Народ, государство и его сотрудники
Социалистическое государство Шри-Ланка управляется мудрым президентом, регулярно переизбираемым на очередные несколько лет. Нынешнего вождя (2011) зовут Махинда Раджапакса (Mahinda Rajapaksa), ему 65 лет, но выглядит на портретах достаточно молодо и оптимистично. Прилетев в страну, вы в первый же день выучите, как выглядит Президент. Он радостной улыбкой на портрете встречает новоприбывших туристов; довольный, машет руками нам с больших плакатов, радуясь заключению мира с Севером, победам на чайно-экономическом фронте или своему очередному избранию на высший пост; весело глядит на нас с первых страниц государственных газет, со стен домов, с-под стекла в продовольственных лавчонках, с больших столичных плакатов и с новой купюры в 1000 рупий.
Впрочем, такое количество портретов вождя естественно для стран Юго-Востока – не исключением будут и Таджикистан, и Казахстан, и Иордания с Сирией, и Оман с Туркменией. Более удивительно для Востока было бы отсутствие портретов.
Особо стоит отметить, что Президент никогда не наряжается в галстук, ботинки, брюки и другое европейское типовое одеяние, как 98% других мировых президентов, и красуется на портретах и фотографиях в традционном белом халате, в шарфике или в гирлянде из цветов. В сандалиях или без них. Часто он (на фото) поднимает обе руки, улыбается и машет ими.
Президент оптимистичен (судя по портретам) и добр. В его подчинении – несколько сотен тысяч солдат и ментов, которые с автоматами бродят по улицам городов, сидят на постах, обложившись полусгнившими мешками с землёй, дежурят под протекающими крышами и козырьками, берегут от злодеев железнодорожные мосты и склады (но не мешая нам ходить по ним), отжимаются на плацу, сидят и стоят на главной городской набережной, обративши дуло автомата книзу и заткнув его комочком из полиэтиленового пакета – упаси Будда, заползут в дуло какие-нибудь насекомые и подорвут обороноспособность. Все солдаты, как и вождь, также добры и улыбчивы, их можно фотографировать, к иностранцам они не докапываются. Проверка возможна только в северной четверти государства, если вы направляетесь в Джафну – там по дороге на вас обратят внимание, и запишут содержимое паспорта (и пропуска) в особую тетрадь.
В обычной жизни, в Коломбо, или в другом городе, даже на севере, они никогда не останавливают пешехода – только транспортные средства. Редко-редко, хорошо если в месяц раз, они могут затормозить машину или автобус, где едете вы, но не из-за вас, а в ходе плановой проверки транспорта. Тогда все пассажиры выйдут из транспорта с документами (ламинированными картонками с фото) в руках, и вы увидите, что документы у всех поголовно при себе есть. Так же сделайте и вы – носите паспорт при себе всегда в междугородней поездке. Как, впрочем, и в других странах.
Экономический рост на Шри-Ланке виден невооружённым взглядом каждому, кто бывал в соседних Пакистане или Индии. Здесь почти нет бомжей и нищих, за исключенем туристических городов и центра Коломбо; здесь почти все при деле, одеты, накормлены и обуты, а кто ходит босиком – так то не от бедности, а благодаря тому примечательному факту, что на улицах здесь не валяется битых стёкол. Автодороги ведут в каждую деревню, свыше 90% людей грамотно, продолжительность жизни составляет приличные 70 лет, государственный автобус отвезёт каждого за копейку куда надо, а электричество подаётся круглосуточно. При прожиточном минимуме 3300 рупий (30 долларов) в месяц – все, кто хоть что-то делает, зарабатывает существенно больше. Государство устанавливает твёрдые цены на все базовые товары, от бензина до сахара, а туристы помогают свести государству платёжный баланс, ежегодно оставляя на острове вполне пристойные суммы в СКВ.
С другой стороны, конечно, Шри-Ланка – это не Турция, не Малайзия и даже не Тайланд. Здесь всё существенно проще, потрёпанней, пообкусанней. Государство не вкладывает денег в долгосрочные проекты. Здесь не видно ни капитального дорожного строительства, ни мега-строек века типа Рогуна или БАМа. Только одну автодорогу планируют и начали строить – от аэропорта параллельную скоростную трассу в обход Коломбо к пляжам побережья, чтоб интуристов возить с ветерком – но стройка только начата; и железную дорогу Галле – Матара хотят продлить на восток, ну хотят – но пока не продлили. Деньги, собранные с туристов и с налогов за тридцать лет, все ушли на войну. Тридцать лет гражданской войны и 100 тыс. погибших для страны, меньшей чем Литва – это очень существенно. Так что было не до проектов и не до инвестиций. А теперь, значит, нужно восстанавливать север острова, на что и уйдут деньги гос. бюджета ближайших лет.
Не было инвестиций, но тут несчастье помогло – несколько лет назад цунами смыло 5% Шри-Ланки, пострадали курортные пляжные города, все местные Сочи. Погибло много тысяч людей, разрушились здания (и сейчас некоторые не починены), но это привлекло внимание международных инвесторов, не знающих, где отмыть свои евроденьги. Цунами помогает хорошо отмыть и обналичить некоторые миллиарды евро, попутно и шриланкийцам досталось – что-то давно пора было строить и чинить. Опять же, слава Президенту, он мудро действует, помогая международным деньгам найти нужные углубления, и народ, как и во всех странах, под его руководством ровно-спокойно движется к светлому будущему.