Глава 1
Теория и методика формирования сокрушительных ударов в штурмовом бою ГРОМ
1.1
Кинематическая модель человека
Приспособление организма человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды осуществляется за счет сложнейших рефлекторных реакций, важное место среди которых занимают двигательные акты. Двигательная деятельность выполняется специальной системой тканей и органов, получивших название двигательного аппарата. Двигательный аппарат позвоночных животных состоит из сочлененных костей скелета и сложной системы поперечно-полосатых мышц, приводящих в движение костные рычаги. С функциональной точки зрения, к двигательному аппарату относятся нейроны, проводящие нервные импульсы к мышечным волокнам.
Тело человека является от природы подвижным и очень гибким, и его нельзя сравнивать с жесткими конструкциями. Строение человеческого тела нами рассматривается как упругая и подвижная модель, использующая основные суставы в качестве подвижных шарниров, имеющих несколько степеней свободы в тех границах, которые доступны данному человеку в пределах его гибкости (рис. 1).
Рис. 1. Подвижная модель человека
При таком подходе, например, плечевой пояс имеет возможность не только вращаться по горизонтали, но и двигаться во фронтальной и вертикальной плоскости. При этом плечи не закреплены жестко относительно друг друга на проходящей через них оси. Такой естественный подход к анатомии человеческого тела породил все последующие решения.
На основе данного двигательного аппарата мы рассмотрим кинематическую модель человека (КМЧ) во взаимодействии с агрессивной средой. Кинематическая модель человека представляет собой (рис. 2):
– систему рычагов с соответствующими приводами;
– рычаги имеют определенную иерархию;
– между рычагами и приводами существует видимая связь:
– система рычагов имеет вполне четкие двигательные границы, степени свободы, характерные особенности и т. д.
Рис. 2. Кинематическая модель человека
При построении движений представляется возможным рассматривать верхние и нижние конечности в функционировании, как отдельных элементов, так и полным компоновочным составом. Выбирая реакцию опоры, мы определяем что:
1. В соответствии с имеющимися в человеческом теле рычагами и точками их вращения представляется возможность создать кинематическую модель человека.
2. Кинематическая модель человека составляют простые и сложные рычаги, соединенные суставными организациями, с различной степенью свободы.
3. В кинематической модели человека выделяются опорные ударные элементы (кисть, локоть, плечо).
4. Имеются основные и вспомогательные суставы. Основные – многофункциональные, участвующие, как в создании собственного основного рабочего движения, так и в передаче опоры. Вспомогательные – однофункциональные, участвующие только в передаче опоры.
Рассматривая кинематическую модель человека, мы отмечаем тот факт, что все суставные организации обладают одним очень важным свойством – вращением. Однако это свойство для каждого отдельного сустава выражено вполне определенной степенью свободы.
Кистевые удары лучезапястного сустава. В механике кистевого удара лежит вращение рычага кисти с центром вращения, проходящим через лучезапястный сустав (рис. 3). В зависимости от разворота рычага кисти, удары могут производиться по круговым траекториям вовнутрь – наружу, а также линейным перемещением кулака или кисти до точки приложения силы. Кистевой удар усиливается вращательным движением предплечья. Преимущество кистевого удара в его непредсказуемости, большой скорости и легкой управляемости. Удар может выполняться с любой точки пространства и легко перенаправляться по траектории движения кисти.
При выполнении линейного удара точка приложения силы находится на конце кулака. В данном случае, локоть толкает предплечье, а не кулак тащит за собой всю руку. Удар фиксирует лучезапястный сустав, и кулак лежит в плоскости его развития. Техника кистевых ударов основана на технике ножевого боя.
Рис. 3. Кистевые удары
Удары предплечьем (локтем). В механике данного удара лежит вращение предплечьем с центром вращения, проходящим через локтевой сустав (рис. 4).
При выполнении ударов необходимо фиксировать локтевой сустав в пространстве таким образом, чтобы он не имел перемещений. Удары обладают определенной автономностью. При максимальных амплитудах рычага предплечья удары могут нести значительный эффект. Однако, эффект этот связан больше с комбинированными ударами, т. к. локоть в этом случае имеет пространственные перемещения.
В виде чистого удара, с неподвижным локтем, движение используется крайне редко. Движение характеризуется большим рабочим ходом (продолжительным периодом), и на движение бойца влияния не оказывает. Тактическая задача бойца сводится к тому, чтобы расположить неподвижный локоть в пространстве так, чтобы на пути вращающегося предплечья находилось препятствие. Здесь следует отметить, что контакт с препятствием может происходить кулаком, ладонью, внутренней и внешней частью предплечья, локтем.
Механика удара локтем состоит во вращении рычага плеча в плечевом суставе. Точкой приложения силы является локоть. Рука сильно согнута в локте с тем, чтобы исключить влияние предплечья на создаваемый плечом импульс, то есть, не допустить «разложения» вращения рычага плеча на составляющие.
Рис. 4. Удары предплечьем
Удар производится во всех направлениях и очень эффективен в ближнем бою. Характерно, что рычаги плеч, непосредственно связанные с центрами вращений, создают предельную жесткость с одновременным удобством использования. Несмотря на то, что ударное движение выполняется рычагом предплечья, задающим движение рычаг – является рычаг плеча. Рычаг предплечья выступает касательной к основанию конуса вращения рычага плеча. Все удары вовнутрь производятся через постановку кисти на препятствие. Удары наружу производятся через постановку локтя. Ход движения рычага предплечья при этом сохраняется неизменным. Тактической задачей бойца в рассматриваемом ударе является такое размещение своей КМЧ в пространстве, которое позволяет привести препятствие на ударную траекторию движения локтя.
Удары всей рукой. В механике удара лежит вращение рычага всей руки из неподвижного в пространстве плечевого сустава, являющегося центром вращения рычага всей руки (рис. 5). В связи с анатомическим строением плечевого сустава удары могут производиться во всем диапазоне развертывания рычага, крайние положения которого характеризуются ударами: вверх-вниз, вовнутрь-наружу, круговые.
Удары проводятся во всех трех плоскостях (горизонтальная, фронтальная, сагиттальная), а также под любыми углами к каждой из них.
Несмотря на то, что удары всей рукой практикуются в основном в работе с холодным оружием, они являются основной базой для производства всех ударов, связанных с рукой, так как практически определяют «подвеску рычага всей руки». С такими ударами, во-первых, связаны такие ориентировки в пространстве локтевого сустава, которые в наибольшей степени позволяют раскрыть возможности сгиба-разгиба рычага предплечья. С ними, во-вторых, связаны линейные перемещения рычага предплечья в пространстве. Наконец, они позволяют ускорять сгиб-разгиб рычага предплечья в локтевом суставе, производя движение всей рукой в ту же сторону. Рассматриваемые ударные движения не связывают перемещение КМЧ в пространстве. Тактическая задача бойца состоит в том, чтобы донести плечевой сустав в точку пространства, из которой вращающийся рычаг всей руки пройдет через препятствие.
Рис. 5. Удары всей рукой
Следует учесть, что из-за большой массы всей руки широкоамплитудное движение подчас затруднено, особенно на средних дистанциях. Практический выход здесь состоит в том, что боец «подтаскивает» в пространстве плечевой сустав, рука в котором находится в углах рабочего хода, а затем ведет рычаг всей руки, на траектории движения которого уже находится препятствие.
В ударах наблюдается сложная иерархическая координация от круговых траекторий до линейных перемещений, но не наоборот. Каждое последующее движение связано с предыдущим принципом сложения скоростей. При этом конечный участок траектории последующего звена накладывается на конечный участок траектории предыдущего. Рассматривая содружество суставов, обеспечивающих вращение частей тела и образующих определенную опорную систему, сделаем необходимые выводы:
– кистевой сустав обеспечивает только передачу опорного движения (опорную функцию);
– локтевой сустав обладает определенной самостоятельностью. В границах сгиба-разгиба возможны производства вращательных ударных движений предплечьем. Локтевой сустав обеспечивает вращательную и опорную функции;
– плечевой сустав обеспечивает вращательную и опорную функции для всех смежных и сопряженных элементов руки. Его основное назначение и роль в организации ударных движений.
Однако не следует забывать или упускать то обстоятельство, что тело человека представляет собой связанную систему, в которой существуют и выполняются обязательные законы организации и взаимодействия.
В отношении КМЧ двигательная организация выглядит следующим образом: круговые траектории – линейные перемещения – направления единичных векторов. Из этой формулы организации видно, какую роль выполняют компоненты в сложном движении, и какое место занимает каждый из них, а также какие массы участвуют в движении. Так круговым движениям, например, предстоит сообщить массе всего тела начальный импульс, который будет подхвачен и развит линейными ударами. Импульс линейных ударов, в свою очередь, может развиться векторами. В некотором роде можно сказать, что импульс круговых движений – это база линейных движений. Создавать перечисленные формы движений раздельно – относительно просто. Сложности начинаются при компоновке. Чтобы избежать тупиковых путей в боевой теории и практике, вводится понятие принципов организации движений. По своей сути принципы – это фрагменты формы, содержания и связи работы элементов в рамках ударного движения. Другими словами, это стороны процесса движения, которые определяют форму и содержание движения, а также показывают соотношения элементов КМЧ в рамках производимого движении. Принципы выбирают некоторые отношения в характере движения рычагов, за которыми лежат наибольшие эффекты создания движений, с одной стороны, и наиболее эффективное взаимодействие с препятствием, – с другой. Приведем некоторые принципы организации движений:
1. Принцип кругового движения – движение в любом суставе КМЧ представляет собой простейший сгиб-разгиб или круговое движение и имеет от одной до трех степеней свободы. Таким образом, работая с одним суставом, боец в состоянии выполнять круговые и дуговые движения, ограниченные его строением. Однажды инициировав движение, боец может прокатывать его импульс по кругу, практически не теряя энергии. Очень быстро достигается высокая эргономичность кругового движения и импульс движения не успевает гаснуть за время одного оборота, но в отправной точке снова происходит инициатива.
2. Принцип суммирования импульса – импульс удара, который боец формирует в своем теле, складывается из многих импульсов, рожденных в разных частях тела и устремленных в одном направлении. Например, боец человек бьет прямой рукой, то импульс движения, производимый этой рукой, будет складываться из импульсов, идущих снизу вверх от ног, бедер, корпуса и другой руки в одном направлении – к плечу руки бьющей, с последующей передачей суммарного импульса кулаку. Каждая часть тела или сочленение этой части к начальному импульсу добавляет свой импульс силы.
3. Принцип формирования акцентированного удара – путем перелива механической энергии толчка всего тела в конечный исполнитель воли бойца – кулак. Под кулаком, при этом, нужно понимать любую форму, которую он может принимать: непосредственно кулак, ладонь, «медвежья лапа» и т. д.
4. Принцип взаимодействия разных движений – связывает удар с захватом в единое движение. Например, проводится круговой удар предплечьем вперед. В момент касания препятствия данный удар не выходит на новую траекторию, а выполняет захват с тем же вектором воздействия, с которым движется предплечье по выходу на новую траекторию удара.
5. Принцип сложения скоростей – большая скорость накладывается на меньшую, но не наоборот. Во втором случае общая скорость меньше начальной. Причина: большая скорость в конце движения рычага, меньшая скорость в начале движения рычага.
6. Принцип соответствия напряжений мышц силе удара – это выбор опоры. Если выбран локоть – к нему приводится рычаг предплечья, если выбран плечевой сустав – к нему приводится реакция опоры от всей руки. И, естественно, этот узел в прокручивании напрягается.
7. Принцип сочетаемости – выражает связь в рычагах: сочетание ударов по криволинейным траекториям с линейными перемещениями.
8. Принцип передачи импульса – состоит в том, что задающий рычаг должен тянуть за собой ведомый, выступая причиной его движения, образуя с ним соотношения.
9. Принцип плоскости развития удара – рычаги, принимающие участие в ударном движении должны приводиться к единой плоскости развития удара. В противном случае, будет крайне затруднена передача и суммирование ударного импульса по всем рычагам.
10. Принцип угловой постановки рычага опоры на плоскость препятствия – рычаг опоры необходимо ставить под углом на препятствие, чтобы использовать всю рабочую характеристику задающего рычага.
11. Принцип единой динамики – создание единой ударной динамики, посредством перераспределения энергии удара между круговыми и линейными движениями.
Представленные принципы со свойственным им содержанием и необходимым личностным компонентом, отражают аспекты организации движений и условия создания передачи импульса. Однако чем больше обращаться к принципам, тем больше рассуждений они вызывают, что требует более глубокого и полного изучения двигательной динамики КМЧ во взаимодействии с агрессивной средой
1.2
Механика ударных форм
Способы использования ударных форм могут быть различными: установка на молниеносную технику мощного удара; высокая подвижность и концентрация на силе и скорости; выстраивание ударного вектора по наработанным траекториям подчёркнуто изящно и прочее. В штурмовом бою ГРОМ механика ударных форм имеет свою отличительную особенность, позволяющую эффективно использовать ударную динамику. Динамика поведения человека строго индивидуальна и практически неповторима. Можно не обладать большой силой и скоростью, иметь посредственную реакцию и выносливость и, тем не менее, эффективно справляться с сильным противником. Нужна только надлежащая координация, четкость, согласованность движений рук, ног и туловища. Конечности могут двигаться независимо друг от друга, работать самостоятельно, совершая одновременно атакующие и защитные действия. Но при этом каждая конечность постоянно «помнит», что она – часть тела и умеет использовать всю его силу. Отсутствие такой координации присуще обычно почти для многих бойцов, так как лишь очень немногие тратят достаточное количество времени на то, чтобы освоить двигательные возможности своего тела. Движения в защите или атаке должны быть естественными и соответствовать природным данным.
Движение в любом суставе КМЧ представляет собой простейший сгиб-разгиб или круговое движение и имеет от одной до трех степеней свободы. Таким образом, работая с одним суставом, боец в состоянии выполнять круговые и дуговые движения, ограниченные его строением. Чтобы совершить любое другое движение, то это потребует подключения одного или более других суставов. Тело человека – это сложная система, состоящая из десятков шарнирных соединений, обеспечивающих высокую подвижность и гибкость тела, а также способность совершать сложнейшие движения в пространстве. Основные варианты перемещения тела и его составных элементов в пространстве представлены смещением, вращением и спиралевидным движением (рис. 6).
Рис. 6. Направление движения в пространстве
Смещение – линейное движение, при котором все точки тела перемещаются равномерно вдоль оси в одном направлении. Например, линейным является движение поезда в тоннеле. Вращение – движение, при котором все точки тела неравномерно перемещаются вокруг оси, пронизывающей плоскость. Точки, расположенные ближе к оси, вращаются с меньшей скоростью, чем расположенные дальше от нее. Вращение колес машины, или падение спиленного дерева отражают закономерности вращательного движения.
Спиралевидное движение – это комбинация вращательного движения со смещением вдоль одной и той же оси одномоментно (например, ввинчивание шурупа). При этом ось, по которой совершается спиралевидное движение, может, как совпадать с одной из трех координатных осей, так и располагаться под углом к ним. Все виды движения человека могут быть проанализированы на основании мысленного разложения направления движения на три взаимно перпендикулярные оси координат: вертикальную, фронтальную, сагиттальную (рис. 7).
Рис. 7. Тело человека в трехмерном пространстве
Вертикальная ось (OY) проходит вдоль тела человека сверху вниз (или снизу вверх), т. е. от головы до плоскости опоры (и в обратном направлении). Фронтальная ось (OX) пересекает человека в направлении от одной стороны тела к другой по линии плеч. Сагиттальная ось (OZ) пересекает тело человека в передне-заднем направлении, разделяя его на правую и левую половины.
В основе любой системы боевого выживания лежит движение. В штурмовом бою ГРОМ нельзя стоять – нужно двигаться, постоянно и непредсказуемо. Тело человека является от природы очень гибким и его нельзя сравнивать с жесткими конструкциями. Такой естественный подход к анатомии человеческого тела породил все последующие решения.
Вполне очевидно, что исторический разработчик каратэ учитывал изначально цель атаки – защита своей жизни от самурайского меча одним стремительным и мощным ударом. Отсюда родилась идея соревновательного каратэ – выиграть в одно касание, где бой останавливают после каждого выполненного удара и оценивают проведённое боевое действие. Ценность отдельно взятого удара в штурмовом бою ГРОМ не имеет решающего значения. Стратегией удара является не его завершающая роль, а рассматривается как звено в цепочке достижения финала.
Удар является кратковременным приложением силы к некоторой площади. Принимая во внимание определение удара, есть опасность потерять его в истинном смысле. Боец, наносящий удар, концентрируется на его скорости и силе выполнения. Такой удар, бесспорно, эффективен, но, как правило, требует некоторого замаха. Поэтому возникает проблема его точного попадания в цель с нужной дистанции и в нужный момент времени. Цель, к которой стремится удар, не стоит на месте, а двигается в пространстве. Следовательно, необходима или огромная скорость, чтобы можно было пренебречь смещением цели атаки, или очень точный расчет и предугадывание положения цели в последующий, после начала атаки, момент времени. И то и другое требуют высочайшего класса мастерства, до которого доходят в своем росте лишь немногие, ведь этот путь очень сложен и труден. В связи с этим, для более эффективного использования ударной динамики рук ударов, необходимо сочетание линейной и криволинейной (круговой) механики движений.
В основе нанесения линейного удара лежит принцип скорейшей доставки ударной массы до цели по кратчайшей траектории (рис. 8).
Рис. 8. Принцип линейного удара
Основным двигателем удара является плечо. В задачу плеча входит проведение инерции путём перекатывания снизу вверх волны, создаваемой и поддерживаемой последовательным действием крупных суставов тела. Предплечье, разгоняя удар, ведет его по направлению, задаваемому плечом. Всегда надо помнить, что не кулак таскает за собой предплечье, а рука вбивает кулак в цель. Поэтому, если в разгоне удара не участвует локоть, тяжесть руки становится невольной обузой, и кулак не столько вбивается в предмет, сколько растягивает висящую на ударе руку. Толкателем кулака и предплечья выступает локоть. Важнейшей задачей которого, является создание плоскости удара. Если локоть остаётся в одной плоскости с плечевым посылом, то и кулак не покинет эту плоскость, если же локоть проваливается под вектор – кулак будет направлен снизу вверх и выполнит апперкот, а при поднятии локтя кулак, соответственно, пойдёт по дуге сверху вниз. Кулак – это средство пробивания, и ничего более. Он опирается на лучезапястный сустав, являющийся самым слабым звеном во всей конструкции удара. Лучезапястный сустав способен подломить удар, а, поскольку кулак набирает уже максимальное ускорение в развитии действия, то и травмировать связки кулака. Это единственный элемент во всей системе, доказывающий, что по природе своей необходимо бить не кулаком, а ладонью. Однако лучезапястный сустав имеет свою ценность для построения удара. Он – шарнир, который позволяет подкрутить удар по осевой линии. В этом и заключается его главное полезное свойство. Складывается схема:
– плечо – инерционно-разгонный узел;
– предплечье – толкатель;
– кулак – переносчик в нужный момент времени в требуемую точку пространства основного усилия.
В основном линейные удары обладают мощным силовым эффектом. Использование объемности биомеханической цепи основных трех суставов рук: плечевого, локтевого и лучезапястного – дает возможность применять в схватке, как секущие, так и мощные удары. Выполнение ударов руками строится по принципу шарнирности основных суставов рук, на сочетании объемных движений кулака, предплечья и плеча с жесткой их фиксацией.
Криволинейные удары выполняются по круговым траекториям, где основными точками вращения являются: О1 – плечевой сустав, О2 – локтевой сустав, О3 – лучезапястный сустав (рис. 9).
Размер малого круга определяется радиусом действия (r3) соответствующий длине ладони человека. Средний круг определяется длиной предплечья равный радиусу (r2). В большом круге радиус (r1) вращения равен расстоянию от движущегося конца конечности (ладонь) до центра вращения (плечевой сустав). Принцип кругов является основополагающим для суставов, поскольку их строение способно обеспечить разнообразные круговые движение.
Рис. 9. Механика криволинейных ударов
Круги почти никогда не совершаются полностью и взаимно накладываются друг на друга для совершения сложного движения с непредсказуемой траекторией. Выполнение движения одного и того же типа на кругах разного размера ведет к качественному изменению техники. Эти три основных размера позволяют совмещать одновременное выполнение различных кругов в процессе выполнения техник.
Также возможно одновременное выполнение нескольких кругов разного типа с целью создания взаимонезависимых свободных движений, которые в бою позволяют одновременно реагировать на самые разные виды воздействий с любой стороны. Такая организация ударных действий позволяет использовать более эффективные методы наработки техники, которые ускоряют переход на более высокий уровень мастерства без полного охвата в изучении приемов предыдущего уровня (рис. 10).
Фактически, любая ударная связка представляет собой определенное сочетание разноразмерных кругов. Они запускаются самовозобновляющимися двигательными программами, легко работающими в автономном режиме. Данный режим позволяет переходить к выполнению сопутствующих тактических задач, не теряя ни скорости, ни силы, и обеспечивает атакующее подавление на определенном участке боевого пространства. Очень важно научиться инициировать импульс в любой точке траектории, что впоследствии позволяет вложить силу в любой случайный контакт, а также перейти на другой круг или же соединять несколько кругов в сложную динамическую структуру.
Рис. 10. Принцип криволинейного удара
Импульс удара складывается из многих импульсов, рожденных в разных частях тела и устремленных в одном направлении. Каждая часть тела к начальному импульсу добавляет свой импульс силы. Так как результирующей траекторией движения всех импульсов, рожденных в теле субъекта, является кривая линия, то и траектория этого суммарного импульса движения должна быть продолжением этой кривой. Перечислим цепь следствий, идущих от криволинейности движений:
1. Криволинейность движений позволяет организовать систему замкнутых петель – траекторий движения рук, позволяющих воспроизводить удары, перемещения и другие технические действия в непрерывном, слитном режиме. А также, производить удары и другие действия не в прямой зависимости от действий противника, а по логике «разворачивания» петли в ту или иную сторону сложности.
2. Наличие системы петель позволяет разрабатывать замкнутые боевые схемы с учетом индивидуальных особенностей и организовывать их наработку и освоение за короткое время, за счет сжатия размаха движений и увеличения частоты повторений.
3. Усложнение петель, организованных в боевые замкнутые схемы, в сочетании с гибкой технической базой позволяет составлять индивидуальную «боевую сферу» любой степени сложности, меняя картину боя.
Криволинейность при выполнении ударов в сочетании с гибкостью в формировании позиций тела позволяет организовать чередование этих движений в замкнутом цикле. Иными словами, конечности во время выполнения боевых телодвижений совершают траекторию замкнутой петли. Соединение этих технических элементов в единое слитное движение обеспечивает:
– пресечение возможных атак противника;
– изменение скорости и траектории удара в любой момент;
– нанесение сокрушительного удара с любой точки пространства;
– непредсказуемое превращение атакующего действия в защитное и наоборот.
Выполнение непрерывного чередования петель, восьмерок, спиралей и вееров дает возможность перенаправлять сектора атак и, таким образом, эффективно и непредсказуемо действовать для противника. Такая система, выполняемая двумя руками, позволяет создавать непредсказуемые боевые схемы для решения любых боевых задач. Здесь выход с боевой петли на удар производится по касательной. Такое решение, безусловно, обеспечивает достаточную гибкость, поскольку выполнить касательную линию можно в любой точке петли. Это свидетельствует о том, что жесткий удар кулаком можно нанести с любой точки пространства без предварительного замаха и возврата руки назад, что обеспечивает, прежде всего, непредсказуемость атаки и сохранение энергии удара. Полная ударная динамика выполняется в режиме сферического переплетения быстрых секущих ударов с мощной техникой, создавая вокруг себя индивидуальную «боевую сферу», пресекающую возможные атаки противника. Выполняя какое-либо ударное движение, субъект не прекращает его до последнего, если в процессе его исполнения противник пытается помешать ему. То есть, сохранив кинетическую энергию своего движения, субъект перенаправляет его в другое место, либо наносит удар по конечности противника или уязвимой точке на его теле, находящейся в это время в пределах досягаемости движения субъекта.
Сохранить энергию ударного движения особенно важно в ситуации сверхскоростного боя с несколькими противниками. В этом случае некогда менять траекторию движения и возвращать руку в исходное состояние, вместо этого необходимо трансформировать форму ударной части, способ воздействия, или превращать захват в удар или наоборот. В противном случае возможно торможение ударного действия, где противник может результативно атаковать.
Мишени для ударов конечностями обычно находятся не на поверхности тела противника, а внутри его или даже за ним. При убойных ударах повреждаются преимущественно суставы и кости, связки и мышцы, близколежащие внутренние органы (печень, селезенка, почки), лопаются мелкие кровеносные сосуды. От секущих ударов, обладающих так называемым «взрывным» эффектом, страдает в первую очередь периферическая нервная система (импульс боли молниеносно передается по нервам), рвутся крупные кровеносные сосуды, повреждаются органы, расположенные в глубине тела.
Конечности могут двигаться независимо друг от друга, работать самостоятельно, совершая одновременно атакующие и защитные действия. Но при этом каждая конечность постоянно «помнит», что она – часть тела и умеет использовать всю его силу. Отсутствие такой координации присуще для многих бойцов, так как лишь очень немногие тратят достаточное количество времени на то, чтобы освоить двигательные возможности своего тела. Движения в защите или атаке должны быть естественными и соответствовать природным данным субъекта.
Такая организация ударных действий позволяет использовать более эффективные методы наработки техники, которые ускоряют переход на более высокий уровень мастерства без полного охвата в изучении приемов предыдущего уровня. Такой подход позволяет ускорить динамику подготовки бойцов до реальных сроков обучения не за 5–7 лет, а за несколько месяцев.
1.3
Научные основы ударной динамики
КМЧ человека дает определенные представления о структуре и кинематике тела. С их помощью представляется возможным обратиться к изучению законов организации движений. Характер совершаемых движений тела описывается законами физики, имея свои характеристики.
Физика, которая здесь рассматривается, это концептуальная физика. Она имеет дело, главным образом, с концепциями, а не с уравнениями и формулами. Концепции представляют собой идеи, применимые в системе штурмового боя, а уравнения и формулы используются для закрепления и усиления восприятия этих концепций. Определенно разбираясь в принципах равновесия, организации движений тела, инерции, направлении, скорости вращения, импульсе и кинетической энергии, то нет необходимости запоминать сотни и тысячи поведенческих стереотипов боевого выживания. Можно самостоятельно определить правильность выполнения тех или иных техник. Настоящие принципы применимы к любой системе рукопашного боя и ко всем людям, независимо от их антропометрических данных, физического развития, возраста и пола. Вопрос только в том, как ее использовать. Роль физики в рукопашном бою нельзя сводить просто к выяснению вопроса о том, какой стиль или техника лучше. Физика скорее способна показать, что есть в запасе у бойца, и как этой собственностью распорядиться, чтобы достигнуть своей цели. Физика предлагает выбор, и у бойца всегда будет выход, даже в безвыходной ситуации. Вот почему понимание физики дает преимущество. Главное, что законы физики в приложении к боевому выживанию, применимы на практике во взаимодействии с агрессивной средой.
Центр тяжести. Центр тяжести (или центр массы) (ЦТ) – это точка, которая определена для каждого предмета с равномерно распределенной массой. Также центр тяжести можно рассматривать как равновесную точку. У предмета с однородной формой и весом равновесная точка расположена в его центре. У предмета с не однородной формой и весом равновесная точка расположена ближе к более тяжелому краю. Устойчивость зависит от двух факторов:
– насколько боец должен поднять центр тяжести, чтобы основной вес тела оказался в его верхней части. Чем больше площадь основания, тем выше придется поднимать центр тяжести предмета, чтобы этот предмет перевернуть;
– если отвесная линия от центра тяжести предмета проходит в площади его основания, то предмет устойчив. Если же эта линия проходит вне площади опоры предмета, то предмет находится в неустойчивом положении.
Равновесие – наиболее фундаментальная из концепций рукопашного боя. Если противник утратил равновесие, то его мощь, скорость, стойкость и мастерство теряется. Для того чтобы вывести кого-либо из равновесия есть немало приемов, но в основе их – местоположение центра тяжести противника, где сфокусирован весь его вес. Если центр тяжести не находится над его площадью опоры, он упадет, каким бы приемом этого не достичь, невзирая на его попытки защититься или контратаковать. Принцип равновесия гласит – центр тяжести должен находиться над опорой.
Центр тяжести является равновесной точкой тела. Как правило, место ЦТ внизу верхней части тела, но во власти бойца сместить его как вверх, так и вниз, тут все зависит от того, как ему удастся распределить свой вес. Другими словами, боец в нижней стойке более устойчив, чем боец в верхней стойке, у которого верх более тяжел. Чем больше площадь опоры, тем сильнее придется постараться противнику, чтобы вывести ЦТ за ее пределы, а бойца из равновесия. Если боец наклонился вперед или отклонился назад, либо в сторону, ЦТ сместится. При слишком сильном отклонении боец потеряет равновесие. Пока отвес, опущенный мысленно из ЦТ, не вышел за пределы площади опоры, боец находится в равновесии, вышел – равновесия нет. Каждый раз, когда боец вытягивает свою руку или ногу, он изменяет положение центра тяжести и поэтому должен компенсировать это смещением тела. При ударах важно:
1. Колени должны быть слегка согнутыми для устойчивости при ударе. Если боец распрямляет ногу или позволяет ступне оторваться от пола, то также смещает центр тяжести, так что он уже больше не проецируется на площадь опоры, или же достаточно близко подходит к ее границе, оставаясь еще в пределах площади опоры.
2. При утрате равновесия удар потеряет в силе, поскольку тогда боец не сможет максимально использовать количество движения тела.
3. Стойка должна быть восстанавливаемой. Если колени выпрямлены, то боец больше напряжен. Как следствие, будет трудно предпринять что-либо по части регулировки положения ЦТ.
Главный принцип равновесия в рукопашном бою – всегда смещать центр тяжести противника.
Количество движения. В физике масса определяется как количество материи, из которой состоит предмет. Если предмет находится под воздействием силы гравитации, то его массу можно заменить термином вес. Масса тела, кроме того, является мерой инерции предмета. Инерция означает способность предмета сопротивляться изменению движения. Чем тело массивнее, тем его инерция больше. Это важный момент для концепции силы в боевом выживании, поскольку того бойца, который обладает большей массой, много труднее остановить противнику меньшей массы.
Сила – способность произвести усилие по преодолению внешнего сопротивления за счет мышечных усилий. Сила генерируется и контролируется мышечными сокращениями и скоростью реакции нервных клеток мышц. Величина напряжения и скорость сокращения мышц зависят не только от количества участвующих в этой деятельности мышечных волокон (быстрые и медленные волокна), но и от той скорости, с которой нервные клетки стимулируют мышечные волокна. Чем быстрее и чаще поступают от нервных клеток сигналы, тем большего напряжения способны достичь мышцы. Поэтому максимальная сила, а значит и мощь, зависят не только от вовлечения максимального количества мышечных волокон, но и от рефлекторной способности генерировать нервные импульсы к мышцам. Если массивный предмет приведен в движение, то потребуется значительная сила, чтобы остановить его. Одним из тех принципов, на которые опирается мощь ударов рук и ног, является посыл тела вслед за ударом. Другими словами, удар получится мощным, если в него вложить вес своего тела. У любого человека тело гораздо массивнее просто кулака, поэтому, если удар может продолжать движение всего тела, то бьющий сможет вложить в удар значительную силу. Удар может сопровождаться шагом вперед или поворотом всего корпуса вокруг ступни и бедра в направлении удара. Добавочное преимущество от шага или поворота заключается в том, что возрастает предел досягаемости цели. Поэтому удар, который вначале был далеко от мишени, может достигнуть цели. Однако слишком близкая дистанция до противника не позволит набрать необходимое количество движения.
Итак, мы видим, что масса является преимуществом, поскольку участвует в создании количества движения. Если использовать вес тела, то удары будут более мощными, нежели в том случае, если полагаться только на силу мускулов. Количество движения также возрастает всякий раз, когда боец прибавляет движения в направлении удара. Умея использовать всю массу тела, боец сможет увеличить мощь удара, но это потребует более значительных энергетических затрат, чем когда он будет действовать при ударах только руками – тут есть место компромиссу.
Чтобы добавить в удар момент количества движения всего тела, прием следует начинать из нижней части тела. В усталом состоянии – ноги запаздывают. Поэтому если движение началось из верхней части тела, то нарастить силу удара не удастся, поскольку верхняя часть тела будет работать на «волочение нижней части тела».
Чтобы увеличить силу ударов, необходимо в удары включать движение. Но когда боец приводит предмет в движение, а затем пытается остановить его, то обязан бороться с инерцией. Он опять приводит предмет в движение, и опять же преодолевает инерцию. Борясь с инерцией, боец тратит энергию, что отрицательно сказывается на силе. Если наносить удар в движении, то надо продолжать это движение сквозь мишень, не останавливаясь в промежуточных фазах. Одним из тех принципов, на которые опирается мощь ударов, является посыл массы тела за ударом. Количество движения определяется как произведение массы (m) предмета на его скорость (V):
Количество движения = масса х скорость
Q = mV
Масса является преимуществом перед скоростью, поскольку человеку трудно разогнать свое тело до огромной скорости. Недаром почти во всех спортивных единоборствах ведены весовые категории.
Используя уравнение: количество движения = масса (вес) х скорость, мы видим, что сила удара будет тем больше, чем большую скорость удастся набрать на имеющемся расстоянии. Проверить это утверждение можно, проведя удар во всю руку от плеча и в полруки. Дополнительное расстояние до цели позволит кулаку набрать большую скорость, а значит, его количество движения будет больше. Удар передней рукой не сможет развить большое ускорение, поскольку расстояние от кулака до цели мало и большую скорость набрать негде. И наоборот, удар дальней рукой оказывается мощнее, поскольку расстояние до цели больше и есть время для разгона ударной части.
Удар апперкот является исключением из общего правила. Если, с точки зрения механики, этот удар выполняется правильно, то в соответствии с изложенным принципом, более мощным должен быть апперкот из задней полусферы, чем из передней. Однако именно для апперкота расстояние от кулака до цели измеряется не по горизонтали, а по вертикали. Поскольку рука, которая расположена сзади, находится от цели дальше именно по горизонтали, чем рука, которая находится впереди, то в апперкот, наносимый из задней полусферы вертикально, не удастся вложить столько веса своего тела, сколько в апперкот из передней полусферы. Апперкот из задней полусферы, наносимый вертикально вверх, в цель вообще не попадет, поскольку на линии развития удара нет подбородка противника. Поэтому апперкот из задней полусферы должен быть направлен по диагонали вперед-вверх. Однако апперкот из передней полусферы направлен прямо вверх (почти по прямой) в подбородок противника, что позволяет вложить в удар всю массу тела. Для того чтобы вложить вес тела в удар типа апперкот, который направлен снизу вверх, необходимо перед ударом слегка согнуть ноги в коленях. Это даст возможность пружинно распрямить их и послать вес тела вслед за ударом.
Если вес тела будет находиться низко, это упрочит равновесие (низко расположенный центр тяжести и широкое основание = устойчивость). Если удар направлен вверх, как апперкот, то смещение веса перед началом удара вниз позволяет оттолкнуться от пола, для придания движению взрывного характера. Смещение массы тела вниз – отличный прием для комбинирования защиты с атакой, оно придает больше мощи защитному движению.
Тяжеловес обычно обладает преимуществом на ближней дистанции, на которой легковесу трудно противостоять ему за счет мускульной силы. Удары с очень короткого расстояния из-за недостатка пространства теряют в силе. Удар же, который наносится со слишком большой дистанции, теряет в пробивной способности. Механически правильный удар, в который вложен вес тела, достанет дальше, чем удар, выполненный только одной рукой. На всем протяжении динамичной рукопашной схватки необходим точный выбор дистанции.
Рассмотрим факторы увеличения скорости ударов. Чем экономичнее движения, тем более быстрым получается удар. Необходимо избегать наносить размашистые удары или замахиваться, чтобы нанести удар. «Эффект шкива» также является частью концепции экономии движений. Когда одна рука возвращается, другая должна начинать движение вперед.
Это выглядит так, будто руки помогают одна другой. Кроме того, сократятся промежутки между ударами. Такой способ наиболее экономичен, паузы между ударами наименьшие, а механика тела не приносится в жертву скорости.
Чтобы начать первое движение, потребуется энергия. Данная энергия потребуется и для того, чтобы остановить любое движение. С чем большей скоростью наносится первый удар, тем более быстрым будет движение, которое сохранится в комбинации ударов. Это происходит потому, что первый удар задает темп. На то, чтобы увеличивать скорость по ходу комбинации, потребуется больше энергии, чем, если просто поддерживать в комбинации уже заданную первым ударом скорость.
Что касается силы, то главной причиной стремления к увеличению скорости ударов является большее количество движения в быстром ударе. Дополнительная причина – быстрый удар ошеломляет противника и тот раскрывается. Однако по ходу схватки очень легко попасть под задаваемый противником ритм. Если он наносит удары с определенной скоростью, то можно выполнять мягкую защиту в том же темпе. Но после успешной защиты необходимо атаковать в более быстром темпе. Таким образом, надо уметь работать минимум в двух темпах. Первый настраивается по темпу атаки противника, чтобы иметь возможность защититься, а второй, более быстрый темп, применяется в наступлении и приводит к победе.
Одна из причин замедления скорости рук – неспособность к релаксации верхнего плечевого пояса и корпуса. Тело обладает естественным свойством напрягать мышцы, которые участвуют в ударном движении. Это напряжение мышц сдерживает скорость и мешает вложению всей мощи в удар по выбранной цели. Другими словами, при контакте удара с целью, часть силы останется в мышцах, и удар скорее будет похож на толчок. Движение в обратном порядке, как при оттягивании руки в защиту или для подготовки следующего удара, также оказывается более трудным делом, если мышцы верхнего плечевого пояса и корпуса напряжены. Поскольку на то, чтобы остановить удар в движении, требуется энергия, и, прежде чем начнется возвратное движение, удар должен быть остановлен полностью, релаксация мышц становится особенно важным моментом. Если при ударе расслабление полное, то он наносится легко, и в тот миг, когда бьющая рука почти вытянута в ударе, он будет выглядеть непринужденным. Сохранять мышцы верхнего плечевого пояса в расслабленном состоянии – не то же самое, что свободно болтать руками. Защитная стойка должна быть высокой.
Если во время боя противник не в состоянии защититься от направленного удара, у него возникнет сенсорный перегруз. Такое случается, как правило, под воздействием длительной комбинации, которая быстрее защитных реакций противника. Состояние расслабленности позволяет проводить взрывные комбинации в быстром темпе, что может вызвать сенсорный перегруз у противника. Блокировать все удары в таком состоянии невозможно, поэтому некоторые из них обязательно попадут в цель.
Рассмотрим количество движения при нанесении линейных ударов руками. Обладая достаточным количеством движения, можно не только отбросить противника на некоторое расстояние, но и вообще сбить его с ног. Поскольку одним из элементов, входящих в количество движения, является масса, то важно уметь вкладывать массу своего тела в удары.
Прямые удары:
1. Удар считается прямым, если наносится прямо вперед или назад вдоль ударной линии.
2. Масса тела должна вкладываться в удар, посылом ее вслед за ударом. Это сопровождается обычно поворотом бедер и корпуса. Движение должно начинаться с тела, иначе удар «потянет» за собой более тяжелое тело, что уменьшит его силу.
3. Количество движения можно увеличить, если дернуть на встречном движении в момент нанесения удара противника на себя под удар.
4. Чтобы равновесие при этом было хорошим, обе ступни должны стоять на полу и отталкиваться от него в момент удара. Выполнение наклона в направлении удара, добавит к удару вес тела, но здесь нужно быть осторожным с равновесием. Наклон в сторону удара должен быть небольшим, чтобы не оказаться на одной ноге.
5. Для увеличения эффективности удара, необходимо полагаться на массу тела, вкладываемую в удар, а не на скорость бьющей руки. В начальной стадии удара локоть должен располагаться перед корпусом. Тогда удастся использовать более тяжелый и более сильный корпус, чтобы привести в движение локоть и кулак. В противном случае, если кулак начинает движение, то ему потребуется тратить энергию на то, чтобы тянуть за собой более тяжелый корпус, что уменьшит мощь удара.
6. Количество движения можно увеличить за счет принципа «бей – дергай». В этом случае участвует не только та сторона корпуса, с которой наносится удар, но и противоположная. Отдергивание противоположной стороны назад одновременно с ударом одноименной стороны, позволяют телу максимально вкладываться в удар.
7. Дополнительно количество движения можно увеличить, если сделать шаг в направлении удара. При отступлении необходимо синхронизовать следующий удар с моментом, когда противник двинется на встречу. При удачном исполнении такая синхронизация добавит количества движения удару.
8. При нанесении одной и той же рукой сдвоенных ударов необходимо ударить второй раз с полдороги. Но поскольку при этом дистанционного преимущества уже не будет, то удар станет слабее. При выполнении удара с половинного расстояния, следует сделать шаг вперед, чтобы добавить ему количество движения.
Боковые удары:
1. Боковые удары наносятся по дуге и попадают в противника сбоку.
2. Сила в боковых ударах образуется за счет вращения в направлении удара при полной синхронизации движений.
4. Боковые удары с короткого расстояния (хук, удар локтем) должны опираться на массу тела, иначе им будет недоставать мощи. Поэтому особого преимущества в мощи при нанесении этих ударов с дистанции нет. Также можно порекомендовать короткий шаг в направлении удара.
5. Не допустим наклон в направлении крюка, поскольку при наклоне сокращается дистанция и удар не выходит на полную мощность. Это особенно важно при нанесении коротких боковых ударов. Здесь может пострадать равновесие.
6. Удар должен бить в цель, а не скользить по ней, тогда сила его будет максимальна. При боковом ударе, не целесообразно вытягивать удар на себя, пока он не завершен.
7. При нанесении серийных боковых ударов, необходимо использовать количество движения тела, возникающее при возвращении его в исходное положение, для того чтобы вложить это количество в следующий удар с другой руки. Это своеобразный вариант принципа «бей-дергай».
8. Боковой удар можно усилить, если поймать на него противника в момент, когда он делает шаг в поперечном направлении. Если противник шагает вправо, нужно бить справа, и наоборот. Тогда он сам войдет в удар. Удары в синхронизации движения с противником более экономичны, поскольку свой вклад в количество движения за счет своих сил делает противник.
Удары, направленные вверх, и удары, направленные вниз:
1. Большинство из ударов, направленных вверх, следуют вдоль продолжения осевой линии бойца.
2. В большинстве ударов, направляемых вниз, участвует сила гравитации.
3. В любом ударе, направляемом вверх или вниз, должна участвовать масса тела. Если удар идет снизу вверх, ноги в коленях должны быть слегка согнутыми. Это позволит оттолкнуться от пола. Для ударов, наносимых сверху вниз, верно обратное. Нужно начинать такие удары из более высокого положения и обрушиваться вниз всем весом.
4. При нанесении удара снизу вверх необходимо обращать внимание на равновесие. Поскольку удар направлен вверх, то тело легко следует за ним, а в результате вес смещается выше.
Выводы. На языке физики, количество движения – это произведение массы на скорость. В нашем случае это – вес тела, умноженный на скорость, с которой движется боец. Чем тяжелее боец или чем быстрее он движется, тем больше его количество движения. Чтобы набрать какое-то количество движения, надо начать хоть как-то двигаться. Чтобы получить преимущество от движения, двигаться надо в направлении удара. Чем больше вес, который можно вложить в удар, тем больше количество движения. Поскольку в рукопашном бою количество движения используют, чтобы отбросить противника назад или сбить его с ног, то более важным компонентом является масса, а не скорость.
Направление. Ускорением обычно считают увеличение скорости, но в физике принято, что ускорение всегда есть там, где есть изменение скорости, безразлично, возрастает ли при этом скорость, уменьшается ли или просто изменяет свое направление. Как мы уже упоминали ранее, быстрота есть мера того, как быстро движется боец, в то время как скорость – это не только мера быстроты движения, но и указатель направления движения. Ускорение по определению – это скорость изменения скорости. Прозрачнее для понимания действия силы приведем пример с парашютистами, где в затяжном прыжке они могут кувыркаться в падении, сходиться и расходиться, ускоряться и замедляться только за счет того, что по-разному подставляют себя под силу торможения о воздух. В рукопашном бою, чем быстрее ускоряется боец в том направлении, в котором он наносит удар рукой или ногой, тем большей мощностью будет в результате обладать удар. Это можно объяснить, используя простое уравнение:
Сила = масса х ускорение
F = ma
Ускорение – это скорость изменения скорости по величине и направлению. Чем быстрее вы сможете ускориться в направлении развития удара, тем большей мощностью будет обладать удар.
Преимущество массы дает большее количество движения. Однако массивное тело обладает большой инерцией (сопротивление изменению движения). Массивному телу, если оно разогналось, труднее остановиться, поэтому легковеса остановить проще, чем тяжеловеса, зато тяжеловесу труднее будет разгоняться. Вот почему легковесы зачастую более стремительны и подвижны, нежели тяжеловесы.
Обладая большей массой, крупный и сильный боец может работать методично и наносить удары, делая довольно медленные шаги. Но боец, меньший по размерам, должен полагаться на скорость для придания ударам мощи. При проведении комбинации (серии) нужно работать на устранение пауз между ударами и всю серию завершать мощным ударом.
Чем выше скорость, с которой наносится удар, тем большую мощь удается в него вложить. Поэтому следует пытаться наносить удар с ускорением в момент касания, происходящего при самой высокой скорости. Комбинация обычно включает в себя удары по разным целям и направлениям, поэтому набирать скорость ударов при проведении комбинации непросто, поскольку с каждым новым ударом необходимо останавливать свое движение в одном направлении и начинать движение в другом, а значит бороться против инерции.
Вот почему гораздо труднее нанести прямой удар после бокового удара той же самой, впереди расположенной рукой, чем послать короткий прямой удар вдогонку за длинным прямым ударом сзади расположенной руки, причем другой рукой. Оба эти удара идут в одном и том же направлении, в то время как направления бокового и прямой удара взаимно перпендикулярны. Есть только один способ к тому, чтобы изменить направление атаки без остановки и возобновления движения – это круговое движение. Поскольку комбинация, как правило, состоит не из одних только ударов, то, продумав каждое движение как часть комбинации, можно комбинировать блокировки, скольжения, приседания, уклонения с атакой. Некоторые из этих движений по своей природе являются круговыми, использование которых позволит провести атаку, не останавливая движения.
Мощь удара зависит не только от силы, которая в него вложена, но также и от направления. Чтобы произвести максимальный ущерб противнику необходимо нанести удар так, чтобы сумма всех векторов была максимально возможной, и эта сумма, которая также есть вектор, была направлена в выбранном направлении удара. Вектор – объект особый, он характеризуется не только величиной (длиной) силы, но и направлением силы, и в символическом виде его представляют стрелкой. При нанесении удара рукой, который направлен прямо вперед, и весь вес вложен в этот удар, результирующая сила будет иметь то же направление, что и удар. Однако если боец наносит удар рукой вперед, а сам в это время делает шаг назад, то удар много потеряет в своей мощи, поскольку результирующая в этом случае складывается из таких двух векторов, которые направлены в противоположные стороны: один вперед, а другой назад.
Чтобы рассчитать величину силы, нужно сложить все вектора всех сил, которые развиваются в этом направлении, и вычесть те, которые смотрят в противоположную сторону. Тот вектор, который останется в результате всех этих сложений-вычитаний и будет называться результирующим, в данном случае, результирующей силой. Если боец наносит прямой вперед, да еще вкладывает в удар всю свою массу, то результирующая сила будет примерно максимальной. Если же боец, нанося прямой вперед, делает при этом шаг назад, то векторы, по которым вычисляется результирующая, смотрят в противоположных направлениях, а значит, их надо вычитать. Складывая эти векторы, мы уменьшаем длину вектора, направленного вперед, на длину вектора, направленного назад, поэтому результирующая сила будет много меньше той, что была в первом примере. На языке схватки это значит, что удар выйдет совсем не таким мощным, как того хотелось бы. Когда два вектора или большее их количество направлены по-разному, то результирующая сила расщепляется по этим разным направлениям, поскольку образующие ее векторные составляющие не выстроены вдоль направления результирующей. Поэтому максимальной силы мы не получим. А вот если посылать тело вперед, но под углом к направлению удара, это придаст удару больше силы, и чем ближе эти направления, тем больше силы добавится к удару.
Выводы. Концепцию о направлениях при нанесении ударов можно свести к трем принципам:
– выполнять удары в такой комбинации, когда один удар естественно переходит в следующий;
– избегать расщепления результирующей, используя правильную механику движения тела;
– использовать вращательные движения для придания ускорения своим ударам.
Естественные комбинации:
1. Естественная комбинация позволяет непрерывно переходить от одного удара рукой или ногой к следующему. Чередующиеся удары переходят один в другой естественным образом.
2. Если наносятся чередующиеся удары то с одной, то с другой стороны, в естественную комбинацию можно включать также удары по разным направлениям.
3. Вращательное движение позволит нанести второй удар естественным образом вслед за первым, при этом за счет наращения скорости, успешность такого удара только увеличится.
Расщепление результирующей:
1. Результирующая является суммой всех векторов, вдоль нее сила удара максимальна. Результирующая зависит от направления удара.
2. В ситуации, когда результирующая расщепляется, а точнее, когда составляющие, из которых она складывается, направлены по разным направлениям, силу удара невозможно сфокусировать в одном направлении. Поэтому удар будет лишен части силы.
Ускорение и движения типа «старт/стоп»:
1. При выборе движений, позволяющих плавно переходить от одного приема к другому, уменьшается необходимость в остановках и возобновлении движений. За счет вращения возможно изменение направления атаки, не останавливая ее.
2. Необходимо ускорять удар так, чтобы он достиг наибольшей скорости в момент контакта.
Скорость вращения. Скорость часто путают с быстротой. Скорость – это векторная величина, равная быстроте движения объекта и направлена по направлению его движения. Быстрота – это темп происходящего события, насколько быстро оно происходит. Скорость определяется преодолением расстояния за очень короткое время.
Скорость = путь (расстояние) / время
V = S/t
Скорость предмета содержит в себе две его характеристики: быстрота и направление движения. Скорость = мера быстроты движения + указатель направления движения. Сила удара будет тем больше, чем большую скорость удастся набрать на имеющемся расстоянии.
Скорость в рукопашном бою характеризуется необходимостью многократно проявлять максимальные усилия взрывного характера, выполнять интенсивную кратковременную работу (удары, рывки, прыжки), чередующуюся с непродолжительными интервалами проявления максимальной силы, сохраняя при этом высокую пространственную точность действий и их рабочую эффективность.
Любой предмет, находящийся в движении, стремится в этом движении пребывать, и так будет до тех пор, пока на него не подействует какая-нибудь внешняя сила. Мы уже говорили о том, что стремление предметов сопротивляться изменению движения иначе называется инерцией. Так, например, более тяжелый боец способен ударить с большей мощью, чем боец легкого веса, поскольку его собственная масса больше. Но масса также неразрывно связана с инерцией: чем тело массивнее, тем его инерция больше. Чем тяжелее боец, тем труднее ему остановить свое движение вперед. Но не меньше проблем с инерцией у него будет и при попытке разогнаться, привести себя в движение из состояния покоя. А без движения вообще ничего создать не удастся.
Чем больше скорость, тем мощность удара больше. Если масса помогает увеличить мощь удара, но она же и препятствует набору скорости, то возникает вопрос о преимуществе большой массы в рукопашном бою. На то, чтобы продолжать уже начавшееся движение, энергии надо тратить меньше, чем на то, чтобы его изменить. Нужно потратить больше энергии на то, чтобы остановить движение и вновь его начать, чем на то, чтобы просто его поддерживать. На изменение направления движения также надо тратить энергию, поскольку нужно приложить некоторую силу для того, чтобы изменить направление движения. Переход от вращательного движения к линейному более труден, чем простое продолжение вращения.
Рассмотрим следующую концепцию: кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая линия (рис. 11).
Рис. 11. Кратчайшее расстояние между двумя точками
Если идти от точки А к точке В и обратно, то нужно начать свое движение в точке А, остановиться в точке В, затем повернуться и идти обратно к точке В, где вновь надо будет остановиться. Или старт в точке А, остановка в точке В и движение спиной вперед в точку А (рис. 12).
Рис. 12. Движения между двумя точками
В проиллюстрированной выше ситуации нужно стартовать, останавливаться и вновь начинать движение, чтобы дойти от точки А до точки В, и обратно в точку А. Старт и остановка забирают не только время, но и заставляют бороться против инерции движения. Инерция работает на то, чтобы боец двигался как и раньше, и противится тому, чтобы он остановился. При полной остановке, в первую очередь, именно инерция мешает начать движение.
Рассмотрим достаточно простую комбинацию: левый джеб + правый кросс. Первым идет джеб, он направлен вперед. Но для того чтобы оттянуть руку обратно и начать кросс правой, ту руку, которая наносила джеб, надо полностью остановить. Потом ее надо вновь привести в движение направлением обратно. Поскольку при выполнении ударов необходимо наращивать или сохранять скорость ради силы, то любые остановки и возобновления движения просто забирают время и энергию.
Стремление к повышению скорости и соответственному увеличению силы удара в комбинации, приводит к поиску способа легко изменять направление, так чтобы не приходилось останавливаться и стартовать заново. Секрет наращения скорости кроется в том факте, что вращение не требует остановок. Вращение утверждает возможность с любой точки пространства изменять направление, не делая никаких остановок.
Учитывая это утверждение, модифицируем комбинацию – левый джеб + правый кросс, так чтобы исключить из нее движения типа «старт/стоп» (рис. 13).
Рис. 13. Круговое движение руки
Круговое движение позволяет добраться от точки А к точке В и обратно без того, чтобы останавливать свое движение. Проблема, однако, в том, что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая, но при движении по кругу требуется преодолеть большее расстояние, чем при движении по прямой. Двигаясь не по кругу, но по овалу, мы можем из точки А добраться до точки В и обратно без остановок в движении. Чем сильнее вытянут овал, тем меньшее расстояние надо будет покрыть и тем более экономным получится удар. Например, когда джеб достиг цели, то вместо остановки и начала движения руки назад, нужно немного опустить ее вниз, а уже затем притянуть к себе. Такой принцип использования ударной траектории из «старт/стопного» движения позволяет выполнить непрерывное движение (рис. 14).
Рис. 14. Овальный принцип использования ударной траектории
При использовании данного принципа, необходимо избегать расщепления результирующей на два отдельных вектора. При нанесении удара он должен быть направлен точно по прямой. Если удар наносится в движении по окружности, то сила будет расщепляться по двум направлениям, первое – к цели, второе к земле. Когда удар достиг своей цели, возврат руки осуществляется по вытянутому овалу, чтобы бьющая рука не опускалась ниже живота, если удар наносился в голову.
Силу и точность удара рукой можно также увеличить, если во время движения к цели провести вращение кулаком, чтобы он занял горизонтальное положение. Поскольку точка, находящаяся в самой середине вращающейся системы, во вращении не участвует, то сила оказывается сфокусированной на очень маленькой площади, что приводит к увеличению пробивной способности удара. Если вращение кулаком начнется слишком рано, то непременно поднимется локоть бьющей руки еще до удара. При такой постановке руки удар выйдет размашистым, и вес вложить в него не удастся, что повлечет за собой потерю мощности. Кроме того, размашистый удар слишком заметен для противника. Поскольку руку вывернуть на полные 360° никак невозможно, то эффект сверления будет действовать сильнее, когда удар состоится немного раньше полного распрямления руки.
Рассмотрим скорость и силу в приемах, выполняемых с вращением. Кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая. Но это не обязательно означает, что прямой удар будет наноситься с большей скоростью и может причинить больший вред. Скорость можно описать двумя признаками:
1. Время, которое требуется на удар, от начала до конца.
2. Скорость как физическая величина.
Удар, выполняемый быстро от начала до конца, со стратегической точки зрения, ведет к преимуществу. Расстояние – очень интересный аспект схватки, который зачастую оказывается в тени. Обычно мы полагаем, что расстояние – это дистанция между участниками боевого взаимодействия. Так, например, дистанцию можно увеличить, сделав шаг назад, или сократить, сделав, соответственно, шаг вперед. Если в распоряжении бойца достаточно пространства, чтобы ускорить наносимые удары, то в момент контакта они будут иметь большую мощь, поскольку есть возможность увеличить количество движения. Если боец находится чересчур близко к противнику, то его ударам не будет хватать расстояния для сокрушительных ударов. Из-за присущих человеку физических особенностей максимальное расстояние, с которого удар можно провести успешно, ограничено длиной рук или ног. Однако, используя скорость вращения конечностей, расстояние можно продлить далеко за границы зоны досягаемости и получить преимущество по силе.
Скорость вращения говорит о том, сколько времени требуется удару во вращении, чтобы завершить полный оборот. Скорость вращения для всех участков вращающейся системы одна и та же. При этом линейная скорость тем больше, чем дальше от центра вращения. Чтобы довести свою скорость до максимально возможной, следует наносить удар по выбранной мишени в той точке, которая находится максимально близко к верхней части вращающейся системы.
Говоря о возможности набирать скорость за счет вращения, мы не можем не считаться с инерцией вращения. Инерция вращения означает сопротивление изменению состояния движения вращающегося предмета. Инерция вращения зависит от того, как распределена масса предмета относительно оси вращения. Чем больше расстояние от некоторого объема предмета до оси вращения, тем большей инерцией вращения этот объем будет обладать, тем труднее будет его привести во вращение, если он покоится, или остановить, если он вращается.
Прием с вращением, в который закладывается большая инерция, трудно подготовить в движении или, проводя такой прием, трудно ускориться. Прием, проведение которого нельзя ускорить, будет маломощным. Боец, преодолевая инерцию вращения, мешающую проведению приема, должен всю свою массу держать как можно ближе к оси вращения. Руки и ноги нужно прижать к телу, что позволит вращаться быстрее, и соответственно увеличить мощь своих действий. Все, что вытянуто в сторону от оси вращения, тормозит бойца. Хотя инерция добавляет равновесия, она негативно сказывается на скорости. Однако возможность потерять равновесие не настолько велика, чтобы отказываться от преимуществ высокой скорости.
Выводы. Существует два вида скорости:
– скорость, измеряемая в милях в час (реальная скорость);
– скорость выполнения удара от начала до конца (как много времени проходит до удара по цели).
То, как быстро боец набирает скорость, является важным показателем. При меньшем расстоянии до цели набрать большую скорость негде. Быстрота зависит также от того, насколько удобна комбинация, которую проводит боец. Если в нее включены удары по разным направлениям, то такие удары будут выглядеть не такими быстрыми, как удары, наносимые в одном и том же направлении.
Скорость – это вторая составляющая произведения, результатом которого является количество движения. Скорость способна обеспечить как мощь удара, так и стратегическое преимущество. Если скорость удара дает значительно больший вклад в количество движения, чем масса наносящего удар, то результатом будет очевидное подавление противника. Но скорость, сама по себе, без правильной механики тела максимальной мощи не обеспечит. Чтобы избегать потерь мощности при ударах, следует вначале изучить механику движения тела.
Линейная скорость:
1. Два удара по разным направлениям одной и той же рукой (например, прямой + боковой) получаются более медленными, чем два удара той же самой рукой, но в одном и том же направлении (например, двойной прямой). Это происходит так, потому что требуется энергия на то, чтобы остановить движение первого удара и изменить направление второго удара.
2. Возвращая руку в точку, откуда был начат удар, при нанесении ударов в комбинации, есть возможность быстро менять направление. Поскольку руки плотно прижимаются к телу, и за счет этого инерция вращения меньше.
3. Скорость при проведении комбинаций можно увеличить если использовать эффект шкива, когда один удар помогает разогнать второй.
4. Чем плотнее боец держит руки к телу и чем больше использует количество движения тела, тем более быстрыми и мощными будут получаться удары.
Скорость вращения:
1. Вращение позволяет наносить более быстрые удары, поскольку при вращении не требуется выполнять движения типа «старт / стоп».
2. Чтобы не допустить расщепления силы, вращение надо начинать в начале удара, а не в момент удара.
3. Вращение следует продлевать, иначе удар пойдет по неэкономичной траектории.
4. При выполнении чередующихся ударов слева и справа, небольшой присед или уклонение позволят увеличить скорость удара и улучшить подготовку к нему. Присед или уклонение в комбинациях образуют круговое движение, что позволяет бойцу набрать некоторое количество движения.
5. Скорость при ударах изнутри наружу можно увеличить, если при возвратном движении использовать небольшое круговое движение.
6. При секущем ударе пальцами главное – это скорость, а значит большая кинетическая энергия, что приводит к значительному ударному преимуществу перед противником.
Удары с вращением:
1. При ударах с вращением, руки лучше держать плотнее к корпусу на протяжении всего времени вращения. Тогда вращение получится более быстрым, поскольку инерция вращения будет меньше. Вращение начинается с вращения корпуса, а бьющая рука отводить от корпуса только непосредственно перед ударом.
2. По цели необходимо бить самым кончиком вращающегося орудия удара. У этого участка самая большая линейная скорость.
3. Количество движения можно увеличить, если одновременно с вращением сделать шаг. Длина шага может быть любой. Главное при этом, не должно быть никакой паузы между шаговым перемещением и началом вращения.
4. Удары с вращением можно объединить с иными петлеобразными ударами в том же самом направлении. Это позволяет продолжить движение, которое уже началось. Второй удар тогда будет более быстрым, чем первый.
5. Если, нанося удар с вращением, боец промахнулся, нужно воспользоваться тем, что у него уже есть количество движения, которое он может вложить в следующий петлеобразный удар в том же самом направлении.
Импульс. Скорость изменения количества движения является импульсом, показывающим, как быстро тело остановится. Импульсом (P) является произведение силы (F), действующей на предмет, и времени (t), в течение которого это действие происходит, иначе мерой изменения количества движения. Именно импульс силы определяет изменение скорости, силой же обусловлено только ускорение.
Импульс (изменение количества движения) = сила х время
P = Ft
Обе составляющие – сила и время, в течение которого сила действует, равно важны для воздействия на предмет. Сила, которая требуется на то, чтобы остановить удар, может быть небольшой, если времени на это торможение будет достаточно. Если останавливать удар быстро, то сила велика. Чтобы сильно изменить количество движения за длительное время, надо действовать с небольшой силой. Для такого же изменения в течение короткого времени требуется действие большой силы. Если наносится мощный удар, то в него вкладывается настолько большая сила, насколько это возможно. Когда ударом удается остановить или отбросить противника назад, это значит, что в течение короткого времени удалось сильно изменить его количество движения (свести до нуля) за счет большой силы. Если атаковать противника на встречном движении, то количество движения будет изменяться за короткий период времени и сила удара возрастет. Чтобы добиться максимального эффекта, время воздействия должно быть сокращено до минимума. Удар, который наносится резко, действует с большей мощностью и сила такого удара возрастает за счет сокращения времени контакта. При ударе руку необходимо резко вернуть назад в том же направлении, при этом результирующая не распыляется по нескольким направлениям. При нанесении толчкового удара, бьющая рука остается в контакте с мишенью большее время, из-за этого снижается мощь удара, но увеличивается пробивная способность, позволяющая отбросить противника на некоторую дистанцию. В зависимости от стратегических задач – нокаутировать противника или отбросить его подальше от себя, применяется резкий или толчковый удар. В итоге мы имеем следующее:
Силу удара можно увеличить за счет сокращения времени или за счет изменения количества движения (импульса).
Жалящий удар не относится к категории действительно сильных ударов, хотя его применение оправдано интересами стратегии поединка. Жалящие удары используются для создания бреши в обороне противника и отвлечения его внимание, перед проведением мощной атаки.
Сокрушительный удар обладает значительной кинетической энергией, которая проходит сквозь мишень. Сокрушительный удар применяется для того, чтобы потрясти противника до основания.
Толчковый удар несет в себе значительное количество движения и полезен в стратегическом плане, когда требуется выбить противника из равновесного состояния. Толчковый удар используют, когда хотят отбросить противника ради последующей за этим атаки.
Выводы. Импульс – это произведение силы на время. Можно сказать также, что импульс равен изменению количества движения. Импульс при нанесении удара:
1. Силу удара можно увеличить, сократив время удара, либо делая его более резким, либо вытягивая на него своего противника. Внимание здесь надо сосредоточить на том, чтобы не замедлять свой удар и не обращать его движение за счет своих мускульных усилий.
2. Если нарастить количество движения, например, в случае, когда противник натыкается в своем движении на встречный удар, время соударения уменьшается, а сила удара возрастает. Это происходит потому, что у мишени недостает «податливости», чтобы двигаться вместе с ударом.
3. Удар, который удается нанести с отскоком, длится недолго, так как его отталкивает противоположная поверхность, а поэтому обладает довольно внушительной силой.
4. Орудие удара следует резко возвращать в том же направлении, тогда удар не скользнет по мишени, а значит результирующая не расщепится по нескольким направлениям. Недопустимо опускать руку после нанесения удара, в противном случае, удар будет расщепленным, а значит. Рука должна быстро возвращаться в точку начала удара в том же направлении.
Сохранение энергии. Во время боя боец выполняет различную работу от малоинтенсивной до взрывной и при этом он теряет большое количество энергии. Кроме ведения активных боевых действий, бойцу необходимо сохранять энергию, ведь бой может длиться неограниченное количество времени. Уставший боец – это битый боец.
Энергия – это способность совершать работу. Энергию можно сохранить, если выполнять малый объем работы, настолько малый, насколько позволит обстановка. Короткое взрывное движение может сохранить больше энергии, чем долгое движение. Работа (А) – это проявление силы (F) на преодоление какого-либо расстояния (S):
Работа = сила х путь (расстояние)
А = FS
Работа – это произведение той составляющей силы, которая действует в направлении движения и служит причиной движения, на путь, пройденный под воздействием этой составляющей. Во всякое время совершения работы важны два момента: необходимо прикладывать силу и под действием силы должно происходить движение. При одной и той же силе работу можно сделать меньше, если расстояние будет короче. Работа требует энергии. Взрывная работа может возместить недостаток расстояния. Мощность (W) – это мера того, насколько быстро может быть выполнена работа.
Мощность = сила х скорость
W = FV
Она создается взрывным мышечным усилием с максимальной скоростью. Чтобы увеличить мощь, необходимо одновременно увеличивать силу и скорость. После введения понятия работа (А), можно дать другое определение мощности (W) – выполнение работы (А) за короткое время (t).
Мощность = работа / время
W = А/t
Для увеличения мощности, необходимо работу выполнять быстрее или выполнять большую работу за то же время. Например, если боец вдвое мощнее своего противника, это означает, что он может равную с тем работу выполнить вдвое быстрее, либо выполнить вдвое большую работу за равное с противником время.
Например, боксер Майк Тайсон использовал очень большую силу на очень короткой дистанции, но во взрывном стиле. За счет того, что ему удавалось высвободить всю мощь своего тела, он жертвовал дистанцией ради увеличения своего превосходства. Мы подходим к ситуации – «приобрести/потерять». Мы уже говорили о том, как дистанция позволяет набирать количество движения, необходимое для сильного удара. Вот почему удары сзади расположенными орудиями удара зачастую оказываются более сильными, чем передние удары. Однако тут есть свой минус: увеличивая дистанцию, увеличивается объем работы. Если наносить все удары только издалека, то работать придется больше, а значит и необходимый расход энергии будет велик.
Такая стратегия изматывает много быстрее. Удары с коротких дистанций должны опираться на взрывообразность и вложение массы тела в удар. Энергии при этом хватает на более долгое время.
Вывод. Движущееся тело обладает большим запасом инерции, из-за чего его трудно остановить. Если обратить набранное противником количество движения себе на пользу, то можно увеличить скорость проведения своего приема.
Энергию можно сохранить, если выполнять малый объем работы, настолько малый, насколько позволит обстановка. Работа определяется как произведение силы на расстояние. По сути, это означает, что если использовать большое перемещение (большое расстояние), тогда при заданной силе есть возможность сделать большую работу, а значит затратить много энергии. Вот почему необходимо использовать работу уже проделанную противником, себе на пользу.
Работу можно определить также как произведение мощности на время. При той же величине работы, чем меньше время, тем мощность больше. Проще говоря, если успеть за малое время проделать большую работу, то боец – мощный.
Понятие инерции тесно связано с концепцией сохранения энергии. Каждый раз, когда необходимо преодолевать инерцию, при этом тратится энергия, а усталость нарастает. Поэтому следует использовать инерцию обоих тел, бойца и противника. Инерция – это сопротивляемость изменению. Это значит также, что если какой-либо предмет движется, то его трудно остановить или даже изменить направление его движения. Но так же трудно этот предмет заставить двигаться, если он не движется. Сделаем некоторые выводы по сохранению энергии и применению инерции:
1. Можно сохранить энергию, если перемещение будет настолько мало, насколько это будет возможно. В качестве примера можно указать стратегически доминирующую позицию в центре площадки, которую надо удерживать, чтобы противник тратил свою энергию на обходные маневры.
2. Более экономичными будут те удары, которые наносятся навстречу движению противника, когда он сам выходит навстречу траектории удара, а не те, которые наносятся ему вдогон. Если удар наносится с вращением, нужно соотнести вращение с направлением удара и с тем, куда движется противник.
3. При неудачном выполнении удара с вращением, необходимо извлечь преимущество из уже набранного количества движения и нанести еще один удар по петлеобразной траектории или с вращением. Сводить к нулю уже набранное количество движения, а потом набирать его заново – означает тратить энергию, поскольку придется преодолевать инерцию.
4. При выполнении удара необходимо позволять ему рикошетировать от мишени. Это поможет легче изменить направление и затрат энергии будут меньше. При этом нужно использовать не мускульную силу руки, чтобы остановить движение удара, а тело противника.
Конец ознакомительного фрагмента.