Вы здесь

Экзамен по психологии личности. Вопрос 5. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида (Т. И. Гусева)

Вопрос 5. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида

Личность как общенаучный и житейский термин означает:

1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова);

2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик – терминологически вполне различимы, но употребляются как синонимы довольно часто.

В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные» – Р. Кеттел, Д. Айзенк и др.).

Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Типы личности – модели (исследовательские схемы) личности, используемые в психологии и социологии в качестве образцов, основ для группировки при описании, классификации, изучении, упорядочении различных множеств индивидов (личностей). Различают конкретно—исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно—экономических формаций (классовые, социально—групповые типы личности). Категория «социально—исторический» тип личности используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.

В западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно «личностные» показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова, например, типология К. Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительность, переживание оценки, интуитивность, экстравертивная или интравертивная направленность. Существует и типология, предложенная Э. Фроммом, который выделяет следующие элементы личности: накопительство, ориентация на обмен, на восприятие, на использование и др. Отзвуки персонологических классификаций можно выявить во многих социально—психологических типологиях, в частности, при построении типологии личности по признаку «конформности» личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности.

В эмпирических исследованиях имеет значение типологизация – группировка испытуемых, сходных с неким «усредненным» образом. Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности, в частности, с помощью факторного анализа, позволяет построить многомерное пространство ее признаков – «личное пространство». При этом некоторые авторы в качестве типологии личности классификации. Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки наиболее оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

Согласно концепции Х. Айзенка основными характеристиками личности является экстраверсия и интраверсия (направленность личности вовне и вовнутрь, что проявляется в ее мироощущении и поведении). По Айзенку, в их основе лежат врожденные особенности нервной системы, в частности, баланс между процессами возбуждения и торможения. Этим определяется и социальный характер личности, например, склонность к преступности. Другой важной чертой личности Айзенк считает невротизм (степень эмоциональной стабильности). За пределами этой концепции остаются мировоззрение, идеалы, ценности и тому подобное; личность, по Айзенку – явление психобиологическое.

Большое влияние на практику оказывает оценка способностей индивида в результате исследований Айзенка по психодиагностике. Он считал, что одаренность человека в той или иной области обусловлена наследственностью и может быть измерена при помощи тестов. Не обращаясь к качественному анализу умственной деятельности, основной характеристикой интеллекта Айзенк считал скорость протекания мыслительных процессов.

Исследования индивидуально—психологических качеств на основе факторного анализа осуществлял Дж. Кеттел. Он основывается на статистическом подходе – применении серии тестов (испытаний) в целях диагностики.

По К. Юнгу, проблема человечества заключается не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофы, сколько в опасности психической эпидемии. То есть в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, которая является реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека».

Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией «психологических типов». Различается несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом когда имеет дело с внешней средой, взаимодействуя с другими людьми и делается беспокойным, больным, оказываясь в одиночестве, в однообразной среде. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические.

Интроверт характеризуется тенденцией своего «либидо» устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах.

Наряду с экстравертами и интровертами, К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на проверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.

Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства являются здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других. О таких людях иногда говорят: «вечно он суется не в свои дела».

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, «здесь и сейчас». Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, в бесхитростных формах, без сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, протекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное является приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Каждая из функций, определяющих тип личности, выполняет и вспомогательные функции.