Предисловие
Как известно, в последние годы наука и техника получили значительное развитие. Среди них особо выделяются технические, математические и другие формализованные и формализуемые науки. Разработаны эффективные методы моделирования и исследования в этой области. Но в то же время учеными разных стран прилагается много усилий к изучению неформализованных объектов и процессов, формализации их и выделению формализуемых частей среди них. Реально протекающие процессы, вообще говоря, не формализованы. При формализации вводятся четкие понятия, определения, проводится математизация, которая позволяет человеку лучше понять и описать эти процессы и передать эту информацию друг другу.
Так что изучение любых физических и других реальных процессов идет по пути постепенного введения все более четких и точных понятий, определений, выделения допущений, гипотез и математизации, то есть формализации. Введение допущений, использование их при построении моделей с указанием, в каких условиях они описывают данное явление или изучаемые объекты, есть начало формализации, а использование математического аппарата – это формализация изучаемого объекта. Формализация позволяет человеку изучать объекты, процессы, с одной стороны, почти не обращаясь к этому объекту или процессу, и, с другой стороны, правильно ставить эксперимент, определить, какие параметры требуется измерять.
Проблема анализа и исследования человека, которой посвящена монография Владимира Борисовича Живетина, представляет огромную область плохо формализуемых явлений и процессов. Она охватывает область медицинской диагностики состояния человека в целом, учитывая все в настоящее время мыслимое поведение человека и процессы, протекающие в человеке. Как известно, исследования этой актуальной проблемы и достижения в этой области разрозненные, для ее решения применяются различные методы, и они распределены по различным направлениям, в каждом из них работают крупные самостоятельные коллективы своими методами исследования и их решения. Связующим, объединяющим их является только сам человек, проблемы здоровья человека, которые необходимо решать посредством системной медицины.
Человека изучают давно, вообще говоря, любое исследование – это исследование человека человеком. Это изучение проводится с многих точек зрения, различными методами, на разном уровне. Эти методы изучают человека или как физический объект, как тело (анатомия), или как процессы, включая его психику и т. д. А в последнее время указывается необходимость изучения человека в целом.
Современные достижения методов моделирования, теории управления и системного и динамического подхода позволяют цельно рассмотреть человека с учетом внешнего поведения (материального), его внутренних (духовных) процессов. Но формализации этих неформализованных динамических процессов не встречается. Это впервые сделал в данной монографии В.Б. Живетин.
В монографии сначала дается достаточно полное описание поведения человека как в материальном, так и в духовном пространствах. Далее рассматривается доступная формализация, построение математических моделей, описание процессов, протекающих в человеке, на математическом языке.
Эти исследования открывают путь к применениям развитых методов в технических науках, математических подходов в области медицины. Развитие, применение формализованных методов исследования человека, его поведения, функционирования его органов прокладывает путь к изучению человека в целом: во внешнем физическом пространстве и внутреннем духовном пространстве с учетом их взаимодействия и динамики процессов и т. д.
Развиваемый в монографии подход позволяет объединить и представить с единых позиций формализуемые процессы в человеке. Это демонстрируется на примерах опыта медицинских исследований. Используемый в монографии термин «потенциал», потребный и располагаемый потенциал, учитывающий возможности, способности объекта, позволяет оценивать состояние здоровья человека единым векторным параметром.
Академик АН РТ, заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, д. т.н., профессор