Вы здесь

Школа, славная традициями. ДИАЛОГИ ЗА РОЯЛЕМ (Е. В. Смоленцев, 2016)

ДИАЛОГИ ЗА РОЯЛЕМ

Школа является организатором престижного международного конкурса – фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» памяти Александра Георгиевича Бахчиева. Все помнят великолепный дуэт – Бахчиев–Сорокина, который возродил в Советском Союзе традиции ансамблевого музицирования. По словам критиков, это был «не просто совершенный ансамбль, но своеобразный дуэтный театр, в котором мы, словно по мановению волшебной … палочки, переносились то в блестящую оживлённость моцартовской Вены, то в тёплую сердечную атмосферу дружеских шубертиад, то в музыкально-литературный салон пушкинской поры, то в изысканное общество российского серебряного века…».

«Нарядные весёлые дети фотографируются у бюстов великих музыкантов в холле второй музыкальной школы, и первое, что бросается в глаза – все они по парам – не только одеты в одинаковые костюмы, но и, к примеру, помогают друг другу переодеть обувь или стоят вдвоём у стенда, посвящённого конкурсу, и что-то обсуждают, вместе вникают в детали. Вот мама говорит энергичному мальчишке: «Сделайся серьёзнее и слушайся Катю», а Катя хоть и меньше ростом, но уже с глазами, полными ответственности за себя и своего напарника по музыке. Дуэты начинаются не на сцене, а ещё до неё – и это первый урок, который гости конкурса усваивают в этот день.

Об этом нам говорит и Елена Геннадьевна Сорокина, председатель жюри конкурса, выдающаяся пианистка, профессор, доктор искусствоведения, президент Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации: «Фортепианный дуэт как вид исполнительского искусства отличается от других видов ансамбля самой своей сущностью – двое делят один инструмент. В других ансамблях этого не бывает: скрипка и фортепиано, голос и фортепиано – у каждого исполнителя свой инструмент, но не в фортепианном дуэте, поэтому я считаю его символом ансамблевого музицирования. Такого близкого взаимодействия нет ни в одном ансамбле: если ребёнок хорошо умеет слушать партера в фортепианном дуэте, то можно быть уверенным – в любом ансамбле он будет хорош. Умение слушать и слышать партнёра – это самое важное в дуэте не только в музыкальном плане, но и в жизни – в психологическом аспекте. Особенно в наше время монологов. Первое, на что я обращаю внимание, – как притёрлась друг к другу пара, как они подходят к инструменту, как усаживаются за него, как держат контакт глазами, как слышат друг друга в процессе».

Увидеть эталон такого диалога в дуэте за фортепиано нам предоставили возможность в самом начале торжественного открытия конкурса: церемония началась с показа архивного видео музицирования золотого фортепианного дуэта Елены Геннадьевны Сорокиной и Александра Георгиевича Бахчиева. Это был пример не просто музыкальной слаженности, синхронный танец рук, а это была гармония душ. В глазах участников можно было увидеть второй урок мероприятия: музыка в гармоничном дуэте всегда больше, чем последовательно правильное звукоизвлечение, музыка в таком случае создаёт ощущение волшебства.

У фортепианного дуэта Елены Геннадьевны Сорокиной и Александра Георгиевича Бахчиева крепкие связи со школой завязались в 80-е годы: дуэт приезжал на гастроли в Свердловск, Александр Георгиевич давал мастер-классы свердловским преподавателям фортепианных дуэтов. А в 1990 году, когда у нас в городе проходил Международный фестиваль фортепианных дуэтов, организаторами которого были Свердловская филармония и Александр Георгиевич Бахчиев, вторая музыкальная школа стала репетиционной базой для участников – именитых музыкантов со всего света.

«Школа предоставила классы и инструменты – она стала домом фестиваля, – вспоминает в беседе с нами Елена Геннадьевна те события. – Программа у фестиваля была объёмная, участников – много, и справилась со всем этим вторая музыкальная школа. Кстати, я много бываю в последние десятилетия на европейских и американских фестивалях, но равных тому по объёму и качеству, я больше не видела».

Предоставив свою площадку, школа получила качественный скачок в подготовке фортепианных дуэтов. Во-первых, при общении с профессиональными музыкантами и у детей, и у преподавателей возник интерес к этому жанру, а во-вторых, Александр Георгиевич Бахчиев дал несколько мастер-классов, и как результат обучение в фортепианном дуэте входит в этой школе и по сей день в учебный план, а с 2014 года проводится международный конкурс «Диалоги за роялем». И в этом есть третий урок – не только музыкальный, но и очень жизненный: только делясь, мы что-то приобретаем.

Наталья Рафековна познакомила нас с конкурсом фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» имени А.Г. Бахчиева: идея его создания принадлежит Софье Александровне Выгодской, традиционно он проводится в первых числах мая раз в два года, и в этом году проходит третий раз. Кроме того, в 2018 году он включён в Ассоциацию музыкальных конкурсов России. Бессменным председателем жюри является Елена Геннадьевна Сорокина. Конкурс каждый год собирает десятки дуэтов. География обширная: Смоленск, Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Иркутск, Оренбургская область, Свердловская область. Фортепианные дуэты участвуют в одной из трёх номинаций: «Педагоги», «Студенты», «Школьники».

Конкурс однотуровый, для участия в нём надо исполнить два разнохарактерных произведения. Все условия достаточно лояльные к участникам-дуэтам, а всё потому, что главная цель конкурса – чтобы и взрослые, и юные музыканты делали это с удовольствием, чтобы потом поддерживать этот вид исполнительского искусства, развивать жанр и будить интерес к игре в четыре руки, как когда-то это сделал золотой фортепианный дуэт Бахчиева и Сорокиной.

Кроме Елены Геннадьевны, в составе жюри Евгений Александрович Левитан – российский пианист и музыкальный педагог, ученик Берты Маранц и Станислава Нейгауза. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, лауреат Премии фонда «Русское исполнительское искусство»; Елена Павловна Лукьянова – профессор, кандидат педагогических наук, лауреат всероссийского, дипломант всероссийских и международных конкурсов; Эльвира и Анатолий Полонские – признанные мастера фортепианного дуэта Новосибирской филармонии, в их репертуаре большое количество концертных программ, охватывающих самые разнообразные музыкальные эпохи и стили.

В приветственном слове Елена Геннадьевна Сорокина обозначила цель этих уроков диалога: «Главное в конкурсе – это отметить всё лучше, что есть у каждого, поддержать желание играть дальше, играть в ансамбле, играть соло. Такого рода конкурсы, как и повседневная деятельность преподавателей музыки, часто подвижническая, – это борьба за души наших детей, за их жизнь, за их будущее, потому что тому агрессивному натиску, который они испытывают сейчас извне, можно противопоставить только культуру и традиции.»