2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И КРЕАЦИОНИЗМ В США
Среди стран мира наиболее сильное сопротивление эволюционизму наблюдалось в Соединённых Штатах Америки. Немаловажную роль в этом сыграли последствия практического применения дарвинизма. Дело в том, что в начале ХХ в. повсеместное признание теории эволюции обернулось тем, что в США был принят ряд законов о принудительной стерилизации неблагонадёжных иммигрантов, которые, как считалось, могли испортить генофонд страны. Хотя подобные законы были приняты также и в ряде государств Европы, но именно в США принудительная стерилизация получила самое широкое применение. По решению суда кастрировать могли не только неблагонадёжного иммигранта, но и любого бродягу, преступника или пьяницу. В некоторых штатах принудительная стерилизация применялась даже к женщинам с физическими недостатками. (Известно, что в Индиане, по данным на 1911 г., было проведено 875 операций стерилизации. В Калифорнии с 1910 г. по 1912 г. стерилизации подверглись 268 человек). Подобные законы просуществовали недолго (с 1907 по 1937 г.), однако у многих они успели вызвать отвращение к дарвинизму.
В этот период существенно активизировалась деятельность креационистов, самым влиятельным из которых был Джордж Прайс (1870—1963). Сегодня его по праву называют отцом креационного движения начала ХХ в. Будучи преподавателем ряда учебных заведений Церкви христиан адвентистов седьмого дня, Прайс не только пропагандировал библейскую версию появления и развития жизни, но и критиковал эволюционные взгляды, особенно попытки подчинить эволюционной концепции геологию и палеонтологию. Из-под его пера вышел ряд фундаментальных работ: «Новая геология» (1923 г.), «Тупик эволюции» (1925 г.), «Оправдание Бытия» (1941 г.) и «Геология здравого смысла» (1946 г.).
Усилия креационистов оказались весьма результативными: в 20-х годах ХХ в. в ряде штатов (Теннесси, Арканзас, Миссисипи) был принят закон, запрещающий преподавание эволюционной теории в государственных школах2. В других штатах преподавание теории эволюции если и велось, то весьма поверхностно.
Так продолжалось до 1959 г. В этом году, в связи со 100-летием со дня выхода книги Дарвина «Происхождение видов», эволюционисты начали активно исправлять ошибки недостаточного внедрения дарвинизма в учебные программы. С помощью Агентства исследования программ биологических наук и при финансовой поддержке Национального научного фонда было издано три учебника биологии для высшей школы, в которых биологические дисциплины излагались в свете теории эволюции, а самому эволюционному учению отводилось почётное место. Учебники были приняты почти всеми вузами США.
Это событие побудило учёных-креационистов к ответным действиям. Первым шагом стал выход в свет книги двух американских учёных – Д. Уиткомба и Г. Морриса «Потоп в книге Бытие: библейская история и её причастность к науке» (англ. The Genesis Flood: The Biblical Record and its Scientific Implications, 1961 г.). В её основу легли работы Дж. Прайса. В книге были представлены физические доказательства реальности Всемирного потопа, описанного в Библии и других манускриптах, а также научные свидетельства в пользу молодости Земли. «Потоп в книге Бытие» стал прямой атакой на теорию эволюции. В Америке эта книга переиздавалась более 50 раз, была опубликована в других странах мира. До сих пор она пользуется большой популярностью.
2.1 Креационные организации и движения в США
Следующим шагом явилось создание в 1963 г. Общества креационных исследований (ОКИ). Оно зародилось как «креационный исследовательский комитет», первоначальная численность которого составляла всего 10 человек. Его основателем и первым президентом стал генетик, лауреат многих премий, доктор У. Леммертс. После него этот пост занимали, приблизительно с пятилетними интервалами, геолог Г. Моррис, физик Т. Варне, ботаник Д. Хоу, биолог У. Раш. Количество членов в обществе быстро росло; сегодня в него входят приблизительно 700 человек с правом голоса (все они имеют ученую степень в какой-либо области естественных наук). Общество издаёт свой журнал – Creation Research Society Quarterly.
С этого времени стали организовываться другие креационные общества, как местные, так и национальные.
В 1970 г. на базе ОКИ в Калифорнии был создан Институт креационных исследований (ИКИ), ставший центром развития креационной науки. Директором института стал доктор Генри Моррис (1918—2006), а заместителем – биохимик, доктор Дуэн Гиш (1921—2013). Учебные и научно-исследовательские корпуса института расположились в г. Санти. Там же находится и музей креационизма. ИКИ стал осуществлять активную образовательную, исследовательскую и издательскую деятельность. По сей день ИКИ является ведущим креационным заведением США. Со дня существования института его сотрудниками было опубликовано более сотни книг (многие из которых были переведены на другие языки). Институт издаёт ряд журналов, самый популярный из которых – Acts&Facts. Еженедельная радиопрограмма «Наука, Библия, спасение» транслируется более чем 90 станциями на территории США и других стран.
Отличительной особенностью ИКИ, придавшей ему известность, стало проведение публичных дебатов с эволюционистами, а также лекций и семинаров, где представлялись научные аргументы в пользу теории творения. Свои мероприятия учёные института проводили, как правило, в студенческих городках ведущих колледжей США и Канады. На них собирались аудитории в 5000 и более человек. За время существования ИКИ было проведено около 200 дебатов с эволюционистами, а количество лекций и семинаров не поддаётся подсчёту (Гиш, 1995; Моррис, 1993).
Ещё одна организация, оказавшая большое влияние на развитие креационизма в эти годы, – это Институт геоисследований (Geoscience Research Institute) (ИГ). Институт принадлежит Церкви христиан адвентистов седьмого дня и расположен на территории Университета Лома Линда (штат Калифорния, США). Эта организация была создана в 1958 г. Генеральной конференцией АСД с целью разрешения существующих противоречий между двумя моделями возникновения мира – библейской и той, которую поддерживает светская наука. Прежде всего это касалось вопросов хронологии: скорости образования геологических слоёв и их возраста. Своё современное название организация получила в 1961 г. (первоначально она функционировала как «комитет по преподаванию палеонтологии и геологии»). Основными направлениями деятельности ИГ стали изучение осадочных пород и содержащихся в них ископаемых останков, исследование вопросов радиометрического датирования и, конечно же, широкая образовательная и просветительская работа в области креационизма. Учёные Института, будучи специалистами в области геологии и палеонтологии, проводили научные исследования на крупнейших геологических формациях. Ими были сделаны важные открытия, свидетельствовавшие в пользу быстротечности формирования геологических слоёв. Институт активно работает и сегодня. С 1974 г. выпускает журнал Origins. Результаты исследований ИГ публикуют и ведущие научные журналы по геологии, седиментологии, палеонтологии, молекулярной биологии и др. Сотрудники института регулярно проводят конференции, семинары, полевые школы по всему миру. Институт имеет офисы в Мексике, Аргентине, Бразилии, Испании, Южной Корее.
Ответным шагом на столь стремительное развитие креационизма со стороны эволюционистов стала попытка добиваться в судебном порядке полного запрета преподавания креационизма в школах. В 1968 г. школьный учитель из штата Арканзас подал иск о признании преподавания креационизма незаконным на том основании, что Конституция США провозглашает отделение церкви от государства, а креационизм – не что иное, как религиозное учение. Верховный Суд США удовлетворил иск и объявил все законы, которые налагали запрет на преподавание теории эволюции, и до этого времени действовали в отдельных штатах, неконституционными.
В ответ на это решение креационисты стали выступать за одновременное преподавание творения и эволюции. В некоторых штатах подобного рода предложения были одобрены, и библейская версия появления живого мира преподавалась как альтернатива дарвинизму. Однако вскоре эти решения были отменены, опять-таки в судебном порядке, на основании статьи Конституции, требующей, чтобы государство сохраняло нейтралитет в религиозных вопросах.
Креационисты ответили усилением своей деятельности. Прежде всего это выразилось в создании новых организаций, одной из которых стала «Ответы Бытия» (Answers in Genesis). Это общество возникло в 1980 г. в Австралии, в результате слияния двух австралийских креационных организаций. Своё теперешнее название организация получила в 1996 г., когда была открыта штаб-квартира в США. Руководителем американского отделения стал Кен Хэм. Главной задачей новой организации стала пропаганда креационной модели происхождения и развития жизни среди широких слоёв населения. Подобно ИКИ, общество «Ответы Бытия» посылает своих лекторов по всему миру, и их аудитории нередко насчитывают тысячи человек. «Ответы Бытия» значительно расширили свою географию, открыв филиалы в Великобритании, Новой Зеландии, Канады, ЮАР.
В 2006 г. филиалы в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и ЮАР отделились от филиалов США и Великобритании, и изменили своё название на «Международное Служение Творения» (Creation Ministries International). Вскоре отделившаяся организация открыла собственные филиалы в США, Великобритании и Сингапуре. Сегодня «Ответы Бытия» и «Международное Служение Творения» выпускают по два периодических издания: научный и научно-популярный журналы (см. таблицу).
В 2007 г. общество «Ответы Бытия» открыло большой палеонтологический музей в г. Петербурге (штат Кентукки, США) площадью 5600 м2, а в 2016 г. в Вильямстауне (Кентукки, США) – парковый комплекс Ark Encounter с полномасштабной моделью Ноева ковчега. На строительство ковчега длиной 155 м, шириной 26 м и высотой 16 м ушло 6 лет. Авторы постарались, чтобы ковчег максимально соответствовал библейскому описанию. На трёх этажах расположены 132 комнаты с моделями животных, которых Ной предположительно взял с собой в ковчег. В первый год парк посетили более 2 млн. человек.
«Ноев ковчег» – это первый этап строительства масштабного тематического парка, общая площадь которого составляет 324 гектара. В будущем здесь планируется построить Вавилонскую башню, дом Ноя, точную копию поселения Среднего Востока I века н. э. (где мог жить Иисус Христос), аттракцион для туристов в виде реального вольера, зип-лайн (Zip Line) спуск, тематические рестораны (в том числе главный – на 2100 человек), зоопарк Ararat Ridge и др. Всего здесь будут работать около 900 сотрудников. Общая стоимость всех работ в парке составит более $100 млн. Большая часть средств – это добровольные пожертвования. Немалую финансовую и административную поддержку проекту оказывает государство.
В год возникновения организации «Ответы Бытия» в г. Питтсбурге (штат Пенсильвания) была создана ещё одна организация – «Товарищество научного креационизма» (Creation Science Fellowship). Известность и популярность она приобрела во многом благодаря своим международным конференциям по креационизму. Питтсбургские конференции дали учёным-креационистам всех стран мира возможность встречаться и обмениваться информацией.
И, наконец, самым серьёзным наступлением на эволюционизм стала организация движения «Разумный замысел» (Intelligent Design). Основал его Филипп Джонсон, профессор права из Университета Беркли (штат Калифорния). Будучи правоведом, свою задачу он описывает следующим образом: «анализ логичности аргументов и изучение построенных с их помощью гипотез». В 1987 г., читая книгу одного из ведущих эволюционистов, Джонсон обнаружил, что аргументы автора основаны не на фактах, а на хитрых риторических приёмах. И вот спустя некоторое время он, специалист по логике, взялся за труд, призванный опровергнуть алогичные аргументы и ошибочные заключения эволюционистов. Вышедшая в 1991 г. книга «Дарвин под следствием» (Johnson, 1991) взбудоражила многих критически относящихся к эволюционизму американских учёных.
«Вопрос дарвинизма заинтересовал меня после того, – говорит Ф. Джонсон, – как я прочёл две книги. Первая – «Слепой часовщик» Ричарда Докинса. Мне кажется, это лучшая из всех современных трактовок классического дарвинизма. Второй книгой была «Эволюция: кризис теории» молекулярного биолога Майкла Дентона. Обе книги вышли примерно в одно и то же время. Знаете, чем поразил меня дарвинизм? Я увидел, что это проблема, выходящая далеко за пределы науки. Вот вам одна из причин, по которой профессор права занялся этим вопросом. Дарвинизм – лишь вариант истории о сотворении мира, принятый в нашей культуре. Он рассказывает нам о том, как мы возникли и какое место занимаем в окружающей действительности. Суть дарвинизма – в утверждении, что мы не были специально сотворены кем-либо, а именно Богом, который дал нам особое предназначение. Наоборот, мы и все остальные живые существа – всего лишь результат бессмысленного эволюционного процесса материи. Заметьте, основные черты этого процесса – он лишён разума и материален. Ричард Докинс ставил перед собой цель: объяснить, как работает этот процесс.
Что я заметил сразу же, с первых строчек: автор уже определил для себя ответы на некоторые основные вопросы. А именно: он хотел доказать, что мы – плод неразумного материального процесса. Сперва он предположил это, а потом уже стал искать доказательства и примеры, которые смог бы использовать для подтверждения этой точки зрения. Само же предположение никто не проверял, и поэтому его нельзя считать действительно научным. Это – философия или метафизика. И мне кажется, что это лучше всего объясняет, почему профессор права занимается этим вопросом. Все дело в том, что в действительности дарвинизм не пытались обосновать научными фактами. Это – философское учение, и нужно определить, какие же физические предпосылки лежат в его основании… Собственно, именно это и есть ключевой вопрос, потому что многие из моих оппонентов – дарвинистов, эволюционных биологов – стремятся убедить общественность, что это – сугубо научный вопрос, и, чтобы его понять, нужно иметь не менее чем докторскую степень в биологии. Это по меньшей мере забавно, так как все ведущие дарвинисты, начиная с самого Дарвина и его соратника Т. Гексли, заканчивая нашими современниками Р. Докинсом и С. Гоулдом, писали книги для самой широкой публики. И все они утверждают, что вы вполне способны понять то, что в них написано. И как только вы ознакомитесь с их теорией, вы поймёте, что она права, если, конечно, вы не полный невежда… Но если вы скажете: «Послушайте, ваши доказательства не доказывают, что вы правы, собственно говоря, они и доказательствами-то не являются. Всё, что вы говорите – неправда», у них готов ответ: «Вам, вероятно, не под силу понять этого. Доказательства есть, но они не на поверхности. Чтобы их понять, нужно иметь научную степень по биологии». Таким образом, это дело как раз подходит тому, кто привык заниматься вылавливанием замаскированных скрытых предположений, знакомому с техникой ложной аргументации, и кто способен раскрыть ложную аргументацию дарвинизма для публики. Собственно говоря, именно этим я и занимаюсь… Такую работу может сделать тот, на кого не давят научные авторитеты и кто не может впоследствии подвергнуться гонению со стороны тех же самых авторитетов в науке. Если бы биолог попытался сделать то, что сделал я, он уже никогда не получил бы должности в университете, финансирования исследований или каким-либо иным способом был бы изгнан из научного сообщества. Я пытаюсь сделать изучение этих вопросов безопасным для биологов, но в этой ситуации каждый действует на свой профессиональный страх и риск».
Конец ознакомительного фрагмента.