать механизм налогов на экологически опасную продукцию, наценок, субсидий и льгот для производителей и потребителей чистой продукции.

Например, в сельском хозяйстве для производителей должно быть выгоднее использовать биологические средства защиты растений по сравнению с пестицидами, органические удобрения по сравнению с минеральными.

Среди основных задач экологических фондов можно выделить:

– финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека;

– мобилизацию финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

– экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий;

– содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источниками формирования экологических фондов являются в основном платежи предприятий за выбросы, сбросы загряз няющих веществ и размещение отходов; штрафные платежи за аварийное загрязнение, средства за возмещение экологического ущерба при нарушении природоохранного законодательства предприятиями; добровольные взносы. Как показывает практика, самый большой вклад в фонды вносят платежи за загрязнение ок ружающей среды – 80-85 %.

Для реализации важнейших экологических целей, стоящих перед обществом, большое значение имеет формирование экологических программ, главная задача которых – создание экологически чистых технологий (на транспорте, в энергетике, в топливном комплексе и др.).

Если говорить о приоритетах государственного уровня в целом, то это комплекс необходимых мер на экологически неблагополучных территориях, переход к экологически чистому производству с использованием рычагов поощрения коммерческих структур.

В зависимости от цели их реализация возможна на международном уровне и внутри отдельной страны на региональном уров не. Программа представляет собой увязанный по ресурсам исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленный на эффективное решение экологических проблем. Можно вспомнить грандиозные по затратам экологические программы в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и т.д.

В реализации программ значительную роль играет государство, так как необходимость быстрой концентрации значительных ресурсов, сложность проблемы и неопределенность экономической эффективности делают целесообразным использование прямого регулирования при поддерживающей роли рыночных инструментов.

В Казахстане государственные целевые экологические программы необходимы для решения следующих проблем:

– выполнения международных обязательств (охраны озонового слоя, парниковых газов, сохранения биоразнообразия);

– охраны и рационального использования конкретного вида природного ресурса;

– охраны особо ценных природных объектов (охраны лесных и водных ресурсов, речных систем, бассейнов морей);

– глобального изменения климата и природной среды;

– реабилитации зон экологического бедствия; целевых экологических научно-технических программ.

Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Этот рынок сейчас активно формируется в США. Одним из важнейших принципов такого рынка – право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбро сов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. Эта система регулирования загрязнения получила красноречивое название «принцип пузыря» (bubbleprincipal).

В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое пред приятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможности собст венного увеличения загрязнения среды в регионе.

Поэтому перед предприятием стоит выбор: создать надежную систему очистки у себя или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия.

Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если выгодно разместить собственные загрязняющие отходы на других предприятиях, то это позволяет снизить загрузку собственных очистных сооружений и усовершенствовать их.

В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.

Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и на глобальном уровне. Например, введение «углеродного» налога создает массу проблем для промышленности развитых стран, которая уже практически исчерпала дешевые способы умень шения выбросов. В этом отношении показательно предложение немецких парламентариев о возможности России взять на себя часть обязательств Германии по связыванию углерода. Это достигается путем посадки леса на территории России за счет немецкой стороны. Стоимость всей программы – 100 млрд. марок.

Ключевым моментом здесь является то, что лесоразведение в России обойдется Германии в 10 раз дешевле по сравнению с попытками решить проблему снижения выбросов углерода за счет технических мер на территории самой Германии. На первый взгляд такой довольно экзотический проект имеет под собой твердую экономическую основу и оценку экономической эффективности. Подсчитано, что для поглощения 1 млрд. т «немецкого» СО2 необходимы посадки леса на площади 1 млн. кв. км, что составляет 6 % площади России.

В случае введения жестких ставок налогов на загрязнение можно ожидать широкого использования в мире таких покупок прав на загрязнение между различными странами, что будет бла гоприятствовать охране окружающей среды на глобальном уров не, борьбе с бедностью и т.д., так как такой механизм позволит осуществлять дополнительный приток финансовых ресурсов из развитых стран в развивающиеся, где борьба с загрязнениями го раздо менее капиталоемкая.

Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая сис тема или система «залог-возврат». Это хорошо знакомая всем система, когда покупая какой-нибудь товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам обратно. Возврат пустых бутылок, все более широко применяемый в различных странах, возврат израсходованных электрических батареек, различного рода пластиковых контейнеров и пр. Несмотря на простоту, данный механизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации. С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений окружающей среды в результате аварий и катастроф. Об их колоссальном эколого – экономическом ущербе свидетельствуют данные только по многочисленным авариям на нефтепроводах.

Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий аварий является экологическое страхование – страхование ответственности предприятий – источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды. Создаваемые страховые компании позволяют решить ряд экономических задач: компенсировать убытки, образующиеся у застрахованного предприятия и третьих лиц, в результате загрязнения окружающей среды; экономически стимулировать предотвращение аварий за счет увеличения противоаварийных затрат самого страхователя; повысить эффективность использования денежных средств, концентрируемых в страховых фондах и т.д.

В странах ЕС создана и начала функционировать новая экологическая система EMAS (Environmental Management and Audi Sistem). Принципиальное отличие данной системы заключается в том, что в сфере экологического регулирования основной упор делается на внутрифирменные методы защиты окружающей среды.

Содержание этой системы заключается в создании таких сти мулов для предприятий, которые побуждали бы их к доброволь ному принятию официальных директив в области экологического менеджмента. Эта система является не принудительным, а чисто рыночным инструментом.

Основные аспекты системы ЕМА8 приведены на рисунке 1.1.

Современная экологическая установка ЕС отражает переход от детального регулирования к политике определения рыночных условии для эффективного экологического менеджмента. Внедрение системы экологического менеджмента, который предусматривает оценку и регистрацию воздействия производственных процессов на состояние окружающей среды, требует проведения сертификации (присуждения экологического знака) местораспо – ложения производства, а в дальнейшем присвоения экологичес кого знака продукции.


Рис. 1.1. Основные элементы системы ЕМА8


Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятию экологическая безопасность.

2. Укажите наиболее эффективный механизм реализации управления экологической безопасностью.

3. Приведите примеры основных объектов социально-экологического контроля.

4. Назовите последствия, связанные с загрязнения окружающей среды (ОС).

5. Охарактеризуйте механизмы реализации экологической политики.

6. Укажите основные причины рыночной неэффективности в экологической сфере.

7. Назовите основные недостатки ранних региональных и отраслевых экономических программ (на примере СССР).

8. Охарактеризуйте ситуацию монополизма, характерной для добывающих отраслей, газовой и нефтяной и др.

9. Каков механизм реализации принципа «загрязнитель платит»? Какие условия необходимы для формирования эффективного экономического механизма природопользования?

10. Дайте определение понятию «льготные налоги» и как предприятие мо – жет реализовать условия льготного налога.

11. Поясните значение «углеродного» налога.

12. При каких условиях используются повышенные налоги.

13. Какие направления характеризуют систему экономического стимулирования?

14. Назовите основные задачи экологических фондов.