Билет № 8
1. Культура и духовная жизнь России в XIV – XVI вв.
2. Гражданская война в России (1918–1920): причины, участники, этапы, итоги
1. В XIV–XVI вв. Россия вошла в эпоху культурного расцвета. Решающую роль в этом процессе, несомненно, сыграло укрепление на Руси христианской религии. Однако были и другие причины. В том числе на Руси была очень хорошо подготовлена почва для восприятия культурных традиций Византии. Так, например, в архитектуре не было необходимости заменять стрельчатый свод полукруглым, потому что в России никогда не было готических церквей. Римско-византийский стиль, заимствованный еще в XI в. из Константинополя, охранялся религиозными догмами и как наследие Византии переходил от одного поколения к другому. Также не было необходимости вводить какие-либо новшества и в живописи, потому что церковный устав требовал, чтобы иконы писались в древнем стиле. Из-за этого русское Возрождение выразилось в основном в многочисленности и великолепии православных храмов, которые расписывались великолепными итальянскими художниками, а также в усовершенствованных способах их постройки. Именно в это время по монументальности своих строений Москва становится достойною чести быть столицею обширного и могучего государства. Именно тогда она стала «святым городом» с «сорока сороками церквей», увенчанных бесчисленным множеством золотых, серебряных и лазурных куполов. В те времена Москва состояла из нескольких частей: обнесенного стенами Кремля, имевшего форму треугольника, самая короткая сторона которого была обращена к Москве-реке, а вершина – к северу, Китай-городу, вмещавшему в себя базар и хоромы вельмож и отделявшему от Кремля обширным пространством – Красной площадью и Белым городом, окружавшим Кремль и Китай-город. Далее следовал Земляной город, который в свою очередь опоясывал Белый город и вмещал в себя предместья, сады, пруды, стрелецкие слободы и обширные пустыри. И наконец вокруг Москвы раскинулись укрепленные монастыри с белыми стенами, выдержавшие не один набег поляков и монголов. Москва была городом очень противоречивым по застройке: здания располагались вдоль бесконечных, широких и грязных, извилистых и едва намеченных улиц. Рядом с роскошными боярскими хоромами могли стоять убогие избы, подобные деревенским. Их покупали уже готовыми и собирали на месте в течение нескольких дней. Стоили они не дороже нескольких рублей. Московские же князья были поглощены в основном украшением Кремля. Вместо деревянных стен, сгоревших во времена нашествия Тохтамыша, были сооружены новые, из белого камня (отсюда и пошло – Москва белокаменная). Стены были увенчаны высокими и узкими зубцами, а внутрь города вело пять ворот, отличавшихся друг от друга. Спасские ворота построил Пьетро Солари Миланский в 1491 г. Они считались святыми, и каждый входивший в них обязан был снимать шапку. Здесь же, перед образом Спасителя, молились в последний раз перед казнью преступники. Через эти ворота вступал в Кремль новый царь, отправляясь на церемонию коронации в Успенский собор. Внутри Кремля так же, как внутри древневизантийского императорского дворца, было сооружено множество церквей, дворцов и монастырей. Знаменитейшая из этих церквей – Успенский собор, в котором, начиная с XV в., венчались на царство все русские цари и императоры. Он был сооружен знаменитым зодчим Аристотелем Фиораванти, который до этого строил для Космы Медичи, Франциска I, папы Сикста IV и др. Трудно поверить, что Успенский собор был построен зодчим эпохи Возрождения. Архитектор и руководимые им люди старались воспроизвести в нем таинственный сумрак древних храмов Египта и Востока. В Успенском соборе нет окон как таковых, а есть бойницы – узкие просветы с решетками, через которые проникают только слабые лучи солнца, едва освещая массивные столбы с позолотой и строгими, важными ликами святых. Вся верхняя часть храма окутана полумраком, так что живопись на своде едва различима и хорошо видна только в храмовые праздники или торжественные дни, когда храм освещается бесчисленным множеством свечей. Есть версия, что Аристотель сооружал этот собор по уже существовавшему плану и нашел начатую постройку недостаточно прочной. Тогда мощным тараном он разрушил уже возведенные стены и распорядился заложить фундамент еще глубже. Он же обучил русских для увеличения прочности обжигать кирпич. В Успенском соборе находятся мощи первого московского митрополита Петра и обретаются Владимирская и Ярославская чудотворные иконы Божьей Матери. В Архангельском соборе, построенном в 1505 г., покоится прах Ивана Грозного и его сыновей. В Благовещенском соборе с агатовым полом совершались бракосочетания государей русских. В Вознесенском монастыре расположены усыпальницы цариц. Колокольня Ивана Великого с золотым куполом, надписями, сделанными золотым славянским шрифтом, и 34 колоколами была построена в 1600 г. Борисом Годуновым. От царских хором, построенных в 1487 г., до наших дней дошло лишь несколько сооружений: малая Золотая палата, в которой царицы принимали духовенство; Грановитая палата, где давались торжественные аудиенции иноземным послам; Красное крыльцо, с которого царь дозволял видеть народу свои «светлые очи» и терем, в котором находились столовая, комната для совещаний и молельня. Грановитая палата была начата в 1487 г. итальянцем Марио и окончена Пьеро Антонио. Другие палаты сооружены миланцем Алевизо. В царских хоромах рядом с древнерусской мебелью стояли привезенные с Запада произведения ювелирного искусства. Так, в 1594 г. немецкий посол преподнес царю Федору бронзовые позолоченные часы с макетами планет и календарем, а в 1597 г. – другие часы с куколками, которые каждый час играли на трубах и органах. Однако самым известным историческим зданием в Москве стала, без сомнения, церковь Василия Блаженного. Она была построена на Красной площади в 1554 г. в честь взятия русскими войсками Казани. Легенда повествует, будто Грозный велел выколоть глаза художнику, чтобы тот не смог более построить такое чудо. Это храм с десятью куполами различной высоты и формы, «одни граненные, другие рубчатые, те бугорчатые, как ананас, эти со спиральными полосами, иные чешуйчатые, с косоугольниками, «сотообразные». Необузданная фантазия зодчего пренебрегла всякою симметрией. Храм от основания до верхней точки расписан яркими, резкими красками и поражал воображение даже пресыщенных впечатлениями иноземных путешественников.
Конец ознакомительного фрагмента.