Вы здесь

Школьная видеостудия: камера, мотор и творческий задор. Простое руководство по окрылению. Глава 2. Школьные ресурсы или каша из топора (Т. В. Громова)

Глава 2. Школьные ресурсы или каша из топора

Как главнокомандующий обозревает поле военных действий и ведёт учёт войскам и боевой технике, так и вам прежде всего стоит произвести трезвый учёт тех ресурсов, которые у вас имеются в данный момент.

Говоря о необходимых ресурсах, я постараюсь описать как идеальный вариант, включающий в себя всё необходимое в нужном количестве и идеальном состоянии, так и вариант самый худший, когда ресурса или нет вовсе, или он доступен в ограниченной версии. Реальное положение дел обычно состоит из неких средних показателей: где-то есть помещение, но нет техники, где-то закуплены видеокамеры, но негде снимать, и так далее. Однако выход можно найти всегда.

Или почти всегда. Есть пределы и моему оптимизму: безвыходным ситуациям в организации видеостудии тоже будет посвящена пара строк. Ибо мало их, таких ситуаций.

Помещение

Отметим самые важные характеристики помещения для занятий и видеосъёмки:

доступность: как часто и регулярно вы сможете им пользоваться для съёмки, не придётся ли его с кем-то делить, а если придётся, то что из этого следует, и как нужно выстраивать отношения с «соседом», чтобы ничьи права не были ущемлены;

освещённость: есть ли возможность естественного освещения, есть ли место и возможность выставить и подключить осветители;

площадь: есть ли место для большой съёмочной группы, для физической активности, для съёмки разных зон с разными декорациями, для установки фона;

изменяемость: наличие в помещении мебели и украшений, их мобильность. Можно ли убрать всю мебель, можно ли поставить другую, можно ли снять картины или постеры, задекорировать стены.

звук: нет ли в помещении эха, не соседствует ли оно с шумными помещениями (спортзалом, музыкальным классом и т.д.).


Идеальный вариант – специально оборудованное студийное помещение, разделённое на функциональные зоны, с местом для всего необходимого оборудования или же просторная студия под застеклённой крышей. В таком помещении вам остается только наслаждаться творчеством и снимать видео в различных жанрах, заниматься постановочным видео, журналистикой и всем, что душе угодно.


Худший вариант из возможных: специального помещения нет вовсе. Строго говоря, ситуация маловероятная. Если вы получаете официальное согласие администрации на организацию видеостудии и ведение курса видеографии или видеосъёмки, само собой разумеется и выделение помещения для занятий. Однако на практике может случиться так, что вам, например, придётся делить помещение с кем-то еще, заниматься в чужом кабинете или это помещение могут регулярно у вас отбирать для каких-то школьных нужд (например, спортивный или зрительный зал).


Что делать? Исходить из того, что есть.

Если отдельное помещение на данный момент недоступно – снимать на улице, снимать дома, договариваться с владельцами помещений о съёмке в какой-то определённый день. Если есть только выделенный угол общего помещения – оборудовать, поставить фон, продумать обстановку. И опять же договориться с соседями о том, когда вы могли бы снимать в относительной тишине для записи звука.

Собственно, место для видеосъёмки в итоге найдется всегда, но если у вас нет своего пространства, вам придётся либо искать условно бесхозное место (например, в парке или школьном дворе), либо договариваться с владельцами чужих территорий (например, снимать у кого-нибудь дома, в магазине, школьном кабинете и т. д.).

Если же постоянное место для занятий и съёмки есть, но имеет ряд недостатков, вам стоит эти недостатки вычислить, иметь их ввиду и по возможности компенсировать имеющимися средствами. Например, если в вашем помещении имеется только искусственное освещение, вам будут действительно необходимы осветители. Если рядом находится шумное помещение, фильмы придётся либо переозвучивать, либо обходиться титрами, либо отдать предпочтение жанрам, не требующим записи голоса в процессе съёмки, либо часть съёмок вынести за пределы этого помещения. Если вам выделено большое, но пустое пространство с гулким эхом, озаботьтесь покупкой хорошего микрофона и по возможности обживайтесь мебелью и ковровым покрытием на полу, попробуйте покрыть стены поролоном или пенопластом.

Видеокамера

Главный инструмент для творчества и он же – камень преткновения для любой организации, желающей воспользоваться всеми преимуществами современной качественной видеосъёмки.




Если видеокамеру будет закупать ваша организация и к вам обратятся за советами и пожеланиями, постарайтесь внятно разъяснить, что качество видео во многом будет зависеть от уровня видеокамеры, а затем предъявите минимальные технические характеристики, которыми ваша камера должна обладать:

• Съёмка в формате Full HD, разрешение 1920:1080.

• Формат видео 16:9.

• Возможность ручной настройки экспозиции и баланса белого.

• Возможность подключения внешнего микрофона.

• Съёмный аккумулятор достаточной ёмкости.

• Поддержка карт памяти.

• Оптический стабилизатор.

• Наличие трансфокатора.


Неофициально (и совершенно бескорыстно) я бы добавила к этому списку достаточно известную марку производителя с хорошей репутацией. Старая добрая Sony прослужила мне верой и правдой более пяти лет напряжённой работы и до сих пор всё ещё в строю. Всё же, на мой взгляд, покупка хорошей видеокамеры, от исправной и качественной работы которой будет зависеть творческий процесс целой группы людей, – не та ситуация, в которой стоит рисковать и экспериментировать с незнакомыми производителями.


Менее важные характеристики:

• Наличие встроенного света, а также возможность подключать накамерный свет.

Строго говоря, встроенный осветитель в школьной видеографии используется крайне редко: в плохо освещенном помещении он дает «эффект красных глаз», да и попросту бьёт людям в глаза, что довольно неприятно. Такой свет стоит использовать при близкой съёмке неодушевлённых предметов (например, лабораторный опыт или сборку технических устройств). А вот накамерный свет может вам здорово пригодиться – особенно если можно регулировать его яркость, рассеивать или использовать специальные фильтры. При покупке обратите внимание на крепление, вам может понадобиться переходник.

• Электронный стабилизатор изображения.

• Возможность снимать с частотой 50 кадров в секунду. Очень неплохая функция для съёмки стремительных спортивных или танцевальных кадров, а также для съёмки того, что вы впоследствии при монтаже планируете замедлить (фрагмент, снятый с меньшей частотой 25 кадров в секунду, при значительном замедлении будет выглядеть прерывистым).

• Ручная фокусировка. На случай творческих экспериментов с глубиной кадра и размытием фона.


Совсем не важные характеристики:

• Видеосъёмка в темноте.

• Режим фото.

• Встроенные монтажные спецэффекты (затемнение в начале и конце, наложение музыки и титров и прочее).

• Гольф-съёмка.

• Съёмка в замедленном темпе.


Даже беглый взгляд на эти списки показывает, что чем проще характеристики, тем они нужнее, в то время как всевозможные навороты и изыски вроде специфических режимов и эффектов – напрасная роскошь, на которой будет уместно сэкономить. Однако рассмотрю необходимые пункты подробнее – не столько для того, чтобы вас убедить, сколько для пояснения, почему, на мой взгляд, именно эти характеристики важны и в каких именно случаях они могут сыграть решающую роль. Вполне вероятно, что ваша конкретная ситуация как раз радикально отличается от описываемой, и отдельными пунктами вы почему-либо можете пренебречь.


Съёмка в формате Full HD, размер 1920:1080. Повышение качества видеоматериала – неизбежное следствие прогресса, и нет ни единой причины от него отказываться. Сегодня большинство видеокамер предполагает съёмку в таком формате, и более того – большинство конкурсов и фестивалей выдвигает использование видео указанного размера в качестве обязательного требования. Да и вам самим куда приятнее будет смотреть на мониторе или на большом экране зала четкое и красивое видео вместо мутного и размытого.


Формат видео 16:9. Широкоэкранный формат уверенно вытеснил старинный «квадратный» на правах более «физиологичного»: всё же окружающий мир предстаёт перед нами не в форме маленького квадрата перед носом, широкий прямоугольник ближе к истинному положению вещей (по логике вещей его со временем должно вытеснить полное погружение с картинкой вокруг зрителя, но до таких высот ни кинематограф, ни видеосъёмка еще не дошли). Тем не менее «квадратный» формат можно встретить местами, и если ваша камера всё ещё снимает только с таким соотношением сторон кадра, ничего не поделаешь. Но имейте ввиду, что очень скоро такие фильмы окончательно перейдут в категорию антиквариата.




Возможность ручных настроек экспозиции и баланса белого. Даже если вы являетесь счастливыми обладателями идеального студийного помещения, время от времени вам придётся выбираться в суровую действительность: например, в школьные классы, спортивные залы и прочие пространства, изначально предназначенные совершенно не для видеосъёмки. Может даже статься, что вы будете попадать в эти помещения не при свете дня, а, скажем, зимними вечерами, когда естественного освещения уже не хватает и включается искусственное, окрашивающее ваши кадры в насыщенный и совершенно вам ненужный жёлтый, зелёный, розовый свет. Да, каждая видеокамера предусматривает базовый набор режимов съёмки: для улицы, помещений с разным типом освещения, а также автоматическую настройку, но нередко эти настройки всё равно не дают абсолютной точности цветопередачи. Искажения цвета и недостаточную освещённость можно отчасти компенсировать в процессе цветокоррекции в хорошем видеоредакторе типа Adobe Premiere, но гораздо проще не создавать себе лишних проблем изначально.


Возможность подключения внешнего микрофона. Даже если в вашей студии идеальный звук, а у ваших актёров – громкие, поставленные голоса, всё же есть вероятность того, что иногда вы будете снимать за пределами студии. Например, захотите взять интервью или провести опрос. Поверьте: помещений с хорошим звуком в принципе немного, а тихих среди них – еще меньше. Если говорить о школьной студии, о тишине вам в большинстве случаев придётся только мечтать. Даже самый простой внешний микрофон, подключённый к вашей камере, спасёт не одну съёмку как в помещении, так и вне его.


Съёмный аккумулятор достаточной ёмкости. Допустим, вы обладаете прекрасным вниманием, памятью и железной самодисциплиной и физически не способны оставить камеру без зарядки. Допустим даже, что каждая ваша съёмка будет заранее запланирована и вас никто и никогда не сорвёт с места срочно снять что-то очень важное и невероятно интересное. Но даже в этом случае может статься, что снимать придётся долго и много. Например, полуторачасовой концерт или длительный праздник в выходной день. Или вам придётся провести плановое занятие по видеосъёмке сразу после полуторачасового концерта и длительного праздника. Удобно ли вам будет снимать, подключив камеру к розетке? Да и везде ли это возможно? Съёмный аккумулятор решит эту проблему.


Поддержка карт памяти. Аргументы те же: на каком-то этапе снимать вам придётся много и часто, и перенести отснятый материал на компьютер вы можете просто не успеть. Идеальный вариант: встроенная память плюс внешняя карта памяти.


Оптический стабилизатор. Стабилизация никогда не бывает лишней. Даже при съёмке со штатива, даже исключительно твёрдой рукой.


Наличие трансфокатора. Тот самый пресловутый зум, которого измученные тряской преподаватели обычно запрещают ученикам даже касаться. И их можно понять: практически все, кто только начинает снимать видео и получает доступ к заветной кнопке «приблизить-удалить», начинают эксплуатировать её бессмысленно и беспощадно, то есть без веских оснований, быстро, резко и неровными скачками, отчего у зрителя начинается головокружение и тошнота. Однако на практике мы далеко не всегда имеем возможность снимать интересующий нас объект с близкого расстояния и не всегда можем выключить камеру в процессе, воспользоваться трансфокатором и снова возобновить съёмку. Иногда нам приходится – о ужас! – «приближать» объект непосредственно в процессе, и наша задача – делать это осмысленно, своевременно, медленно и плавно.

Цена вопроса

На момент выхода книги стоимость видеокамер известных марок с перечисленными характеристиками и приемлемым для школьной видеостудии качеством съёмки варьировалась в районе тридцати пяти-сорока тысяч рублей.


У многих педагогов на начальном этапе возникает простой и закономерный вопрос: где вообще берутся средства на оборудование и технику для видеостудии и к кому за этим обращаться.


Разумеется, в первую очередь следует обратиться к руководителю вашего учреждения, и желательно – не с пустыми руками: следует заранее продумать организацию студии, график работы, продумать вопрос с помещением, написать хотя бы приблизительный план работы (в школе, скорее всего, понадобится еще и составить программу курса), в идеале – провести опрос среди учащихся, родителей и педагогов на предмет их заинтересованности в создании местной видеостудии и имеющихся запросов и пожеланий, а также изложить руководителю свои соображения по поводу полезности студии для организации. Руководитель со своей стороны должен принять решение по данному вопросу и либо выделить на организацию студии определенную сумму, либо пожать вам руку и пожелать творческих успехов за свой счет (что тоже случается сплошь и рядом).

Конец ознакомительного фрагмента.