Вы здесь

Шпаргалка по госзакупкам. Раздел 9. Способы закупки (Р. А. Назаров, 2016)

Раздел 9. Способы закупки

Часть 1. Аукцион

1. Если в ходе аукциона по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ подано только одно ценовое предложение, будет ли аукцион несостоявшимся?

Да, к такому выводу пришло Минэкономразвития России в Письме от 30.09.2014 № 23679-ЕЕ/Д28и. Обоснование простое. Если ценовое предложение подал лишь один участник, то именно его вторую часть заявки будет рассматривать заказчик. И если вторая часть заявки соответствует требованиям, то включается ч. 3.1 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: аукцион признается несостоявшимся и контракт заключается с участником как с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Если участник закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ указал товарный знак, но не указал в заявке конкретные показатели, можно ли отклонить заявку?

Нет, нельзя. К такому выводу пришло Минэкономразвития РФ в Письме от 30.09.2014 № Д28и-1889. Возможность не указывать конкретные показатели предоставлена п.п. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Как считать срок, установленный для дачи разъяснения по закупочной документации в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

Минэкономразвития РФ в п.п. 22, 23 Письма от 30.09.2014 № Д28и-1889 установило следующее правило: «Согласно части 4 статьи 65 Закона № 44-ФЗ запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен».

4. Как заказчик должен определять цену каждой позиции в контракте на приобретение нескольких товаров, если в ходе аукциона снижается НМЦК?

Минэкономразвития РФ в п. 71 Письма от 30.09.2014 № Д28и-1889 указало следующее: «положениями Закона № 44-ФЗ не установлен порядок определения цены каждой позиции товара (единичной расценки) в случае, если в рамках одной закупки осуществляется закупка разноименных товаров, состоящая из нескольких позиций.

Таким образом, единичные расценки формируются заказчиком через применение «понижающего коэффициента» (в случае, если это было заранее предусмотрено документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок). При этом общая итоговая цена контракта должна соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Если контрактом предусмотрено несколько закупаемых товаров, и заказчик в проекте контракта, направленного победителю электронного аукциона, рассчитал цену за единицу каждого товара пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта, предложенному победителем, а победитель аукциона не согласен с таким расчетом, то в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ он вправе направить заказчику протокол разногласий с замечаниями к положениям проекта контракта и определить свою цену каждой единицы товара в рамках предложенной общей итоговой цены контракта.

В связи с тем, что цена за единицу товара, указываемая заказчиком в документации о закупке или извещении о проведении запроса котировок, используется для расчета начальной (максимальной) цены контракта, заказчик вправе заключить контракт, в котором будут указаны цены каждой единицы товара в соответствии с протоколом разногласий при условии, что общая итоговая цена контракта будет соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, а количество товара и иные условия исполнения контракта будут соответствовать документации о закупке или извещению о проведении запроса котировок».

5. Каким способом закупать строительные работы в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В Письме от 07.05.2014 № 10194-ЕЕ/Д28и Минэкономразвития сделал вывод, что осуществлять закупку необходимо через электронный аукцион. Однако заказчик может закупать и через конкурс с ограниченным участием, если соблюдаются следующие условия:

– объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;

– начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Данный вывод был подтвержден Решением Верховного Суда РФ от 14.10.2014 № АКПИ14-937.

6. Будет ли отказано в согласовании, если не по вине заказчика по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ протокол не был опубликован на официальном сайте закупок?

Нет, отказ в согласовании в данной ситуации незаконен. Такой позиции придерживаются суды (см., напр., Постановление 6 ААС от 24.11.2014 № А73-9526/2014). Суды исходят из того, что протокол должен быть сформирован автоматически и за сбой на сайте заказчик не несет ответственности.

7. Можно ли заключить контракт по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ с третьим и последующими участниками аукциона?

Нет, нельзя. Такая возможность не предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Об этом сказано в Письме ФАС РФ от 17.09.2014 № АЦ/37487/14. Поэтому заключить контракт можно либо с победителем, либо со вторым участником.

8. Участник электронного аукциона должен указывать в заявке торговую марку и наименование места происхождения?

Да, это так. На это указано в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 № Д28и-2916. При этом Министерство сослалось на п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

9. Может ли заказчик отказаться от заключения контракта с победителем аукциона, если было отозвано финансирование?

Нет, не может. Такой вывод делает арбитражная практика (см., напр., Решение АС Мурманской области от 18.03.2015 № А42-8181/2014). При этом суды ссылаются на ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В этой норме установлен исчерпывающий список оснований для отказа в заключение контракта. Отзыв финансирования не упоминается.

10. Если заказчик проводит закупку НИОКР и при выполнении НИОКР будет использоваться товар, для приобретения которого требуется проводить аукцион, необходимо ли проводить аукцион и на НИОКР?

Нет, это не является обязательным. Об этом сказано в п. 1 Письма Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 № Д28и-118.

Министерство обратило внимание, что Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р в данном случае не применяется.

11. В какой форме второй участник закупки может согласиться на заключение контракта?

Контрактное законодательство предусматривает случаи, когда контракт можно заключить со вторым участником закупки. Возникает вопрос, как в этом случае может быть подтверждено согласие участника?

В пункте 2 Письма ФАС РФ от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 сделан вывод, что свое согласие участник может выразить в любой форме. Это может быть как письмо, так и сам факт подписания проекта контракта.

12. Что делать, если по итогам аукциона цена контракта больше, чем стоимость работ по допуску СРО?

В этом случае победитель обязан снизить цену контракта. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 05.03.2015 № Д28и-540. Министерство отметило, что допуск СРО выдается на определенную стоимость работ. Если такая стоимость меньше цены контракта, цена должна быть снижена. В противном случае заказчик может расторгнуть контракт по ч. 9 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

13. Можно ли для аккредитации на площадке использовать выписку из ЕГРЮЛ, полученную в электронной форме?

Да, это возможно. Для аккредитации на площадке участник должен предоставить пакет документов. В том числе необходимо предоставить выписку из ЕГРЮЛ.

В Письме ФНС РФ от 31.07.2015 № ЕД-4-7/13390 сделан вывод, что выписка может быть получена участником, в том числе, в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью налогового органа. Оператор площадки не может отказать в аккредитации, если получена такая выписка. Кроме того, оператор не может требовать предоставления распечатанной выписки с печатью налогового органа. Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 30.09.2015 № Д28и-2944.

14. Если аукцион проводился на право заключения контракта, надо ли вносить обеспечение?

Да, это необходимо. В определенных случаях аукцион проводится на повышение, то есть на право заключить контракт. Однако это не снимает обязанности победителя по внесению обеспечения. Контракт может быть заключен только после внесения обеспечения на счет заказчика.

Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 08.04.2015 № Д28и-962.

15. Можно ли в заявке указывать две страны происхождения товара?

Нет, нельзя. Такой вывод сделан в Решении УФАС Омской области от 26.05.2015 № 03–10.1/172-2015. В частности УФАС отметило:

«Комиссия считает правомерным отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в заявке на участие в электронном аукционе Общество в отношении одной позиции товара указало две страны происхождения товара, в то время как в силу подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара, т. е. Федеральным законом императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара».

16. Как быть, если наименованию места происхождения товара не предоставлена правовая охрана?

Если наименованию места происхождения товара не предоставлена правовая охрана, то в первой части заявки на участие в аукционе должно быть указано наименование производителя. Если в составе заявки нет ни того, ни другого, то заказчик отклоняет заявку. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 09.12.2014 № Д28и-2739.

17. Что в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ понимается под наименованием происхождения товара?

Минэкономразвития РФ в Письме от 07.07.2014 № Д28и-1194 разъяснило, что понимать под наименованием происхождения товара. В частности Министерство указало следующее.

В случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ.

В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара.

18. До какого момента можно отстранить участника аукциона?

В соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик должен отстранить участника, который предоставил недостоверные сведения в заявке. Из Письма Минэкономразвития РФ от 21.08.2015 № Д28и-2475 можно сделать вывод, что это возможно сделать только до подписания протокола подведения итогов аукциона.

Конец ознакомительного фрагмента.