Вы здесь

Школа для родителей. Воспитание детей от 0 до 4. Возрастная психология от двух до четырех лет (Е. А. Бурмистрова, 2015)

Возрастная психология от двух до четырех лет

Основные особенности развития ребенка третьего и четвертого года жизни

За выработку гормонов у детей отвечает тимус, или вилочковая железа, которая снижает свою активность в семь – девять лет. Поэтому обмен веществ и восприятие окружающего мира у ребенка совсем иные, чем у взрослого. До шести с половиной – семи лет детское мировосприятие эгоцентрично. Обычно слово «эгоцентризм» имеет отрицательный смысловой оттенок и означает крайнюю форму проявления эгоизма. Но для детей до семи лет это совершенно нормальное состояние, которое еще называют «первичным эгоцентризмом». Малыш еще не может поставить себя на место другого человека, даже самого близкого, потому что у него не созрели соответствующие структуры головного мозга. По этой причине нельзя ждать от ребенка, чтобы он понял ваше состояние. «Ну как же ты не понимаешь, как мне тяжело? я так устала!» – восклицает мама в конце дня. Но упреки бесполезны, до определенного возраста ребенок не может «влезть в вашу шкуру».

Тем не менее нужно стремиться преодолеть эгоизм дошкольника, хотя результаты пока что будут минимальными. Читайте детям сказки про борьбу добра со злом, рассказывайте про свои эмоциональные состояния. Малыш способен запомнить внешние признаки плохого самочувствия: красные глаза, сердитое лицо, вялость, бледность. Если ему объяснить, он будет знать, как вести себя, когда вам нездоровится. Но все равно понять вас изнутри он не сможет. Учтите, что если вы ждете от ребенка сверхпонятливости и сверхчуткости к вашим состояниям, то можете воспитать у него противоположные качества. Ваш отпрыск может ожесточиться, если эмоциональные требования, предъявляемые к нему, непосильны, несвоевременны и не совпадают с особенностями его возраста.

Выше уже говорилось о преобладании эмоций над интеллектом. Очень часто имеют место эмоциональные вспышки, крики, проявления агрессии, что нормально для возраста от двух до трех лет. Родители должны выработать здоровую реакцию на такое поведение. Хотя крик двух- или трехлетнего ребенка – это не крик младенца, которого хочется утешить. Если в общественном месте заплачет младенец, взрослые будут смотреть сочувственно, если же заплачет малыш полутора-двух лет, то реакцией будет раздражение. Люди вокруг будут выражать недоумение: что за невоспитанный ребенок! Никто специально не задумывается, как отреагировать на орущего кроху, инстинктивно хочется его заткнуть, причем достаточно резко, но в семейной жизни это не лучший способ.

Здоровая, зрелая родительская реакция, до которой многим из нас нужно еще дорасти, – это оставаться спокойным и здравомыслящим во время таких эмоциональных вспышек, стараться переключить внимание, утихомирить малыша. Помните, что маленький ребенок не отвечает за свои действия, таковы особенности его возраста, его поведение не направлено против вас. Действия малыша абсолютно непреднамеренны. Для целенаправленных поступков еще нет физиологической базы. Дети чаще всего кричат от недостатка слов, от усталости, физического дискомфорта. Вспышки раздражения, гнева, крика пройдут к трем – трем с половиной годам. Некоторые специалисты даже сравнивают дошкольников с психически больными людьми. Только у психотиков эмоции отрицательные, а у детей – в основном положительные. Мы, взрослые, не живем так интенсивно, как детвора. Наши эмоции – как вялые улитки. Неудивительно, что родитель, который провел целый день со своим чадом, к вечеру чувствует себя уставшим: причина не только в двигательной активности ребенка, но и в необходимости постоянно реагировать на его бурные эмоциональные проявления. И все же реагировать обязательно нужно, кроме тех случаев, когда на это не хватает физических и моральных ресурсов. Часто к четырем-пяти годам у ребенка формируется мнение, что большинство взрослых – скучные, ленивые, инертные, что-либо рассказывать им бесполезно, они все равно ничего не поймут, а то еще и отругают.

Взрослым важно помнить, что дети воспитываются не словами, а правильными поступками. Весь дошкольный период они вполуха слушают, что мы говорим, но зато очень внимательно смотрят на то, что мы делаем. До двух лет малыши вообще не управляемы словом, повлиять на них можно только действием и личным примером. Есть хорошая поговорка: дети как огурцы, в какой рассол положишь, в таком и засолятся. Иными словами, какая семейная атмосфера ребенку досталась, таким он и вырастет, несмотря на все родительские нравоучения.

Работают не педагогические указания или нотации, а сказки, притчи, рассказанные к месту истории. То есть слово не должно быть впрямую направлено на ребенка и его проблемы с поведением. Иносказание не вызывает сопротивления, поэтому скорее достигает цели. Если для второго года жизни идеально подходят простые назывные сказки и стишки-потешки, где просто перечисляются персонажи: «я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка…», то на третьем году жизни нужно читать сказки, где есть конфликт добра со злом. Начинать надо со сказок о животных, потом, ближе к четырем годам, переходить на истории с человеческими персонажами. На пятом году переходите к волшебным сказкам с превращениями и свадьбой в конце. Сказки очень полезны, потому что помогают формированию нравственных категорий в детском сознании.

В период от двух до семи лет дети запоминают, а потом долго и тщательно воспроизводят образцы поведения родителей. Бесполезно говорить: «Перестань сердиться!» – если мама часто сердится, бесполезно говорить: «Не произноси плохие слова!» – если мама или кто-то в семье частенько прибегает к нецензурной лексике. Малыши из-за повышенной восприимчивости – по сути отражение своих родителей. Бороться с отражением бесполезно, нужно изменить оригинал. Все недостатки, которыми обладают взрослые в семье, унаследуют и дети. Поведение родителей формирует личность ребенка, ведь обучение в два-три года на 80 % осуществляется через имитацию. Детишки любят «играть в папу и маму», копируя слова, походку родителей, переодеваясь в их одежду. Например, когда маленькому ребенку говорят: «Подойди сюда», он отвечает: «Сяяс. Инуточку». Он не понимает слова «сейчас» и сколько длится минуточка, но он знает, что, когда папу или маму просят что-нибудь сделать, они говорят эти волшебные слова. Поэтому и он с важным видом, с похожей интонацией протягивает эти слова.

Если оба родителя работают целый день и их отпрыск основную часть времени проводит с няней или бабушкой, то к тому человеку, который находится рядом, у ребенка возникнет эмоциональная привязанность; кроме того, он будет имитировать его поведение и эмоциональные реакции. Поведение воспитателя в детском саду тоже служит образцом для подражания, хотя в меньшей степени, потому что ко времени поступления в детский сад ребенок усвоил множество поведенческих моделей в семье. К тому же в детском саду воспитатель один на большую группу детей и сильной эмоциональной зависимости не возникает, хотя все равно дети своих наставников любят и копируют, даже не самых лучших. Поэтому очень важно, кто с ребенком общается и чью модель поведения он перенимает.

Выше мы уже говорили о том, что самое плохое поведение достается маме, то есть самому близкому человеку. С другими людьми ребенок собирается и ведет себя чуть лучше, чем обычно, а с мамой начинает вести себя как обычно или даже чуть хуже, изображая «маленького».

Тем не менее в два – два с половиной года малыш должен позволять матери заниматься повседневными делами, не отвлекаясь на него то и дело: приготовить обед или ужин, убраться, поесть, недолго поговорить по телефону. Все работы по дому осуществляются в несколько этапов без помощников и в присутствии ребенка, который должен воспринимать отключение внимания мамы без истерики. Но учтите, что до двух с половиной лет в детском сознании еще нет устойчивого образа мамы. С рождения и до года у человека вообще не сформировано представление о константности объекта: если предмет скрылся из вида, то он словно перестал существовать. После года дети понимают, что те вещи, которые не выпали из поля зрения, все равно есть. Но пока они не в состоянии удержать в своем сознании образ матери. Поэтому не рекомендуется рано отдавать малыша в сад или надолго оставлять с няней.

Важно помнить, что до двух – двух с половиной лет внимание взрослого является организующим стержнем для ребенка. Пока вы смотрите на малыша, пока вы им заняты, он чувствует себя хорошо и комфортно. В особенности это касается детей-экстравертов, потому что дети-интроверты с самого начала могут играть самостоятельно. Но нужно помнить, что таких детей – меньшинство.

Дети-экстраверты требуют постоянной реакции окружающих. Такова разница типологий, с которой вы ничего не сделаете. Но отрывать внимание ребенка от мамы можно и нужно, главное при этом – учитывать психотип подопечного и характер предполагаемых занятий. Если маленький экстраверт плохо реагирует на отсутствие эмоционального контакта с матерью и рядом с ним нет других взрослых, то нужно заводить крыс, кроликов, хомяков, рыбок, котов, черепах, чтобы хоть ненадолго переключить детское внимание.

Однако не спешите отправлять ребенка в школу, ведь гибкое двухканальное внимание, то есть способность одновременно слушать и писать, формируется только к шести с половиной годам, а у некоторых и позже. Школьник с несозревшим двухканальным вниманием будет отставать, потому что не сможет работать в темпе ученического коллектива.

Еще одним важнейшим этапом личностного роста является развитие «режиссерской игры», когда ребенок начиная с двухлетнего возраста разыгрывает нехитрый бытовой сюжет при помощи игрушек или фигурок. Например, зайчик едет на велосипеде, качается на качелях, катается с горки. Малыш обязательно должен играть, потому что игра – это процесс объективизации переживаний, освобождения от них. Если «режиссерская игра» отсутствует, значит, имеет место отставание в развитии или не хватает игрушек, которые подходят для такой игры.

В два года малышу нужны наборы небольших игрушек размером с ваш указательный палец. Обязательно должны быть животные, машины, еда, семья – все, с чем ребенок сталкивается в повседневной жизни. Игрушки могут быть деревянными или пластмассовыми. В последнем случае с ними можно еще и купаться в ванне. Конечно, не все дети могут сами выстроить игровой сюжет, некоторым нужно показать, как играть. Пример может подать старший ребенок или мама. В традиционном обществе игровая культура передавалась от одного ребенка к другому. Карапуз смотрел, как играют дети, и у них учился. Сейчас ситуация изменилась, маленькие дети гуляют со своими нянями обособленно, и поэтому разновозрастных игровых сообществ не возникает. Дети старше трех лет, как правило, посещают детские сады, и младшие не имеют возможности осваивать игру. В этой ситуации родители обязаны передавать ту игровую культуру, которую в свое время получили. И для девочек, и для мальчиков подходят «дочки-матери». Мальчикам помимо этого обязательно нужно показать, как играть в солдатики и в машинки.

Примерно в два с половиной – три года характер игры меняется и малыш начинает использовать предметы-заместители.

Он может взять кубик и сказать: «Би-би, машина поехала», представляя себе, что кубик – это машина. Или он может дать вам кусочек пластилина и сказать: «На, мама, кушай». Такая игра говорит о появлении воображения, фантазии.

Двухлетку можно «прочитать» по тому, как он ведет себя, как разговаривает, играет. У трехлетнего появляются мысли и намерения, которые вы не всегда можете расшифровать. Что-то остается в тени, за невидимой завесой. После трех лет маленький человек начинает жить не только в реальном, но и в воображаемом мире. В три года воображение работает активно, поэтому ребенок до четырех с половиной – пяти лет может путать фантазии и реальность. Положим, он говорит: «Это не я выпил молоко, белка прискакала, все выпила, оставила мне орешки». Часто мама реагирует негативно: «Зачем ты врешь? Нет никакой белки. Зачем ты все придумываешь?» Но в этом возрасте подобные рассказы – абсолютно нормальное явление.

К четырем-пяти годам у многих детей, особенно интровертов, формируется богатый внутренний мир, наполненный образами, иногда агрессивными, страшными, недобрыми. Бесполезно говорить, что под кроватью нет чудовища, потому что вымышленный мир для ребенка порой более реален, чем повседневный. Взрослый не должен разубеждать малыша, лучше прибегнуть к детской логике и предложить взять фонарик, чтобы отпугнуть монстров. Развитая фантазия – это признак высокого интеллекта в будущем, а бедная может привести к сложностям в решении разных задач, особенно нетипичных. Просто спокойно слушайте ребячью болтовню, а если вам нужно заставить малыша что-то сделать, играйте по его правилам. Скажем, ваш сын воображает себя космонавтом, который собирается лететь на луну. Усилия по одеванию будут сведены к минимуму, если сказать: «Да, мы собираемся на луну. Надеваем луноходы, шлем, лунные перчатки…» Это сработает гораздо лучше, чем крик: «Ну-ка быстро надевай сапоги, перестань думать, что ты на луне!» Так вы только вызовете сопротивление маленького фантазера.

Некоторых родителей волнует вопрос, может ли ребенок полностью уйти в вымышленный мир. Обычно дети совершают «нырки» из действительности в мечты и выныривают обратно, но при этом чаще находятся в реальности. Совсем уходят в мир фантазии малыши внутренне неблагополучные, когда в жизни случается что-то тяжелое и страшное.

Часто родители совершают традиционную ошибку, делая упор на развитие интеллекта, а не фантазии. В три года они ведут ребенка на занятия по английскому языку, в четыре – на логику, шахматы, чтение. Творчество – рисование, лепка, театр, танцы – недооценивается. Учтите, что интеллект в дошкольном возрасте формируется не благодаря формальным операциям. Если вы хотите развивать интеллект, то начиная с трех лет нужно развивать воображение и фантазию. У ребенка должен быть богатый опыт игры и творчества. Нужно искать не только хорошие курсы подготовки к школе, но и хорошего художника или человека, который занимается керамикой, поделками, конструированием. Для мальчиков более актуально конструирование. Есть дети, у которых психологи, логопеды, невропатологи диагностируют нарушения пространственных соотношений, которые во время обучения в школе будут мешать и проявятся в виде перевернутых букв, смещений. Таким детям необходимо конструировать и заниматься графикой с художником. Нужно смотреть на развитие ребенка максимально широко. Заниматься по тетрадкам Петерсона, рисовать логические цепочки, соединять точечки явно недостаточно. Логическое мышление нужно развивать с пяти-шести лет. До этого возраста гораздо важнее творчество.

Психологический портрет ребенка третьего и четвертого года жизни

К трем годам ребенок все хочет делать сам и постепенно обретает бытовую самостоятельность. Детские эксперименты доставляют взрослым массу неудобств: чашки разбиваются, молоко проливается, кастрюли с фрикадельками падают на пол, соль просыпается. А разрисованные обои, изрезанные покрывала, подстриженные челки? Но несмотря на все очевидные неудобства, не стоит препятствовать проявлениям самостоятельности. Развитие ребенка зависит от приобретенного опыта, значит, ваша задача – сделать этот опыт безопасным. Например, давать крохе утюг или острый нож нельзя, а бумагу и ножницы с тупыми концами – вполне допустимо. Помимо получения опыта важно включать маленького члена семьи в процесс устранения последствий. Предположим, если ребенок разбил яйцо, вы даете ему тряпку, совочек с метелкой и просите убрать за собой. Многое исправить не удастся, поэтому заранее прячьте дорогостоящие вещи и приборы.

Конец ознакомительного фрагмента.