Между Китаем и Тайванем1
В декабре 1990 года кто-то из чиновников Министерства строительства прислал ко мне Яниса Вилюма и Уолтера Чена, которые предложили большие деньги от Тайваня. Они говорили, что там можно получить сто миллионов (!) долларов. Часть из них нужно будет отдать, а остальные – нет, это будет как подарок Латвии от Китайской Республики Тайвань. Они, конечно же, предупредили, что дело не такое простое, надо будет заплатить за посредничество. Иначе говоря, им обоим причитается 10% от подаренной суммы. Было подписано соглашение между Департаментом и ими, все было согласовано с И. Годманисом. В конце концов, если мы с их помощью можем получить сто миллионов, то почему бы не дать им эти 10%?
Было ясно, что Тайвань в первую очередь интересует политика: мы еще не восстановили свою независимость, а они уже тешили себя надеждой, что с нашей помощью смогут способствовать международному признанию своего государства.
Так вот, г-да Я. Вилюмс и У. Чен явились ко мне, ознакомили со своим проектом и пригласили в гости на Тайвань. И. Годманис поддержал этот планируемый визит, было намечено, что 13 или 15 января 1991 года я вылетаю в Тайбэй. Понятно, что из-за драматических январских событий поездку пришлось тогда отложить, если я не ошибаюсь, на март. За это время было обдумано, что следует ехать уже делегации, которая состояла из Ояра Кехриса и меня. Вместе с нами летели и наши доброжелатели Я. Вилюм и У. Чен, последний является родившимся на Тайване китайцем, постоянно проживающим в США. Здесь надо обязательно заметить, что г-н У. Чен во что
бы то ни стало хотел стать почетным консулом Латвии на Тайване, чтобы там для него была свобода действовать, и в конце концов он им стал. Летели через Бангкок. Следует сказать, это была моя первая поездка в столь экзотические края, поэтому впечатлений было много и действительно запоминающихся. Принимали нас на дипломатическом уровне, я встречался с заместителем министра иностранных дел и с двумя министрами. Вместе с О. Кехрисом мы осмотрели свободную экономическую зону, гостили в Торговой палате, в Международном торговом центре и т. д. Характерно, что во время этого визита я понял, что добиться обещанных ста миллионов будет нелегко, и просто так их дарить никто нам не собирается. Так или иначе, однако первые контакты наладились.
У состоявшейся позже поездки на Тайвань официальной делегации Латвии под руководством И. Годманиса несомненно был своеобразный привкус, ведь зарубежные премьер-министры не частые гости в Тайбее. Делегация была довольно большая. Мы летели специально арендованным для этой цели ЛАТАВИО огромным самолетом, нас принимали на самом высоком уровне: и у премьера, и у президента, была устроена специальная конференция по возможным инвестициям в Латвии. Вскоре оказалось, что никакого экономического сотрудничества и программ помощи от Тайваня в таких объемах, на какие мы надеялись вначале, вовсе и не будет, правда, в 1992 году, когда при приближении весеннего сева, И. Годманис поднял панику в поисках горючего, Тайвань подарил таки Латвии горючее на 10 млн долларов по нашей спецификации. В этом несомненна большая заслуга Яниса Юрканса: он звонил в Тайбэй и сам обо всем договорился. Но эта сделка не имела ничего общего с теми самыми господами Я. Вилюмом и У. Ченом, с их обещанными ста миллионами. Однако это не помешало им предъявить нам счет на миллион долларов – как бы за свою проделанную работу. Но уже до того я от имени правительства отправил им письмо, в котором их уведомил, что Латвия в одностороннем порядке разрывает заключенное в свое время соглашение. В конце концов в этот промежуток времени была уже восстановлена независимость нашего государства, и в новых условиях подписанный директором такого департамента документ больше уже не имел никакой юридической силы. Прежде чем отослать это письмо о разрыве соглашения, мы проконсультировались с несколькими юристами, и только тогда наши доброхоты успокоились.
Понятно, что как только начали складываться какие-то отношения с Китайской Республикой Тайвань, стал неизбежен конфликт с Китайской Народной Республикой. Начав своего рода кокетство с Тайванем, мы были достаточно опытными, чтобы понимать, что официальных отношений с этим государством налаживать не следует, если мы хотим сохранить нормальные отношения с Большим Китаем, обострение которых совсем не умное дело. Китай, как известно, постоянный член Совета Безопасности ООН. И, если (не приведи Господь) что-то случится с Латвией, вроде внешней агрессии, то тогда, вопрос будет рассматриваться на Совете Безопасности, исходя из этого, голос Китая будет неизмеримо ценный. А при восстановлении независимости угроза агрессии была вполне реальной, вот почему отношения с Китаем для нас так важны.
Но произошло вот что. После моей поездки на Тайвань и последовавшего за ней туда же визита Яниса Юрканса прибыл в Ригу заместитель министра иностранных дел Тайваня, и всем на удивление Я. Юрканс подписал договор об открытии генерального консульства Тайваня в Латвии. Мы, конечно же, пытались отговориться разными юридическими казусами: это мол открытие консульства в соответствии с Венской конвенцией, что не означает полноты дипломатических отношений. Тем не менее каждому – и КНР прежде всего – было понятно, что это все-таки официальные отношения. Как бы там ни было, договор был подписан, в надежде на туманные обещания, что Тайвань поможет Латвии крупными инвестициями. Инвестиционные фонды на многие десятки миллионов были предложены, но в 1991 и 1992 гг. Латвия не смогла представить нормально разработанных существенных проектов, которые хотели бы поддержать солидные инвесторы (увы, приходится признать, что положение не улучшилось и по сей день). После подписания договора с Тайванем произошло нечто странное. Большой Китай, вопреки логике и всем ожиданиям, не прервал с нами дипломатических отношений, а лишь заморозил их. Это означает, что было отозвано ранее высказанное пожелание открыть в Риге свое посольство. Посольство КНР открыли в Вильнюсе, и аккредитованному там послу было указано сотрудничать также и с Латвией. Разумеется, мы получили официальную ноту из Пекина. Но уникальную ситуацию, что у нас фактически остались дипломатические отношения с «обоими Китаями», можно объяснить единственно только великодушным отношением древней страны к молодому, еще неопытному и поэтому несвоевременно выскочившему небольшому государству, каковым в тот момент, несомненно, и была Латвия. Понятно и то, что в свою очередь установление официальных отношений было огромным успехом для Тайваня, для которого главной целью внешней политики было, насколько это возможно, умножить число тех государств, которые хотя бы отчасти, но признают суверенитет Тайваня.