Вы здесь

Школа Хорошего Зрения. Напряжение – основная причина плохого зрения (М. П. Данилова, 2017)

Напряжение – основная причина плохого зрения

Причиной возникновения близорукости, или миопии, является напряженное состояние косых мышц, опоясывающих глазное яблоко. Из-за этого глазное яблоко принимает вытянутую форму, что не позволяет сфокусировать точно на сетчатке лучи света, отраженные от дальних объектов.

Причиной дальнозоркости является напряженное состояние прямых мышц глаза, что приводит к уплощению глазного яблока в его передне-задней оси и неспособности точно сфокусировать лучи света, идущие от близлежащих объектов.

Причина астигматизма заключается в неравномерно напряженном состоянии глазных мышц, приводящем к искривлению роговой оболочки глаза и неодинаковому преломлению световых лучей в различных меридианах глаза.

Причина косоглазия – более напряженное состояние какой-либо одной или каких-либо прямых мышц глаза, что приводит к отклонению глаза в ту или иную сторону.

Таким образом, у близорукости, дальнозоркости, астигматизма и косоглазия имеется одна общая причина – равномерное или неравномерное напряженное состояние каких-либо наружных глазных мышц.

Как же возникает это напряжение?

Мышцы получают сигналы к напряжению или расслаблению через вегетативную, или автономную нервную систему27 человека. И если они получили такой сигнал, значит, так решил наш разум, команда пришла из центральной нервной системы, то есть основная причина всех видов напряжения возникает в мозге и зависит от состояния нашей психики. Также верно и обратное – сигнал к расслаблению также идет через вегетативную нервную систему из центральной нервной системы, то есть из нашего мозга.

А вот почему возникают такие реакции, почему человек привыкает реагировать на определенные ситуации в жизни через усилия, через напряжения – эти причины зарождаются в самом раннем детстве и формируются условиями жизни.

Приобретаемые нами с рождения зрительные привычки могут оказаться неправильными, и это зависит от очень многих факторов. Если у родителей хорошее зрение, и они имеют необходимые знания, то смогут не только сохранить изначально совершенное зрение ребенка, но и развить его. В случаях, когда родители сами имеют несовершенное зрение, то свой негативный опыт они также обязательно передадут детям. Все без исключения нарушения рефракции не являются наследственными болезнями, а передаются через воспитание.

Следующие зрительные привычки можно считать правильными:

1/ моргать и перемещать взгляд непрерывно и автоматически;

2/ дышать легко и непрерывно;

3/ воспринимать увиденное без усилия;

4/ смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаз;

5/ возбуждать в себе интерес – во время рассматривания объекта путешествовать по нему взглядом;

6/ часто закрывать глаза, чтобы дать им отдых.

Симптомом сильного напряжения глаз и соответственно психики, является произвольное подёргивание век, которое иногда бывает даже заметно со стороны, и которое можно ощутить самому, если приложить пальцы к глазам. Это подергивание можно устранить, если разрешить себе достаточно долгий период отдыха.

Временные обстоятельства могут способствовать возникновению усилия – напряжения увидеть, что влечет за собой появление аномалий рефракции, но эти аномалии исчезают с завершением обстоятельств. Если обстоятельства постоянные, то и напряжение возникает постоянное, а это возможно только на основе регулярных, повторяющихся действий, то есть на основе привычки. Следовательно, имеется и решение – надо свои привычки заменить на правильные.


Чтобы помочь человеку снять напряжение, ему надо сначала доказать, что причина его напряжения лежит в его же мысленной установке о том, что, чтобы что-то сделать хорошо, необходимо усилие.


Эта мысль пестуется в человеке с колыбели. Вся система образования базируется на ней. Многие учителя в школах считают, что принуждение к учению – это необходимая помощь процессу обучения. Так образуются мысленные убеждения: учиться потому что должен, а не потому, что это увлекательно и интересно; работать – потому что надо, а не потому, что труд – естественная потребность человека и приносит удовлетворение.

Все виды напряжения начинаются из-за неправильных мысленных установок и основаны на пересиливании, либо вообще отказе от своих личных потребностей. Но Природой человеку заложено иное. Для глаза естественно видеть. Для ума естественно постигать знания. Любое усилие в каждом из этих случаев не только безполезно, но и вконец расстраивает эти процессы. Очень редким является ухудшение или нарушение зрения из-за каких-либо недостатков в строении глаза. Из двух в равной мере хороших пар глаз одна сохранит идеальное зрение до конца жизни, а другая потеряет его еще в детском саду, только из-за того, что один человек смотрит на объекты без усилия, а другой этого не делает.

Глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Если по каким-либо причинам – тусклости освещения, или удалённости объекта – он не может разглядеть какую-нибудь точку, он перемещается на другую. Он никогда не старается выявить точку пристальным вглядыванием в неё, как это постоянно делает глаз с несовершенным зрением. Всякий раз, когда глаз старается увидеть, он тотчас теряет нормальное зрение. Пристальное разглядывание является приобретенной неправильной привычкой зрения.

В момент пристального вглядывания (так называемого «впяливания» взгляда) происходит разсоединение глаза с разумом: глаз замирает на одной точке, его мышцы при этом оказываются зажатыми, а мысль человека может оказаться совсем не в этом месте, т.е. разум думает об одном, в то время как перед глазами совсем другая картинка. Так происходит разобщение глаз с разумом и появляется нарушение рефракции.

Различают три вида напряжения: физическое, связанное с мышцами и их тонусом; психическое, обусловленное нарушением физических ритмов и психической гармонии и эмоциональное, связанное с состоянием и привычками нервной системы. Любое из этих напряжений оказывает свое отрицательное влияние на глаза, являющиеся своеобразным барометром состояния человека – как хорошего, так и плохого. Разберём их подробнее.

1/ Физическое напряжение

Травмы. Бывает, что зрение человек теряет в случае дородовых, родовых или иных травм. Все эти случаи имеют в основе органические причины, и зрение невозможно восстановить только методом психолого-педагогическим. Но и в этих случаях, как дополнение к основному лечению, упражнения на расслабление глаз приносят несомненную пользу.

Мышечные напряжения и перенапряжения. При физической нагрузке мышцы имеют свойство напрягаться, это известно всем. Но, правильно выбранная степень нагрузки, чередующаяся расслаблением и отдыхом, развивает организм, человек становится сильным без ущерба отдельным органам.

Чрезмерная и/или неправильная физическая нагрузка становится причиной перенапряжения тела, о котором мозг получает информацию через соматическую28 нервную систему. Получив эту информацию, мозг принимает решение: он управляет движениями тела, но одновременно возбуждается и вегетативная нервная система, которая командует уже внутренними органами, в том числе и глазами. Эти команды не подчиняются воле человека, они происходят на рефлекторном уровне. Поэтому и соответствующее напряжение мышц глаза может оказаться чрезмерным настолько, что зрение пострадает.

После отдыха восстанавливается и острота зрения. Продолжительные нагрузки без достаточного отдыха приводят к длительным расстройствам зрения, в это время человек может обратиться к врачу, который пропишет очки – тогда временные нарушения будут закреплены.

Если у человека уже имеется нарушение зрения, например большая степень миопии, то физическое перенапряжение может вообще привести к полной потере зрения.

Еще одним видом мышечного напряжении является сдерживание «позывов природы». Если в течение дня приходится «в силу объективных условий» часто сдерживаться, то может возникнуть расстройство зрения, так как у мочевого пузыря имеется прямая связь со всеми внутренними органами человека. Особенно часто из-за этой причины возникает нарушение зрения у младших школьников, при этом нередко сдерживание сопровождается еще и травмой психики.

Удары по пяткам. Очень распространенная причина ухудшения зрения и у детей, и у взрослых. Усугубляется тем, что при лечении травм пяток, врачи часто ничего не говорят о влиянии таких травм на зрение. Соответственно, и ухудшение зрения рассматривается изолированно от причины.

Подзатыльники. Конечно, не принято бить детей за различные прегрешения, но подзатыльник для многих и битьём-то не считается. В то же время, такая вроде бы безобидная вещь не остаётся без последствий. За зрение отвечает именно затылочная часть мозга, где расположен зрительный центр. Поэтому любой удар по голове, и особенно по затылку, не остаётся без последствий.

Боль, страх, испугиспытывая эти чувства, человеческое тело инстинктивно сжимается, стараясь замереть. Мышечное напряжение в зависимости от продолжительности может привести к негативным последствиям. От болевого шока могут быть очень серьезные последствия, в том числе и потеря зрительных функций.

2/ Психическое напряжение


Слова и впрямь обладают великой силой. В частности, они умеют слетать с языка до того, как говорящий успеет заткнуть себе рот. Сэр Теренс Пратчетт


Психическое напряжение разума связано с нарушением физических ритмов и психической гармонии человека в результате длительных стрессов, и в первую очередь проявляется в виде расстройства зрения. Если в это время надеть очки, то временное расстройство зрения будет закреплено, и, возможно, навсегда испорчено, но если человек позволит себе отдых, проведёт анализ и найдёт причину проблемы, то его зрение может восстановиться.

В современной жизни причин для стресса много. Чем дальше человек уходит от Природы, чем больше благ цивилизации его окружает, тем более он уязвим. Появляются новые условия, к которым человек не готов, потому что не готова его психика. Значит, у человека должны быть такие качества психики, которые позволят ему приспосабливаться к окружающему миру быстрее, и – без особого ущерба для себя. Поэтому имеет смысл говорить, что одни люди – психически здоровы, другие – более уязвимы.

Умные люди давно заметили, что если у тебя проблема – попробуй её решить, а если не можешь – тогда не делай из этого проблемы. И действительно, психически здоровый человек не имеет привычку нервничать по любому поводу. Про такого говорят, что у него сильная или устойчивая нервная система, которая только частично зависит от наследственности, а частично от воспитания. Что же это такое психическое здоровье и крепкая нервная система?

Одно из определений психического здоровья – это гармоничное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность составляющих наш организм подсистем отдельных органов. За это отвечают те структуры центральной нервной системы, которые связаны с подсознанием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.

С другой стороны, человеческий организм находится в полной зависимости от окружающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функцию такого «сторожа», контролёра выполняет наше сознание.

Такое единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма в приспособлении к внешней среде, и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям, пластичность такого приспособления. Думаю, что многие до сих пор уверены, что «нервные клетки не восстанавливаются», а раз так, то человек является заложником объективных причин стресса, окружающей среды и – много каких причин найдётся, чтобы подтвердить убеждение, что от человека мало что зависит. Но это оказалось заблуждением.

До конца 90-х годов прошлого века считалось, что мы рождаемся с миллиардами нейронов, которые постепенно отмирают с возрастом, и что новые клетки никогда не создаются. Старая медицинская школа была убеждена, что процесс образования новых нейронов в мозге прекращается вскоре после рождения, все возможные изменения головной мозг человека претерпевает еще в детстве и количество нейронов головного мозга не меняется после того, как тело окончательно сформируется.

Всё это оказалось совсем не так.


На сегодняшний день ученые доказали, что мозг не только способен к богатой и неожиданной реорганизации, но также производит новые нейроны в любом возрасте.


Современные исследования доказывают, что для того, чтобы приспосабливаться к новым условиям, усваивать новую информацию и создавать новые воспоминания, мозг может сам генерировать новые клетки и цепочки связей между ними29.

На самом деле мы рождаемся и умираем с миллионами неиспользуемых, не сформированных стволовых клеток в нашем мозге.

Потенциал к преобразованию данных клеток в нейроны существует в течение всей нашей жизни, раздвигая границы того, что прежде считалось возможным, особенно в области здоровья и восстановления от травм и заболеваний. Насколько прав был И.П. Павлов, когда говорил о самовосстановлении и самосовершенствовании человеческого организма! Именно его исследования в области высшей нервной деятельности человека лежат в основе современной нейрофизиологии и не потеряли своего значения до настоящего времени.

Итак, клетки мозга и нервы изменяют свой внешний вид и функции, растут, уменьшаются, соединяются друг с другом совершенно новым образом и разрывают старые связи, обмениваются обязанностями и функциями – все это позволяет человеку использовать части мозга для непривычных задач, осваиваться в различных ситуациях, возникающих в жизни.

С возрастом уровень пластичности меняется, несмотря на то, что она характерна для мозга на протяжении всей жизни, в определённые её периоды имеются «всплески активности». Почему так важно знать об этой способности нашего мозга? Как практически мы можем использовать это знание? По моему мнению, это самое важное знание для человека. Оно способно совершить настоящую революцию в нашей голове и разрушить все устоявшиеся стереотипы.

Оказывается, человек способен сам излечиваться от любых болезней – потому что его мозг способен перераспределять функции повреждённых участков мозга между неповреждёнными. Человек способен приобрести новые навыки и овладеть новыми способностями в любом возрасте и это не является чем-то запредельным – ведь головной мозг способен даже изменять свою физическую структуру в ходе познавательной деятельности.

Это не просто занимательные факты из мира науки – это очень важные знания для каждого человека. Из этой способности нашего мозга следуют практические методы и способы продления активной жизни человека, следует вывод об активном долголетии.

Схемы соединения нейронов мозга меняются в результате желания человека, во время приобретения новых навыков и информации. Это свидетельствует о том, что каждый человек способен полностью контролировать свою жизнь и все ее события. Ход мыслей влияет на привычки и меняет цепочки связей нейронов мозга. Благодаря этому тело также терпит изменения. Так доказывается тот факт, что мысль имеет материализующую силу. Причем это верно как для положительного, так и для негативного плана. Пуская в свои мысли тревогу, беспокойство – мы их и получаем. Думая о хорошем – получаем хорошее. Потенциал наших созданных нейронных связей неисчерпаем, поэтому мы сами можем выстраивать цепочки, которые будут отвечать за наше поведение и настроение.

На самом деле это и легко и трудно одновременно. Препятствием на этом пути стоят наши личные убеждения и сомнения. Думая, что что-то невозможно, сомневаясь, что «не получится» мы сами себе ставим ограничения, которые мозг принимает за команды. Чтобы добиться реальных изменений, мозг, как и любые другие мышцы тела, надо тренировать и постоянно загружать новыми задачами. С возрастом жизнь становится размеренной и «привычной» – этот фактор резко сокращает количество цепочек в мозге и препятствует образованию новых нейронов – они просто не требуются мозгу. Нет потребности – не будет и возможности.

Какими способами можно стимулировать мозг на развитие?

Играть в игры, много читать и записывать, причём лучше выводы, иметь любимое хобби, постоянно учиться, развиваться в неизвестных для себя сферах и путешествовать. Заставляя свой мозг думать в необычном для него направлении, мы развиваем его деятельность: память, концентрацию, зрительно-пространственные ассоциации, логику, организованность, быстроту принятия решения.

Постоянное обучение в течение всей жизни, не зависимо от возраста, вызывает структурные, химические и функциональные изменения в мозговой активности, что способствует созданию новых нейронных соединений. Эти процессы способны предотвращать появление болезни Альцгеймера, а изучение иностранных языков, особенно на склоне лет, способно отодвинуть старение мозга на длительный срок.

Конец ознакомительного фрагмента.