Вы здесь

Щит и меч Кёнигсберга. Морской лётчик из Кёнигсберга. За Гюнтером Плюшовым охотились японцы, китайцы, американцы и англичане (А. Е. Захаров, 2012)

Морской лётчик из Кёнигсберга

За Гюнтером Плюшовым охотились японцы, китайцы, американцы и англичане

Пробел в биографии

В январе 1917 года в Кёнигсберге появился высокий, стройный офицер морской авиации – капитан-лейтенант Гюнтер Плюшов. Лётчика назначили командовать отрядом гидросамолётов, базировавшихся в Пиллау (ныне Балтийск). Подчинённые приняли нового начальника настороженно. Оно и понятно, в послужном списке Плюшова был странный пробел – с ноября 1914 по конец 1916 года офицер нигде не числился.

– Никак, отсиживался где-нибудь в тылу, – перешёптывались авиаторы. – Чей-нибудь сынок. А вот теперь, когда на фронте стало совсем худо, связи ему не помогли – загребли бедолагу на флот! И сразу в командиры! Нет, непростой это парень, совсем непростой…

Плюшов понимал, что его авторитет под угрозой. Вскоре он собрал лётчиков на дружескую пирушку и выложил всё как на духу. Его история поразила даже видавших виды ветеранов авиации. А уж они-то достаточно повидали на своём веку…

«Остаюсь на посту до последнего»

В 1914 году старший лейтенант Плюшов получил назначение – в немецкую колонию Циндао в Китае. Собственно говоря, колонией эту территорию можно было назвать лишь с большой натяжкой. Циндао – всего лишь порт с небольшой прилегающей территорией. Здесь, на берегу Жёлтого моря, находилась эскадра германских кораблей и пятитысячный гарнизон. В базе имелись лишь два самолёта – старенькие одноместные бипланы «Taube Rumpler». На одном из них и предстояло летать Гюнтеру Плюшову.

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Немецкая эскадра покинула Циндао и отправилась в Тихий океан – уничтожать транспортные суда противника. В крепости остались лишь один крейсер, четыре канонерки и старенький эсминец. Основные силы Британии находились далеко, и немцы рассчитывали удержать Циндао малыми силами.


«Парк Юй Юань» (Сад радости) в Шанхае. Справа – солдат в форме Третьего восточноазиатского пехотного полка. Открытка германской рейхспочты в Китае, начало XX века


Положение дел изменилось, когда 23 августа 1914 года Япония объявила войну Германии. Страна восходящего солнца решила немного поживиться на Дальнем Востоке за счёт немцев и встала на сторону Антанты. В районе Циндао высадилась 30-тысячная японская армия. С моря её прикрывала мощная эскадра – пять броненосцев, одиннадцать крейсеров, две канонерки и двадцать эсминцев.

Командир немецкого гарнизона капитан 1-го ранга Альфред Вильгельм Мориц Майер-Вальдек отправил кайзеру телеграмму: «Остаюсь на посту до последнего». И приготовился к неравному бою.

Удрал в Китай

Два месяца японцы упорно штурмовали немецкие позиции. Плюшов совершал боевые вылеты каждый день – он проводил воздушную разведку и корректировал огонь батарей. Японская армия шаг за шагом теснила противника, не считаясь с потерями. Немцы дрались ожесточённо, но силы были слишком неравны.

7 ноября 1914 года немецкие орудия выпустили последние снаряды – боеприпасы закончились. Гарнизон Циндао капитулировал. Уцелевшие офицеры и солдаты германской армии оказались в плену. Избежать этой участи удалось единицам.

Чуть ранее, в ночь с 17 на 18 октября, немецкий эсминец S-90 под командованием капитан-лейтенанта Бруннера прорвал блокаду, атаковав и потопив японский крейсер «Такатихо». Вернуться в Циндао эсминец не смог из-за нехватки топлива. Заправиться в нейтральном порту ему не удалось – запретили китайские власти. Экипаж взорвал корабль и сошёл на берег. Все моряки были интернированы и просидели в китайском лагере до конца войны.

Больше повезло Плюшову. 7 ноября он поднял в воздух свой самолёт, преодолел плотный зенитный огонь противника и улетел в Китай. Посадив биплан на рисовом поле, Плюшов ударился в бега – прозябать в лагере он не был намерен. Ловко уйдя от преследования полиции, Гюнтер тайком, на товарном поезде, добрался до Шанхая. В этом городе жило достаточно много европейцев, и старший лейтенант задумал отправиться отсюда пароходом на родину.

Ищите женщину

Затеряться в многомиллионном Шанхае не составляло труда. Но как добраться до Германии? Плюшов не терял оптимизма. При вылете из Циндао он прихватил с собой все денежные сбережения. Тратил он их не скупясь.

Первым делом старший лейтенант купил шикарный костюм и привёл себя в порядок. После этого Гюнтер отправился по ресторанам. Расчёт был верен – через пару дней на щеголеватого статного красавца «клюнула» какая-то наивная американка. Проведя с ней несколько бурных ночей, Гюнтер рассказал подруге свою историю. Естественно, лётчик немного приукрасил свою биографию. Он назвал себя бароном – отпрыском древней немецкой фамилии.

Американка была вне себя от восторга – барон, пилот, красавец, наконец! Как не помочь такому человеку? В результате дама сумела раздобыть для возлюбленного фальшивый паспорт гражданина Швейцарии. Гюнтер превратился в Эрнста Смитта и вместе со своей пассией убыл пароходом в Соединённые Штаты.

В порту Сан-Франциско Плюшов оказался в конце декабря 1914 года.

– Прости, Мэри, – Гюнтер нежно поцеловал свою спасительницу. – Я должен ехать в Германию. Обещаю, что мы ещё встретимся.

Мэри грустно улыбнулась. Женская интуиция подсказывала ей, что своего белокурого красавца она больше никогда не увидит.

От Сан-Франциско до Гибралтара

Деньги у Плюшова ещё не перевелись, паспорт гражданина Швейцарии лежал в кармане. Так что проехать от Тихоокеанского до Атлантического побережья США ему не составило труда.

В нью-йоркском порту Гюнтер купил билет на пароход, следующий в Италию. Оттуда до Германии было уже рукой подать.

В апреле 1915 года пароход, на котором следовал Плюшов, подходил к Гибралтарскому проливу. Морской переход близился к концу, и Гюнтер уже совсем расслабился. Вечерами он сидел в баре, кутил и общался с дамами. Тем не менее комфортное, но монотонное путешествие ему изрядно надоело. Но тут судьба преподнесла лётчику неожиданный сюрприз.


Вокзал в Циндао


Улица Санторо-стрит в центре города


Японские бронепалубные крейсера «Такатихо» и «Йошина» на военно-морском празднике, 1900–1904 годы


Германский эскадренный миноносец S-90, 1900 год (справа)


Капитан пассажирского судна не решился входить в Средиземное море ночью – у пролива постоянно охотились немецкие подводные лодки. Пароход зашёл в английский порт Гибралтар – переждать до утра. Кто-то из бдительных пассажиров «настучал» полиции – мол, на пароходе едет весьма странный тип. Не очень-то он похож на мирного швейцарца.

Той же ночью Гюнтера подняли с постели. В отличие от доверчивых янки, английские полисмены были более дотошны – они установили, что паспорт у Плюшова поддельный. Лётчика арестовали и сопроводили в тюрьму. Запираться не было смысла – Гюнтер назвал своё настоящее имя и звание.

Через несколько дней его уже везли в трюме грузового парохода в Англию – в лагерь для военнопленных.

Побег из лагеря

В мае 1915 года старший лейтенант Плюшов был помещён в лагерь Донинг Холл, неподалёку от Плимута. Потянулись монотонные дни плена. Но Гюнтер Плюшов был не из тех, кто способен отчаяться и сложить руки. Он решил бежать.

Осенью 1915 года, преодолев трёхметровый забор из колючей проволоки, лётчик оказался за пределами лагеря. В ближайшей деревне ему удалось украсть чью-то старенькую одежонку. Затем он вскрыл заранее припасённую баночку вазелина, густо смазал им волосы, после чего припорошил шевелюру угольной пылью. То же самое он проделал с лицом. Через пять минут белокурый немец превратился в чернявого, неопрятного субъекта. Ни дать ни взять – бродячий цыган!


Гидросамолёт Хейнкель He 114


В таком виде лётчик спокойно миновал полицейские кордоны, сел на проходящий железнодорожный товарняк и уехал на север – в местечко Дерби. Оттуда пешком Гюнтер отправился на юго-восток – в Лондон.

В английской столице Плюшов пристроился к бездомным бродягам и несколько месяцев изучал обстановку. Освоившись, Гюнтер отправился в устье Темзы, в городок Тилбери. Мимо этого населённого пункта проходили многочисленные английские и иностранные суда. Несколько раз Плюшов вплавь отправлялся ночью к фарватеру в надежде найти стоящий на якоре подходящий пароход. И каждый раз безуспешно.

Наконец, удача улыбнулась упорному старшему лейтенанту. Гюнтер по якорной цепи забрался на голландское судно и спрятался в спасательной шлюпке. Менее чем через сутки он уже был в нейтральной Голландии.

Возвращение на родину

В небольшом порту Флашинг беглецу снова удалось незамеченным покинуть судно. Он двинулся в сторону германской границы. Питался чем попало, спал где придётся. В середине 1916 года Гюнтер удачно перешёл границу и тут же был схвачен немецкими жандармами. Началось долгое разбирательство.

После скрупулёзной проверки Плюшову присвоили звание капитан-лейтенанта и определили в школу лётного командного состава в Берлин. По завершении курсов переподготовки лётчика отправили в Кёнигсберг.


Мост Блэкфрайерс через реку Темзу в Лондоне, 1910-1920-е годы


Война на Балтике не отличалась особой интенсивностью.

А после Октябрьской революции Россия и вовсе заключила с Германией сепаратный мирный договор. Так что Гюнтер практически не участвовал в боевых действиях. Но это не угнетало пилота. Самое главное – можно было летать.

В ноябре 1918 года Германия потерпела сокрушительное поражение. Армия была распущена, Плюшов остался без любимого дела. Но безделье для него было неприемлемо. Вскоре Гюнтер уехал в Южную Америку, где нашёл работу пилота. Он занимался исследованиями труднодоступных горных районов Аргентины и Чили. Особенно часто ему приходилось летать в горах – производить аэрофотосъёмку ледников. В 1931 году самолёт Плюшова потерпел катастрофу в районе Огненной Земли. Пилот погиб.

Так закончились приключения капитан-лейтенанта Гюнтера Плюшова.