Вы здесь

Экзорцизм. Власть личности. Православие (Арсентий Черемисов)

Православие

Глава 3

Лаодики́йский собор – поместный собор христианской церкви, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия).

По другой версии, собор проходил не позднее 343 года, так как во втором правиле Шестого Вселенского собора Лаодикийский собор упоминается раньше Сардикийского, состоявшегося в 343 году. В частности, в иных источниках указано, что он собирался за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия.

Правило 26 гласит:

«Не произведенным от епископа не должно заклинать ни в церквах, ни в домах.

Заклинателями назывались лица, которым поручено было подготовление крещаемых путем катехизации к сознательному произношению отречения от диавола. Первая часть их обязанностей исполнялась на домах, а вторая часть уже в храме при совершении таинства крещения. Избранные для этого лица получали благословение епископа с возложением на ни рук. По словам Вальсамона, в его толковании этого правила, некоторые стали исполнять обязанности заклинателей без благословения епископа, говоря, что, поскольку деятельность их проходит в храме, в этом нет необходимости. Правило объясняет, что никакая церковная и учительная деятельность не может совершаться без благословения епископа.»

(http://www.krotov.info/acts/canons/0343laod.html)

Изначально, вопрос изгнания бесов шел в связке с крещением и благовестием. Это была неотъемлемая часть, перед принятием Иисуса Христа своим Господом. Но, не смотря на то, что Иисус повелел напрямую всем своим ученикам:

«(От Матфея 28)

19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20. уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

Церковь требовала соблюдения строгой иерархии и отчетности. Дабы избежать ереси и самоуправства, сохраняя целостность и единомыслие. Введенная формальность являлась предохранителем, впрочем подразумевающая более эффективное служение и нацеленная на его качество. Но также, в какой-то момент принятая мера явилась защитой церкви от недобросовестных заклинателей.

Есть ли сейчас рукоположенные священнослужители, которые занимаются отчиткой бесноватых? Почему распространяется мнение, будто они занимаются чем-то противоестественным? Может ли этот протест быть свидетельством несостоятельности современной церкви дать достойный отпор силам бесовским? Свидетельством недостатка обученных кадров, способных грамотно производить изгнание бесов? Или это способ привлечь к себе внимание и интерес прихожан? Как бы там ни было, есть люди, которым отчитки помогли. Бесспорно, не стоит считать что заклинательных молитв достаточно для духовного роста и исправления. Конечно нет. Это непростой, созидательный и долгосрочный процесс, заметным и позитивным импульсом к которому может послужить изгнание бесов. И человек расправив наконец плечи, вздохнув полной грудью способен критически и трезво пересмотреть плененные прежде сферы своей жизни.

Иоа́нн Кассиа́н Ри́млянин или Иоанн Массалийский (лат. Ioannes Cassianus; Ioannes Massiliensis, 360—435 года) – христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Издательство Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1993 г. С. 542—543 (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 1892. С. 445.)

«Наконец, Творец знамений и чудес, призывая учеников к принятию Своего учения, ясно показывает, чему особенно должны научиться от Него истинные Его последователи. Придите, говорит Он, и научитесь от Меня не тому, чтобы небесной властью изгонять демонов, очищать прокаженных, давать зрение слепым, воскрешать мертвых; ибо хотя Я творю и эти чудеса через некоторых рабов Моих, но человек не должен хвалиться ими; слуга и раб не может иметь никакой части той славы, которая принадлежит одному Божеству. Вы же, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 28, 29). Ибо этим добродетелям вообще все могут учиться и приобретать их; совершение же знамений и чудес не всегда необходимо и не для всех доступно. Смирение есть наставник всех добродетелей; оно eсть крепчайшее основание небесного здания; оно есть собственный и великий дар Спасителя. Кто следует кроткому Господу не в явлении высоких знамений, а в добродетели терпения и смирения, тот совершает все чудеса, сотворенные Христом. А кто желает повелевать нечистый ми духами, или чудесно подавать здоровье недужным, или являть перед народом какое—либо из дивных знамений, тот хоть и призывает имя Христово, но бывает чужд Христа; поскольку, надменный гордостью, не следует учителю смирения. Даже отходя к Отцу, Иисус Христос оставил ученикам Своим, как бы некоторый завет, следующую заповедь. Заповедь новую, говорит Он, даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. И тут же присовокупил: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13, 34, 35). Не сказал: если будете, подобно Мне, творить знамения и чудеса; но говорит: если будете иметь любовь между собою, которую, известно, могут сохранять только кроткие и смиренные. Потому—то отцы наши никогда не называли добрыми и свободными от заразы тщеславия тех монахов, которые хотели слыть заклинателями и для того с величайшей надменностью разглашали, что они уже заслужили или надеются скоро получить эту благодать.»

Изгонять бесов и оттеснять силу вражью это важно. Нам нужно учиться правильно расставлять приоритеты. Необходимо периодически задаваться вопросом, для чего я это делаю? Чтобы получить порцию одобрения? Чтобы заработать очки популярности? Привлечь к себе внимание? Будьте откровенными к самому себе и искренними в своих ответах. Ведь истинным побуждением к совершению служения другим людям – есть любовь. Она как свидетель того, что вы действительно взяли власть в свои руки и приняли ответственность. Экзорцизм – это помощь ближнему, без любви способная нанести серьезный вред.

Мы не должны хвалиться тем, что изгоняем бесов, исцеляем больных и следуя другим повелениям Иисуса Христа достигаем некоторых высот и заметных успехов. Потому что все успехи что мы имеем не от нас, а от Него. Стремление явно заявить о Царстве Божьем и проявить силу Духа Святого похвально, однако совершение знамений и чудес не всегда необходимо. И не всегда уместно. У Бога свои планы и методы.

Но ослепленный гордостью, на людях показывающий свое стремление прославить Бога, а исподволь стремящийся быть сопричастным великому, для получения отзвука величия – не следует за Христом, идет на поводу у своих скрытых желаний и похотей.

Плохо ли само стремление обладать дарами для служения Господу?

(1-е Коринфянам 14)

1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

Так как определить, ревнует ли человек о духовных дарах и горит для Бога? Либо человек стремится к чему-то иному? Способно ли это навредить человеку или людям вокруг? Или навести тень на Тело Христа, став соблазном для людей, отвращая их от Церкви?

Апостольские Постановления (чрез Климента, епископа и гражданина Римского) Казань, 1864.

Апо́стольские постановле́ния (греч. Ἀποστολικαὶ Διαταγαί; Διαταγαί τῶν ἁγίων Ἀποστόλων; лат. Constitutiones apostolicae); Постановления святых Апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского – один из древних сборников канонического права Церкви, традиционно приписываемый святому Клименту Римскому; исследователями обычно датируется 380 годом и считается, что он создан в Сирии.

Но эта дата является приблизительной, книга написана гораздо раньше, была читаемой и имела распространение и авторитет среди православных.

«Книга восьмая

1. Бог и Спаситель наш Иисус Христос, передавая нам великую тайну благочестия и призывая иудеев и еллинов к познанию одного и единого истинного Бога, Отца Своего, как Сам говорит в одном месте, благодаря за спасение уверовавших: «Я открыл имя

Твоё человекам, дело, которое Ты поручил Мне, совершил»; и о нас говорит Отцу: «Отец святой! Если и мир Тебя не познал, но Я познал Тебя и сии познали Тебя»; справедливо говорит всем нам вместе, как совершенным, о дарованиях, подаваемых Им чрез

Духа: «уверовавших же будут сопровождать такие знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы». Дарования эти сначала даны нам, апостолам, имевшим возвещать Евангелие всей твари, но потом они подаются необходимо и уверовавшим чрез нас, не для пользы совершающих оные, но для преклонения неверующих, чтобы тех, кого не убедило слово,

убедила сила знамений. Ибо знамения – не для нас верующих, но для неверующих, как из иудеев, так и из еллинов; ибо изгонять бесов не наша прибыль, но тех, которые очищаются действенностью Господа, как показывает, научая нас, Сам Господь,

говоря: «тому не радуйтесь, что духи вас слушаются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небе», поскольку то совершается Его силою, а это нашим благомыслием и старанием, очевидно, при Его вспомоществовании.

Итак, нет необходимости, чтобы изгонял бесов, или воскрешал мертвых, или говорил на языках всякий верующий, но только тот, кто сподобился дарования для какой-либо полезной причины, во спасение неверующих, которые, достойны будучи спасения, часто убеждаются не доказательством слов, но действенностью знамений.

Действительно, не все нечестивые обращаются чрез чудеса. Свидетель сему Сам Бог, Который говорит в Законе: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но не уверует». Так, ни египтяне не поверили Богу, хотя Моисей совершил столько знамений и чудес, ни множество иудеев не поверили Христу, Который как Моисей, хотя Он врачевал у них всякую болезнь и всякую немощь: тех не убедили ни жезл, превращенный в живого змия, ни рука, пораженная проказою, ни Нил, обращенный в кровь, а этих – ни слепые прозирающие, ни хромые ходящие, ни мертвые воскресшие; чему противились там Ианний и Иамврий, а здесь – Анна и Каиафа. Таким образом, знамения убеждают не всех, но одних благомыслящих, ради которых и благоволит Бог совершать силы, как мудрый Домостроитель, не человеческою крепостию, но Своим хотением. Говорим это с тем, чтобы получившие известные дарования не превозносились над неполучившими.»

Не стоит не на секунду забывать с какой целью даны нам дарования. И это вовсе не для удовлетворения своих нужд, а для убеждения неверующих.

Действие дарований нацелено на неверующих. Можно ли иудеев назвать неверующими в Бога? Чем отличаются иудеи от номинальных христиан? Чем отличаются номинальные христиане от неверующих? Можно ли тогда использовать дары Духа Святого для номинальных христиан?

Применение даров всегда имеет цель и причину, являясь подкреплением слов, придавая им весомость. Но даже, порой слово обильно подкрепленное знамениями не способно найти отклика у некоторых неверующих. Стоит об этом помнить.

Глава 4

Подразумевает ли чин изгнания бесов Петра Могилы использование при массовых отчитках?

Митрополи́т Пётр Симео́нович Моги́ла; (в миру Петру Мовилэ (рум. Petru Movilă) 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество – 1 (11) января 1647, Киев) – епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, представитель боярского рода Могила.

Из-за политической расстановки сил того времени и влияния Польского короля Владислава IV на Митрополи́та Пётра Симео́новича Моги́ла, и православную Церковь, произошло некоторое «разделение». Требник же и чин изгнания бесов Митрополита Петра Могилы, возможно, по этой причине, до сих пор не снискал большого спроса у Православных христиан.

Православные христиане склонны к тому, чтобы не использовать экзорцизм, а быть чистыми благодаря правильной подвижнической жизнью. К смирению, способное породить бесстрастие необходимое для победы и получения дара от Святого Духа изгонять духов тьмы. Безусловно, хорошо иметь все это и жить правильной жизнью, достигая глубокую степень смирения.

Однако, экзорцизм это целенаправленное проявление личной воли для обретения свободы. Экзорцизм, это усилие воли также направленное и для освобождения не только себя но и нуждающихся в очищении людей.

Говорим ли мы лежачему больному: «Иди и ешь здоровую пищу, занимайся спортом и будешь здоров»?

Или мы говорим раненому: «Пойдем я промою раны твои, зашью их и наложу повязку»?

Как поступать, если тебя просят о помощи в очищении, и при этом нуждающийся не способен помочь сам себе?

Можем ли мы пройти мимо нуждающегося человека в первой медицинской помощи, при чрезвычайных обстоятельствах? Который не силен помочь сам себе. Так ли это отличается от духовной помощи в освобождении от угнетающих душу и тело сил?

Конец ознакомительного фрагмента.