Вы здесь

Шерлок. На шаг впереди зрителей. Глава 4. Подбор актеров (Е. М. Бута, 2014)

Глава 4. Подбор актеров

Шерлок Холмс

Между нами говоря, почему люди не думают? Вас это не бесит? Почему им просто не подумать?

Таксист

Каким был бы Шерлок Холмс, если бы родился в конце XX века? Скорее всего, он ходил бы в школу, знал о том, как пользоваться смартфоном и боролся бы с курением, ибо в Лондоне уже практически не осталось мест, где разрешено курить. Впервые зрители сериала видят Шерлока глазами доктора Ватсона.

«Холмс уникален, ни на кого не похож. И вы видите, как Ватсон общается с ним, приспосабливается к нему. Он – посредник между Холмсом и зрителем: ему непонятно то же, что и вам, и именно он задает Холмсу вопросы, которые хотели бы задать вы»

Мартин Фримен, исполнитель роли доктора Ватсона


Таким увидел Шерлока Холмса художник Сидни Пэджет, иллюстрируя серию книг Артура Конан Дойла. На этих рисунках Шерлок Холмс впервые был изображен высоким, худощавым мужчиной со скуластым, чисто выбритым лицом, в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Этот образ впоследствии закрепился за персонажем и стал классическим


Шерлок обладает уникальной памятью, но это не главное его качество. Память любого человека можно развить до невероятных пределов, здесь дело лишь в тренировке и силе воли. Дело в том, что обычный человек от такой памяти, скорее всего, сойдет с ума. Можно научиться запоминать, научиться забывать практически невозможно. Мозг Шерлока работает лучше и быстрее любого компьютера. Все лишние и ненужные сведения он просто стирает.


Бенедикт Камбербэтч, воплотивший образ Шерлока Холмса XXI века


Герой Бенедикта Камбербэтча воспитывался в очень хорошей семье, получил отличное образование и имеет возможность бесплатно помогать Скотланд-Ярду в расследовании преступлений. Обладая гениальной наблюдательностью и не менее гениальной способностью анализировать информацию, он работает частным детективом, не особенно беспокоясь о наличии клиентов. У него есть свой сайт в интернете «Наука дедукции», но там практически нет никакой информации, за исключением описания более чем двухсот сортов табака. Помимо частного консультирования Шерлок помогает и Скотланд-Ярду в качестве консультирующего детектива (он сам придумал себе эту должность). Его брат, Майкрофт, занимает высокий пост в Британском правительстве, и тоже часто обращается к Холмсу за помощью в раскрытии преступлений, угрожающих национальной безопасности. Отношения с братом у Шерлока сложные, как, впрочем, и со всем миром. По сценарию сериала Шерлок страдает легкой формой синдрома Аспергера, который часто называют болезнью гениев. Психическое расстройство под названием «синдром Аспергера» относится к расстройствам аутического спектра. Такие люди вполне нормальны, если не считать патологической неловкости и сложностей в общении с людьми. Шерлок решил эту проблему просто: он все время играет самого себя. Эпатаж помог Шерлоку избавиться от всех неудобств Аспергера: это не ему сложно общаться с людьми, это людям с ним общаться практически невозможно. Он может легко заявить: «Вы думаете, меня это раздражает!» или «Ради Бога, Андерсон, замолчите, вы понижаете IQ всей улицы». Сам себя Шерлок называет высокоактивным социопатом. Лишь одна проблема остается для Шерлока нерешенной: любовь.

«В оригинале не говорится, что он был асексуалом или геем. Там сказано, что он снимает с себя увлеченность женщинами, потому что это отвлекает его. И что это должно говорить нам о нем? Простая дедукция, он не жил бы с мужчиной, если бы его интересовали мужчины. Это выбор монаха, а не выбор асексуала. Если бы он был асексуалом, в этом не было бы никакого напряжения, никакого удовольствия – интересен тот, кто воздерживается. Нет никакой гарантии, что он таким и останется к концу – может быть, он женится на миссис Хадсон. Я не знаю!»

Стивен Моффат

Проблем с тем, кого пригласить на главную роль, у Моффата и Гэтисса не возникло. Еще задолго до того, как BBC One выделило деньги на съемки пилотной серии «Шерлока», жена Стивена Моффата Сью уговорила его посмотреть фильм «Искупление», который не так давно завоевал множество кинонаград.

«После просмотра “Искупления” у меня не осталось никаких сомнений в том, кто будет играть Шерлока Холмса, хотя тогда еще даже не было понятно, будем ли мы его снимать или нет»

Стивен Моффат

«Камбербэтч был единственным человеком, которого они видели в роли Шерлока, а с Джоном все оказалось не так просто»

Сью Вертью


Кадр из фильма «Искупление», где Камбербэтч сыграл Пола Маршалла – владельца шоколадной фабрики


В небольшой роли владельца шоколадной фабрики Бенедикт Камбербэтч выглядел более чем убедительно. Когда был подписан контракт с BBC, Моффата и Гэтисса обязали устроить кастинг на главную роль.

«Когда Бенедикт сказал свой текст, смысла продолжать кастинг уже не было, мы сразу его утвердили и все, намного больше сложностей у нас было с выбором актера на роль доктора Ватсона»

Марк Гэтисс

«Когда мы выбрали Бенедикта на главную роль, то все в один голос твердили: “Вам нужен кто-то посимпатичнее”. Это сущая правда. У Бенедикта своеобразная внешность. К тому же до «Шерлока» ему часто доставались пренеприятнейшие герои… Мы были рады тому, что сумели найти такого выдающегося актера на роль Холмса. К тому же он совершенно не выглядел сердцеедом. Это было для нас очень важно. Но стоило только надеть на него пальто и шарф, как он превратился в покорителя женских сердец!»

Стивен Моффат

Камбербэтч привык играть роли людей со странностями. Тем не менее, персонаж Шерлока дался ему с огромным трудом.

«Холмса очень тяжело играть, поскольку из-за объема слов в твоей голове и скорости мышления приходится невероятно быстро соображать. Он на шаг впереди зрителей и всех людей с нормальным интеллектом, которые его окружают. Они не совсем понимают, куда его приводят его домыслы. Конечно, я перечитал первоисточник. Наш сериал – это современная интерпретация книги. Но нашей задачей было перенести оригинальные характеры в современный мир, а для этого с ними нужно было заново познакомиться. Мы рассказываем историю с самого начала: первый эпизод сериала основан на самой ранней повести о Шерлоке Холмсе – “Этюд в багровых тонах”. Повести о Холмсе и докторе Ватсоне экранизировали более 70 раз, но историю их знакомства почему-то замалчивали. Кажется, мы первые. Я считаю, что книги Конан Дойла очень увлекательные, продуманные, с хорошо выписанными характерами»

Бенедикт Камбербэтч


«В самом начале они думали, что я хорошо подхожу на эту роль, но на момент нашей встречи пилотный эпизод был уже написан. Прослушивание прошло в гостиной, где Берил Вертью предложила чай с печеньем. Я почитал вслух сценарий и даже съел одно печенье, хотя это не очень в духе Шерлока. Я подумал, что из-за этого меня могут не взять». (Бенедикт Камбербэтч)


В качестве подготовки к роли Бенедикт перечитал все романы А. Конан Дойла. Наиболее интересные моменты он зачитывал вслух Мартину Фримену, чем безумно раздражал и Мартина и всех окружающих. По признанию актера, просмотреть более 70 различных экранизаций Конан Дойла оказалось просто физически невозможно. Поэтому он ориентировался на фильм «Частная жизнь Шерлока Холмса» Билли Уайлдера, который и взяли за основу Марк Гэтисс и Стивен Моффат.

«Для роли мне пришлось выучиться азам игры на скрипке: как держать смычок, перебирать струны. И еще я научился главной фишке Холмса. Невозможно удержаться, чтобы не рассмотреть людей вокруг и не подумать о том, что скрывается за наружностью… Пару раз в поезде… ничего не могу с собой поделать. Отпечаток обручального кольца на пальце, отношения между членами семьи. Когда человек обособлен, становятся заметными разные детали. Это суперсила, которой можно научиться. Шерлок Холмс заставляет посмотреть на мир так, как его обычно видят актеры – как на богатый материал для наблюдения. Я не хотел бы, чтобы у меня было слишком много работы, потому что тогда не будет времени наблюдать. А если тебя узнают, ты больше никуда не можешь взглянуть. Нельзя будет сидеть в вечернем автобусе и смотреть, что происходит вокруг»

Бенедикт Камбербэтч

Бенедикт Камбербэтч о Шерлоке

Андерсен, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы!

Шерлок

Оригинальные романы А. Конан Дойла нравятся очень разнообразной публике, и многие люди до сих пор считают Шерлока Холмса самым великим детективом всех времен. Книги о нем являются культурным феноменом. Их перевели на более чем 160 языков. Это поистине международное произведение.


«Невозможно удержаться, чтобы не рассматривать людей вокруг и не думать о том, что скрывается за их наружностью…» (Бенедикт Камбербэтч)


Именно «современная обстановка» делает нашу адаптацию уникальной, но в качестве источника материала мы использовали оригинальные романы. Мы рассказываем историю с самого начала. Первый эпизод, «Этюд в розовых тонах», повторяет очень много событий, которые происходят в «Этюде в багровых тонах», и только встреча Шерлока и Джона получилась более театральной что ли.

Стивен и Марк предупредили меня, что мне предстоит соответствовать высокими требованиями поклонников. Я, наверно, стал 71-м Шерлоком.

Когда я рос, мне удалось увидеть совсем немного фильмов об этом детективе. Джереми Бретт[1] был замечательным, он оказал большое влияние на меня в детстве, но это совсем не помешало мне в работе, потому что мы ушли от викторианского периода и получили больше свободы и пространства для нашей версии произведения.

От этой роли я получаю великолепный заряд из-за громкости слов в своей голове и из-за скорости мысли, приходится очень быстро соединять вещи вместе. Он на шаг опережает зрителей и любого с нормальным интеллектом. Нельзя толком понять, куда приведут его мысленные скачки. Зип, зип, зип. Но вот вы ловите меня в машине по дороге домой после работы, и я думаю: «Ничего себе!»


Джереми Бретт – английский актер, прославившийся как исполнитель роли Шерлока Холмса в британском телесериале «Приключения Шерлока Холмса» (1984–1994 гг.)


Шерлок Холмс заставляет тебя взглянуть на мир так, как ты в любом случае делаешь, будучи актером – ты видишь богатый холст для наблюдений. Когда у тебя слишком много работы, возникает страх, что у тебя нет времени на наблюдение. И когда ты становишься знаменитым, ты больше не можешь этого делать, как раньше. Ты не можешь сесть в ночной автобус и наблюдать за происходящим.

Шерлок реален. Во всяком случае, реалистичен. Именно это делает его героем. Он не супермен и не волшебник, и в этом его сила. Как персонажа, я имею в виду. Он отличается от остальных и страдает от этого: он – блестящий ум, но этот блеск дается ужасной ценой. Шерлок уязвим и небезупречен, иначе он не был бы настолько привлекательным.

Социопатия – вряд ли может быть названа реальным диагнозом моего героя, равно как и Аспергер. Я не думаю, что в нем есть какой-то изъян. Мне кажется, это его намеренное поведение. В третьем сезоне его немного очеловечивают, заставляя вас осознать, что в нем живет подросток, который с детства намеренно подавлялся им же самим с целью попытаться превратить себя в максимально эффективную вычислительную машину для дедукции. Он на самом деле не может что-то с этим сделать. Мне кажется, что мы попытались таким образом напомнить аудитории, что тот, кем она так восхищается за его геройство, иногда должен переживать моменты слабости, коими он считает эмоции, моральные ориентиры определенного сорта, честь, защиту своих друзей и всяческие привязанности, а также возможность оказаться на стороне хороших парней. Должны быть такие моменты, когда вы будете не уверены в этом человеке, которого вы находите слегка эксцентричным и грубым и по какой-то причине привлекательным, потому что даже Господу известно, насколько сложным он может быть при попытке сблизиться с ним.

Он жесток и невероятно мрачен, и хочет все контролировать. Джон учит его быть человеком, понимать природу человеческого поведения – прекрасно, но иногда нужно самому быть человеком, чтобы понять как это зачастую полезно.


После премьеры сериала продажи книг Артура Конан Дойла выросли в несколько раз


Здесь маленькая разница, очень тонкая грань, хотя бы потому, что Шерлок знает, как вести себя по-человечески. Он знает, как быть обаятельным, знает как играть в те игры, в которые мы играем при каждом социальном контакте, и тем не менее он воздерживается от них. По сути, это поведение спортсмена. Он бережет необходимые ему ресурсы для того момента, когда они станут необходимы. Между мной и моим героем огромная разница. Я все же очень легко растрачиваю себя. Я гораздо более «настроенческий», душа нараспашку, а «высокоактивный социопат» невероятно хорошо себя контролирует, и это здорово выделяет его из толпы.

И еще одна вещь, которая мне в нем нравится… Шерлок один из тех героев, кем можно попробовать стать. Мы все можем достигнуть того же – не то чтоб нам всем захотелось перенять его личные черты характера, но вот его возможности… Он не летает в космосе, у него нет какой-нибудь звуковой отвертки (как у «Доктора Кто»), он тот, кто своим трудом и самодисциплиной достиг того, чего он достиг. Это не где-то за гранью возможного. Непросто, но не за гранью.

Шерлок Холмс испытывает удовольствие от каждой детали, и он совершенно не задумывается об их оценке. Так что возможно, он и протоколирует людские промахи, но для него в этом присутствует только радость от факта обнаружения чего-то, что проходит незамеченным для других. Так, например, когда он принижает Молли по поводу размера ее груди и ее чертовой открытки и подарков, и это действительно оскорбительно – он не осознает этого. Он просто увлечен игрой и рад тому, что способен на это, рад возможности потренироваться. Шерлок не высматривает ошибки, по крайней мере, не стремится этого делать. Чтобы тормозить Шерлока и существует Джон Ватсон. Хотя часто Шерлок использует Ватсона, чтобы показать свое превосходство, чтобы очевидным образом в определенных ситуациях сломить полицейскую бюрократию и держать детектива Лестрейда на коротком поводке. Лестрейд очень хороший полицейский. Просто Шерлок в миллион раз лучше. Шерлок работает не изолированно, лондонская полиция ему необходима.


Джон:

– Не забывай, Шерлок, я бывший солдат, я убивал людей.

Шерлок:

– Ты был доктором!

Джон:

– Бывали плохие дни…


Я думаю, для Шерлока счастье это осознание собственной правоты. Он находит успокоение в игре на скрипке, в интеллекте и в таланте. Я не думаю, что это приносит ему счастье. Единственный момент, когда он по-настоящему доволен это начало игры, когда ему предстоит охота и есть что-то, что требует решения – а потом еще момент, когда он находит ответ. А в остальные промежутки времени он разочарован в вещах, в процессе. Не в своих недостатках, нет, потому что он не видит их в себе. Начало и конец, – вот что он любит. Это для него счастье. Получить проблему и решить ее.

Шерлок обладает такой целеустремленностью, что каждый чувствует себя спокойнее, если знает, что этот безумец – на его стороне. Любовь к Шерлоку – как любовь к игре с огнем. Поэтому она неистребима. Я часто с этим сталкиваюсь: меня даже просят на интервью «сказать что-нибудь как Шерлок». Ребята, вы чего? С ума сошли? Я – не он, я и не смог бы стать таким, как бы ни старался. Слава Богу, я другой. Но именно это помогает мне понять природу его привлекательности. Люди… как бы сказать? Они верят в Шерлока, вот правильное слово! А еще жалеют его: он такой одинокий, сломленный, в глубине души несчастный. Вроде бы. Ха, встретили бы они его в реальной жизни! Шерлок одержимый, он собственник, он способен разрушить каждого, кто его полюбит, тот и опомниться не успеет. При этом он, конечно, очаровашка и харизматик, не попасть под его обаяние невозможно.


«Слава Шерлока – тяжелый крест, но мое терпение еще не кончилось. Надолго ли меня хватит, другой вопрос. Но знаете что? Я это предвидел». (Бенедикт Камбербэтч)


Слава Шерлока – тяжелый крест, но мое терпение еще не кончилось. Надолго ли меня хватит, другой вопрос. Но знаете что? Я это предвидел. Уже прочитав сценарий, я сказал себе, что этого персонажа ждет большая слава. Фильм мог оказаться хорошим или плохим, это другой вопрос, а вот сам Шерлок был обречен на успех. Именно поэтому я чувствовал, что необходимо кем-то его уравновесить. Кем-то более нормальным. Меня уже утвердили, а Мартин Фримен только проходил пробы, и я буквально умолял продюсеров взять его: с ним я чувствовал себя спокойнее. Не говоря о том, как многому я у Мартина научился. С тех пор стараюсь не задаваться, играть как можно более разных персонажей и не приклеиваться ни к одному из них. Зрители, правда, все равно ухитряются найти параллели между Джулианом Ассанжем и Ханом, и это ставит меня в тупик: я всего лишь сыграл обоих, больше у них нет ничего общего. В каждом из нас заложен потенциал для того, чтобы быть в один момент пятилетним ребенком, а час спустя – восьмидесятилетним стариком. И я пытаюсь по мере сил этот потенциал раскрыть.

Биография Бенедикта Камбербэтча

Ну, раз у вас настоящий ребенок на подходе, думаю, я вам больше не понадоблюсь.

Шерлок

19 июля 1976 года в семье актеров Тимоти Карлтона и Ванды Вентхам родился будущий актер Бенедикт Камбербэтч. Престижный район Лондона, в котором рос актер, чуть ли не с рождения возненавидел непоседливого ребенка. Сам актер, описывая себя в детстве, сообщил, что он представлял собой «непрекращающийся гиперактивный кошмар». Его первым словом было совсем не традиционное «мама». Первое произнесенное им слово было обращено к любимой игрушке мальчика. Он увидел в небе летательный аппарат, по виду почти точно такой же, как и его игрушка, после чего с задумчивостью протянул: «вертолет».

Воспитание мальчика требует режима дня и хорошей дисциплины. Тем более все это необходимо, если ребенок ни секунды не может провести на одном месте, а большинство его шалостей кончается порчей соседского имущества. Все это практически невозможно организовать дома, поэтому родители Бена отправили его в начальную школу для мальчиков, располагавшуюся в Сассексе.

«Моя начальная школа была раем. Это было как в детском лагере, полном малышей-братьев. Вдруг у меня образовалась эта семья мальчишек. Это был разгул. Мне было так весело. Мои родители видели, как я был счастлив, поэтому я отправился в Хэрроу»

Бенедикт Камбербэтч

Обучение в начальной школе означало по большей части непрекращающееся веселье, шалости и бесконечные игры со сверстниками. После такого радостного времяпрепровождения средняя школа «Хэрроу» поначалу показалась настоящим адом для будущего актера.


Ванда Вентхам и Тимоти Карлтон с новорожденным Бенедиктом на руках


Школа для мальчиков «Хэрроу» была основана в 1571 году в нескольких милях от столицы, в так называемом лондонском боро Хэрроу. Это одна из старейших публичных школ для мальчиков в Великобритании. Жесткий режим дня, огромное количество предметов, обучение верховой езде – все это делало школу идеальным местом для воспитания детей «высшего света».

«Мои родители хотели для меня лучшего. Меня не отправили в школу, куда ходил мой папа. Я – не наследственный пэр. Одна из лучших вещей в актерстве – это принцип меритократии (власти достойных). Люди пытаются выстроить единую картину исходя из того, что Том Хиддлстон, Эдди Редмэйн, Дамиан Льюис и я обучались в частных школах. Но Джеймс Макэвой, Майкл Фасбендер и Том Харди – нет, и они очень талантливы. Лень придумать что-либо, кроме элиты из частных школ. Думаю, я определенно – средний класс. Я знаю, что многие с этим не согласились бы, но я не из высшего класса. “Высший класс” для меня означает, что вы либо родились в богатстве, либо вы королевских кровей. Ладно, может быть, чуть выше среднего»

Бенедикт Камбербэтч

В первый год здесь отдают предпочтение изучению языков, в том числе латыни и древнегреческого, в последующие годы идет постепенное разграничение сфер интересов ученика. В конце остается лишь три профильных предмета, которые помогают молодому человеку подготовиться к поступлению в университет на интересующее его отделение.

Конец ознакомительного фрагмента.