Истина
Истина
«Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе.»
– Т. Кампанелла
Любая идея и модель мира обязана создаваться исходя из устройства самого мира, а не только из желаний и потребностей мыслящего.
В противном случае она будет пропитана парадоксами и ошибками, мешающими человеку жить и достигать своих целей.
Поиск настоящей модели мира – истины, является главной задачей философов, но из-за личных ограничений, страхов или положения в обществе, такие люди, выбравшие для себя поиск верной модели мира для всех, не могут выполнить свою задачу.
На протяжении всей истории самые неординарные умы пытались решить эту задачу, но не имея представления с чего же начать, строили свою картину мира от идеального – от того, каким общество и мир должны быть, если бы…
Но мир таков, какой он есть, и не измениться, как бы мы того не хотели. Однако нужно понимать, что мир – это то, что исходит из природы и не касается выбора самого человека. Мы не можем изменить, а уж тем более победить природу, потому что сами являемся её частью. Часть не может победить целое, потому как победив она уничтожит и себя. Этого же нам не позволит сделать инстинкт самосохранения.
Как же тогда найти истину? Ту модель мира, которая не будет идти в разрез ни с чем?
Не один дом не был построен с крыши. Что бы построить что-либо устойчивое, нужно начинать с основ, с фундамента. Фундамент любого мировосприятия обязан начинаться с самого мира и его законов – устоявшихся взаимодействиях.
Что бы создать фундамент истины, мы не должны думать о том каким мир должен или мог бы быть. Нашей задачей является понять – каким он был и какой он есть сейчас.
Для понимания мира, требуется большой личный опыт и эрудиция. Но плох тот философ, что, набравшись как ему кажется достаточного опыта, уходит от мира, отделяясь от него, для систематизации всего что знает. Это порождает мыслителей в вакууме, которые могут создать идею совершенно не применимую к миру, а значит лишённую ценности и смысла.
Философ, если он ставит своей целью постижение мира и понимание его устройства, должен быть частью этого самого мира. Жить в нём, быть в самом эпицентре. В противном случае он может упустить нечто важное, встречающееся ни на каждом углу, но тем не менее настолько весомое, что не должно быть проигнорировано.
Мудрец вовсе не тот, кто плывёт по течению, и не тот, кто идёт против. Мудрец тот, кто осознаёт, что он часть реки, и двигается туда, куда ему нужно.
Тот, кто способен вычленить правду, отличить от неё кривду – искажение истины, и лож – то что лишь лежит на поверхности правды. Если люди говорят лишь часть правды – это лож.
Так с чего же начать поиски истины, если не с наших потребностей и желаний? Ведь именно ради них создаются все концепции мира, которые становятся основой любого общества и личности.
Начать придётся с самого начала. С причины возникновения этих желаний и потребностей.
Жизнь
«Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы.»
– И. Гёте
Вы, когда ни будь задавали себе вопросы – Почему мы хотим жить? Что значит жить? Что вообще такое жизнь?
Из биологии, науки изучающей живое, мы можем узнать, что жизнь – это самоподдерживающаяся химическая реакция. Это процесс, который был запущен задолго до возникновения разума, но стал причиной его зарождения. Процесс, который позволяет миру и природе развиваться.
Так вышло, что из всех случайных реакций, возникающих в первоначальном химическом бульоне, постоянными, а значит дошедшими до наших дней, стали те реакции, которые были более приспособлены для сохранения и воспроизводства себя и себе подобных. Остальные же, неприспособленные для этого угасли и перестали существовать, предоставив материалы для более адаптированных.
С этого момента появляется главный закон всего живого – естественный отбор.
Основная задача которого – выжить, то есть найти необходимые для поддержания и воспроизводства жизни ресурсы. Проблема заключается в том, что количество ресурсов ограничено, а количество реакций, которые пытаются выжить нет.
Это порождает основное правило и механизм естественного отбора – конкуренцию. Те, кто может быстрее всех добраться до ресурсов, а затем лучше их защитить и использовать, становятся наиболее приспособленными. Они являются победителями в эволюционной гонке.
Из этого следует, что жить, означает постоянно развиваться и приспосабливаться, для получения преимущества над конкурентами.
Так эволюция дала нам подсознательные правила поведения, наши потребности и желания, которые позволяют нам выживать в любой ситуации, и толкающие нас вперёд. Это механизм выживания, обеспечивающий нашу жизнь. Если вы пойдёте против него, то вы погибните, а значит с ним придётся считаться, независимо от ваших личных целей.
Мутации
«Изменение – это просто изменение. „Лучше“ или „хуже“ – это определения, придуманные человеком.»
– Д. Эддингс
Вы можете сказать, что жизнь не могла появиться от случайности. Что за историей всего живого стоит незримый создатель, который заранее спроектировал всех живых существ и рассчитал их взаимодействия между собой, ибо мир слишком сбалансирован, для того что бы верить в его случайное появление из обычной химии.
Сторонники такого мировоззрения любят приводить в пример концепцию «дома построенного ураганом». Которая состоит в следующем – если над земельном участком, на котором разложены все необходимые для постройки дома материалы и инструменты, пройдёт ураган, сможет ли он в случайном и хаотичном порядке разбрасывая материалы построить готовый дом, с трубопроводом, электропроводкой, крепким фундаментом, стенами и отделкой?
Нет, разумеется это маловероятно. Ураган может собрать небольшой шалаш, или хибару посреди строительного мусора, пригодные для жизни, но не дом.
Но этот самый шалаш, является лишь основой, временным жильём, живя в котором можно этот дом построить.
Как контраргумент против «Ураганного домостроения», могу вам привести теорию о бесконечных обезьянах. Которая заключается в следующем – если вы возьмёте бессмертную обезьяну, и посадите её перед неломающейся пишущей машинкой, то она, нажимая совершенно случайные символы, рано или поздно напишет все возможные труды и мысли, которые возможно напечатать. Включая «Войну и мир», «Квантовую теорию поля» и «Метафизику Аристотеля», повторяя их вплоть до малейшей запятой.
Первая жизнь, не была сложным организмом с множеством адаптационных механизмов. Это была лишь слабая, еле способная на самовоспроизводство химическая реакция. Но со временем, её потомки, те реакции, которые она запускала, становились сложнее и лучше, приспосабливаясь к миру. Они случайно изменялись, подобно набору неизвестных символов на печатной машинке генетики, – мутировали. И те мутации, что оказывались полезными, давали преимущество мутантам перед другими, позволяя обгонять их в эволюционной гонке. Те же, что оказывались вредными, убивали своих владельцев.
Мир прекрасен и приспособлен вовсе не потому, что за его созданием стоял мудрый созидатель, а потому что всё, что не приспосабливалось и было бесполезным – погибало. Потому что любая ниша всегда заполняется теми, кто способен использовать её возможности, для своей выгоды. Потому что каждый из нас хочет жить. Это может показаться вам излишне жестоким, но это правда мира, и с ней придётся считаться.
Красота
«Красота есть не что иное, как обещание счастья.»
– М. Бейль
Мы хотим жить, и это нормально. Для того, чтобы иметь возможность жить наиболее свободно, мы должны научиться приспосабливаться и выживать.
Природа наделила нас подсознанием, гораздо раньше разума, чтобы иметь возможность обеспечивать наше выживание и приспособление без использования логики, опираясь на шаблоны поведения, окружения и ярлыки.
Подсознание наших далёких предков, гораздо лучше нас с вами понимало, что выживать в одиночку гораздо сложнее, нежели выживать вместе с представителями своего вида. Так гораздо легче добывать ресурсы, которые могут достаться другому виду или существу, которые могли оказаться сильнее. Но после того, как свободный ресурс был отбит из дикого мира, начинается борьба уже внутри общества, которое его заполучило.
Таким образом, наш вид получал преимущество перед другими. Но это не решало и не решает сегодня вопрос естественного отбора.
Теперь гонка выживания ведётся лишь среди представителей наиболее адаптированного вида, но она не прекращается.
Для того, чтобы получить ограниченные природные ресурсы, теперь требуется не только приспособленность к дикому миру, но и приспособленность к жизни в обществе.
Показателем такой приспособленности стала красота. То как вы используете доступные вам возможности и ресурсы, является демонстрацией вашей приспособленности. И если ваши действия действительно красивы, то остальные представители вашего вида, чувствуя это, захотят перенять ваш опыт, копируя и изучая вас. А значит в их интересах будет предоставить вам свои ресурсы для получения личной выгоды.
Если вы стремитесь быть, а не казаться. Быть собой, мудрым, сильным и стремящимся стать лучше. Быть естественным, без лишнего пафоса и обмана. Быть верным своему слову и выбору. Что может быть красивее?
То как вы себя ведёте, одеваетесь, общаетесь, ухаживаете за собой – показывает уровень вашего понимания мира, его правил и возможности адаптации к нему, а значит и вашу красоту как личности.
Это красота, доступная всем. Это то, что сегодня называют внутренним миром человека.
Но также не стоит забывать, что многие возможности адаптации в обществе, а именно при оспаривании ресурсов, зависят от потенциальной возможности их использования, которые базируются на возможностях тела, строящегося по инструкции, называемой – Генокодом.
Чем лучше ваша генетика, тем больше возможность быть здоровым и адаптированным к миру, а значит хорошая генетика является основой естественной и ничем не приукрашенной, изначальной красоты.
Именно поэтому, когда мы выбираем себе полового партнёра, будь то осознанный или несознательный выбор, мы в первую очередь смотрим именно на геометрию тела и здоровье. Именно с них начинается основа красоты и приспособленность как в обществе, так и в диком мире, а значит все эти преимущества, могут быть переданы вашим общим с носителем полезной генетики потомкам.
Только после этого, встаёт вопрос о красоте психологической и возможности действий. Потому как это обеспечить намного проще и легче, нежели генетику. Это вопрос передачи знаний и навыков потомкам, и он слишком объёмен и не относится к определению красоты, а потому здесь мы не будем его разбирать.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем вывести, что красота – это показатель генетической, психологической и опытной приспособленности. Нашей задачей как вида является как можно большее распространение красоты в обществе, и нет ничего зазорного в том, что вам предпочтут кого-то более приспособленного.
Для продолжения своего рода, вы обязаны становиться лучше и развиваться, становясь красивее и сильнее, иначе вы проиграете в эволюционной гонке.
Добро и Зло
«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
– Что такое хорошо, что такое плохо?»
– В. Маяковский
В европейской культуре с раннего детства прививается парадигма добра и зла. Начиная с детских сказок нам внушают, что любая личность обладает таким странным и непонятным свойством как плохой/хороший. Но кто на самом деле плохой, а кто хороший не всегда ясно. На поверку часто оказывается, что самый страшный злодей имел самые благородные цели, а герой на самом деле даже и не пытался понять суть действий своей противоположности. Он просто видел возможную угрозу, и не считаясь с целью, которая могла принести выгоду всем, пытался с этой угрозой бороться.
В детстве я наткнулся на одно интересное высказывание – «Герой ты, или убийца – зависит от того, с какой стороны поля боя тебя судят». Красивая цитата, которая запала глубоко в душу, со временем дала всходы.
Существует ли добро и зло на самом деле, или их выдумали люди? Есть ли добро и зло в природе?
Нет, в природе не существует таких понятий.
Изучая кодекс чести – Бусидо, мне понравилось позиция самураев по этому поводу.
Нет добра и нет зла, – есть долг.
Хорош тот, кто исполняет свой долг, свою задачу максимально полезно и продуктивно, и плох тот, кто исполняет его спустя рукава или вообще не исполняет.
Конечно в кодексе понятие долг имеется в виду, как долг перед господином, которому служит самурай, но для свободного человека не должно существовать никакого другого господина, кроме себя самого.
Если вы исполняете свои желания и удовлетворяете потребности, вы исполняете долг перед собой. Вы хороший с точки зрения эволюции и своего вида.
Справедливость
«Справедливость не в том,
чтобы все получали поровну, а в том, чтобы справедливо получали не поровну.»
– А. Гельман
Если добра и зла нет, то может хоть справедливость в этом мире существует.
Ведь должен же человек хоть во что-то верить.
Во-первых – Никто никому ничего не должен. Это нерушимый закон природы. Тот, кто не считается с её законами просто не выживает, и этого достаточно.
Во-вторых, если ему хочется, он может верить в самого себя. И понимать, что если он не будет этого делать, не будет себя реализовывать, то никто не гарантирует, что он доживёт до завтра.
Как вы могли заметить, садясь сегодня позавтракать, растения и животные, с которыми мы с вами имеем общих предков, и которых вы употребили в пищу совсем не надеялись на справедливость и равные с вами права, потому как в природе не существует справедливости.
То, что в обществе принято называть справедливостью исходит из взаимоуважения людей имеющих общую цель. Так как гораздо проще и легче будет достигать следующую цель именно в той команде, которой вы уже доверяете, то обманывать и обделять кого-либо не логично. А значит всё должно разделиться по возможностям использования ограниченных ресурсов и вкладу в общее дело.
Это является стандартом справедливости, и хорошим инструментом гонки на выживание.
Не уповайте на то, что из неоткуда придёт «супергерой» и всё наладится. Только вы способны изменить свою жизнь к лучшему. Не верьте тем, кто обещает сделать добро вам, не имея в этом действии личной выгоды. Это наглый лжец. Пусть он лучше честно обозначит чего он хочет и к чему будет стремиться, потому как понимание друг друга, и нахождение точки соприкосновения гораздо важнее и продуктивнее слепой веры на слово. Только вы несёте ответственность за свою жизнь, только вам о ней и заботится.
Совесть
«Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.»
– Абу-ль-Фарадж
Обсуждая вопросы приспособленности с гуманитариями, я часто натыкался на вопрос:
Разве может человек поступать в разрез с тем, чего от него хочет и требует общество? Разве это не бессовестно?
Нужно понимать, что свои интересы всегда в приоритете. Как бы вы не выставляли себя благородным принцем на белом коне, когда выбор встанет между самопожертвованием ради жизни умственно отсталого инвалида, и вашей, только фанатик уйдёт на тот свет предоставив своё место аутсайдеру.
Вопрос тут в правильности и истинности ваших поступков. Мнение массы не всегда, а зачастую и никогда неверно. Правильность понятие субъективное, и полностью выражается в древней японской мудрости – не делай того, о чем потом будешь жалеть.
Является ли совесть пережитком прошлого?
Нет, не является. Пережитком прошлого может быть лишь то, что создано людьми и не исходит из их природы. Давайте зададимся вопросами – Что такое совесть? Откуда она исходит и какова её функция?
Совесть действует на нас на эмоциональном плане, заставляя прогонять по кругу воспоминания, ища возможные варианты решения неприятной ситуации. И при совершённой ошибке она будет гложить вас до того момента, пока вы её не исправите, или хотя бы не найдёте решение.
И исходя из эмоциональной природы, мы можем установить, что совесть – это инструмент общения подсознания с сознанием.
Ниже мы ещё обсудим, что функция подсознания заключается в регуляции организма, и когда оно лезет не в своё дело, получается конфликт с сознанием, причиняющий боль всему телу.
Является ли совесть бесполезной – нет. Определённо нет. Она позволяет общаться, а значит и приспосабливаться. Но неконтролируемая совесть, при сильном конфликте операторов уменьшает ваш адаптационный потенциал.
Что бы такого конфликта не возникало, как говорилось выше, необходимо создать взаимно уважительные отношения между вами и подсознанием, тогда не один из инструментов общения не будет причинять вам вреда.
Достоинство
«Ничто не вечно под луной»
– У. Шекспир
С детства нам часто говорят, что нужно быть – достойным человеком.
Но что такое достоинство?
Достоинство, это показатель вас как состоявшейся и уверенной в себе личности. Чем больше вы осознаёте свои возможности, возможные ошибки, чем меньше вы лжёте себе и другим, и чем чище воспринимаете мир, отвечая за свои слова и поступки, тем более вы достойны.
Не редко способный и развитый человек, достигая зенита своих возможностей забывается. Он забывает то, откуда он, кто ему помог и чем пришлось пожертвовать, считая, что он всего добился сам. Такой человек зазнаётся, становясь недостойным своего доброго имени, которое быстро теряет.
В минуты самых сильных эмоциональных переживаний, будь то достижения доминции над другими, или падения на самое дно, следует помнить о правиле бедных и богатых.
Когда вам сложно и плохо, помните, что в далёких странах есть бедные дети, которые гораздо слабее, глупее и неприспособленнее вас. Они мучаются от голода и нужды. И ваши дела в целом не так уж и плохи.
В минуты успеха, всегда помните то, что на каждую рыбку найдётся рыбка покрупнее, и каждый ваш шаг вперёд, это всего лишь шаг. Не стоит зазнаваться и сжигать мосты. Всегда найдется кто-то более приспособленный, и вы можете оказаться на самом дне.
Существует легенда, что у мудрого царя Саламона был перстень с гравировкой, который всегда помогал ему сохранять достоинство и контролировать себя. В дни болезней и голода его народа эта фраза не давала ему отчается, а после громких побед и успехов забыться.
На кольце была короткая надпись – «И это пройдёт».
Никогда не забывайте кто вы и откуда. Никогда не забывайте на что вы способны. И не бойтесь, ибо ничто не вечно, и это пройдёт.
Толерантность
«Полная толерантность – это смерть»
– Из терминологии трансплантологии.
С самого рождения мы выстраиваем в своей голове образ мира в котором живём, для наилучшего к нему приспособления, и более лёгкой жизни. Если идея, которую мы принимаем за основу этого мира не верна, то мы не можем приспособиться к миру, мешая как себе, так и тем, кто считает наши идеи верными. Это порождает страдания всех, кто как-либо связан с этой идеей.
Для лучшего выстраивания модели мира, эволюция снабдила нас логикой и сознанием, но не убрав при этом подсознание, основой мышления которого являются эмоции, она породила конфликт мнений.
Дело в том, что подсознание избирает верным вариант с наиболее сильной эмоциональной отдачей, не опираясь на логику, и в диком мире, это обеспечивало преимущество перед другими видами. Но живя в обществе себе подобных, человеку приходиться думать гораздо сложнее, нежели модель акция-реакция. Для этого приходиться использовать накопленный опыт, выстраивая более верные модели мира и взаимодействия с ними.
Для обеспечения логического мышления, приходится сознательно разделять, какая мысль исходит от подсознательной эмоции, а какое из логического анализа, ибо в противном случае, человек перестаёт мыслить чисто логически, создавая ядовитую смесь из эмоций и фактов, причиняя вред как себе, так и другим.
Очень важно понимать, в чём различие между эмоциональными и разумными реакциями, потому как, если вы выстраиваете свои решения, или того больше – картину мира, то для максимальной эффективности, а значит и приспособленности, нельзя полагаться на эмоции, и использовать их как инструмент логического довода. В противном случае, смешивая логику и эмоции, вы рискуете не получить наиболее верного решения, а значит и понимания истинной сути вещей.
Ярким примером идей, получившихся путём смешивания логики и эмоций являются религии, однополая любовь и моральные основы различных культур.
Последние являются особо опасными, так как на их фундаменте в итоге произрастают традиции, ограничивающие человека, а как следствие и национальные конфликты.
Следует понимать, что если идея не имеет в своей основе чистую логику, то эмоциональные её аспекты у разных людей будут иметь разные реакции, это порождает непонимание, а за ним и агрессию.
Если же принять за основу чистую логику, то сразу становиться ясным, что выстраивание модели мира на эмоциональном опыте нецелесообразна. Так многие религии, включая и самые распространённые – излагаются в стихотворной форме и опираются на эмоциональное восприятие человека, игнорируя тем самым основную задачу, которая послужила их созданием – понимание мира.
Это решение было верным на момент создания главных религиозных трудов, так как человечество тогда ещё не имело достаточных логических инструментов и опыта для понимания мира разумом, а не чувствами, и единственный доступный способ донесения информации заключался именно через эмоции. Однако эмоциональная передача информации имеет один серьёзный недостаток. Она базируется на личном опыте человека, а значит при передачи различным людям появляется неточность, в свою очередь провоцирующая конфликты восприятия.
Сегодня же мы имеем достаточный опыт для преодоления этой проблемы, и институт религии более не требуется.
Мораль имеет всё те же недостатки, что и религия. Имея своей основной задачей создание модели поведения в обществе, она основывалась на реакции людей между собой, что в свою очередь не может игнорировать эмоции, лежащие в основе этих реакций.
Ошибка же здесь заключается в том, что институт морали был сформирован примерно в то же время, что и религии, и не имея достаточного логического опыта, бреши заполнялись эмоциональными домыслами.
Так появились стереотипы. Настоящий мужчина должен быть сильным и ответственным. Настоящая девушка должна быть красивой и заботливой. Настоящий мексиканец должен ходить в сомбреро, носить усы и говорить «Ola», при каждом удобном случае.
На момент создания стереотипы были очень практичным инструментом объяснения моделей поведения необразованному человеку. Опираясь на образы и чувства можно было донести, что является потенциально опасным, а что со временем может принести благо.
Однако благими намерениями вымощена дорога в ад. И со временем, стереотипное мышление спровоцировало разделение на плохих и хороших, выставляя в виде плохих всех, кто был не похож на носителя определённых моральных традиций.
До сих пор мы можем видеть последствия ошибки создания морального института, основанного с использованием эмоций, на ближнем востоке, где религия и моральные нормы постоянно провоцируют вооруженные конфликты, несущие множество человеческих жертв. А также во всех вопросах дискриминации, будь то раса, пол, нация, предпочтения в чём либо, не несущее потерю приспособленности, генетических особенностях и заболеваниях.
Два вышеперечисленных вопроса смешивания логики и эмоций преимущественно влияли на жизнь и взаимодействия общества и обществ.
Теперь же мы поговорим о том, какой вред наносят нелогичные выводы чисто индивиду.
Когда человек исходит в мировосприятии от эмоций, а не от здравого смысла, он совершает логические ошибки. Так к примеру, если из-за генетического дефекта у него будет нарушен механизм гормонального развития, строящий тело по мужской или женской модели, вызывающий соответствующие потребности и желания, то человек может опираясь на эмоции, сделать нелогичный вывод.
Так непревзойдённый гений своего времени Алан Тьюринг, создавший первый в мире программируемый компьютер, имеющий хорошо развитый мозг, но не учитывающий влияние на него эмоций, и не имеющий достаточного внимания противоположного пола, в подростковом возрасте решил, что чувствовать влечение к представителю своего пола, если на то имеется желание, это нормально. Алан имел нарушение гормонального аппарата, который не мешал ему думать логически, но заставлял его совершать ошибки при принятии эмоциональных решений. Исходя из этого, у него было замещение интересов по женской модели восприятия, и непревзойдённый гений не смог оставить после себя потомства, что привело к потенциальной потери для человеческого генофонда.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что нарушение логического мышления путем примешивания в них эмоций, является опасной проблемой, которую можно устранить лишь одним путём – их логическим осознанием.