Вы здесь

Школьные олимпиады по экономике в научной организации. Глава 1. Специфика организации конкурсов и олимпиад в процессе обучения школьников (Н. Н. Сеничева, 2016)

Глава 1. Специфика организации конкурсов и олимпиад в процессе обучения школьников

1.1. Роль и место конкурсов и олимпиад в обучении

Одной из задач современной педагогики является проектирование педагогической системы развития творческих компетенций школьников в рамках инновационных форм организации обучения, в том числе конкурсного и олимпиадного движения[8].

В число целей, которые общество ставит перед современной школой, входит подготовка к жизни личности, способной принимать нестандартные решения в производственных и бытовых условиях. Ее достижение предполагает развитие у обучающихся творческого мышления. В связи с этим проблема его развития у школьников является актуальной[9].

В настоящее время конкурсное и олимпиадное движение по различным предметам активно развивается и пользуется большой популярностью среди молодежи. Успешное выступление на таких мероприятиях стимулирует обучающихся и преподавателей к новым достижениям. Для школьников предоставляется возможность проверить свои силы, проявить себя, получить новые знания, развить способности и интересы, для преподавателей – показать результаты работы, выявить сильных обучающихся.

По мнению А.В. Цыганковой, олимпиадное движение (как форма организации обучения) – это активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и школьников) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения[10].

Основными целями и задачами образовательных конкурсов и олимпиад являются выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний, социализация, а также интеграция общего и высшего образования. Участие в данных мероприятиях способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту обучающихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.

Под олимпиадой понимается состязание обучающихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин, конкурс – это соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы[11]. Данные мероприятия позволяют участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени.

Сложно сказать, с какого момента правильнее отсчитывать начало олимпиадного движения – интерес к загадкам и головоломкам сопровождает человечество с незапамятных времен (рис. 1.1).




Рисунок 1.1. Эволюция олимпиадного движения


Возникнув в Древней Греции в 776 году до н. э., олимпиады стали большими праздниками, включающими в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Конкурсы по решению задач также исторически были названы олимпиадами.

Интеллектуальные соревнования известны в истории с давних пор. Широкое распространение получили математические турниры в Италии в эпоху Раннего Возрождения. С ними тесно связано имя выдающегося математика европейского средневековья Леонардо Фибоначчи. В драматичной истории решения алгебраических уравнений 3-го и 4-го порядков (XIV век) большое место занимали «математические турниры». Причем, необходимо отметить интерес образованной публики к состязаниям подобного рода. Из истории известны аналогичные конкурсы, с которыми связан ряд наиболее значимых открытий в области математики. В ΧVII-ΧVIII веках стали завоевывать популярность «соревнования по переписке», в которых участвовали И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И. Бернулли, Л. Эйлер и другие выдающиеся ученые, что привело, в частности, к зарождению и развитию интегрального и вариационного исчисления. В более поздние времена регулярно проводились всемирные конкурсы на приз Французской Академии Наук (известна победа в таком конкурсе известного российского математика – С.В. Ковалевской). Такие соревнования, как конкурсные экзамены в «Большие школы» Франции, например, в Политехническую и Нормальную, а также знаменитые Кэмбриджские математические экзамены, где главной целью участников являлось получение высокой оценки, также являются, по существу, олимпиадами. Одной из первых предметных олимпиад – прообраза современных массовых соревнований школьников – можно считать Этвешское соревнование в Венгрии в 1896 году.

В России конкурсы по решению задач получили развитие в конце XIX века. В 1884 году профессор Киевского Университета В.П. Ермаков стал издавать «Журнал элементарной математики». С 1885 года в этом журнале ежегодно публиковались так называемые «задачи на премию». Сегодня этот конкурс можно рассматривать как прообраз заочных олимпиад. В 30-х годах XX века многие советские ученые-математики пришли к выводу, что для подготовки научной смены необходимо прямое сотрудничества со школой, в результате чего в СССР в середине 40-х годов получили широкое развитие олимпиады по математике. Первой массовой олимпиадой в нашей стране была олимпиада, проведенная в 1934 году в Ленинградском университете по инициативе чл. – корр. АН СССР Б.Н. Делоне, а в Москве математические олимпиады стали проводиться, начиная с 1935 года[12].

Школьное олимпиадное движение стремительно развивалось в годы советской власти, когда в образовании доминировал конструктивно-деятельностный подход: формирование мышления через обучение деятельности, признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков. Этот период характеризуется преобладанием олимпиад по дисциплинам технического и естественнонаучного циклов. Современный период образовательной парадигмы характеризуется нацеленностью на личностно-ориентированное обучение, в связи с чем возросла значимость школьных олимпиад по дисциплинам гуманитарного цикла. В настоящее время проводятся школьные олимпиады по 21 предмету, включая такие дисциплины, как физическая культура, ОБЖ, технология[13].

Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, Б.Н. Делоне, В.Ф. Каган, Л.Н. Колмогоров, А.Л. Маркушевич, И.С. Петраков, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев и др. Опыт, накопленный в этом направлении, требует глубокого и системного изучения, научного анализа и обобщения. Это совершенно необходимо для последующего развития олимпиадного движения, в процессе которого создаются условия для совершенствования мышления и творчества одаренных и мотивированных к интеллектуально – познавательной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса[14].

Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

По мнению доктора педагогических наук, профессора А.А. Вербицкого отличительными особенностями олимпиадной формы являются:

– отсутствие жестких временных рамок, которое позволяет ученику двигаться вперед в соответствии со своими способностями;

– сочетание направленного обучения и самообразования[15] [4, с. 24].

Данная форма работы выполняет несколько функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: обучающихся, учителей, педагогов, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.

2. Поддержание единого образовательного пространства.

3. Поддержание высокого уровня образования в России.

Как отмечает академик В.В. Лунин, «в олимпиадах изначально заложен сильный стимул саморазвития личности, но он подавляется другой функцией олимпиады: выявлением сильнейших. Соревнования являются центральной, системообразующей, но далеко не единственной и даже не первостепенной частью такой формы работы. Поэтому сейчас важнее смещение акцентов с соревновательной на личностно-развивающую функцию олимпиадного движения. В то же время значение олимпиад и в том, что они создают общую среду для выявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования достижений наиболее одаренных ребят»[16].

Конкурсы и олимпиады – не просто проверка уровня знаний детей. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты, где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100 % собственные исследовательские навыки и смекалку. Каждый ребенок, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением к основной школьной программе на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребенка познавать окружающий мир, но и его отношение к учебе, науке и искусству на протяжении всей его последующей жизни. Ценно участие в конкурсах и олимпиадах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания по отдельным предметам, но и возможность проявить себя в целом как способного ученика. Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают дипломы, которые могут стать отличным дополнением к портфолио и аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования[17].

1.2. Классификация конкурсов и олимпиад по экономике и основные принципы их организации

Все конкурсы и олимпиады можно классифицировать по нескольким критериям (табл. 1.1)[18].




Классификацию олимпиад и конкурсов по форме проведения стоить рассмотреть отдельно.

Заочная форма предусматривает, как правило, выполнение заданий в течение продолжительного промежутка времени, что не ограничивает участника в использовании литературы, сети Интернет, помощи других участников и педагогов. Задания должны предусматривать не проверку знаний, а нахождение нестандартных идей решения. Такой формат допускает участие школьников из различных территорий, так как не связан с их доставкой к месту проведения.

Очная форма – традиционная форма проведения, предусматривает выполнение или представление своих работ в специально отведенной аудитории в течение ограниченного времени. Как правило, при выполнении работ участники ограничены в использовании литературы и справочных материалов. Организация очных туров может быть связана с затруднениями в транспортировке участников и сопровождающих к месту проведения.

Дистанционная форма предусматривает наличие отведенного для написания места, организаторов, а также ограничение в использовании литературы. В отличие от очной формы, работы выполняются по единым заданиям, и проверка осуществляется одним жюри. В таком случае, транспортировка участников необходима только до ближайшего места проведения. Подобная форма практикуется крупными вузами для проведения вступительных олимпиад.

В последнее время, в связи с совершенствованием информационных технологий, все большую популярность получают интернет-мероприятия (олимпиады, конкурсы, конференции), которые могут быть разновидностью, как дистанционных, так и заочных, в зависимости от правил проведения. Основой организации таких конкурсов является интернет-ресурс, на котором участники сначала проходят регистрацию, а затем получают задания и выполняют работы. В данном случае выполнение работ может происходить как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. При данном формате проведения невозможно проконтролировать использование дополнительной литературы и помощь посторонних лиц, что налагает определенные ограничения на содержание заданий.

Заочные, дистанционные и интернет-мероприятия проще в организации, позволяют принимать участие школьникам из различных территорий, но не гарантируют самостоятельность выполнения работ участниками, что вызывает риск необъективности их результатов[19].

Исторически одной из отличительных особенностей российской системы образования являлось централизованное многоуровневое олимпиадное движение, охватывающее практически все предметные области и широкий спектр возрастных категорий от младших школьников до студентов старших курсов. Последовательно проводился иерархически выстроенный регионально-федеральный принцип проведения олимпиад школьного, районного, областного, республиканского и всесоюзного уровней с соответствующими квотами представительства, правилами составления заданий и подведения итогов. Целью такой системы было наиболее раннее выявление талантливой и мотивированной к получению знаний молодежи.

В настоящее время основной задачей проведения олимпиад школьников является поиск и поддержка талантливых детей, содействие развитию их способностей, в том числе через привлечение талантливых школьников к обучению в лучших образовательных учреждениях России. Безусловно, самой массовой олимпиадой школьников является Всероссийская олимпиада школьников, она проводится Министерством образования и науки Российской Федерации уже более полувека по широкому кругу общеобразовательных предметов, в состязаниях участвуют школьники всех регионов России[20].

В последние годы наряду с Всероссийской олимпиадой школьников сложилась система олимпиад школьников, которые проводятся под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ)[21]. Каждый год организаторы олимпиад присылают заявки в РСОШ, которые проходят экспертизу на включение их в Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год (далее – Перечень). Перечень проходит утверждение в Минобрнауки РФ и публикуется в начале сентября. Перечень вызывает большой интерес у участников олимпиад школьников, так как льготы при поступлении в вузы получают победители и призеры только тех олимпиад школьников, которые включены в Перечень[22].

Как упоминалось в пункте 1.1, конкурсы и олимпиады по экономике проводятся в России не так давно по сравнению с такими предметами, как математика, физика или русский язык. Систему олимпиад по экономической тематике образуют Всероссийская олимпиада школьников по экономике; олимпиады, входящие в Перечень олимпиад, утверждаемых Министерством образования и науки; олимпиады, проводимые при поддержке различных организаций и учреждений (рис. 1.2).




Наиболее массовые – Всероссийские олимпиады школьников, в которых ежегодно принимают участие более 50 тысяч школьников из всех регионов России. Сборные команды российских школьников – победители федерального этапа – на международных предметных олимпиадах традиционно завоевывают призовые места[23].

Всероссийская олимпиада по экономике проводится лишь с 1996 г., но в связи с популярностью экономического образования на сегодняшний день количество подобных мероприятий существенно возросло[24].

Основными задачами и целями Всероссийской олимпиады школьников по экономике являются[25]:

– развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

– создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;

– стимулирование творческой активности обучающихся и преподавателей;

– пропаганда научных экономических знаний;

– активизация работы элективных курсов, кружков, научных обществ обучающихся в области экономики;

– мониторинг и отработка технологий оценки качества экономического образования школьников.

Организаторами первой и второй Всероссийских олимпиад школьников по экономике выступили Министерство общего и профессионального образования и Международный Центр Экономического Образования (МЦЭО). На протяжении последних нескольких лет заключительный этап Всероссийской олимпиады по экономике проводится на базе НИУ ВШЭ с использованием его научного, материально-технического и кадрового потенциала.

Согласно Порядку проведения Всероссийской олимпиады школьников она проводится в несколько этапов[26]:

– школьный;

– муниципальный;

– региональный;

– заключительный.

Организаторами школьного и муниципального этапов являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Участие в школьном этапе могут принять все желающие обучающиеся 5 – 11 классов. Муниципальный этап проводится для учеников 7 – 11 классов, набравших на школьном этапе необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, а также победителей и призеров муниципального этапа олимпиады предыдущего года.

За организацию регионального этапа олимпиады отвечает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования. К участию на данном этапе допускаются учащиеся 9 – 11 классов, успешно прошедшие муниципальный этап и набравшие необходимое для участия на региональном этапе количество баллов, победители и призеры регионального этапа предыдущего учебного года.

Заключительный этап олимпиады проводится Министерством образования и науки Российской Федерации для победителей и призеров регионального этапа текущего и предыдущего года.

Министерство образования и науки РФ определяет также порядок проведения олимпиад, входящих в Перечень олимпиад: организационно-методическое обеспечение, правила участия и определения победителей и призеров, права победителей и призеров. Организаторами таких олимпиад могут выступать как органы власти, так и вузы, общественные организации, средства массовой информации и иные юридические лица.

Координирует проведение олимпиад Российский совет олимпиад школьников, а его организационно-техническое и научно-методическое сопровождение деятельности осуществляет общероссийская общественная организация «Российский Союз ректоров». Совет олимпиад ежегодно формирует проект перечня олимпиад, который утверждается Министерством образования и науки РФ. Включение в перечень производится на основе анализа представленных документов, качественных критериев, а также количественных критериев, утверждаемых в зависимости от общего количества участников олимпиады, количества субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде[27] (табл. 1.2).




В зависимости от соответствия определенным критериям каждой олимпиаде, включенной в Перечень, присваивается свой уровень. Критерии определены приказом Министерства образования и науки РФ от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» (табл. 1.3)[28].






Как упоминалось ранее, в 2015/2016 уч. г. в Перечень олимпиад школьников вошло 5 олимпиад по экономическому профилю (табл. 1.4).




Также конкурсы и олимпиады могут организовываться различными организациями и учреждениями. Например, Открытая дистанционная олимпиада школьников по экономике, которую организует Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский экономико-правовой лицей» (г. Киров), или Всероссийский творческий конкурс для школьников «Миссия выполнима. Твое призвание-финансист!», проводимая Финансовым университетом при Правительстве РФ (г. Москва).

В настоящее время многие школьники заинтересованы в участии в олимпиадах в первую очередь из-за возможностей получения льготы при поступлении в вуз. Данные преимущества даются в зависимости от уровня олимпиады (табл. 1.5).




Поддержка олимпиадного движения в России задекларирована на самом высоком уровне. Одним из приоритетов развития олимпиадного движения является совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-управленческих механизмов. Организационные формы олимпиад многообразны, каждая из форм имеет свои преимущества и недостатки. Цели и задачи олимпиады могут налагать определенные требования к форме проведения и механизмам олимпиады. Таким образом, конкурсы и олимпиады являются одним из важнейших инструментов системы образования в целом и механизма поиска и поддержки талантливых детей в частности.

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным представить опыт организации конкурсно-олимпиадного движения Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН, функционирующем в г. Вологде с 2003 года и занимающимся подготовкой кадров для экономики региона.