Глава 1. Развитие школьного географического образования в Якутии
Становление школьной географии в Якутии шло в едином русле развития школьного образования в России, поэтому его развитие рассматривается в тесной взаимосвязи с образовательной системой Российской империи, СССР и затем Российской Федерации.
Истоки первоначальных естественно-научных знаний и представлений закладывались в хозяйственном укладе и духовной культуре якутов в кругу семьи, которые со временем стали дополняться теоретическими знаниями, заложенными в содержание школьной географии в школах Якутии. Педагогическое обоснование роли краеведения в формировании личности ребенка обращали свое внимание Я. А. Коменский, мыслитель и педагог Ж.-Ж. Руссо, великий русский просветитель М. В. Ломоносов и основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский [168].
1.1. Первоначальные знания и представления об окружающем мире
В. В. Краевский отмечает важность обучения детей в кругу семьи, определяя его как необходимость и потребность в передаче знаний и опыта от старшего поколения к младшему поколению: «Когда не было ни учебных предметов, ни учебников, – обучение уже было. Оно появилось вместе с самим человеком. Когда первобытный охотник учил подростка умению выслеживать зверя или делать стрелы, умению добывать огонь, он передавал посредством обучения определенное содержание мальчику, в соответствии с потребностями и традициями своего племени. Пропасть в пространстве и времени отделяет первобытного охотника от космонавта. Но главное в обучении осталось.
По-прежнему оно служит средством передачи социального опыта, а в его содержательной стороне отражается то что, мы ожидаем от нашего современника» [89, с.13].
В этнопедагогике народов мира передача жизненного опыта из поколения в поколение находит отклик в виде совокупности житейских правил и народной мудрости. Первоначальные знания и представления о духовной и материальной культуре, существовавшие в народной педагогике якутов и народов Севера, исследованы и обобщены в работах В. Ф. Афанасьева [5], Н. Д. Неустроева [123], И. С. Портнягина [144], Д. С. Макарова [103] и др.
Эти сведения позволили выявить естественнонаучные знания и представления об окружающем мире родного края, как сведения формирующие мировоззрение и мышление детей, которые учили правилам общения на природе, накапливать эти знания как народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение. В. Ф. Афанасьев, известный исследователь развития педагогической мысли в Якутии, считает, что истоки первоначальных знаний и представлений об окружающей среде и его естественные последствия в воспитании и обучении, исходят из основ народной педагогики, когда дети с малых лет получают сведения из ближайшего окружения как народную мудрость, свод житейских правил [5]. Знания и представления об окружающем мире закладывались с ранних лет, развивая наблюдательность, любознательность и пытливость детского ума, которые помогали жить и выживать в условиях суровой природы Якутии.
Они представляли собой духовную и материальную культуру якутов, частью которых были естественнонаучные сведения по астрономии, физике, метеорологии, географии, ботанике, зоологии. В данной работе они обобщены по своим направлениям и объектам как: астрономические, географические знания по ориентированию в пространстве во времени, метеорологические, фенологические, ботанические и зоологические знания.
Астрономические знания. Жизненно необходимыми были астрономические (космогонические) сведения, помогающие ориентироваться в пространстве и времени. Дети с малых лет имели представления о небе, Солнце и Луне, атмосферных явлениях, умели определять по звёздам их движение, которые одновременно служили и путеводителем, и часами [5]. Якуты знали Млечный путь (Халлаан сиигэ), неподвижную Полярную звезду (Орой сулуһа), Большую Медведицу (Араҥас сулус), Малой Медведицы (Тоҥус Араҥас сулуһа). По другому якутскому представлению Большая Медведица – это лось (четыре звезды), а за ним бежит собака (три звезды, близкие к остову), далее идут охотник и носильщик. У разных народов мира, созвездие Большая Медведица это имеет различные образные названия, связанные с жизнью народов северного полушария: коряки считали диким оленем, буряты – семью ланями, казахи – конем, привязанным к железному гвоздю [103]. Некоторые народы называют это созвездие плугом, повозкой (украинцы).
Одной из составных частей духовной культуры любого народа, тесно связанной с его хозяйственной деятельностью, является система календарных представлений, связанные с астрономическими знаниями. Эти вопросы подробно раскрыты в исследованиях А. И. Гоголева [40], Н. М. Игнатьева [75], Д. С. Макарова [103] и др. Как отмечает А. И. Гоголев: «Изучение традиционного якутского календаря, фактически началось с 1980-х годов. В дальнейшем особый интерес вызвали публикации А. Павлова и Л. Афанасьева, посвященные интерпретации традиционного календаря саха» [40, с.25]. С давних времен якуты умели вести календарь и как многие скотоводческие народы пользовались лунно-солнечным календарем. В его основе лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев, но согласованный со сроком и солнечного года. Они знали о дополнительном тринадцатом месяце – тиргэ ыйа, который вставлялся между ыам ыйа (май) и от ыйа (июль) перед летним солнцестоянием. Он также согласован и со сменой лунных фаз и началом солнечного года – равноденствием. Продолжительность месяца такого календаря, равная в среднем 29,5 суток, меньше его фактической продолжительности на 0,03 суток. А для лунно-солнечного года были важны полнолуния и новолуния. Дни внутри естественного, т.е. природного, года якуты определяли по изменению фаз Луны.
Ориентирование во времени по Луне. Луна как естественный спутник Земли, который систематически, через определенные промежутки времени появляется на небе и уменьшается, перемещается с запада на восток, конечно и была одним из первых небесных объектов наблюдения якутов, притягивала взоры детей и взрослых. Сведения о роли Луны и его фазах как устоявшиеся знания и представления об окружающем мире якутов подтверждали пытливость ума якутского народа.
Якутское слово ый (месяц) – то есть не только Луна, но и месяц, который применяется в значении указать, т. е давал определенные временные указания в хозяйственном укладе в зависимости от особенностей месяца. Образные названия фаз Луны и движения Солнца определены очень подробно и точно, отражают многовековую традицию якутского народа, устную передачу информации из века в век, которые применимы, хотя не полностью, а частично с более характерными названиями– определениями и в наше современное время.
Обычный якутский месяц состоит из 30 дней. И делится на 3 декады (по десять дней), которые соответствовали фазам Луны – новолуние, полнолуние и старолуние. По представлениям якутов с 1 дня новолуния до 10 дня считались в возрастающем порядке и имели очень образные названия: первый день новолуния саҥа ый төрүтэ – основа нового месяца. Четвертый вечер сравнивали с рогами молодой коровы. Пятый день сравнивали с желудком зайца (куобах куртаҕа). Восьмой день новолуния – саа кирсэ (тетива лука). Дни от 11 по 20 обозначались по степени полноты – роста Луны. Так 11-й день – биир толору аҥаара (первый день половины полноты), 12-й день – икки толору аҥаара (второй день половины полноты), 13-й день – үс толору аҥаара (третий день половины), 14-й день – кыра толору (малая полнота), 15-й день – улахан толору (большая полнота), 16-й день – кыһыл киэһэтэ (вечер красноты), в этот вечер Луна появляется с красной зарей и сама красная или ый кыһыл киэһэтэ (красный вечер Луны). 17-й день – күбэ киэһэтэ (вечер скупости). Очень интересное объяснение дают этому дню И. П. Сойкконен и Д. С. Макаров: в этот вечер Луна восходит поздно, и скупые хозяева могут приготовить ужин, не опасаясь дневных гостей, остающихся на ночлег [40]. 18-й день – бойом борото (щедрость), 19-й день – куобах куртаҕа (заячий желудок), 20-й день Луны – кыптыый буута (задок ножниц). От 21 по 30 дни начиналась третья декада якутского месяца (дни старолуния) или дни убывания. 21 – уон эргэтэ (10-е старолуние), 22-й – тоҥус эргэтэ (девятое старолуние), 29-й день – иккис эргэтэ (2-е старолуние) или саһар киэһэтэ (вечер прятания Луны). 30-й день – биир эргэтэ (1-е старолуние). Каждый месяц начинался вечером того дня, когда после периода невидимости появлялась новая Луна. У якутов довольно много примет связанных с фазами Луны. Так, новолуние считалось временем начинаний, и приурочивали к нему многие ответственные дела [40].
Ориентирование во времени по Солнцу и звездам. Среди небесных светил особое место занимало Солнце, которое служило народам Севера в качестве дневных часов в летнее время. Естественной единицей измерения времени, связанной с чередованием труда и отдыха людей, были сутки. На якутском языке сутки обозначаются словосочетанием күннээх түүн (день с ночью) и термином хонук. Сутки делятся на четыре части: утро (сарсыарда), день (күн), вечер (киэһэ), ночь (түүн). Словосочетание күн аҥаара обозначает половину светового дня. Время днем показывало солнце, ночью звезды. Поэтому у якутов «время» (күн-дьыл) означало «күммүт төһөлөөтө?» – это значит «сколько время?».
День начинается с рассвета: тыҥ хатыыта – время первой зари, утренней зари, когда на востоке появляется узенькая светлая полоска. Халлаан сырдыыта – начинает светать. Халлаан сырдаата – таҥара сырдаата – стало светло. Күн таҕыста – Солнце поднялось над горизонтом. Күн ойдо – солнце поднялось. Күн тиит баһыгар таҕыста – солнце поднялось над лесом. Кµн ортото буолан эрэр – Солнце близко к середине. Күн орто, күн аҥаара – полдень. Күн аҥаара ааста – после полудня. Киэһэ буолла – вечереет. Күн тиит баһыгар түстэ – Солнце над лесом. Күн дьааһыйан эрэр – когда Солнце начинает заходить. Күн киирдэ – Солнце зашло. Имнээх – Солнце заходит с зарею, вечерняя заря. Им сүттэ – заря потухла. Киэһэ уот буолла – пора вечернего огня, пора ложится спать и подкладывают дрова в камелек, примерно в 9 часов в зимнее время.
Ночная половина суток распределена по времени так: түүн үөһэ – середина ночи, полночь. Якуты знали, что Плеяды (Үргэл) самого высокого положения на небе достигают над горизонтом в полночь и удаляются перед тыҥ хатыыта – перед рассветом. Созвездие Большая Медведица была для якутов ночными часами в зимнее время. По положению на небе Большой Медведицы зимой определялось время вечерней трапезы (киэһээҥи ас), отхода ко сну (киэһээҥи уот), полуночи (түүн үөһэ), утреннего рассвета (халлаан сырдыыта, тыҥ хатыыта) и т.д.
Для определения продолжительности времени существовали такие определители как: кыл быстыҥа – время, за которое лопнет конский волос, это доля секунды. Чыпчылыйыах бэтэрээ өттµгэр – в одно мгновение, время равное одной секунде. Хамсалаах табаах быстыҥа – время, равное выкуриванию трубки табака, равное 30 минутам. Солуурчах быстыҥа – 30 минут. Биир (тоҥ) күөс быстыҥа – время, равное развариванию мерзлого мяса, примерно 1,5 часа. Хас да күөс быстыҥа – в течении нескольких часов [40]. Такие определения широко используются в повседневной жизни, быту и разговорной речи современных якутов, особенно среди сельских жителей, у которых сохраняются передача народной мудрости и передача социального опыта при тесном общении с природной средой.
Во второй половине XIX и начале XX вв. жители некоторых центральных улусов Якутии пользовались гномонами – солнечными часами для ориентирования во времени и определения направления. Специально для этих целей ставили низкое, небольшое сэргэ (коновязь). На ее вершине по краям круга заколачивали на равном расстоянии друг от друга 12 деревянных шипов – колышков. На середине круга забивали еще один колышек, размер которого в 2–3 раза превышал крайние, и по его тени определяли время солнечного дня. Летом время солнечного дня определяли по освещению Солнцем тех или иных частей деревянной юрты или берестяной урасы, которые до второй половины XIX века были строго ориентированы на восток – двери прорубались на востоке, продолжая древнетюркскую традицию [40].
Метеорологические знания. Д. С. Макаров [103] обобщил метеорологические знания и представления якутского народа, их роль в материальной и духовной сфере жизни, в том числе приводит сведения о народных предсказателях – дьыллытах, которые были почти во всех наслегах Якутии.
Нужды скотоводческого хозяйства с развитием земледелия заставляли якутов постоянно следить за состоянием окружающей среды и происходящими в ней атмосферными процессами и явлениями, астрономическим ходом небесных светил, которые сформировались в свод вековых наблюдений над природой как народные приметы. Они отображают смену многообразных природных явлений в течение года, начиная от едва заметного увеличения дня и кончая климатической характеристикой отдельных сезонов. В этих приметах находит свое отражение народная астрономия, метеорология и агрономия.
В результате многолетних наблюдений за природными явлениями в окружающей среде, создан свод метеорологических примет, принятые в обществе как народные приметы, по которым предсказывалась погода на ближайшее время. Из среды народа выделялись особые знатоки: составители-предсказатели погоды – дьыллыттар, которые вели постоянные наблюдения за метеорологическими и астрономическими явлениями, предсказанием погоды на ближайшее и продолжительное время, влажные и засушливые периоды, Например, облака краснеют при заходе солнца – к ветру. Солнце заходит, не прячась в облака – завтра будет погожий день. Оно восходит ярко-красным – при засухе, особенно в период зеленения трав, злаковых культур и их роста. Луна и Солнце украшены по бокам пучками преломленных лучей (ый, күн ытарҕата) – впереди облачные дни без осадков. Когда эти два светила окружены ореолом (гало́) – будет ненастье. Если круг маленький и темный, то с сегодня на завтра, большой и долго стоит – через 2–3 дня. Усиление эха в зимнее время, яркие звезды и чолбоны (планеты), северное сияние и треск предсказывают усиление морозов. По сильным ветрам в декабре и январе довольно правильно предсказывали заморозки в июне и июле [103].
В якутских семьях детей с малых лет учили наблюдать за окружающей средой и пользоваться своеобразными самодельными приспособлениями: солнечными часами – «гномонами», календарем «древко года». Дьыллыты занимались не только метеорологическими наблюдениями, а также ведением якутского народного календаря, они выбирали наиболее пытливых и способных детей и передавали им свои знания и опыт. Часто делать насечки на «древке года» или перестановки на календаре доверяли детям, например, в автобиографическом романе «Весенняя пора» якутского писателя Н. Е. Мординова – Амма-Аччыгыйа, он пишет об его обязанности вести календарь «древко года» под чутким руководством бабушки Даарыйа [116].
Почти каждая якутская семья вела погодные наблюдения на оригинальном календаре, называемом «древко года» – «дьыл маһа», где отмечали погоду насечками- зарубками, сравнивая эти насечки, умели и могли предсказывать погоду на короткий и долгий срок. Для этого изготовляли палку длиною в аршин (около 72 см), четырех– или шестигранной формы. Ежедневно на палке – «деревянной» книге средствами различных символов наносились фенологические явления природы и погоды, по накопившимся из года в год таким книгам можно было предсказывать погоду на десятилетия. Таких палочек со временем накапливалось из них до 80–100 штук и они в совокупности составляли «деревянную книгу» погодных условий Якутии [103]. Так, в семье Н. Л. Игнатьева – Билгэ, начиная от его прадеда и деда П. М. Игнатьева (1843–1939 гг.) были изготовлены несколько календарей, которые дошли до него [75].
Среди них, известны: Мас Халандаар из Кыллахского наслега Олекминского района (умер в конце XIX в.), А. Д. Федоров из Немюгинского наслега ЗападноКангаласского (конец 1870-х – конец 1920-х гг.), Г. Н. Золотарев из Харбалахского наслега Верхневилюйского (ок. 1857–1958 гг.), В. Ядреев (Баһылаас) из I Едейского наслега Намского улуса, А. С. Порядин из Моорукского наслега Мегино – Кангаласского (1870 – 1957 гг.), которые жили в конце XIX – в середине XX вв. [103].
В наше время этой теме посвящена работа М. П. Кондратьева – Моохучча, который обобщил многолетние сведения о метеорологических предсказаниях и их последствиях, особенно о засухах и наводнениях, охвативших Центральную Якутию, в частности Чурапчинский район. Автор подводит выводы по рассказам старцев – дьыллытов о засухах, наводнениях, которые остались в памяти народной и имеют запоминающиеся образные названия как «сут кураан», «уу су- та», «угут сыл» приводит народные приметы предсказания погоды в ближайшее время [84].
По наблюдениям «дьыллытов» повторение метеорологических явлений и процессов происходит через каждые 6 месяцев. За исходную точку отсчета они брали «стык года» (дьыл ыпсыыта) т.е. 25 декабря – самый короткий день по якутскому календарю. Это значит, что метеорологические явления, происходящие до и после этой даты, должны повторяться в следующем порядке: ноябрь – май, декабрь – июнь, январь – июль, февраль-август, март – сентябрь, апрель – октябрь. Таким образом, если в первой половине января снежно, то в первой половине июля будет дождливо. Если в первой половине декабря не было больших морозов, то в первой половине июня будет тепло и т.д. [107].
Дьыллыты наблюдали за многолетним режимом и состоянием рек, озер. Осенью по ледоставу на реке Лена можно было узнать ее вскрытия на этом участке весною. По высокому уровню ледового покрова на ней (томточчу) и заносу песка на данном участке предсказывали заторы т.е. большие разливы. Эти явления удачно предсказывал Евдоким Иосафович Барашков (Тииттэ) из Хахсытского наслега ЗападноКангаласского улуса.
Для выяснения эффективности народных примет анализированы большей частью «ключевые» дни, т.е. определенные дни в году, которые определяют погоду будущего сезона. Это, например, сплошная облачность «сис былыт», выпадение снега в конце января и начале февраля, ослабление зимних морозов, это изменение скорости и направления ветра в отдельные дни, это дожди в начале лета, в начале и разгаре сенокоса и другие, которые были приурочены к Афанасьеву дню (31 января), Николину дню (22 мая), Петрову дню (12 июля) и др. Были анализированы отдельные местные признаки погоды, проверены народные приметы об их обоснованности на основе анализа данных метеорологических наблюдений. Установлено, что по ветрам в январе и феврале довольно точно предсказывали условия увлажнения предстоящего лета или года (средняя оправдываемость прогноза составила 57%). По народной примете если 19 января будет ясно и морозно, то жди лета засушливого, оправдалась в 71% случаев, а если в этот день облачно и тепло, то жди лета дождливого – в 57% случаев. Примета снег в Татьянин день (25 января), то лето будет дождливое, оправдала себя в 60% случаев [37].
М. К. Гаврилова – д. г.н., ученый-метеоролог, вывела закономерность о существовании определенной внутригодовой повторяемости циркуляционных процессов в Центральной Якутии и отмечает, что с каждым типом циркуляции связаны определенные погодные условия. Смена циркуляционной обстановки ведет за собой и смену погодных условий [27]. Следовательно, якутская народная примета о повторяемости погодных условий в зимний и летний периоды в своей основе соответствует действительности. Примета – какова погода 1 апреля, такая погода будет 1 октября оправдалась в 66% случаев. Проверка эффективности народных примет показала их большую оправдываемость (61%), что доказывает обоснованность народной мудрости и наблюдений, накопленные за многие годы, а также несоответствие российских примет в условиях Якутии [37].
Географические знания и географический кругозор якутов и народов Севера были исследованы С. Е. Мостаховым – к. г.н., доцентом кафедры географии, в его монографии «Сподвижники путешественников и исследователей» [117]. По его мнению, жители Северо-Востока Сибири в постоянной борьбе с суровым климатом накопили значительный материал, научились глубоко познавать окружающую географическую среду, географию своего края. Географические представления о погоде и климате, почвах и горных породах, растительном и животном мире возникали из потребностей в производстве орудий труда, домашней утвари и жилища, потребностей необходимых в повседневной жизни, из необходимости приспособления хозяйственной деятельности к суровым природно- климатическим условиям. В силу жизненной необходимости коренные жители Северо-Востока Сибири становились тонкими следопытами, знатоками топографии, ориентироваться во всякую погоду, даже в пургу, ориентироваться в любой местности осваиваемой территории, используя местные приметы. Они хорошо знали особенности природы, животный и растительный мир, его хозяйственное значение и применение, умели предсказывать погоду, вели многолетние наблюдения. Коренные жители – охотники и оленеводы создавали свою самобытную географическую терминологию и передавали из поколения в поколение своеобразный фенологический календарь [117].
Географические знания и кругозор коренного населения формировались в процессе взаимодействия человека и природы, он выражался в знании топографии местообитания, охватывающего огромные пространства и в умении схематически изображать эту местность в плане. Многими путешественниками отмечено, что коренные жители прекрасно знают местность, отлично ориентируются, имеют исключительную зрительную память и умение различать все детали форм местности (ландшафта). Свое положение определяли не только по звездам, Солнцу и Луне, а также могли ориентироваться по особенностям ландшафта – по направлению горных хребтов и рек, склонов, характеру растительности. Кроме удивительной зрительной памяти, многие путешественники отмечали умение правильно воспроизводить топографию местности на простом схематическом чертеже, выполненном на бересте или на бумаге. Эти своеобразные карты служат доказательством умения ориентироваться в пространстве, передачи топографических умений и навыков из поколения в поколение. Путешественники и исследователи знали об этих умениях коренных жителей, охотно пользовались их услугами в качестве проводников и помощников и благодаря, им были освоены огромные просторы Якутии и северных территорий. Тем самым они сыграли немалую роль в освоении и географических открытиях и исследованиях на Северо-Востоке Сибири [117].
Географические знания у якутов и народов Севера сформировались как географический кругозор, в умении ориентироваться в пространстве, развивались как топографическая память народа, которые передавались во время охоты, работы и отдыха, постоянно обучая детей премудростям жизни, помогающей выживать в суровых условиях Севера, от которых зависела жизнь многих людей.
Ботанические знания. В арсенале якутской народной медицины насчитывается всего 114 видов местной флоры, 75 видов травянистых растений, 25 видов древесных и кустарниковых растений, 9 полукустарников и кустарничков, 5 грибов и лишайников. По учету этнографа А. А. Саввина применялись 70 лекарственных растений против 71 болезней [103]. Здесь приведена только часть лекарственных и пищевых растений, применяющихся в практике якутского народа. В основном применяли растения, которые богаты содержанием витамина С, а некоторые каротином. Это всем известная полынь обыкновенная (үөрэ ото, кыа уга), хрен дикий, щавель (кииһилэ). Луковицы лилии даурской (сардаана силиһэ), которые входили в состав похлебки (бутугас, тар үөрэ). В качестве приправы применялся чеснок полевой. Но особое место занимало в жизни народа корневище сусака зонтичного или ситовникового (унньуула – күөл аһа), которое известно как «якутский хлеб» [103]. Считалось, что это растение цветет только тогда, когда никто не видит, переходя из одного озера в другое [40].
Ознакомление с растениями начиналось с малых лет как жизненно важные и необходимые познания, все эти знания давали представления об окружающем мире, о временах года, представляли фенологические знания [5]. Взрослые учили детей с малых лет распознавать растительное разнообразие, их применение в пищу и лечении. Якуты знали, когда их собирать, какая часть растения используется в лечении, как хранить собранные растения. Среди народа всегда были и есть знатоки: отосуты – народные лекари и врачеватели, которые умели применять растения как лекарственное сырье, передавая свои знания детям, младшему поколению в основном в своей семье. В Якутии всегда были потомственные отосуты, при этом каждый отосут имел специализацию по определенным болезням, применяя определенные виды растений. Так, в Таттинском улусе до сих пор известна семья отосутов Чашкиных – отца и сына, которые имеют свою лечебную траву – веронику седую (лоһуор от) для общетерапевтических болезней, жители улуса ее называют «оҕонньор ото» и широко пользуются им. Этот простой факт, доказывает о передаче знаний детям, обучении детей практическому опыту, своду житейских правил.
Известным ученым А. А. Макаровым были исследованы морфологические, биохимические и фармакологические особенности лекарственных растений, которые составляли окружающее биоразнообразие аласов, равнин и гор Якутии. Он выявил более 130 видов растений, используемых в якутской народной медицине, в том числе 88 многолетних трав, 26 кустарников, 7 деревьев, 3 лишайника и 6 грибов [ ].
Зоологические знания. В условиях острой нехватки продуктов питания важным подспорьем в питании якутов было рыболовство, особенно озерное. Озерную и речную рыбу ловили сетями, неводами и вершами. Прекрасно знали о исчерпаемости озерной рыбы. Поэтому умело занимались разведением в закрытых водоемах карасей, при этом хорошо разбирались в каких озерах можно разводить, знали требования: они не должны быть слишком мелкими, чтобы не промерзали до дна в зимнее время. Не должны быть слишком глубокими т.к. икра рыб может погибнуть, берега озер должны быть отлогими для того, чтобы рыба могла метать икру, дно суглинистое. Для разведения рыб выбирали плодовитую, мелкую и тощую, перевозили в вершах ночью, боясь повредить рыбу. Во всех этих хозяйственных работах участвовали дети, обучаясь азам правильного природопользования у взрослых, получая знания и представления о разнообразии животного мира. Весной охотились в определенное время на уток, при этом ружьем не пользовались, боясь вспугнуть высиживающих уток [103].
Якутские дети с раннего возраста приучались ловить рыбу, охотиться на уток, ставить силки и многое другое необходимое в повседневной жизни жителей, направленных на выживание, но самое главное все это формировалась как народная мудрость, передача практического опыта молодым. Дети после долгой зимы могли подкормиться после долгой зимы. Они прекрасно разбирались в фенологических явлениях, знали прилет пуночек (туллуктар), которые шли на подкормку. Дети хорошо разбирались в «лесной книге» – взрослые учили их читать следы зверей и птиц. Летом они собирали яйца уток, охотились на зайцев, но при этом дети прекрасно знали, что нельзя все забирать и убивать, чему помогали многие поучения и запреты народа, направленные на сохранение биоразнообразия своей местности.
Фенологические знания отражают формирование практических умений и навыков у детей в результате наблюдения, сравнения особенностей природных условий в окружающей среде – на ближайшем окружении своей местности, родном аласе, урочище, как совокупность житейских правил и практического опыта, передающихся из поколения в поколение старшими младшим. Они формировались как естественнонаучные знания о растениях, насекомых, животном мире, явлениях природы, происходящих из года в год, особых явлениях и событиях, которые произошли в какой-то год и пытались понять причину их происхождения. Якутские дети получали эти знания довольно рано, они знали разнообразных лесных зверей и полевых птиц, их повадки, их с детства учили бережному отношению к окружающей среде, которые оцениваются как экологические знания и умения как результат естественно-научных знаний о природе. Так, С. Е. Мостахов пишет о самобытной географической терминологии коренных народов Севера и о передаче из поколения в поколение своеобразного фенологического календаря – обширного свода вековых наблюдений над явлениями природы [117].
Далее по работе Н. Л. Игнатьева приводятся народные приметы времен года в Якутии, примерно охватывающие время конец XIX и начало XX вв. в бассейне р. Вилюй. Н. Л. Игнатьев – Билгэ, известный в Якутии как предсказатель погоды, опирался на народные приметы времен года по многолетним наблюдениям. Н. Д. Игнатьевым на основании многолетних наблюдений своих предков обобщена и составлена хронология фенологических событий [75]. Приведенные народные приметы по некоторым срокам не всегда подходят современному времени. Но это понятно, ведь за это время произошли климатические изменения в природе Якутии, как потепление и это изменило ход фенологических событий.
Данная подборка отражает народные приметы, которые были характерны В Центральной Якутии как результат многолетних систематических наблюдений и особенность наблюдательности, пытливости ума, образности обозначения природного процесса и явления якутского народа, связанного с его хозяйственным укладом жизни. Но при этом не все приметы совпадают, чему видимо можно найти объяснение в климатических изменениях, которые произошли в течение XX века.
Так, 31 января – макушка зимы. В это время запасов сена должно быть столько, сколько израсходовано до этого, т.е. это – половина зимних дней (94 дней). Спустя 16 суток от макушки зимы или 16 февраля «отламывается один рог быка-Мороза». «Второй рог отламывается 28 февраля. Спустя 42 дня остается (14 марта) остается «пустой дух морозного быка».
16 марта – день первой отметки весны. Перелом на весенние дни продолжается в течение 31 дня. С 14 апреля по 6 мая идет таяние снега. На протяжении весны многие хозяйства перекочевывают на дальние заимки, где были заготовлены запасы сена. Активная весна – 6 мая по 22 мая (16 суток). Разгар весны – 12 суток (от 22 мая до 32 июня). Общая длительность весны около полутора месяцев.
Начинается подготовка к лету. Посев зерновых – 15 мая. Через 6 суток они дают ростки, через 15 появляются всходы, через 62 – цветение, через 97 – созревание зерновых. Начало переселения на летник – 3 июня. Но сенокосные угодья пока не используются как пастбища. Под пастбища отводятся, как правило, непригодные для сенокоса участки. Переходный период к лету считается с 3 по 14 июня (11 суток). 14 июня прилетают утки – турпаны. Затем начинается цветение шиповника в течение 28 дней – с 14 июня по 12 июля.
Кульминация года приходится на 26 июня. С этого момента начинается сокращение светового дня. Перестает куковать кукушка, в некоторые годы кукует до 26 июля. Наступает ответственный период в жизни якутов – начало сенокоса (12 июля). В это время полностью трава пригодна для сенокоса. Середина сенокоса – 15 августа, конец – 14 сентября. Разгар лета продолжается с 21 июня по 2 августа. Утка меняет свое оперение 21 июля, утята начинают летать со 2 августа. Угасание лета – с 2 по 17 августа. В это время на сенокосных угодьях чувствуется запах полыни. Таким образом, продолжительность лета два с половиной месяца.
Начало осени от 17 августа до 14 сентября. Заканчивается сенокос, с этого времени они используются как пастбища. Из дальних заимок переезжают в эти пастбища. Разгар осени с 14 по 25 сентября. «Бабье» лето наблюдается с 14 по 25 сентября. В это время тепло и солнечно, улетают перелетные птицы. Время обмазывания хотона и юрты.
Поздняя осень – с 26 сентября по 5 октября (10 суток). В это время улетают последние стаи гусей и лебедей. Наблюдается массовый перелет нырковых и турпанов. Осень длится полтора месяца. С 24 сентября обычно переезжают на зимник. Медведь ложится в берлогу с 29 сентября.
Предзимний период продолжается с 5 по 22 октября от начала первого снега до ледостава на озерах, примерно полмесяца.
Первая часть зимы – с 22 октября по 19 декабря или от ледостава на озерах до самого короткого зимнего дня. Это время заготовки льда на озерах, начинается подледный лов рыбы неводом. Снег выпадает в достаточном количестве, по которому можно ездить на санях. С 26 декабря продолжительность дня увеличивается «мышиными шагами». Середина зимы: от 19 декабря по 1 февраля, конец – 16 марта. Таким образом, в Центральной Якутии полгода зимних (188) дней из 365 дней года [75].
Названия месяцев у якутов отражают хозяйственный уклад жизни народа и тесно связаны с окружающей средой, особенностями природы Центральной Якутии. Каждый месяц имеет свою яркую, самобытную характеристику:
1. Ыам ыйа – месяц икрометания карася, выгон скота на пастбища ( май месяц). 2. Бэс ыйа – месяц заготовки заболони сосны, одного из видов растительного питания якутов (месяц июнь, когда возможна более легкое отдирание заболони). 3. От ыйа – сенокос (июль). 4. Тиргэ ыйа – месяц ловли утят петлями (июль). 5. Атырдьах ыйа – месяц скирдования сена вилами. 6. Балаган ыйа – месяц переезда в зимние дома (балаганы). 7. Алтынньы ый – шестой месяц. 8. Сэтинньи – седьмой месяц. 9. Ахсынньы – восьмой месяц. 10. Тохсунньу – девятый месяц. 11. Олунньу ый – десятый месяц. 12. Кулун тутар – месяц отделения прошлогодних жеребят от кобыл и появления новых жеребят. 13. Муус устар ый – месяц таяния льдов на реках и озерах.
Древние якуты начало года отсчитывали с мая месяца, поэтому порядковый номер некоторых месяцев не совпадает с современным григорианским (римским) календарем. Кроме того, имеет место смещение природных процессов на один месяц, что говорит о более южном происхождении якутов. Якуты сеяние зерновых знали с древнейших времен, поэтому в лексиконе имеются характерные земледельческие термины. Такие как: сир тиэриитэ (распашка земли), сир тарааһына (боронование), и т.д. Кроме того имеются понятия орудий сельскохозяйственного труда: сыыс көтүтэр (веялка), холлоҕос иһит (полая посуда), кэлии (выдолбленная посуда для молотьбы зерна), соҕох (палка для молотьбы), бурдук тардар таас (ручная мельница) и т.д. Но вероятно, из-за неблагоприятных климатических условий Севера они утратили активное земледелие, которое возобновилось с приходом русских. Таким образом, якуты имели еще в древние времена свой деревянный календарь и приметы, которые им помогали предугадывать фенологические особенности и погодные условия сезонов года [75].
Якуты выделяли в течение года 6 месяцев по 29 суток и 6 месяцев по 30 суток. В столетие 37 раз повторялись годы с 13 месяцами. Поэтому в якутских преданиях часто встречаются такие описания. В тринадцатимесячный год в один из месяцев новолуние бывает дважды. Так было в 1981 г. – в августе, 1984 г. – мае, 1986 г. – декабре, 1989 г.– октябре, в 1991 г – июле, в 1995 г. – январе, 2000 г – августе и т.д. [75].
Хронология фенологических событий и их описание, народные приметы повсеместно распространена по Центральной Якутии. Все вышеназванные народные предсказания и народные приметы применяются в обыденной жизни и обиходе современных якутов. Особенно у сельских жителей имеются очень четкие естественно-научные знания и представления, что было выявлено в результате опроса взрослых бывших сельчан в возрасте 40–50 лет и старше, проживающих в городе Якутске. Самобытное народное воспитание якутского народа способствовало формированию первоначальных естественно-научных знаний, которое всегда было направлено на обучение детей житейским правилам на примерах ближайшего окружения – природы родного края.
Основа народной педагогики и идей народности воспитания по К. Д. Ушинскому, обусловлено историческим развитием народа, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, в основе лежит краеведческий принцип который не теряет своей актуальности и в современном обществе. Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «… школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Только народное воспитание является живым организмом в историческом процессе народного воспитания» [168].
При этом, как В. Ф. Афанасьев – известный ученый- педагог в Якутии. отмечает, за долгое время совместного сосуществования якутского и русского народа в национальный уклад включились принципы русской народной педагогики [5, 70]. Особенно их влияние сильно заметно в районах переселения русских крестьян, где начиналось развитие земледелия, которое сохраняется и в современное время (Олекминский, Вилюйский, Нюрбинский, Амгинский районы– улусы).
С развитием школьного образования, естественнонаучные знания народной педагогики, стали дополняться знаниями и умениями на научной основе, в том числе географическими знаниями и происходило это постепенно, различными путями, но самое главное – географические знания формировали знания о природе, населении и хозяйстве, используя принципы краеведения и краеведческий подход в обучении.
1.2. Географические знания в школах Якутии в дореволюционный период (1739–1917 гг.)
Исследователи педагогической мысли в Якутии В. Ф. Афанасьев [5], В. С. Иванов [70], И. И. Майнов [102], Н. Д. Неустроев [123], В. Н. Чемезов [205], Н. С. Юрцовский [210] становление образования в Якутии рассматривают в тесной взаимосвязи с развитием образования в России. По мнению Н. Д. Неустроева, современный исследователь истории развития начального образования в Якутии, школы в XVIII веке были начальными и, несмотря на ограниченный объем учебных знаний, играли прогрессивную роль в просвещении народных масс, особенно на окраинах Российской империи [123]. Учащиеся в начальной школе получали первоначальные знания только по чтению, письму, арифметике.
Естественно-научные знания, как истоки краеведческих знаний об особенностях окружающей среды, населения и их хозяйственной деятельности всегда имели важное значение для формирования личности школьника. Первоначально эти знания носили практический характер, но со временем стали дополняться теоретическими знаниями, заложенными в содержание географии в школах Якутии.
Исторические периоды и этапы развития школьной географии в Якутии рассмотрены в контексте изучения знаний о своей местности и значения роли краеведения в учебном процессе. При периодизации истории преподавания географии учтено то, что школа, несомненно, является единицей социальной структуры и, безусловно, меняется в зависимости от развития всего общества. Поэтому в истории развития преподавания географии в школах Якутии можно выделить три периода. Становление и общественная роль школьной географии и географического краеведения в разные периоды развития образования в Якутии раскрыты в исследованиях В. Ф. Афанасьева [5], В. С. Иванова [70], И. И. Майнова [102], Н. Д. Неустроева [123], В. Н. Чемезова [205] и др.
История развития школьного образования в Якутии, отражает общественную роль географии как учебного предмета, место географии в учебных планах школ в разные периоды развития нашего общества. Проведенный обзор позволил условно выделить 3 периода развития и этапы развития географического школьного образования:
– Первый период – дореволюционный (с 1739 – 1917 гг.);
– Второй период – советский (с 1919 – 1990 гг.);
– Третий период – современный (с 1991 г.);
, в котором выявлены три этапа: становление, просветительский и внедрение родиноведческих принципов в краеведении.
Первый этап (1739 – 824 гг.) – этап становления краеведческих исследований. (1739 – 1824 гг.) начался с открытия в 1739 году навигацкой школы в г. Якутске. В этой школе начали обучать детей, которые учились в казацкой школе, а потом перешли в навигацкую школу учиться на подштурманов и штурманов [205]. Открытие школы было связано с необходимостью подготовки людей для исследования этого края в последующих географических экспедициях. В истоках открытия этой школы стоял Витус Ионассен Беринг – руководитель Первой (1725— 1730 гг.) и Второй (1733–1741 гг.) Камчатских экспедиций. В навигацкой школе учащихся обучали основам географической науки – ориентироваться в пространстве, производить измерения, составлять планы и чертежи местности, составлять описание новых земель и др. [205]. Школа функционировала до 1744 г., а затем с перерывами до 1792 г.[5]. Выпускники этой школы участвовали в различных географических экспедициях второй половины XVIII в.
В учебных планах школ г. Якутска география, как учебный предмет, впервые появляется в 1808 г. В этом учебном году он был введен в учебный план обучения в третьем классе уездных училищ России, и с этого времени учащиеся начальных классов стали получать первоначальные естественно-научные знания об окружающем мире [70]. Однако этот предмет преподавали не во всех существовавших в Якутии школах.
Этап просветительства (1824–1899 гг.) связан с педагогической деятельностью политических ссыльных в Якутии – декабристов, народников и революционных демократов. Первыми, в своей просветительской деятельности в Якутии, они стали вводить элементы географических знаний и одновременно собирали материалы по краеведению. Введение этого предмета и приобщение детей к краеведению способствовало получению некоторых естественно-научных представлений об окружающей среде родного края [5]. По мнению Н.Д. Неустроева, они стали политическими воспитателями, учителями, советчиками и защитниками малочисленных народов Севера. Они занимались просветительством – изучали край, собирали краеведческий материал, некоторые занимались земледелием, писали художественные произведения. Отдаленность края и отсутствие культурных сил в нем дали возможность некоторым ссыльным заниматься педагогической деятельностью [123].
В. Ф. Афанасьев отмечает, что многие ссыльные – декабристы, польские повстанцы, революционный демократ Н. Г. Чернышевский, народовольцы и народники общались с местным населением, проявляли активную просветительскую деятельность. Так, ссыльными учителями были: декабристы, каракозовец И. А. Худяков – в Верхоянске; талантливый писатель В. Г. Короленко, народники Н. А. Надеев – в Амге, И. Т. Цыценко – в Чурапче, П. А. Грабовский, В. М. Ионов-Татте и Якутске, П. П. Поляков – в Колымске; большевики Е. М. Ярославский, Н. Л. Мещеряков и другие.
В. Ф. Афанасьев отдельно выделяет школы декабристов, которые в основном были частными, вилюйскую школу, каракозовцев, амгинские, школу в Чурапче, школу В. М. Ионова, школа повышенного типа П. П. Подбельского и другие [5].
Один из наиболее ярких следов от своего пребывания в Якутии оставили декабристы М. И. Муравьев- Апостол, П. Ф. Дунцов-Выгодовский в Вилюйске, известный писатель А. А. Бестужев-Марлинский в Якутске, а также А. Н. Андреев и Н. А. Чижов в Олекминске. М. И. Муравьев-Апостол в 1827 году по приезду в г. Вилюйск организовал частную школу, в которой обучал детей местных жителей. Прожил всего один год, потом его перевели в Якутск, а его просветительское дело продолжил П. Ф. Дунцов-Выгодовский.
В первых школах Якутии курс географии не всегда находил место в учебных программах тех времен, а декабристы включали изучение естественнонаучных знаний. Известен факт обучения географии как предмета в 1828 году в частной школе Вилюйска декабристом П. Ф. Дунцовым-Выгодовским. Один из учеников Выгодовского рассказывал: «Я хорошо помню, как Павел Фомич обучал нас родному языку, арифметике, истории и географии. Он старательно передавал нам свои знания», что со слов ученика записал якутский краевед П. Х. Староватов. Обучение детей декабристами отличалось светскостью, передовыми методами, высоким гуманизмом. Все это повышало авторитет декабристов среди населения и способствовало развитию естественно-научных знаний в школьном образовании. Декабристы своей просветительской деятельностью, своими работами, добытыми и опубликованными этнографическими, географическими сведениями знакомили русское общество с той страной, о которой оно зачастую имело превратное представление, и внесли немалую лепту в дело научного изучения и просвещения в Якутии [5].
В развитии образования в XIX в. прогрессивную роль сыграли попечители из среды местных жителей. Одним из них был житель г. Верхоянска – меценат С. М. Горохов, который вкладывал средства для материального обеспечения местного училища. Одновременно он рекомендовал использовать на уроках географии местный материал. Известно, что учителя училища старались выполнять рекомендации своего попечителя, и в план занятий по географии были включены наблюдения в природе, сбор коллекции горных пород и т.д. [102].
Экскурсии с целью ознакомления школьников с окружающей средой и наблюдения за явлениями природы проводили учителя географии г. Якутска в 1884–1885 учебном году. На уроках краеведения семинаристов знакомили с населением Якутской области, с занятиями, нравами и обычаями местного населения и природой родного края [5]. По материалам этих наблюдений ученики писали сочинения, темы которых можно оценивать как географические описания окружающей среды на примерах изучения своей местности – города Якутска. Так, на основе наблюдений учащиеся духовной семинарии в 1888–1889 учебном году написали сочинения на темы: «Зима в Якутске», «Описание Якутска», «Якутская юрта и ее обстановка», «Антигигиенические условия жизни якутов», «Пища якутов».
Этап внедрения родиноведческих принципов (1900–1917 гг.). Важный вклад в развитие географического образования в Якутии внес политический ссыльный В. М. Ионов. В 1897 году он открыл частную школу в Жехсогонском наслеге Ботурусского улуса. Эта школа получила широкую известность образцовой постановкой учебно-воспитательной работы. На уроках он сообщал сведения по географии, обучал естествознанию и истории. Свой рассказ учитель сопровождал демонстрацией различных картин и таблиц, работой на географической карте. Изучение географического материала сочетал с местными сведениями, где материал дополнялся краеведческим описанием ближайшего окружения ученика. Он проводил школьные экскурсии, познавательные прогулки в лес, на поля и луга, обучал детей на местном краеведческом материале. Перед экскурсиями он проводил предварительные беседы по организации практической деятельности детей, указывал, на что надо обращать внимание и что можно собирать [5, 70]. Его учебный материал сохранен в Черкёхском краеведческом музее Таттинского улуса.
Естественно-научное содержание школьного обучения, заложенное В. М. Ионовым на родиноведческом принципе, имело продолжение в Жехсогонской школе Таттинского улуса. Как экспериментальная база естественно-научного направления школа имела тесные связи с кафедрой методики преподавания биологии, химии и географии биолого-географического факультета Якутского госуниверситета. На базе этой школы действовал летний экологический лагерь кафедры, где студенты проходили производственную практику, была организована целенаправленная учебно-исследовательская работа школьников [53, 93].
Педагогическая деятельность В. Г. Короленко в Амгинской школе сыграла немалую роль в развитии школьной географии. В 1882 году он открыл начальную школу. На своих уроках он руководствовался дидактическими принципами К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова, учил детей по «Родному слову», пользовался журналами «Родник» и «Детское чтение», обучал истории и географии.
В отчете П. Гадзяцкого и Н. Преловского (1893 г.) указываются недостатки школьного образования в министерских школах Якутии. В школах того времени все пользовались централизованными программами, которые не были научно обоснованы, не обеспечивали достаточный объем прохождения учащимися основ научных дисциплин, не учитывали индивидуальные и возрастные особенности развития детей. Кроме того, с самого начала существования начальной школы в Якутии, была проблема языкового обучения якутских детей, так как обучение было на русском языке [29]. В известном письме «Якутской интеллигенции» якутский философ-писатель А. Е. Кулаковский отмечает: «…программы для школ чужды, не приложимы к нашей жизни. Начальные церковные школы вредны нам, нужно общее развитие детей на понятном языке. Нужны хоть по одной школе с программой, соответствующей потребностям нашей жизни. Должна быть якутская письменность, переводы с русского языка на якутский» [95, c.46]. Данные высказывания касаются и географии, которая была на русском языке и непонятна якутским детям.
Третий этап (1900 – 1917 гг.) – внедрение родиноведческих принципов, а также практической географии. На этом этапе интересен (по отношению к школьной географии) Указ распоряжений Министерства народного просвещения за 1904–1905 учебный год, напечатанных в циркуляре по ВосточноСибирским учебным заведениям, где имеется требование о проведении экскурсий учителями. В Указе рекомендовалось проводить обучение естественно-научным знаниям на примере местного материала [29]. Отмечен факт, что впервые, в учебных планах школ города Якутска география как учебный предмет появилась в 1808 г., когда география была введена в третий класс уездных училищ России. И таким образом, учащиеся пропедевтические естественнонаучные знания и умения, необходимые в дальнейшей жизни, в том числе географические, получали в начальной школе [5].
В начале XX в. город Якутск, стал центром краеведческого изучения окружающей природы и его производственных объектов. Известны факты организации общеобразовательных выездных экскурсий в природу и на производственные объекты города Якутска не только для учащихся города Якутска, но и школьников из пригородных сел, близлежащих улусов: пригородной Мархи и города Олекминска. Учащихся знакомили с электростанцией, телеграфом, свечным заводом, показывали пароходы [5, 70]. Эти экскурсии, беседы и сбор краеведческих материалов способствовал познанию школьниками своего родного края, улуса и деревни, обычаи и традиции своего народа.
Анализ развития школьной географии показал, что период (1739–1917 гг.) характеризуется следующими особенностями:
1. Становление школьной географии в Якутии было связано c государственной необходимостью, а развитие связано с педагогической деятельностью политссыльных.
2. Родиноведческий принцип сыграл положительную роль в развитии практического направления школьной географии (изучение ближайшего окружения ученика, использование местного материала, организация учебных экскурсий).
3. В начальных школах Якутии география в школах преподавалась в зависимости от знаний, творческого подхода и личной инициативы учителя, от условий и материального обеспечения школы.
1.3. Советский период становления школьной географии в Якутской АССР (1919— 1991 гг.)
Второй период – советский (с 1919–1991 гг.). Время с 1919 по 1922 гг. относится к началу строительства советской школы в России. В эти годы и курс краеведения был введен в программу учебных заведений по всей стране. Возникла необходимость изучения Якутского края и в связи с этим в учительской семинарии ввели курс краеведения, создан музей наглядных пособий. Этот период был сложным, так как шла гражданская война. Но конкретно, советский период развития школьной географии в Якутии начинается с 1923 года, с первой программы по географии, которая была составлена в наркомпросе Якутской АССР [152].
Этап становления советской школьной географии (1923–1933 гг.) Народным комиссариатом Якутской АССР в 1922/23 учебном году был составлен и утвержден первый учебный план, который действовал до 1924/25 учебного года [5]. В учебном плане естественнонаучные предметы распределены таким образом:
Таблица 1
Естественнонаучные предметы на 1922/23 учебный год в Якутской АССР
(по В. Ф. Афанасьеву, 1967)
Мироведение составляло 11, 2%, география – 6,2% учебной нагрузки, вместе – география с мироведением составляли 17,4%. К примеру, на русский язык распределено 33,6% учебной нагрузки, на арифметику – 18,2%, на якутский язык – 5,9%. Краеведческий курс не включен в программу.
Для школы 1 ступени была составлена программа по географии (автор И. Павлов). В объяснительной записке к «Программе по предметам преподавания в трудовой советской школе 1-й ступени 1923 года», даются следующие рекомендации: «Преподавание географии на первых ступенях должно производиться путем наблюдений над характером Земли и Вселенной. Демонстрации и опыт касательно механических процессов в сложениях земли желательны. Особенно рекомендуется лепка, где ученики отлично научаются географии. Инициатива и изобретательность учителя в этом случае могут быть настолько разнообразны, что предусматривать все даже излишне и может быть, вредно. Разумеется, что без карты или глобуса проходить географию бесполезно» [152, с.41–43].
Программа была составлена по концентрическому типу. Естественнонаучные предметы были распределены в такой последовательности: в 1 концентре занимались по предмету «Мироведение», которая соответствует современным курсам «Природоведение» и «Окружающий мир». Во 2 концентре эта программа соответствует курсу «Естествознание» и количество часов составляло 19 часов. Преподавание географии начиналась с 4 года обучения во 2 концентре: всего выделялось 11 часов в неделю: 4 группа –2 часа, 5 группа – 3 часа, 6 группа – 3 часа, 7 группа – 3 часа.
В школах Якутской АССР в 1931–1932 гг. был введен всеобуч по начальному образованию. Согласно, плана всеобуча, в этом учебном году в 3 классе начальной школы была введена география (на основе программы Д. Н. Анучина с 1921 года). По принятой программе, преподавание географии предусматривалось начинать с изучения своего региона в виде краеведческого курса физической географии России. Курс примечателен тем, что в начальной школе он способствовал формированию первоначальных географических знаний и краеведческому изучению ближайшего окружения ученика [5].
В 1932 году в РСФСР, в том числе и Якутской АССР ввели новый учебный план, где география распределилась следующим образом:
3 класс – география своего края, начала физической географии СССР.
4 класс – элементарный курс географии СССР.
5 класс элементы общего землеведения, краткий обзор частей света.
6 класс – география СССР.
7 класс – экономическая география капиталистических стран.
8 класс – экономическая география СССР.
Данная программа примечательна тем, что в начальной школе способствовал формированию пропедевтических географических знаний и краеведческому изучению ближайшего окружения ученика [196 ].
Этап практического краеведения (1934–1945 гг.) характеризуется внедрением всеобуча, ликвидацией безграмотности в Якутии. В Постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» (1934 г.) отразилась в необходимость усиления преподавания краеведения, как одной из составляющих географии. Как следствие выполнения этого Постановления в школах Якутии усилилось преподавание географии и сбор краеведческих материалов. Учителям географии предписывалось использовать на уроках географии краеведческий и наглядный материалы, тесно связывая их с практикой ведения народного хозяйства, а также широко изучать природу родного края.
В предвоенные и в годы Великой Отечественной войны впервые стали проявлять внимание на прикладное значение школьной географии и применение географических знаний в практической деятельности. Война усилила у школьников интерес и особую любознательность к географическим наукам. Географическое краеведение способствовало изучению местности, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства родного края, поэтому этот этап назван «практическим краеведением».
В годы Великой Отечественной войны учащиеся школ Якутии с интересом изучали отечественную географию и географию зарубежных стран, внимательно следили за боевыми действиями на фронте. Преподаватели географии особое внимание уделяли привитию учащимся практических навыков: учили их пользоваться географической картой, компасом, ходить по азимуту, правильно ориентироваться в местности, производить глазомерную съемку и составлять план местности. К практическому применению этих знаний можно отнести картографическую съемку местности учащимися, чем оказывали посильную практическую помощь руководителям колхозов, сельских районных исполнительных советов, в частности Горного, Таттинского, Сунтарского районов [5].
Этап туристско -краеведческого движения (1946–1969 гг.) относится к послевоенному времени. Он характеризуется широким распространением школьного туризма и одновременным дальнейшим развитием краеведения – изучения истории, природных условий, развития сельского хозяйства и промышленности родного края. Широкое распространение получили многодневные походы и экспедиции по комплексному изучению своих районов. Энтузиасты краеведческого движения и изучения родного края Г. Е. Бессонов, Б. Н. Андреев, В. Л. Сенькин и др., внесли большой вклад в развитие школьного и научного краеведения и организации школьных краеведческих музеев. Они начали первыми организовывать и проводить туристические походы, экскурсии и экспедиционные исследования. Так, одним из первых в Якутии широко, стал привлекать к краеведческим работам школьников Б. Н. Андреев. Под его руководством школьники совершали дальние походы и близкие экскурсии. Например, в 1948 г. 32 школьника совершили поход по рекам Вилюй и Марха, протяженностью 547 км. Во время этой экспедиции было собрано большое количество различного краеведческого материала, в основном экспонаты по животному миру. Во время туристических походов учащиеся находили интересные экспонаты: ископаемые останки животных и растений, наскальные писаницы, памятники старины, старинные изделия и украшения, экспонаты флоры и фауны, а также изучали топонимику родного края. В этот период широкое развитие и распространение получили пришкольные опытные участки [196].
Конец ознакомительного фрагмента.