Вы здесь

Штурмовой бой ГРОМ – авторская учебная программа. Авторская дополнительная образовательная программа «Штурмовой бой ГРОМ» (С. Ю. Махов, 2014)

Авторская дополнительная образовательная программа «Штурмовой бой ГРОМ»

Авторская дополнительная образовательная программа «Штурмовой бой ГРОМ» общим объемом 328 часов, включая практические (282 часа) и теоретические (46 часов) часы, рассчитана на один учебный год (10 месяцев), и ее реализация строится по трем основным этапам (курсам) обучения продолжительностью каждого этапа 3–4 месяца. Интенсивность занятий – 3 тренировки в неделю длительностью 2 часа.




В технической части выделены необходимые объемы и последовательность технических приемов. Длительность этапа составляет 3 месяца, как оптимальное время устойчивого посещения тренировок учеником. Большее время мало кто сможет заниматься без перерывов – жизнь может вносить свои коррективы в планы. 1,5–2 часа занятий представляет собой как предельное время тренировки, которое обычный человек может заниматься достаточно осмысленно.

Понятно, что за столь короткое время из обычных людей сложно сделать бойцов высокого класса. Считается, чтобы подготовить хорошего боксера, необходимо 3 года регулярных занятий. Подготовка каратиста при 3 тренировках в неделю до уровня черного пояса занимает 4 года. Это приблизительно около 2000 часов занятий. Для закрепления какого-нибудь технического приема (например, удара рукой) до автоматизма требуется по разным источникам 5000-10000 повторений. Если этот удар выполнять каждую тренировку по 100 раз (это немало), то понадобиться 50 тренировок. А ведь ударов много. А броски, перемещения, защита, тактика? Времени категорически не хватает, а делать что-то надо. Существует три варианта.




Первый вариант. Урезать количество приемов до минимума (3–4) и отрабатывать их весь срок до автоматизма, попутно занимаясь ОФП, растяжкой, реакцией и т. д. Подобную методику обучения применяют в большинстве спортивных единоборств, когда необходимо в короткий срок подготовить человека на минимальном уровне. В принципе, это неплохой и надежный метод, но не особо эффективный, ибо тратится много времени на рутинную отработку одних и тех же действий и приемов. Ученик теряет интерес и, в конце концов, может вообще уйти, так и не завершив обучение. Опять же, не хватает времени на такие важные в реальной жизни моменты, как тактика «уличных» столкновений.




Второй вариант. Давать много разных приемов, чередуя их с отработкой разных ситуаций, спаррингами, борьбой и т. д. Такой метод также применяется во многих спортивных секциях, особенно часто в «восточных единоборствах». Это конечно намного интереснее, нежели работать 2–4 удара. Однако может оказаться так, что по окончанию курса ученик выяснит, что он по большому счету ничему и не научился – удара нет, приемы в реальной ситуации не проходят, спарринги на реальные уличные драки похожи мало и т. д.




Третий вариант. Задействовать все элементы обучения, способы запоминания, а также скрытые резервы организма. Подобные техники используются для ускоренной подготовки боевых специалистов в армии, органах МВД и ФСБ. Такая методика была разработана во времена Великой Отечественной Войны, когда в сжатые сроки нужно было из разных людей подготовить массу высококлассных военных специалистов: разведчиков, сотрудников СМЕРШа, снайперов и т. д. Курс подготовки лейтенанта составлял 4 месяца, СМЕРШевца – 6 месяцев, а снайпера – 8 месяцев (с 1943 г). Смысл заключается в погружении курсанта в обучающую среду, максимально приближенную к боевой, задействование зрительной, слуховой и мышечной памяти, развитие зрения, слуха, внимательности, концентрации, интуиции. Плюс максимальное увеличение интереса курсанта к обучению, внедрение соревнований между курсантами, системы поощрений и наказаний, плюс индивидуальная работа инструктора с каждым курсантом. И, конечно же, тщательный подбор необходимых приемов, навыков и знаний, а также отработка методики по их обучению. Самое главное заключается в изменении сознания курсанта с сознания обычного гражданского человека на сознание требуемого военного специалиста: разведчика, контрразведчика, снайпера, а если сказать одним словом – воина.




Понятно, что подобные условия реализовать мы не можем. Однако максимально использовать военные методики подготовки нужно, если мы хотим добиться требуемого результата. Для этого нужно чередовать монотонные отработки приемов с играми и физическими упражнениями, совмещать отработку приемов с отработкой тактики, стараться добиваться того, чтобы ученики постоянно представляли себя не на тренировке, а в реальной ситуации. Для этого проводить занятия (хотя бы часть) в обычной одежде и обуви, не только в зале, но и «на улице», шире использовать актерское мастерство при разыгрывании боевых сцен, заставлять занимающихся тренироваться осмысленно, пресекать работу «на автомате», включать всех в обсуждение приемов и предлагать пробовать другие варианты. Опять же, необходим жесткий отбор необходимых способов боя и определение необходимого уровня их овладения (вследствие жесткого ограничения времени). Методика обучения также должна быть четко определена и выполняться по ходу прохождения курса.




Требования к приемам:

эффективность, простота и быстрота обучения, низкие требования к физической форме. Приемы (будь то удар, бросок или перемещение) должны надежно и быстро нейтрализовывать опасность и требовать минимума затрат силы и энергии.

Обычный человек не может постоянно поддерживать спортивную форму. Кроме того, он может быть болен, быть уставшим и не иметь возможности выполнять сложные и тяжелые приемы, пусть даже эффективные. Ему может мешать одежда, сумки в руках, требующие защиты лица (например, девушка или ребенок). Ситуация может возникнуть на скользком зимнем тротуаре, в подъезде на лестнице, в маршрутке, метро и купе вагона.

Изучаемые приемы должны быть эффективны во всех этих ситуациях. При этом они должны быстро учиться и легко запоминаться.

Для простоты и быстроты обучения, это должны быть естественные движения человека, которые он постоянно исполняет в обычной жизни, только может быть несколько «модифицированные» с учетом реалий боя. Поэтому главной задачей «технического» обучения приемам штурмового боя ГРОМ, является обучение учеников приемами модификации обычных движений в «боевые», и умение вовлечения в работу всех скрытых резервов организма: инерция всего тела, дыхание, мысленное представление, что в общем смысле называется «концентрацией».




Прежде чем говорить о тактической подготовке, определимся с понятием «Боевое искусство». «Боевое искусство – это искусство выживания и выполнения различных задач с максимальной результативностью и минимальными потерями в сложных жизненных обстоятельствах». Сложные жизненные обстоятельства – это не только нападение хулиганов в темной подворотне. Это бедность, стихийные бедствия, войны, голод, смерть близких людей и вообще любые ситуации, которые можно назвать сложными.




Боевое искусство учит, как в подобных условиях не только выжить, но и сохранить здоровье, трезвый рассудок и спокойствие, а также продолжать успешно выполнять различные задачи, будь, то боевая операция на войне, или спасение собственной семьи во время наводнения или гражданских беспорядков. Искусство – это, прежде всего, творчество, т. е. сознательные действия по своему разумению на свой страх и риск.




Боевая технология – это другое. Технология – это когда можно утверждать, что если с А и Б сделать В, то получится Д. Например, если зарядить автомат патронами, взвести, снять с предохранителя, прицелится в цель и нажать с пуск, то (если все было сделано правильно и цель в зоне досягаемости) цель будет поражена. Искусство же от технологии отличается тем, что если сделать с А и Б какое – то действие В, то это совсем не значит, что получится Д. Особенно если А нет, Б не соответствует правилу, В выполнить невозможно, а Д получить все равно надо.

Конец ознакомительного фрагмента.