Вы здесь

Школа для родителей. Воспитание детей от 0 до 4. Возрастная психология от года до двух лет (Е. А. Бурмистрова, 2015)

Возрастная психология от года до двух лет

Основные особенности развития ребенка второго года жизни

Для начала поговорим об общих принципах развития ребенка, в той или иной мере свойственных всем этапам становления маленького человека и принципиально отличающих его от взрослого. Начнем с того, что формирование малыша проходит неравномерно. Для родительского глаза ребенок растет незаметно, ведь вы рядом с ним каждый день, а, как известно, «лицом к лицу – лица не увидать». Оценить произошедшие изменения можно, только вспомнив, каким малыш был еще совсем недавно. При этом надо учитывать, что перемены всегда носят скачкообразный характер. В этой неровности психологического развития и заложены основные особенности, которые нам необходимо понять.

Итак, процесс формирования ребенка нельзя изобразить в виде простой восходящей линии. Это означает, что можно выделить лишь более или менее ровный период накопления новых навыков и знаний на существующем уровне развития – плато, после чего происходит резкий скачок на новый уровень. А следом за этим скачком всегда наступает кризис. В нашем понимании слово «кризис» обычно означает что-то неприятное, экономические или политические потрясения, которые нужно преодолевать. Но в психологии оно имеет совсем другое значение. Кризис – это качественное изменение, перестройка, сдвиг в развитии. Ребенок, совершая рывок, восходит на следующую ступеньку, меняется и становится взрослее. Кризис возникает потому, что, перейдя на новый уровень, малыш оказывается в ситуации, когда старые модели поведения уже не действуют, а новые, адекватные ей, еще не найдены. Он начинает активно искать и пробовать то, чего раньше никогда не делал.

Любой родитель может вспомнить перемены в жизни своего чада, которые для него происходят как бы вдруг, в одно мгновение, несмотря на то что они вполне ожидаемые. Вот малыш лежал на одеяле в окружении игрушек и вдруг начал ползать, осваивать ранее недоступное ему пространство: хватать все, что попадется ему под руку, открывать шкафчики, вытряхивать их содержимое, облизывать предметы, совать пальцы в розетки, тянуть за электрошнуры. Но только вы научились делить пространство с ползающим малышом, убрали повыше все ценное, хрупкое и опасное, спрятали шнуры под мебель, закрыли шкафчики и расслабились, как ребенок пошел. Вроде бы только вчера топтался вдоль дивана, осторожно и неуверенно переставляя ноги, а потом вдруг побежал! – и снова он осваивает новые действия и уровни квартиры, меняя ставший привычным распорядок.

Эти кризисные моменты родителям пережить не просто: нужно время, чтобы перестроиться, понять, как себя вести с ребенком, который еще вчера был милым, послушным, понятным, а сегодня стал совершенно непредсказуемым и неуправляемым. В эти критические моменты обычно возникает множество вопросов, взрослые начинают звонить знакомым, у которых есть дети постарше, или идут к психологу и пытаются осмыслить новые особенности поведения их малыша, потому что просто не успевают за его возрастными изменениями. И это нормально, ведь дети живут и развиваются гораздо быстрее, чем мы с вами.

Темп жизни у годовалого ребенка в четыре раза выше, чем у взрослого, у трехлетки – в три раза выше. Эти скорости сравняются примерно к подростковому возрасту, а пока чем меньше ребенок, тем больше он отличается от нас с вами. Чтобы было понятно: когда ребенок просыпается после дневного сна, для него начинаются новые сутки, то есть за двадцать четыре часа он по сути проживает как минимум два наших дня. Неудивительно, что родителям порой трудно бывает поспеть за теми изменениями, которые происходят в их малыше. Особенно остро это переживается с первенцами, так как вы никогда заранее не знаете, что вас ждет. Именно поэтому процесс роста и формирования старших детей проходит болезненно как для взрослых, так и для ребенка. Но с каждым последующим младенцем у мамы появляется замечательное ощущение, что когда-то она с этим уже сталкивалась и с ситуацией справится. Однако необходимо внести важную поправку: несмотря на существование общих закономерностей, каждый ребенок переживает периоды кризиса по-своему. Впрочем, это относится и ко всему развитию в целом. Даже если в семье растут двое малышей, очень близких по возрасту, абсолютных совпадений не бывает, потому что каждому человеку присущ индивидуальный темп роста. Итак, мы с вами выделили два основных постулата: развитие сопровождается кризисами и происходит в индивидуальном для каждого ребенка темпе.

Каждый из ваших детей растет с присущей только ему самому скоростью, на которую нельзя повлиять. То есть можно, конечно, но в довольно узком диапазоне. Есть замечательная русская пословица: «Что родилось, то и выросло», говорящая о том, что сфера родительского влияния ограниченна. Поясним, что имеется в виду. Каждый человек рождается с определенными психофизическими данными. Так же, как он имеет определенный цвет глаз, волос, кожи, у него совершенно конкретные темперамент и темп развития, повлиять на которые вы не можете, даже если приложите массу усилий.

Современные родители буквально одержимы ускорением темпа развития своих детей. Даже если взрослые демонстрируют другие воспитательные взгляды и понимают, что малышу нужно время, чтобы фантазировать, мечтать, играть, в их мозгах все равно прочно сидит идея сверхзначимости образования и нарочитого совершенствования способностей, потому что мы живем в мире очень сильно ускоренном, где, по общему мнению, чем быстрее, тем лучше. Основная ошибка, которая возникает особенно часто в процессе воспитания первенцев, – это нечувствительность к типологии, неучет особенностей темперамента ребенка. Родители не чувствуют, каким темпераментом наделено их чадо, а если и чувствуют, то не всегда готовы это принять. Первая ошибка влечет за собой вторую – внутреннее желание поторопить ребенка. Ситуация складывается парадоксальная: малыш и так растет слишком быстро, порой мы не успеваем приспособиться к произошедшим переменам, но все равно стремимся подгонять его. Когда же он наконец пойдет, когда же заговорит, когда узнает буквы, когда станет играть с другими детьми, когда, когда, когда… родители давят, торопят, но индивидуальный темп развития ребенка – внутренняя заданность, на нее очень трудно повлиять извне.

Образно говоря, внутри каждого человека есть пружина, которая разжимается в определенном, индивидуальном ритме. Есть малыши, которые развиваются очень быстро и в один год могут выглядеть и вести себя как полуторагодовалые дети. А есть такие, чья пружина развития разжимается медленнее, и в год они выглядят как девятимесячные. В этом нет ничего страшного, если не наблюдается тотального отклонения от возрастных норм. Итак, на индивидуальный темп развития повлиять нельзя, его можно только принять как данность и учитывать, не пытаясь подстроить под себя. Обычно скорость возрастных изменений связана с темпераментом. Дети более подвижные и возбудимые – сангвиники, холерики в дошкольном возрасте развиваются несколько быстрее, чем флегматики и меланхолики. Кроме того, темп роста часто наследуется. Соответственно ребенок, как и во всем остальном, по темпу развития может быть похож на кого-то из родственников, причем необязательно на маму или папу, это может быть дедушка, бабушка, кто-то из прародителей; но может он и не быть похожим ни на кого.

Из всего, о чем говорилось выше, следует, что перед родителями стоит задача понять, какой темп развития свойствен их ребенку, и не торопить малыша. Есть дети, которые опережают среднестатистический уровень и по жизни бегут очень быстро. Их ни в коем случае нельзя подгонять еще больше. Обычно родители, детки которых бегут впереди, чувствуют себя на коне, так как уверены, что они все делают правильно и в их семье растет вундеркинд, звезда и отличник. Это приятное чувство. Но нельзя терять голову от успехов и постоянно ожидать от ребенка высокого темпа развития. В какой-то момент малыш может сравняться с остальными сверстниками.

Кроме того, очень важно, чтобы у детей, чье формирование идет опережающими темпами, не оставалось лакун, то есть пустот в развитии. Если ребенок в два с половиной года сам, без давления с вашей стороны, выучил буквы и даже научился складывать их в слова (что вообще-то бывает довольно редко, а вот примерно в четыре года некоторые дети вдруг сами начинают читать), а вы начинаете следовать этой тенденции как основной (то есть очень активно занимаетесь с ребенком чтением), есть большой риск возникновения пробелов в других областях знаний. В этом случае лучше вспомнить народную мудрость «поспешай медленно» и не поддаваться соблазну закрепить успех, а создать условия, чтобы ребенок мог получить разнообразный опыт, который ему необходим в этом возрасте. Обычно детям, опережающим сверстников, бывает трудно, потому что их интеллект развит сильнее, чем эмоции и социальные навыки. Родителям тех детей, которые отстают от сверстников, нужно все время повторять себе, что наступит время, когда ребенок «рванет вперед и догонит». Обычно медленное развитие более качественное, основательное, устойчивое и последовательное. Лакун в этом случае практически не бывает. Если такие дети что-то усвоили, то это всерьез и надолго.

Если родители не понимают своего малыша и все время подгоняют его, то у ребенка нарушается самооценка. Даже младенец будет чувствовать, что не соответствует родительским ожиданиям. В этом случае взрослые обычно сравнивают свое чадо со сверстниками: «Смотри, вон Петя уже буквы знает, а Маша на коньках катается, а ты даже встать на них не можешь, а Ваня, а Марина…» На самом деле у ребенка еще не сформировались соответствующие зоны головного мозга, и он в силу физиологических причин не может усвоить буквы или сложные последовательности движений. Малыш совершенно не виноват, что темпы его созревания запаздывают.

Специалисты установили, в каком возрасте ребенок приобретает те или иные навыки и познания. Рассмотрим нормативы для второго года жизни, помня об их относительности и индивидуальных особенностях каждого человека.

На втором году жизни малыш должен в достаточной степени овладеть своим телом и координировать его настолько хорошо, чтобы ходить, бегать, прыгать, не падая и не сшибая предметы, то есть соотнося свои движения с окружающей средой. Эта способность, конечно, зависит и от темперамента. Есть очень подвижные дети, которые все сметают на своем пути. Но к двум годам ребенок должен научиться двигаться, соизмеряя движения с существующими препятствиями и сохраняя равновесие.

К концу второго года ребенок осваивает родной язык в определенном объеме. Нормативы развития речи сильно разнятся. Кто-то в год и десять месяцев болтает без умолку, кто-то в два года молчит. И то и другое можно рассматривать как вариант нормы. Тем не менее примерно к двум годам малыш должен освоить активную разговорную речь, состоящую хотя бы из двухсловных фраз. Пассивный же словарь к концу второго года фактически равняется пассивному словарю взрослого, за исключением абстрактных понятий. Абстрактные понятия еще не доступны для детского понимания, но слова, связанные с конкретными действиями, предметами, названиями, ребенок усваивает хорошо.

Еще одна важная возрастная особенность: ребенок начинает демонстрировать первые проявления воли. В начале второго года жизни маленький человек напоминает броуновскую молекулу: он бежит, не зная куда, играет непоследовательно, быстро отвлекается. Но к концу второго года он может осуществить сложный план: придвинуть стульчик, залезть на пианино, взять нужный предмет, ради которого было проделано столько предварительных маневров. Иными словами, ребенок действует, имея определенный план, который не всегда бывает конструктивным, но обладает четкой структурой. Кроме того, он овладевает сфинктерами, то есть кольцевидными мышцами, суживающими при сокращении какое-либо естественное наружное отверстие (ротовое, заднепроходное и др.). В среднем к двум годам ребенок начинает распознавать позывы к мочеиспусканию и дефекации, какое-то время терпеть и днем проситься на горшок. Следующая возрастная особенность – исследование окружающего мира – появляется в полугодовалом возрасте, когда младенец начинает ползать. Весь второй год жизни ребенок самым активным образом стремится изучить все вокруг. В первую очередь он досконально обследует пространство своего дома, сначала нижний ярус, а примерно с полутора лет, когда научится придвигать стульчик, – и верхние ярусы. Кроме того, он начинает осваивать внешний мир во время прогулок: убегая от мамы, падая в лужи, подбирая и беря в рот то, что нашел на дороге. Малыш все тянет в рот, пока у него не включится полноценная фразовая речь.

«Невыносимые» поступки детей этого возраста требуют от взрослых огромного терпения: ложки полетели в унитаз, целый рулон туалетной бумаги размотан по всему дому, в вашем ботинке лежит чайный пакетик, мука рассыпана по полу, а вода из крана льется мимо раковины. Подобные неприятности стоят родителям немалых сил и переживаний, но они, по сути, предшествуют пробуждению интеллектуальной активности. Быть может, понимание этого хоть как-то облегчит каждодневный труд по устранению последствий детских экспериментов. Кроме того, к концу второго года жизни ребенок должен освоить довольно большое количество запретов. Усвоение запретов, или границ, – очень важный возрастной этап. К двум годам ребенок должен понимать, что и каким образом можно и что нельзя делать. Для этого он должен получить огромный непосредственный опыт, поскольку слова, оторванные от практики, в этом возрасте еще не работают в качестве регулятора. Малыш понимает слова взрослого, но они пока не являются для него достаточным основанием, чтобы изменить свое поведение.

Голосовой «пульт управления» включается между двумя – двумя с половиной годами, в зависимости от того, каким темпераментом наделен ребенок. До этого момента для того, чтобы проказник послушался вас, вам нужно не только сказать, но и подкрепить свои слова действием. Чем активнее шалун, тем больший опыт исследования границ он накапливает и тем сильнее противодействует включению «пульта». Активные дети в возрасте от одного года до двух лет – это маленький тайфун, стихийное бедствие в отдельно взятой квартире: они все сносят на своем пути, открывают шкафчики, коробки, заглядывают во все уголки и доставляют массу хлопот взрослым, но при этом активно развиваются. Есть дети, которые в этом возрасте никогда не открывают дверцы кухонных шкафчиков, не пытаются заглянуть в закрытые коробки или попробовать на вкус папины ботинки. Их поведение, несомненно, очень устраивает взрослых, однако и развиваются они медленнее. Исследовательскую активность маленького человека важно понять и принять. Хорошая новость для уставших родителей заключается в том, что активный ребенок, обойдя всю квартиру вдоль и поперек и изучив ее от пола до потолка, обычно теряет к познанному интерес. Хотя к чему-то интерес повторяется. Некоторые дети любят рассыпать крупу, выливать воду или разбивать яйца, но, как правило, получив определенный опыт и понимая, что из него следует, они не стремятся его повторить. Все же их гораздо сильнее притягивает новое и неизведанное.

Принимая познавательную активность ребенка, важно помнить о необходимости очерчивать границы допустимого. И это одна из основных, достаточно энергоемких задач родителей. Если вы с ней справляетесь, к концу второго года малыш усваивает основные социальные запреты, знает, что бьется, намокает, ломается, отчего орет кошка или злится мама. Но знать – это одно, а выполнять – совсем другое. Ребенок, даже зная норму, в этом возрасте еще не может ее четко соблюдать. Тем не менее по его поведению должно быть видно, что она ему понятна. Скажем, негодник вызывающе смотрит в глаза взрослому, но с виноватым видом продолжает делать то, что «нельзя».

Примерно к двум с половиной годам эта граница уже должна начать работать при условии, что ребенок сумел ее освоить. Конечно, есть дети очень послушные, которые любят следовать правилам и радуют родителей. Но тихони, скорее всего, не будут решать нестандартные задачи в школе и в жизни, потому что им удобнее следовать проторенной дорожкой. Активные дети, наоборот, склонны к эвристике, к нестандартным ходам в действиях. С ними больше проблем, но есть и свои выгоды. Как всегда, одно уравновешивает другое.

Психологический портрет ребенка второго года жизни

У англоязычных психологов есть такой термин – terrible two, «ужасные двухлетки». И действительно, многие родители соглашаются, что двухлетний малыш временами и впрямь ужасен. Давайте подробно рассмотрим особенности психики и поведения двухлетних детей, непосредственно связанные с возрастом.

Психика двухлеток отличается нестабильностью, так как у них возбуждение преобладает над торможением. Спокойным детям это психологическое свойство обычно присуще до трех – трех с половиной лет, легко возбудимым или нервным малышам – до четырех-пяти. Корковый контроль возбуждения формируется самое позднее в пять с половиной лет. Но пока процессы возбуждения и торможения не пришли в правильное соотношение, ребенок выражает свои эмоции очень ярко. И как правило, эти эмоции положительные. В этом возрасте основное время суток малыш должен пребывать в радостном настроении. Если это не так, причиной может быть физический недуг или неправильное воспитание.

Следствием преобладания возбуждения над торможением является еще одна возрастная норма – частые эмоциональные вспышки, проявлением которых могут быть слезы, крики, брыкания, падения на землю. Или ребенок просто стоит и упирается, как маленький ослик. Он не кричит, но отказывается следовать за вами, а если попробовать применить силу, начнется крик. Обычно такие вспышки начинаются внезапно и ставят родителей в тупик. Мамы и папы начинают лихорадочно вспоминать, что происходило с их чадом в последнее время, пытаясь найти причину плохого поведения ребенка. Но эмоциональные вспышки – это всего лишь признак нового этапа развития, лейтмотивом которого является формирование самостоятельной воли личности. Первый год жизни – это время эмоционального симбиоза младенца с матерью. Он может капризничать из-за физического недомогания или дискомфорта, но в целом во всем согласен с мамой. Именно поэтому не рекомендуется оставлять ребенка до года на длительное время, так как без мамы он ощущает страх и растерянность. Второй год жизни – совершенно другой. В этом возрасте начинается процесс так называемого вылупления из яйца (по-английски hatching, от глагола to hatch – вылупляться), то есть рождения самостоятельной личности, и процесс этот может растянуться на месяцы. Его началом является тот момент, когда ребенок демонстрирует непослушание, «застревание», истерики – целый спектр негативных эмоциональных проявлений. Малыш, до этого совершенно согласный с вами и легко управляемый, вдруг «отбивается от рук», проявляет свое мнение. Но так как его мнение незрелое и выражается очень эмоционально и неожиданно, родители пугаются, думая, что случилось что-то страшное и нужно срочно принимать меры.

Ситуация усугубляется тем, что, когда маленький человек начинает проявлять свою волю (обычно в год-полтора), он еще не говорит и не может словами объяснить свои желания.

До этого момента он был полностью ведомым, следовал за мамой, как вагончик за паровозиком, а теперь вдруг сам стал паровозом, который теперь куда-то едет, а сказать куда, не может. Естественно, что у ребенка довольно часто случаются «замыкания» и он становится неуправляемым. Но надо иметь в виду, что у спокойных детей таких «замыканий» вы можете даже не заметить, они начинаются немного позднее, чем у активных детей, после двух лет. Эмоциональные вспышки и моменты непослушания – одна из основных трудностей воспитания на втором году жизни. Что же делать?

«Золотой ключик» к непослушному ребенку – переключение внимания. Это та техника, которой часто в совершенстве владеют бабушки. Современные образованные мамы обычно этого не делают, думая: «Как же я его воспитаю, если пойду на уступки, буду переключать его внимание, а не объяснять ему, как надо себя вести?» На самом деле малыша, который находится в истерическом состоянии, то есть заупрямился, «застрял», воспитывать абсолютно бесполезно, потому что он находится в эмоционально неадекватном состоянии.

Например, бабушка плачущему ребенку скажет: «Смотри: там зайчик, зайчик!» – и голос у нее как у народной артистки детского театра, и ребенок действительно верит, и показывает на этого зайчика, и на лице уже заинтересованность. Он переключается: он смотрит туда, где зайчик, и только чуть позже поняв, что никакого зайчика нет, начинает обиженно плакать. Мамам хуже дается такое мастерство. Но всем известно: если ребенок упал и ударился и, плача, требует участия, можно его немножко пожалеть. Если же вы будете жалеть его бесконечно, он будет бесконечно плакать по этому поводу, там, где вполне мог бы уже успокоиться. Поэтому, пожалев, подув на царапину или ушиб, вполне можно переключиться. Если папа, например, берет и подкидывает ребенка на коленках, то грусть от того, что он больно ударился, очень быстро переходит в заливистый хохот от того, что весело кататься на коленках.

Есть такое понятие «зеленая зона», когда ребенок эмоционально адекватен: более или менее спокоен, не утомлен, не перевозбужден, не заболевает, доволен общением с мамой, – это нейтральное время, когда ребенка можно воспитывать любыми способами, которые вы считаете правильными и соответствующими возрасту. И есть «красная зона», то есть момент, когда какой-то физиологический фактор работает против ребенка: он устал, расстроен, раздражен, очень долго не видел маму. На самом деле дестабилизирующих факторов очень много. Чем младше дитя, тем оно более зависимо от своего физического состояния, например от чувства голода, сна, соблюдения режима. В «красной зоне» воспитывать бесполезно: вы потратите колоссальные усилия, испортите характеры свой и ребенка, а результата не будет никакого. В «красной зоне» у малыша крайне снижена способность воспринимать новую информацию, он похож на мотор, работающий с перегрузкой.

Если проанализировать поведение двухлетки, то вы увидите, что хуже всего он ведет себя, когда находится в «красной зоне». А таких ситуаций в этом возрасте много: лег спать не вовремя, не выспался, режутся зубки, перепад атмосферного давления, перевели часы, переехали на новое место, новая няня, неудобная одежда, неблагоприятная фаза луны, сбои в работе кишечника, переизбыток впечатлений, вчера с ним был один взрослый, сегодня другой и так далее. Вот и получается, что «зеленая зона» в этом возрасте у ребенка маленькая, а в основную часть времени – не до воспитания. Много усилий тратится на то, чтобы переключить внимание малыша и успокоить его. В народном творчестве существует масса потешек, пестушек, колыбельных, небылиц, побасенок, докучных сказок, которые помогали успокоить, утешить дитя. Особенно это очень хороший способ переключения для малоговорящих детей.

Важно помнить, что в арсенале необходимо иметь несколько разных способов, потому что к одному ребенок быстро приспосабливается и находит контррешение. К сожалению, очень часто родители не ориентированы на то, чтобы отвлечь и утихомирить кроху, у нас в головах не заложена такая воспитательная необходимость. Нам кажется, что мы себя роняем, отступаем от каких-то принципов, когда жалеем дитя. Причина в детсадовском воспитании, которое научило нас, что мягко вести себя с ребенком – стыдно и просто недопустимо. Воспитательницы детского сада не жалеют, у них не хватает для этого эмоциональных ресурсов, а возраст этот требует много сил и напряжения.

Еще один «золотой ключик» наряду с переключением внимания – использование кукол-посредников. Куклой-посредником может быть все что угодно. Классика – это куклы бибабо, то есть игрушки, надеваемые на руку, как перчатка. Если перчаточной игрушки под рукой нет, ее может заменить любая пальчиковая кукла или кукла, которая убирается в стаканчик. Если нет ни того, ни другого, это может быть игрушка в виде животного или человека, взятая в руку. Если же под рукой вообще ничего нет, то можно говорить от лица неодушевленного предмета, к примеру половника, которому обидно, что из него не едят суп, чашки, которой неприятно, что из нее не выпили молока. Если почитать детскую литературу, то в ней мы найдем множество таких примеров: «Я молоко, а я овсяная кашка…»

В этом возрасте малыш наделен очень живым воображением, поэтому, когда вы, взяв в руку игрушку, начинаете говорить какой-то текст чуть-чуть измененным голосом, у него создается ощущение, что это говорит не мама, а сказочный персонаж. Этот способ работает примерно до четырех лет, и его секрет очень прост: ребенок сопротивляется маме, а не вымышленному герою, поэтому мы «обманываем» детское непослушание. Если мама скажет сыну: «Иди, почисти зубы», он ответит: «Нет, не пойду»; а если то же самое скажет Петрушка, такой реакции не будет, ведь кроха оттачивает характер, борясь только с родителями или воспитателями. Игрушки-посредники рекомендуется использовать, когда нужно обойти упрямство ребенка либо когда у него портится настроение и его надо отвлечь. Мы уже говорили про такую возрастную особенность второго года жизни, как регидность, негибкость внимания, или «застревание». Ее обязательно нужно учитывать, так как ребенку до двух с половиной лет часто трудно перейти от одного вида деятельности к другому. Предположим, вы вышли с малышом поиграть в песочнице, и вот приходит время идти домой, о чем вы сообщаете ребенку, а он продолжает заниматься тем, чем занимался, и на ваши активные попытки вытащить его из песочницы реагирует протестом. Нужно понимать, что дело не в испорченном характере или желании насолить вам, просто малышу трудно совершить переход от одного действия (игры) к другому (встать и пойти домой). У него как будто «заедает реле» – так функционирует нервная система в этом возрасте. Никакими усилиями изменить это не получится, лишь со временем, примерно к двум с половиной – трем годам, он перерастет эту особенность и станет переключаться гораздо легче. Бывают разные частичные отставания, но, если это продолжается и дальше, это, скорее всего, уже не возрастная особенность, а свойство темперамента данного человека.

Родители должны понаблюдать за своим чадом, запомнить ситуации, в которых ребенку трудно переключаться, и научиться их предотвращать. Можно посоветовать придерживаться «правила трех звонков, или трех предупреждений». Применяя его, следует учитывать, что ребенок в возрасте от года до двух ощущает время не так, как взрослый. Детское время очень насыщенное и гораздо более растянутое, без четких временных границ. Взрослое понимание временных интервалов пробуждается у человека лишь в шесть с половиной – семь лет, перед поступлением в школу. Если вы говорите двухлетке: «Я тебе двадцать минут назад сказала, чтобы ты убирал игрушки!» – то это для него совершенно непонятно, он не знает, что такое двадцать минут и почему вы так нервничаете.

Итак, вы подаете первый сигнал, говоря: «Через десять минут мы пойдем гулять». Потом ставите песочные часы (лучше закрепленные, чтобы ребенок не мог их взять) или будильник. В два – два с половиной года малыш способен понять взаимосвязь событий, если вы предлагаете ему поиграть, «пока не прозвенит звоночек» или «пока мама пылесосит». Итак, первый звонок был дан. За ним следует второй: «Скоро мы пойдем гулять». Имеется в виду, что вот уже сейчас. И наконец, третий звонок: «Все, мы собираемся». Предупреждений должно быть не меньше трех, ребенок не ориентируется во времени, но в конце концов он поймет, что, когда вы так говорите, нужно заканчивать одно занятие и переходить к другому.

Еще один совет: зная, что моменты перехода ребенка от одной деятельности к другой очень сложны, постарайтесь смягчить их при помощи игр. Помните, что при этом вы не «прогибаетесь под ребенка», не теряете своего достоинства и не отступаете от своих жизненных принципов, а говорите с ребенком на его языке, помогая ему преодолеть коммуникативные трудности. Положим, если вы знаете, что наступило время кормления и пора уходить с детской площадки, скажите малышу, что он самолетик и ему срочно требуется подзаправка.

Негибкость, одноканальность внимания сохраняются у ребенка довольно долго, до пяти с половиной – шести лет. Обычно контраргумент родителей таков: а как же кормление из ложечки? Ведь ребенок может одновременно кушать и слушать сказку. На самом деле в этом случае малыш слушает сказку и не фокусируется на процессе кормления. Именно поэтому дети, которые привыкли, что их кормят, испытывают трудности с самостоятельным кормлением. Это прямое следствие одноканального внимания. Кроме того, необходимо понимать, что чем чаще в течение дня вашему подопечному приходилось переключаться с одного вида деятельности на другой, тем выше вероятность истерики вечером. Например, в выходные, когда родители стремятся нагрузить ребенка впечатлениями, делами, поездками и ему приходится переключаться много раз, вероятность истерики сильно возрастает.

До четырех – четырех с половиной лет частая смена впечатлений или видов деятельности – это серьезная перестимуляция, перегрузка нервной системы ребенка. Дискомфорт могут доставить смена режима, присутствие рядом разных взрослых (с утра была мама, потом няня, потом бабушка, потом папа, потом снова мама), новая обстановка (с утра побыли дома, потом поехали в торговый центр, потом к бабушке, потом в гости). Маленькие дети – большие консерваторы. Они любят традиции, чтобы один день был похож на другой. Им нужен режим. Если привычный распорядок нарушается, они чувствуют себя очень неуютно. Стремление к новизне у детей проявляется только при исследовании физического мира, поэтому взрослые должны строго придерживаться режима.

Любовь маленьких детей к стабильности – бич коротких поездок. Если вы любите выезжать на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять – семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации. Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете. Но после возвращения домой малыш будет неделю, а то и больше осваиваться в домашней обстановке. Дети, которые быстро приспосабливаются к незнакомой среде, являются, скорее, исключением.

Негибкостью психики объясняется еще одна особенность: у маленького ребенка очень медленно формируются и быстро утрачиваются не свойственные его возрасту навыки. Скажем, ребенка начали приучать к горшку раньше, чем нужно, потратили много сил, потом оставили его на три дня с бабушкой или няней, и навык потерялся. Это обусловлено физиологией: нервный след образуется медленно и очень быстро затухает без многократного повторения действия. Поэтому привить малышу навыки, не совсем соответствующие его возрасту, можно только при условии ежедневного повторения. Но если навык полностью соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не исчезает.

Ко всему сказанному выше следует добавить, что маленькие дети отличаются повышенной утомляемостью. Время, в течение которого они могут концентрировать свое внимание, очень непродолжительно и соответствует в среднем календарному возрасту малыша плюс одна минута. Если ребенку два года, он может сосредотачиваться на три минуты, но по многу раз за день. Если это время больше, то либо ваш малыш очень собранный, либо вы не учитываете его возможностей, заставляя действовать через силу. О переутомлении ребенка свидетельствуют два основных признака: 1) маленький болтун перестает говорить; 2) он начинает двигаться, как ребенок на полгода, а то на и год младше.

Кроме того, внимание маленького ребенка непроизвольное, рассеянное: если его что-то привлекло, он с этим играет. Потом его привлекло что-то другое, внимание перетянулось, как магнитное поле, и малыш не может вернуться, сознательно переключиться к предыдущему действию. Произвольное внимание, которое ребенок в состоянии довольно долго удерживать на каком-то предмете, появляется в конце дошкольного периода, к шести с половиной – семи годам.

Но родителям следует всегда помнить, что если ребенок не расходует своих физических сил, то есть не гуляет, недостаточно двигается, то избыток энергии вызывает нервное перевозбуждение, которое плохо сказывается на качестве его бодрствования и сна. Лучше всего гулять два раза в день по полтора – два часа. Ведь малыши не могут продолжительное время находиться в неподвижном состоянии. Дети очень устают, когда долго не могут сменить позу, но выразить свои ощущения словами им не под силу, поэтому они начинают орать.

В школе мы проходили, что такое первая и вторая сигнальные системы по Павлову. Первая сигнальная система – это крик, вторая – речь, которой наделен только человек. До трех с половиной лет возможности использования второй сигнальной системы очень ограниченны, даже если малыш уже говорит. К тому же в условиях перегрузки (усталость, перевозбуждение, чувство голода, нарушение режима) наступает временная регрессия, и ребенок возвращается к предыдущей ступени развития, то есть начинает орать, вместо того чтобы говорить. Подобное происходит и со взрослыми в моменты физических или моральных перегрузок. Но у детей такие ситуации возникают гораздо чаще, а их реакция сильнее.

К детскому крику нужно относиться прежде всего как к языку без слов. Чуткие родители должны научиться понимать, о чем сигнализирует крик. Конечно, сделать это трудно, ведь ребячий крик вызывает у пап и мам сильную первичную реакцию, которая усиливается при посторонних людях, то есть желание любыми способами устранить источник звука. И тут уже не до книжных рекомендаций и ученых советов.

И все же взрослый обязан научиться гасить свою незрелую, неконтролируемую реакцию, иначе успокоить малыша будет очень сложно. Обычно возникает замкнутый круг: ребенок кричит, капризничает, мама злится и тоже начинает кричать, детская реакция усиливается, следом мамина – и так по возрастающей. Мамам нужно помнить, что все «сливки» плохого детского поведения достаются именно им. Только в присутствии мамы послушный с папой и бабушкой ребенок начинает вести себя как сущее наказание. Это нормально, и дело тут не в воспитательных ошибках. Причина в том, что ребенок оттачивает характер именно в контакте с матерью, которую он больше всех любит и к которой предъявляет самые серьезные эмоциональные претензии. В этой ситуации уходить как можно чаще и надолго на работу, чтобы ребенок себя лучше вел и было меньше истерик, – не лучшая стратегия. Смысл как раз в том, чтобы мама научилась адекватно реагировать на детскую истерику, а не убегала от нее.

Правильная реакция формируется у мамы далеко не сразу, требуется тренировка, повторение пройденного, как при изучении английского. Учтите, что совершенно неправильно общаться с ребенком на равных. Например, малыш залез в лужу и говорит: «Не выйду из лужи!» – а вы отвечаете: «Нет, ты выйдешь из лужи!» Затем реплики повторяются снова и снова. Это означает, что вы относитесь к происходящему всерьез и не на шутку разозлились. Не позволяйте себе спускаться с родительского пьедестала и становиться на один уровень с ребенком. Вы можете реагировать мягко или жестко, но всегда с позиции старшего, не роняя своего достоинства.

У мамы оттого, что она целыми днями сидит со своим чадом, сильно искажается ощущение масштаба происходящего. Довольно часто папа, вернувшийся домой после работы, наблюдает, как его супруга всерьез препирается с малышом по поводу неубранных игрушек или ненадетой пижамы. Провоцируемая целый день, к вечеру мама теряет самоконтроль и начинает упрямиться по незначительным поводам. Старайтесь держать себя в руках. Если вы всерьез разозлились, лучше отмените свое требование и отойдите. Наблюдайте за собой, не позволяя себе срываться. Обычно женщина находится в состоянии повышенной нервозности, если она устала, не выспалась, выпила мало жидкости, голодна, кормит грудью, давно не видела мужа, родственников, знакомых. Бывает, что к концу второго года жизни ребенка мама почти полностью переходит на детский язык: «твое-мое», «уйди-включи», «кака», «бай-бай». Не позволяйте себе опускаться, предотвращайте стрессовую ситуацию, прибегая к следующим профилактическим мерам: 1) не подвергайте себя перегрузкам, перепоручите ребенка другим взрослым, иногда выходите из дома без него, от таких временных передышек будет больше пользы для семейных отношений; 2) как только вы заметили признаки надвигающегося раздражения, сделайте перерыв, отойдите от малыша. Пусть он делает что угодно, если это не опасно для жизни: сидит в луже, разбрасывает игрушки… Постарайтесь переключиться на что-то приятное. Помогают глубокое ровное дыхание, звонок подруге, электронная игра, счет до ста, еда. Можно мысленно покатать перед собой радужный шарик. У вас должно быть несколько способов восстановления душевного равновесия. И когда шалун увидит, что мама, вместо того чтобы терзать его, переключилась на другое, возможно, он прекратит свое поведение.

Есть замечательная восточная пословица: «Раздраженный воспитатель лишь раздражает, а не воспитывает». Все думают, что криком они воспитывают ребенка. Но это совсем не так. Вы только выпускаете пар. Человека можно воспитывать, когда он и воспитатель находятся в спокойном состоянии. Если вы боитесь потерять авторитет в глазах старших детей, объясните им свое поведение, ведь они могут понять гораздо больше, чем думают родители.

Не забывайте, что до семи лет дети фактически за себя не отвечают. Хотя иногда их поведение кажется вам умышленным и направленным против вас. Конечно, степень ответственности зависит от возраста: двухлетний себя пока не контролирует, а с пятилетнего уже можно что-то требовать, в зависимости от того, что вы успели в него вложить. Но все равно в целом за все ответственны вы.

Социальные навыки

На втором году жизни ровесники воспринимаются ребенком как интересные предметы, ему нужно знать, как они выглядят, как себя ведут, как реагируют на те или иные действия, но он еще не способен дружить. Обычно дети от года до двух – двух с половиной играют рядом, каждый что-то говорит, но это не диалог, а монолог. В это время первичный эгоцентризм еще не сдал своих позиций, тем не менее простейшие социальные навыки уже находятся в зоне ближайшего развития. Поэтому малышу необходима помощь мамы, которая научит его правильно взаимодействовать со сверстниками. Пока что нормы поведения диктуются извне, внутренний императив еще не сформировался. Поэтому без участия взрослого ребенок будет отнимать у других детей игрушки, толкаться и лезть вперед без очереди.

Возможность дружить, играть вместе появится только к трем годам. Более ранний возраст, безусловно, «мамин»: ребенку полезно, чтобы большую часть дня с ним была именно мама. Поясним почему. Малыш старше года – это провокатор, и редкий взрослый, кроме папы, может дать адекватную реакцию на поведение этого нарушителя спокойствия. Реакция бабушки априори мягкая, достаточно вспомнить народную мудрость: «родители воспитывают, а бабушки и дедушки балуют». Реакция наемных работников – нянь, гувернанток – не может быть естественной, она всегда смягчена. Чаще всего только мама может реагировать с той степенью жесткости, которая позволит ребенку почувствовать границы дозволенного.

В первый год жизни ребенок иногда хнычет, плохо спит, требует к себе повышенного внимания, но при этом не отделяет свою волю от вашей и во всем с вами согласен. На втором году, примерно с 14 месяцев, а при ускоренном развитии даже раньше, основное состояние ребенка – активная демонстрация своей воли. Воля эта абсолютно незрелая, говоря простым языком, глупая, но при этом очень сильная (степень силы зависит от темперамента). И, как уже неоднократно говорилось выше, вся суть взаимодействия ребенка и взрослого сводится к столкновению двух волевых начал. Среднестатистическая мама к вечеру от такого постоянного противостояния бывает выжата как лимон.

Немного легче становится, когда ребенка начинают интересовать другие люди кроме мамы. Если малышу исполнилось два с половиной – три года и он пошел в детский сад, его воля оттачивается во взаимодействии с чужими людьми. Если же социально активного ребенка не отдали в детский сад, то после трех лет противостояние по отношению к родителям обостряется еще больше. Важно учитывать, что до окончания «маминого возраста» отдавать ребенка в детский сад не стоит, так как реакция другого взрослого не будет столь же естественной и здоровой, как реакция матери, и результат формирования воли будет гораздо хуже. Но при этом на втором году жизни малыша очень важно организовать систематические отлучки мамы: два раза в неделю на полдня, то есть как минимум на три-четыре часа. Ведь от постоянного нахождения со своим чадом женщина очень устает, переставая оценивать ребенка и реагировать на него адекватно. Это абсолютно естественно и ни в коем случае не означает, что она ужасная мать, просто уход за детьми – действительно тяжелая работа.

Часто папы, приходя с работы, задают вопрос: «Что вы тут делали целый день?» – который у мам вызывает нервный смешок или бурную реакцию, в зависимости от темперамента. Лучшее, что можно сделать, – оставить папу один на один с ребенком и дать ему возможность пережить полный цикл взаимодействия с ним: раздеть, уложить, одеть, накормить, погулять, поиграть. Чем занята мать целый день, можно понять, только испытав это на себе.

Поощрительный арсенал для возраста от года до двух лет

Чтобы заставить ребенка делать то, что вам нужно, используйте систему поощрений. Учтите, что поощрение не должно быть оторвано по времени от того действия, которое вы одобряете, так как чем младше ребенок, тем быстрее из его памяти стирается произошедшее. Значит, для возраста от года до двух лет поощрение должно осуществляться в первые пять минут после события. Как похвалить ребенка? Прежде всего ласковыми словами: «Какой хороший мальчик, какой молодец, да как здорово ты сделал!» Это очень мощный стимул, особенно если перед этим вы хотели чего-то добиться от малыша. Можно затеять какую-нибудь подвижную игру. Многие папы подбрасывают малыша к потолку или сильно покачивают его. То есть поощрением может быть веселая забава, которая вызывает у всей семьи положительные эмоции.

Можно попробовать прием, который применяется при дрессировке умных собак. Не все родители любят это сравнение, но это действительно работает. Когда собаке нужно освоить первичный ряд команд, каждое правильное ее действие премируется сухарем или сахаром. Сначала собака совершает действие за сахар, а потом, привыкнув, автоматически. Ребенку от года до двух нужно освоить много первичных запретов, поэтому в ситуациях, повторяющихся изо дня в день, можно рекомендовать пищевые поощрения, к примеру сухарики, кусочки сухофруктов (без сахара). Помог собрать игрушки – получил свое печенье, протер за собой салфеткой – получил сухарик.

Темп жизни годовалого ребенка в четыре раза выше, чем взрослого, трехлетки – в три раза выше. Когда ребенок просыпается после дневного сна, для него как бы начинаются новые сутки. Не удивительно, что родителям порой трудно бывает поспеть за теми изменениями, которые происходят в их малыше.