Наши отношения к природе, людям и к себе
Предисловие
Хотим мы того или нет, но нам всегда что-то нравится, что-то вызывает отвращение, а к чему-то мы совершенно безразличны, будто-бы оно вообще не существует. Так мы реагируем на окружающие нас объекты и явления природы, растительный и животный мир, людей и даже на самого себя: на наши мысли, чувства и поступки. Эти реакции постепенно складываются в привычки и формируют наш характер. В конечном итоге у нас появляются качества, которые предопределяют наши будущие реакции на внешнее окружение и на самого себя. Эти качества и являются нашими отношениями ко всему, что вне и внутри нас.
Почему именно об отношениях мы решили поговорить? А потому, что именно отношения являются первым звеном в цепи последуюших наших качеств, которые в конечном итоге формируют нашу сущность и нашу судьбу. Как же наша судьба связана с нашими отношениями? Рассмотрим цепь, связывающую отношения (как первое звено цепи) с судьбой (как с последним звеном).
На основании наших отношений сперва у нас формируются определённые намерения (второе звено цепи), причём эти намерения будут вполне определённым образом зависеть от наших отношений. Так, например, если что-то или кто-то вызывает у нас симпатию, наслаждение, то у нас появятся намерения как можно скорее и как можно ближе приблизиться к этому источнику. И наоборот, если, что-то или кто-то вызывает у нас отвращение, то у нас появляется намерение скорее удалиться от этого источника отвращения или даже как-то обезвредить, или уничтожить его.
Вслед за намерением у нас появляются мысли (как третье звено цепи) о том, как приблизиться к этому источнику нашего наслаждения, или как удалиться от источника нашего отвращения. Часто думая об этом, мы фактичести подсознательно планируем наши будущие поступки (четвёртое звено цепи), которые рано или поздно будут нами совершены.
Когда определённое отношение проявляется часто, то это приводит к систематическому порождению соответствующих этому отношению намерений и мыслей, что в свою очередь вынуждает нас также часто совершать соответствующие этим мыслям поступки. А часто повторяющиеся поступки приводят к выработке соответствующих этим поступкам привычек (пятое звено цепи). Что же такое характер человека, если это не совокупность его привычек? Таким образом, привычки формируют характер (шестое звено цепи).
Наконец, как утверждает йога и чему имеется множество подтверждений в жизни, судьба человека (седьмое звено цепи) целиком зависит от характера человека. Действительно, трудно представить себе счастливую судьбу злодея. Если даже справедливый меч судьбы не настигнет его при жизни его физического тела, то это неминуемо произойдёт после смерти его тела. Итак, его душа не сможет избежать заслуженного возмездия, то есть заслуженной ею судьбы.
Вот почему так важны наши отношения как ко всему, что нас окружает, так и к самому себе. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы наши отношения были правильными, чистыми:
Чисть отношения от грязи,
Создай судьбу ты без борьбы!
Не забывай цепочку связи
От отношений до судьбы!
В приведённом в приложении 3 стихотворении «Судьба человека» отражена эта цепочка: отношения – намерения – мысли – поступки – привычки – характер – судьба.
У каждого человека имеется множество различных отношений как к его внешнему окружению, так и к самому себе. В восьмиступенчатой классической йоге правильное отношение к внешней среде (к природе и людям) является предметом изучения первой ступени йоги (Яма), а правильное отношение к внутренней среде (к интеллекту, мыслям, эмоциям и поступкам) является предметом изучения второй ступени йоги (Нияма).
Сперва рассмотрим пять основных отношений человека к внешней среде, то есть к тому, что находится вне его. Они изложены в разделах с 1 по 5 и отражают степень:
– его доброжелательности (от пожелания худшего из всех зол до пожелания всего доброго);
– его искренности (от откровенной лживости до абсолютной правдивости);
– его стремления к справедливости (от стремления ко всестороннему разъединению до стремления к абсолютному единению);
– его способности контролировать свои мирские (недуховные) желания (от абсолютной распущенности до полного контроля и управления желаниями);
– его способности к экономному использованию материальных благ (от чрезмерной расточительности до разумной экономности).
Далее в разделах 6 – 10 будут рассмотрены пять основных отношений человека к внутренней среде, то есть к тому, что находится внутри его. Эти отношения отражают степень:
– чистоты его мыслей, чувств и поступков (от безнадёжной негативности до абсолютной позитивности);
– его удовлетворённости имеющимся состоянием (от беспредельного пессимизма до лучезарного оптимизма);
– его усердия в достижении цели (от полной расхлябанности до строгой дисциплинированности);
– его стремления к познанию истины (от полного невежества до высокой эрудированности);
– правильности понимания им своей сущности (от полной неосмысленное™ до предельной осознанности).
Рассмотрим каждый из этих 10-ти отношений в отдельности.
1. Доброжелательность
Отношения человека к окружающим его людям, животным, растениям и объектам неживой природы могут быть самыми различными: ненависть, враждебность, недоброжелательность, безразличие, доброта, дружба и любовь. И от этих отношений целиком зависит, будут ли у тебя враги и недоброжелатели, или друзья и любящие тебя люди:
Они друзья нам потому, что
Мы беззаветно любим их,
А те враги нам. Почему же?
Не любим мы врагов своих.
То есть наше отношение является причиной, а отношение к нам – следствием, а не наоборот:
Мы думаем, что любим наших друзей
потому, что они наши друзья,
А оказывается, что они нам друзья,
потому, что мы их любим!
Доброжелательность выражается в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям), причём никогда и никаким образом: ни мыслью, ни словом, ни делом.
1.1. Любовь
Выше, перечисляя различные виды наших отношений к людям, животным, растениям и объектам неживой природы, мы расположили их в порядке улучшения этих отношений: ненависть, враждебность, недоброжелательность, безразличие, доброта, дружба и любовь. Таким образом, любовь была определена, как наилучшее отношение к нашему окружению. Но с другой стороны любовь является также и нашим наиболее сильным доброжелательным чувством, испытываемым по отношению к кому-либо или к чему-либо.
1.1.1. Любовь как чувство
Имеется большое разнообразие этого чувства по различным признакам. Так, например, по степени зависимости любви от других факторов можно различить любовь, требующую взаимности, от любви, её не требующей. Причины возникновения первого типа любви (требующей взаимности) могут быть самыми разнообразными: физическое влечение, симпатия, привязанность, корысть. В случае отсутствия взаимности первый тип любви вскоре превращается в страдание или даже в ненависть.
По причинам возникновения во втором типе любви (не требующей взаимности) можно разичить любовь платоническую, основанную на влечении чисто душевном (без участия физического) и любовь духовную, основанную на сострадании. В данной статье речь будет идти исключительно о духовной любви, поэтому ради лаконичности слово «духовная» будет опущено.
Корнем любви является сострадание – чисто духовное качество человека, проистекающее из единства духовной природы, и представляющее собой высшую степень сочувствия.
Лелея корни, ты сумеешь
Взрастить чудесные цветы,
Коль сострадание имеешь,
То и Любовь получишь ты!
О том, что сострадание является корнем любви, показано в стихотворении «Сострадание и Любовь», приведённом в приложении 4.
Любовь всегда доброжелательна, а отсутствие любви порождает зло.
Не жди Добра, коль нет Любви,
Повсюду будет только Зло,
Ведь Зло – отсутствие Любви.
Любовь приносит лишь Добро.
Мы думаем, что любим наших друзей потому, что они нам друзья, а оказывается, что они стали нашими друзьями потому, что мы их любили! То же самое можно сказать и о наших врагах. Мы думаем, что ненавидим наших врагов потому, что они наши враги, а оказыватся, что они стали для нас врагами потому, что мы их ненавидели. О духовной близости и надёжности друзей и силе дружбы можно прочитать в стихотворениях «Друг» и «Друзья», приведённых в приложениях 5 и 6 соответственно.
Не следует ждать, пока люди заслужат твою любовь, а следует любить всех, такими, какие они есть, так как именно любовь в состоянии изменить их к лучшему. Надо любить всех, и даже врагов своих, так как любовь способна сделать врагов друзьями. О силе любви сказано в стихотворении «Любовь и Сила», приведённом в приложении 7.
Мы можем не только любить, но и не любить, то есть быть безразличными, или испытывать неприязнь и даже ненавидеть. Надо разучиться не любить и любить не за что-то, а потому, что мы не можем не любить. К сожалению, мы умеем не любить, о чём можно прочитать в стихотворении «Не умей не любить», приведённом в приложении 8.
Плодами любви являются: установление доброжелательных отношений, зарождение дружбы и появление ответной любви, то есть превращение односторонней любви во взаимную:
Любовь – не деньги, что убудут,
Когда другим мы раздаем,
Как бумеранги к нам прибудут
Плоды любви, мы их возьмем.
Жизнь человека, лишённого счастья, превращается в жалкое существование, а без любви не может быть настоящего счастья и даже несметное богатство не в состоянии сделать человека счастливым, о чём сказано в стихотворении «Богатство и счастье», приведённом в приложении 9. И лишь любовь в состоянии сделать человека по-настоящему счастливым. Об этом сказано в стихотворении «Любовь и счастье», приведенном в приложении 10.
Любовь – это самое высокое чувство, способное творить чудеса. Она меняет не только людей, которых мы любим, но и нас самих, делая нас сильнее, добрее, щедрее и увереннее, поэтому следует любить людей, не дожидаясь, пока они «заслужат» нашу любовь. О том, что любовь превыше всего, утверждается в стихотворении «Любовь», приведённом в приложении 11.
1.1.2. Любовь как отношение
Очевидно, что все хотят, чтобы их любили, или по меньшей мере чтобы их окружали друзья и доброжелатели, а не враги. А это ведь целиком зависит от нас самих. Для этого надо любить всех, а не только своих родных, друзей и близких. Однако мы до сих пор умеем не любить, и даже ненавидеть:
Всё нынче люди могут делать:
Дружить, смеяться и любить,
Растить детей и их лелеять,
Они же могут не любить.
Мы должны разучиться ненавидеть, быть безразличными и не любить, так как:
И даже ненависть есть Зло,
При ней нет Жалости, Любви.
И Безразличие – тоже Зло,
Зло – есть отсутствие Любви!
Мы должны научиться любить людей такими, какие они есть, а не за какие-то заслуги. Мы должны научиться любить потому, что не умеем не любить:
Люби не за что-то, а потому,
Что ты не можешь не любить.
Мы должны научиться любить даже врагов своих:
Не жди, пока враги заслужат
Твою сердечную любовь.
Любовь примером им послужит
Для подражанья вновь и вновь.
От любви мы получаем гораздо больше, чем от других добродетелей, поэтому мы должны ценить любовь больше всех других добродетелей, а неприязни избегать:
Люби Любовь, клонись ей низко,
А неприязнь ты ненавидь,
К себе её ты даже близко
Не подпускай, чтоб не словить.
Если мы будем любить всех, то у нас не будет врагов, а будет много друзей:
Запомни, что важнее Силы
Бог создал вечную Любовь.
Она сильнее всякой Силы —
Друзьями сделает врагов.
Любовь – самое прекрасное божественное создание:
Во всех просторах мирозданья.
Из всех божественных созданий
Прекрасней всех она – Любовь,
И для души она как кровь.
Любовь способна до неузнаваемости изменить нас:
Любовь нас делает добрее,
Любовь нас делает щедрее,
Даёт нам силы в трудный час,
Уверенность вселяет в нас.
Она способна сделать нас счастливыми:
Существование – Жизнь без Счастья
Но без Любви и Счастья нет.
Любовь прогонит все ненастья,
Счастливым сделает весь свет.
Любовь самое большое добро и самая большая сила, с ней можно достичь всего:
Любовь – есть пятое Добро,
Она важнее всех «Доброт»,
Она суть Доброты – нутро,
С ней ты достигнешь всех высот!
О силе любви также сказано и в приведённом в приложении 11 стихотворении «Любовь».
1.2. Дружба
Следующей после любви добродетелью является дружба. Настоящий друг ближе к тебе, чем кто-либо другой:
Друг – это часть тебя самого.
Это происходит оттого, что с друзьями устанавливается духовная связь, что редко происходит с родными:
С друзьями связан я духовно,
С родными общая лишь кровь.
Поэтому друзья оказываются к тебе ближе родных:
Друзья мне ближе, чем родные,
И друг мне ближе, чем мой брат.
и на них ты можешь надеяться как на самого себя:
И радостью всегда с тобой
Готов он поделиться,
И на него в беде любой
Ты можешь положиться.
А чтобы подружиться, необходимо полюбить:
Люби, коль хочешь подружиться,
Любовь приводит к дружбе нас,
И коль не хочешь огорчиться,
Не огорчай – таков указ!
О положительных качествах друзей сказано в приведённом в приложении 6 стихотворении «Друзья».
1.3. Доброта
Следующей после дружбы добродетелью является доброта. О добре и зле можно почитать в стихотворении «Добро и Зло», приведённом в приложении 12. По-настоящему добрый человек не допустит:
– убийства живых существ (людей и животных);
– уничтожения растений и регионов неживой природы;
– применения насилия над живыми существами;
Он проявляет:
– милосердие ко всем живым существам;
– доброжелательность, щедрость, сострадание и любовь ко всем живым существам:
Без щедрости и милосердия,
Без сострадания и любви,
Как результата без усердия
Не обретём мы доброты.
Сострадание является необходимым условием настоящей любви, то есть её корнем, о чём указывалось выше. Кроме того, добрый любящий человек занимается благотворительной деятельностью для улучшения состояния природы и нуждающихся людей и их организаций.
В присутствии человека, достигшего совершенства в доброжелательности, неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому, прекращаются все ссоры и споры, воцаряются мир и спокойствие. Махатма Ганди, известный как величайший практик принципа доброжелательности, добился освобождения Индии от власти Британской империи без единого выстрела. Возвращение независимости Индии стало величайшим достижением политических активистов за всю историю человечества.
Без доброжелательности бесполезно искать истину. Мы – духовные существа, а дух един. Поэтому относиться к кому-то недоброжелательно, означает вредить, то есть причинять зло, не только кому-то конкретно, но и всем остальным людям.
2. Искренность
Своей искренностью, честностью взрослые люди очень сильно отличаются от детей, но мало отличаются друг от друга. Причина кроется в том, что наиболее распространённый грех – ложь, пустил свои корни среди взрослого населения очень глубоко, и поэтому ложь не так просто преодолеть:
Преодолеть её нам трудно,
Она везде, она во всём,
И в убеждениях подспудно
Она присутствует при сём.
Правда, среди взрослых встречается и приятное исключение, однако, это явление очень редкое и причём довольно относительное, а не абсолютное.
Искренность и честность, предполагают:
– внутреннюю правдивость, то есть недопустимость лжи и обмана даже в мыслях;
– стремление к ясности и полноте выражения своих мыслей;
– недопустимость расхождения между мыслями и словами;
– недопустимость расхождения между словами и поступками;
– недопустимость дезориентирующих поступков;
– непременное исполнение своих обещаний и обязанностей.
Честный человек ведёт себя одинаково в любой ситуации:
– когда он думает о ком-то в одиночестве,
– когда он в беседе высказывается об отсутствующем человеке,
– когда он говорит о человеке в его присутствии,
– когда он смотрит в глаза человеку и говорит ему, что он о нём думает:
Честен тот, кто ведёт себя равно
Как в одиночестве, так и в миру,
И душой не скривит,
не обманет подавно
И скажет вам правду как на духу.
Мы не понимаем, что обманывая, мы вредим себе больше, чем другим:
Мы не стремимся к Совершенству,
Таким лишь выглядеть хотим.
Однако наше Совершенство
Нам больше нужно, чем другим.
Ложь, в которой мы живём, раскрыта в стихотворении «Совершенство», приведённом в приложении 13, и в нижеприведённом четверостишии «Мода и природа»:
Мы ценим красоту и моду,
Не сознавая, что для нас
Важнее было бы ценить природу
Такой как есть, по сути – без прикрас!
Ложь – это грех, который безусловно приносит вред нашему духу:
Второе зло – это неправда.
Неправда – ложь, она вредна.
И абсолютно это правда,
Приносит духу вред она.
Наша искренность является необходимым условием, чтобы люди нам верили. Никто не будет верить человеку, который не является искренним. А если нам не будут верить окружающие, то вряд-ли мы будем в состоянии испытывать счастье.
Злостные лжецы зачастую страдают психическими заболеваниями, а достигший совершенства в искренности и честности приобретает ясновидение, то есть знает прошлое, настоящее и будущее, видит других людей насквозь и помнит все свои предыдущие жизни.
3. Справедливость
Люди сильно отличаются и по тому, к чему они стремятся:
– одни стремятся к разделению людей по различным признакам, чтобы легче было управлять ими; для них грабёж, воровство и присвоение чужих вещей, авторства, званий, заслуг и так далее являются нормой, они не стремятся и к единению с природой;
– другие стремятся к примирению всех людей, их единению между собой и с природой; такие люди не допускают грабежа, воровства и присвоения даже найденных вещей;
Кто стремится к единению,
Никого не ущемив,
Кто желает примирения,
Тот, конечно, справедлив.
3.1. Что такое справедливость?
Многие считают, что объективной справедливости не существует, что справедливость может быть лишь субъективной. Иными словами, то, что справедливо для одних, является несправедливым для других, и наоборот.
Так ли это на самом деле? Если разобраться с указанной выше субъективной справедливостью, то окажется, что она неразрывно связана с выгодой. То есть, всё справедливое для кого-то, оказывается всегда выгодным для него. Другими словами, стирается грань меджу субъективной справедливостью и выгодой.
Кроме того, исходя из действующих в природе законов сохранения, выгода для одной стороны всегда сопряжена с потерей другой стороной. А поскольку никто добровольно не хочет терять, то появляется потребность в обмане, без которого нельзя получить выгоду. Обман является одним из наиболее распространённых грехов людей именно потому, что многие люди стремятся к выгоде, подразумевая под выгодой субъективную справедливость. Однако, поскольку получить выгоду без обмана невозможно, то людям ради выгоды приходится обманывать, то есть совершать грех:
Чтоб чище воздух получить,
Огонь придётся потушить.
А выгоду чтоб получить,
Тебе придётся согрешить.
Обман приводит также и к разрушению дружбы, к неприязни и даже к вражде. А вражда зачастую заканчивается убийством (в случае индивидуальной вражды) и войной (в случае вражды народов):
Коль враждовать не хочешь ты,
То ненависть искорени,
А коль не будет и вражды,
Ни ссор не станет, ни войны.
Об этом также в одном из четверостиший стихотворения «Как и Так» сказано:
Как нет без воздуха тумана,
Так нет и снега без воды,
Как выгоды нет без обмана,
Так войн не будет без вражды.
Таким образом, выгода, принимаемая за справедливость (то есть субъективная справедливость), не только не имеет ничего общего со справедливостью, но и даже противоположна ей.
Так что же такое справедливость? Справедливость имеет прямо противоположные результаты по отношению к тем результатам, которые получаются от выгоды. Если при стремлении к выгоде, мы вынуждены обманывать, что приводит к разобщению людей и народов, к их вражде и в конечном итоге – к войне, то при стремлении к справедливости, мы должны быть честными, что всегда способствует объединению людей и народов, их дружбе и в конечном итоге – установлению мира. Иными словами, справедливость укрепляет единство.
Действительно, мир един, о чём всегда говорили древние мудрецы и что утверждают выдающиеся представители современной науки. Недаром, А. Эйнштейн, исходя из убеждённости в единстве мира, все свои последние годы посвятил разработке Единой теории поля. Поэтому все наши мысли, чувства и поступки будут справедливыми, если они будут направлены на укрепление единства всех людей, а не какой-то её части.
Кроме того, справедливость исключает и всякое противопоставление. Вот почему недостаточно стремиться к единению всех людей, надо стремиться и к единению с природой, а не противопоставлять себя природе, без которой мы и существовать-то не можем. Иными словами, мы должны установить мир не только между всеми народами, но и, что не менее важно, установить мир и с природой. Поэтому, слова известного русского советского биолога, селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача» не могут быть признаны справедливыми, так как Мичурин противопоставляет людей природе и предлагает делать так, как выгодно людям, не заботясь об интересах природы.
Следовательно, справедливость не имеет ничего общего с выгодой, справедливо всё то, что укрепляет единство всех людей и единство Человека и Природы. Словом, справедливость – это такие отношения между людьми (и народами), а также между Человеком и Природой, при которых укрепляется всеобщее Единство (см. стихотворение «Дуальность и Единство», приведённое в приложении 14).
3.2. В чем причина существующей несправедливости?
Мы часто слышим, что наш мир несправедлив, и это, к сожалению, совершенно верно. Мы видим, как разобщён наш мир, он разобщен по национальному признаку, по вероисповеданию, по политическим убеждениям и по многим другим признакам. Каждая из общности людей по всем указанным выше признакам стремится завоевать мировое господство или хотя бы добиться для себя более благоприятного места под солнцем. Иными словами, все стремятся к выгоде для себя, что и приводит к губительной несправедливости.
Как же установить справедливость во взаимоотношениях Человека и Природы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться в причинах, которые породили существующую несправедливость. Этих причин много, но мы попытаемся разобраться в главной причине.
3.3. Ценные объекты природы
В природе существует огромное множество объектов, отличающихся друг от друга многими признаками: формой, размером, скоростью передвижения, продолжительностью существования, степенью организованности, степенью распространённости и так далее. Каждый из объектов природы обладает определёнными качествами, которые делают его привлекательным, ценным, полезным или даже жизненно необходимым для других объектов природы. Причём одни и те же объекты, одновременно могут быть очень ценными для одних, и совершенно бесполезными для других объектов.
Это обстоятельство приводит к тому, что между объектами природы устанавливаются такие взаимоотношения, которые можно назвать ценностными. В таком случае для каждого конкретного объекта природы остальные объекты оказываются неравнозначными. Одни объекты для него совершенно бесполезны, а без других он даже не может существовать. Например, для дерева многие из окружающих его объектов природы совершенно безразличны, и в то же время оно не может обойтись без воды с растворёнными в ней минеральными веществами, углекислого газа, содержащегося в воздухе, и света. Чем более высоко организован объект природы, тем больше разнообразных объектов природы приобретают для него ту или иную ценность.
Конец ознакомительного фрагмента.