Ключ к успеху
Если свести работу на YouTube к одному простому совету, то я всегда рекомендую снимать хорошие видео. Чем интереснее твои ролики для зрителя, тем в итоге их легче продвигать. Представим, что ты бездушный робот, который оценивает качество видео. Кому-то нравятся котики, а кому-то собачки. Какое видео круче? Кого поставить в поиск повыше? Кто попадет в самые популярные видео дня? Тот, у кого самое большое удержание аудитории.
Ключевой фактор для алгоритмов YouTube – это удержание аудитории. Перевожу на простой язык: чем дольше смотрят твои длинные ролики, тем лучше. Представим, что ролик длится 5 минут, зайдя в YouTube Analytics, мы легко сможем увидеть там процент удержания аудитории, если вас смотрят 5 минут из 5 минут, это 100%-ное удержание. Ты снял шикарное видео, я тебя поздравляю. В жизни такое бывает очень редко, особенно если у тебя много просмотров. Хотя, если ты только самостоятельно смотришь свои видео, то ничего удивительного в 100%-ном удержании нет.
Тебя смотрят 3—4 минуты из 5-ти – это удержание в районе 70—85%. Это очень хорошо – с каналом можно работать. Такой интерес зрителей заслуживает похвалы!
Если удержание меньше 60% на пятиминутном ролике, это значит, что тебя почему-то не хотят смотреть до конца. Иногда это бывает связано с неправильной рекламной кампанией, но чаще всего это ошибки в контенте. От подачи твоего видео зависит много. Тема может быть интересной, а вот ведущий – слабым. А может быть, информация из видеоролика устарела или является очевидной для зрителя. Уметь угодить аудитории – это целое искусство.
Важный момент: тот видеоконтент, который пользуется успехом, например, на телевидении или в Инстаграме, далеко не всегда будет актуален на YouTube. Аудитория каждого канала имеет свою специфику.
Но вернемся к удержанию. Если на пятиминутном видео оно меньше 30%, мы отказываемся продвигать такой канал. Зрителям неинтересно, и нужно работать над контентом. Как это сделать?
Сделать видео таким, чтобы люди хотели посмотреть до конца. Есть несколько приемов, которыми я сейчас поделюсь.
Много сюжетных линий
Классический работающий вариант. В начале ролика ты показываешь свой новый мотоцикл и обещаешь покатать на нем автора лучшего комментария. Дальше идут кадры с рок-концерта, на котором ваши друзья зажигают на сцене. А затем сюжетная линия о походе на свидание.
Если три этих сюжета смешать в один и показывать кусочками, но в рамках одного выпуска, удержание аудитории будет в разы выше, чем на отдельных сериях.
Этот совет не предлагает делать салат из несвязных роликов. Твоя цель – зацепить зрителя, и очень часто большое количество сюжетных линий помогает это сделать. Обрати внимание на любой современный мультфильм или книгу. Везде есть несколько параллельных героев, которые встречаются и расстаются. В один замок дракон прилетел, а в другом в это время свадьба, и так далее. Старайся увлечь зрителей.
Если весь твой ролик состоит из мужика, сидящего под елкой, то хотя бы кинь в него что-нибудь и пару раз пересади в кадре. Иначе смотреть станет скучно.
Интриги. Расследования
Люди любят тайны и секреты. Это одна из причин популярности видеороликов с распаковкой посылок. Попробуй окутать свой канал атмосферой таинственности.
Некоторое время назад я скрывал свою внешность и раздувал вокруг этого интерес. Сначала это было просто движение в комментариях под видео (я тогда снимал под псевдонимом «Панда»). Затем кто-то запустил разоблачающее видео про меня и начал рассылать подписчикам (это сильно сыграло мне на руку, подняв обсуждение темы). Я заказал костюм панды из Китая и сделал несколько роликов в нем. На Новый год я снял маску, показал свое лицо и еще раз поднял активность на канале.
Делайте шоу. Хороший классический формат – «загадка в начале, а разгадка в конце». Что будет, если взорвать арбуз? Ответ в конце ролика.
Очень хорошо интриги и расследования заходят в телевизоре. Любой выпуск передачи «Битва экстрасенсов» или «Пусть говорят» – отличное пособие по тому, как нужно выстраивать видео, которое удерживает людей у экрана надолго. Возможно, ты не хочешь снимать подобные глупые видео, и я тебя прекрасно понимаю. Ты сделал очень серьезный и обучающий канал? Тебя все равно должны смотреть до конца.
Вот это поворот
Самые крутые ролики почти всегда идут не по плану. Вас побили при съемке? Нахамили вместо того, чтобы дать интервью? Человек в трусах пробежал по Красной площади?
Когда что-то пошло не так, интерес к ролику возрастает в разы. Никого не удивит мужик, сидящий дома за столом и рассказывающий анекдоты. Таких видео миллион. Но если вместо мужика будет пингвин, который летит по радуге на огромной акуле, то даже скучный текст из его уст (простите, клюва) будет звучать интересно.
Зритель хочет шоу. Зритель хочет быть удивлен
Даже если у тебя очень серьезный образовательный контент, ты должен уметь подать его достойно. Попробуй вспомнить учителей из школы. Кто тебе нравился, а кто заставлял спать на уроках? Почему?
Бывают дни, когда я консультирую 5—6 человек подряд, и назавтра не могу вспомнить, где чей канал и о чем они. Информации вокруг полно, и те, кто не запомнился, сливаются в одну большую кашу из контента. Кашу, которую никто не будет есть.
Вчера анализировал одну хитрую нишу, в которой по всему СНГ всего 5 каналов. На четырех ведущие – скучные и серые мужчины, но на самом популярном канале (больше 200 тысяч подписчиков) смешная девушка-блондинка с хорошим качеством записи видео. Мой клиент тоже мужчина, но мы решили, что ведущим у нас будет собака в строительной каске. Шутки шутками, но позиции, как у той девушки, мы достигли за полгода и теперь бьемся за лидерство в нише.
Пользовательский контент
Представь, что зрители твоего канала участвуют в создании видео. Например, присылают небольшие ролики со своими домашними питомцами или рассказывают о своих городах. А ты в свою очередь соединяешь это в одно целое, забавно комментируешь или обыгрываешь. Будут ли люди привязываться к такому каналу? Безусловно. Ведь вы работаете в соавторстве. Даже слово модное есть UGC (User-Generated Content) – контент, созданный пользователями.
Когда я был маленьким, по телевизору шла передача «Сам себе режиссер», которая полностью состояла из видео, которые присылали зрители. Этот формат был востребован долгие годы, а в некоторых странах встречается и сейчас. Когда ты послал момент и он попал в видео, чаще всего ты становишься фанатом такой передачи и продолжаешь присылать моменты. А если не попал – ничего страшного, попробуй еще раз. Это просто. Это быстро. Это бесплатно.
В идеальном варианте зритель должен чувствовать себя на канале «как дома» и являться его частью. Тогда удержание аудитории будет больше. Понятно, что со всеми лично отработать невозможно, но тебе и не нужны все.
Для любого канала главное – его ядро. Основная часть аудитории, которая железно смотрит ролики на постоянке, участвует в конкурсах, оставляет свои комментарии. А тех, кто «просто так зашел», мы стараемся вовлечь в семью. И просьба прислать свой контент – хорошая приманка. Также интересной идеей может быть проведение опросов (YouTube позволяет это делать через инструмент «подсказки»), конкурсов и встреч в реальной жизни. Правильный вариант развития любого канала – это создание мощного сообщества вокруг автора (или авторов, или основной цели проекта).
Может, тебя уже и не смотрят, но в случае чего помнят, что есть тот клевый парень, который снимает видео про английский язык, и при случае вас порекомендуют.
Продолжение следует
Еще один неплохой прием, пришедший к нам из сериалов. Когда выпуск заканчивается неожиданно, человек будет ждать дальнейшего развития событий. Да, я тоже не люблю этот прием, но на YouTube отлично работает.
Твоя задача не только заставить человека посмотреть твой ролик до конца, но и заинтересовать следующими видео. Самое крутое, что может с тобой произойти, это человек, посмотревший тебя до конца, поставил лайк, оставил комментарий и отправился смотреть следующий ролик. Если таких людей будет много, то продвижение канала превратится в легкую прогулку.
А когда удержание аудитории низкое (10-20-30%), то любая работа над каналом превращается в сизифов труд.
Как быть с длинными роликами? Какие видео лучше снимать – короткие или большие?
Оптимальная схема, это когда у тебя долго смотрят длинные ролики. Если видео идет час и миллион человек смотрят его в среднем 50 минут, это не видео. Это шедевр. И такие примеры на русском YouTube уже есть. При прочих равных продвигать длинное видео проще (да-да, если там высокое удержание).
Понять, сколько будет длится твой ролик, довольно просто. Зайди в «Творческую студию» и оцени, как и сколько минут тебя в среднем смотрят зрители. Для многих форматов 3—5 минут это оптимальный размер. Если у тебя лекции или серьезные научные истории, это может быть и полтора часа, но будут ли тебя так долго смотреть? Попробуй, а потом легко сможешь проанализировать.
Иногда можно сломать тренд и в теме, где все снимают длинные ролики, вылезать только с короткими. Но чаще всего и проще всего ориентироваться на 3—5 минут.