Вы здесь

Шерлок. На шаг впереди зрителей. Глава 2. Создатели (Е. М. Бута, 2014)

Глава 2. Создатели

Марк Гэтисс

Все жизни кончаются. Все сердца разбиваются. Неравнодушие – это не преимущество.

Майкрофт Холмс

Автор идеи, сценарист, продюсер и актер сериала «Шерлок»

Марк Гэтисс родился 17 октября 1966 года в небольшом городе Сенджфилд в Великобритании. Напротив его дома располагалась Эдвардианская психиатрическая больница, в которой работал отец сценариста. Любящая семья, обожаемые фильмы ужасов, сериалы, романы А. Конан Дойла и Ч. Диккенса – так прошли первые тридцать лет детства Марка. Потом его перестало устраивать качество показываемых по ТВ сериалов и ему пришлось писать сценарии самому. Актеры тоже играли из рук вон плохо, поэтому пришлось выучиться на актера и играть в сериалах по собственным сценариям, ну а потом и продюсировать тоже.


«Наши традиции нас определяют». (Майкрофт Холмс)


Психологи всех видят своими пациентами, а вот психиатры людей считают здоровыми, – в этом главное отличие двух профессий. Психиатрия так и не смогла определиться с тем, что называть патологией, ограничившись кратким комментарием: «норма от патологии отличается интенсивностью и длительностью переживаний». Вид психиатрической больницы всегда его пугал и завораживал одновременно. Нет ничего более яркого и интересного, чем форма проявления безумия. Ведь все вокруг безумие, просто некоторые сходят с ума весело и с грохотом, а некоторые уныло ноют психотерапевту. Кто счастливее в этом случае? Шизофреник или абсолютно нормальный во всех отношениях человек? Марк обожал наблюдать за поведением посетителей больницы. Это были совсем не бедные, потерявшие связь с реальностью, опустившиеся люди. Все как раз совсем наоборот. Это были успешные, зачастую очень талантливые люди, в разной степени не от мира сего.

«В детстве мне нравилось наряжаться и изображать из себя птеродактиля, злодея или вампира, – это всегда было очень весело»

Марк Гэтисс


Марк Гэттис в роли короля Карла I в пьесе «55 дней»


Увлеченный историей и литературой мальчик мог бы прослыть ботаником, если бы не закалка Эдвардианской психиатрической больницы. Марк точно знал, как нужно себя вести с людьми. Никому не интересен сам человек, всем намного интереснее, то, что он из себя изображает. Если правильно «косить под дурачка», всегда можно добиться нужного результата. В школе Марк чуть было не занял почетный пост местного клоуна, настолько успешно играл свою роль, и только отличные оценки по всем предметам заставляли одноклассников задаваться вопросом: так ли все просто с этим рыжим клоуном?

«Люди любят личность, я всегда это знал и это действительно так! Суперпрофессиональные, лишенные эмоций, степенные Стив Дэвис и Стивен Хендрис прекрасно играют, но людям хочется видеть Дэнниса Тэйлора и Рэя Рирдона! Это то, чем занимается нынешний мэр Лондона. Он разыгрывает роль Якова I – строит из себя дурачка, но при этом очень себе на уме. Народ любит его за эксцентричность, хотя за всеми его ужимками прячется гораздо более жесткий тори, чем люди о нем думают, мне это импонирует»

Марк Гэтисс


Сериал «Доктор Кто» стал символом детства для Марка Гэтисса


Приходя из школы, Марк включал телевизор и переносился в свой собственный мир, в котором он играл роль главного и, безусловно, гениального злодея. По телевизору в то время шли старые фильмы ужасов киностудии Hummer и сериал «Доктор Кто». Фильмы ужасов телестудии Hummer представляли собой переработанную классику ужасов 1950-х. Их снимали на цветную пленку, сильно перекраивали сюжет и таким образом рождались новые Франкенштейн и Дракула. Такие ремейки были популярны в течение более чем двадцати лет с 1955 по 1976 годы. «Доктор Кто» имеет куда более интересную историю. Самый длинный в мире научно-фантастический сериал начали снимать в 1963 году.

«Когда “Доктор Кто” только начинался, в нем обыгрывались реальные исторические факты, а не истории о пришельцах, вторгшихся в историю. Одна из самых известных – “Марко Поло”. Первые два компаньона Доктора, учителя, обсуждали ассасинов. Иен Честертон (персонаж) упомянул, что слово “ассасин” происходит от слова “hashish” – они жаждали убийств, потому что были накачаны наркотиками под завязку. В архиве BBC до сих пор хранится письмо от школьного учителя истории, в котором говорится: “Прекрасно! Вы сделали мою работу! Огромное вам спасибо!”»

Марк Гэтисс. Кстати, ходят слухи, что тем учителем был отец Стивена Моффата, другого сценариста сериала «Шерлок»

«Доктора Кто» снимали вплоть до 1989 года. Марк Гэтисс успел вырасти, получить образование и начать работать, а сериал для него стал символом детства, семьи, чего-то незыблемого и вечного в жизни. Таких преданных фанатов у «Доктора Кто» было огромное количество, и все же их оказалось недостаточно. С 1984-го по 1989 год фильм ставили во все более неудобное время, рейтинги неуклонно падали и в 1990 году BBC объявило об официальном закрытии сериала. Впрочем, в телекомпании фанатов тоже хватало и чуть ли не каждый год объявлялось о том, что сериал все-таки продолжит свое существование. Такие разговоры привели к созданию полнометражного телевизионного фильма «Доктор Кто» в 1996 году, но съемки возобновили только в 2003-м.

Марк Гэтисс переживал закрытие сериала как личную трагедию. У него было ощущение, что у него отобрали чуть ли не самую важную часть детства. Диккенс, Конан Дойл, Уэллс, английская история, которая буквально загипнотизировала его на первом уроке в школе, все это он воспринимал через призму «Доктора Кто». Именно поэтому Гэтисс просто не понимал, почему его сверстникам Диккенс и Конан Дойл кажутся устаревшими и скучными. Тогда-то все эти герои были бунтарями и провокаторами, коих мир не видывал. Впрочем, кому интересно, как оно там было, в этом неведомом «тогда», если сейчас вся эта классика стала безнадежно устаревшей макулатурой, про которую Марк Твен сказал: «классика – это то, что все считают нужным прочитать, но никто никогда не читает».


Марк мечтал что его имя будет значиться в титрах любимых сериалов…


Отучившись в начальной школе при англиканской церкви Heighington CE Primary School, Гэтисс поступил на обучение в среднюю школу Woodham Comprehensive School, которая готовила своих учеников к поступлению в Bretton Hall College. Впоследствии Woodham Comprehensive School получила статус колледжа, но это уже случилось после того, как там отучился Гэтисс. В 1984 году Марк поступил в колледж при Лидском университете, где неспешно и с удовольствием изучал театральное искусство. Он продолжал читать классическую английскую литературу, смотреть «Доктора Кто» и мечтать о том, кем он станет, когда вырастет. Он с упоением представлял, как оборудует у себя в огромном доме лабораторию для химических опытов в Викторианском стиле, о том, как его имя будет значится в титрах любимых сериалов… И еще сто и одна мечта, каждая из которых впоследствии воплотилась в жизнь.

«Мечтать, знаете ли, не вредно»

Марк Гэтисс

Еще во время обучения в колледже Марк вместе с однокурсниками организовал комедийное шоу «Лига джентльменов». Черный юмор самой высокой пробы оценили не сразу. Долгое время ребята выступали по небольшим барам и ночным клубам. Параллельно с «Лигой» Марк старался как можно больше писать и хоть где-то публиковать свои работы. Он хотел писать то, что хотел бы читать сам, поэтому работал в жанре исторической адаптации и научной фантастики. Оба жанра на тот момент большой популярностью не пользовались и в издательствах с сомнением смотрели на странного, рыжего студента. В 1992 году его роман «Nightshade» («Паслен») был издан в серии «Virgin New Adventures», затем в этой же серии был опубликован роман «St. Anthony’s Fire» («Огонь святого Антония»). «Virgin New Adventures» был одним из тех проектов, которые были основаны на базе сериала «Доктор Кто». В небольших романах описывались приключения Доктора, которые случились с ним после закрытия сериала в 1990 году.

В начале 1990-х «Лига джентльменов» становилась все популярнее. Выступления труппы стали транслировать по ТВ, стали появляться хорошие рецензии, в которых «Лигу» сравнивали с легендарной труппой «Монти Пайтон». В 1994 году Марк подписал контракт с BBC Prodactions на сценарий к проекту P.R.O.B.E., который продолжал тему научно-фантастического сериала. Впоследствии Гэтисс написал еще один сценарий к этому проекту.


«Лига джентльменов». Марк Гэтисс, Джереми Дайсон, Стив Пембертон, Рис Ширсмит


В 1999 году Марк Гэтисс наконец прославился. Комедийное шоу «Лига джентльменов» приобрело статус полноценной телепрограммы. Если раньше по ТВ можно было увидеть только отдельные выступления труппы, то теперь мрачноватых комиков можно было видеть каждую неделю в прайм-тайм. «Лига» стала культовым комедийным проектом конца 1990-х – начала 2000-х. В 2001-м Гэтисс написал сценарий и сыграл главную роль в черной комедии «Лига джентльменов: вживую в Друри-Лейн», в 2005-м уже после распада труппы вышел фильм «Апокалипсис Лиги джентльменов», где старые друзья вновь встретились на любимом проекте.

«Мы как АББА, мы так и не распались по-настоящему. Мы ждем, когда какой-нибудь американский миллиардер предложит нам миллиард долларов за воссоединение. Мы бы очень хотели сделать что-нибудь вместе. Если бы в дверь постучали представители BBC2 и сказали: “Ради Бога, вы должны снять еще одну рождественскую серию “Лиги Джентльменов!” – мы бы с радостью рассмотрели такую возможность, но пока так не происходит»

Марк Гэтисс


В «Лиге джентльменов» Марк Гэтисс, Стив Пембертон, Рис Ширсмит и Джереми Дайсон представили миру мрачный неблагополучный городок Ройстон Вэйзи с его чокнутыми жителями


После оглушительного успеха «Лиги джентльменов» Марк Гэтисс стал по-настоящему известным человеком. Как известно, слава всегда имеет оборотную сторону. В прессе начали обсуждать личную жизнь актера и сценариста. Гэтисс никогда не скрывал свою нетрадиционную ориентацию и удивительным образом умудрялся избегать всякого общественного порицания, вплоть до 2000-х годов. В 2004 году Марк познакомился с Йеном Халлардом и теперь только ленивый не обсуждал сексуальных предпочтений Гэтисса. После прочтения пары особенно злых статей Гэтисс решил, что любая статья хороша, кроме некролога, но пусть уж их читает кто-нибудь еще, а он будет просто наслаждаться жизнью.

«Я всегда был готов к серьезным отношениям. Я помню, двенадцать лет назад в отпуске я сидел один в аэропорту, думая: “Все это бессмысленно, если не с кем разделить впечатления”. Мы познакомились с Йеном в Сети. Он оказался таким грамотным – и я сказал себе: “Вот человек, который мне нужен”. Первый наш разговор был почти полностью посвящен грамматике. Я знал, что хочу снова с ним встретиться. Он скупо ответил, что предпочитает не разглашать свои планы, но на следующий день мне позвонил»

Марк Гэтисс

В 2004 году Гэтисса пригласили сняться в сериале «Мисс Марпл» Агаты Кристи. Марк сыграл Рональда Хейса в эпизоде «Убийство в доме викария». В 2005 году случилось то, о чем Гэтисс мечтал на протяжении последних 39 лет жизни. Его пригласили стать сценаристом сериала «Доктор Кто». Оставалось только оборудовать Викторианскую лабораторию и снять фильм про Шерлока Холмса, все остальные мечты детства вроде бы уже сбылись. В 2008 году Марка Гэтисса пригласили в качестве сценариста в многосерийный фильм «Пуаро Агаты Кристи». Естественно, Марк не смог отказать себе в удовольствии и сыграл там в небольшом эпизоде. В это же время в прокат вышел фильм «Разум и чувства» по знаменитому роману Джейн Остен, в котором Гэтисс сыграл роль Джона Дэшвуда. Затем еще пара небольших ролей в кино и оглушительный писательский успех его авантюрных романов не могли остаться незамеченными в прессе. Все с еще большим энтузиазмом стали обсуждать нетрадиционную ориентацию Гэтисса и его отношения с Йеном Халлардом. Паре так надоели все эти досужие разговоры, что им ничего не оставалось, кроме как пожениться.

«Я восхищаюсь терпением Йена. Меня очень легко вывести из себя. Я научился проговаривать все с ним, прежде чем сделать что-нибудь, о чем я пожалею. Теперь мы очень редко ссоримся. Мы пережили несколько серьезных бурь, но теперь это все не так драматично. Я думаю, мы все живем в воображаемом мире, где нам нравится представлять себя кем-то вроде Бертона и Тэйлор, Верлена и Рембо»

Марк Гэтисс


Марк Гэтисс и Йен Халлард


Судачить было больше не о чем. Марк и Йен уже много лет были вместе, а теперь еще и узаконили свои отношения. Естественно, без черного юмора свадьба Гэтисса и Халларда обойтись не могла, поэтому зарегистрировали они свои отношения в Миддл Темпле под портретом Эдварда Карсона, королевского советника, который выступал в качестве обвинителя Оскара Уайльда. Спустя короткое время пара завела себе лабрадора-ретривера по кличке Бансон.

«Я не мог не снять Бансона. В фильме “Первые люди на Луне” он провожает своего хозяина исполненным грусти и печали взором. Этот взгляд я тренировал у Бансона методом приближения и отдаления от его носа любимой им морковки. Мы весь день провели над разучиванием этой роли»

Марк Гэтисс


«Я думаю, мы все живем в воображаемом мире. Нам нравится представлять себя кем-то вроде Бертона и Тэйлор, Верлена и Рембо». (Марк Гэтисс)


В 2008 году в прокат вышел фильм «Мрачный дом», в котором Марк работал в качестве продюсера, сценариста и главного актера. В это же время началась история сериала «Шерлок». Вместе со Стивеном Моффатом они в течение нескольких месяцев обсуждали этот проект, пока, наконец, Моффат не написал сценарий к пилотной серии. Теперь все обсуждения уже не были столь пространными. BBC One тогда не одобрило проект, но это ведь дело времени. Гэтисс приступил к написанию сценария к серии «Большая игра». Именно он придумал то, каким должен быть Джим Мориарти. Кстати говоря, себя Гэтисс всегда видел в роли главного противника Холмса, но Моффат был категорически против того, чтобы Марк сыграл Мориарти. В конце концов, друзья сошлись на том, что Гэтисс сыграет в сериале брата Шерлока Майкрофта Холмса, но на протяжении всего сезона зрители должны думать, что он и есть Мориарти. Впоследствии от этой идеи отказались и раскрыли интригу уже в первой серии.

«Если честно, сложно бывает определить авторство той или иной серии “Шерлока”. Мы все обсуждаем, спорим, ссоримся. Часто обсуждение серии происходит в поездах. По-моему это очень в стиле Шерлока Холмса. Лишь после этого, тот, кто больше заинтересовался сценарием, приступает к его написанию»

Марк Гэтисс

Официально Гэтисс значится сценаристом серии «Большая игра» (3-я серия, 1-й сезон), «Собака Баскервиля» (2-я серия, 2-й сезон) и «Пустой катафалк» (1-я серия, 3-й сезон). Вторую серию третьего сезона «Знак трех» писали все сценаристы проекта (Стивен Моффат, Марк Гэтисс и Стивен Томпсон).

Стивен Моффат

Как большинство писателей, я пишу о том, что произошло со мной, поскольку это требует минимального количества исследований. Писательская работа – это месть тем, кто когда-то был популярнее.

Стивен Моффат

Автор идеи, сценарист и продюсер сериала «Шерлок»

Стивен Моффат родился 18 ноября 1961 года в Пейсли (Шотландия). Будущий сценарист оказался единственным ребенком в учительской семье. Как известно, это и дар и проклятье одновременно. Его отец был тогда учителем младших классов в школе, в которой учился сам Стивен. Естественно, это означало тотальный контроль со стороны родителей. Стивен до последнего старался скрыть от одноклассников то, кем был его отец, но в маленьком Пейсли это оказалось, мягко говоря, завиральной идеей.


«Нет лучшего способа выглядеть умнее, чем заглянуть в конец книги». (Стивен Моффат)


Подозрительно быстро смирившись с ролью послушного мальчика, Стивен нашел себя в книгах и сериалах. В 1960—1970-х годах «Доктор Кто» имел фантастические рейтинги. Естественно, Стивен моментально пристрастился к историям о путешествиях во времени и пространстве. Как и Марк Гэтисс, Моффат полюбил сериал «Доктор Кто» раз и навсегда. Самым любимым развлечением будущего сценариста было сочинение новых историй для сериала.

«Я больше сорока лет мечтал о том, чтобы мое имя появилось в титрах сериала “Доктор Кто”»

Стивен Моффат

Еще одним способом уйти от реальности для Моффата стала литература. Он читал книги взахлеб и без разбора. Для него не было никакой разницы между романом Конан Дойла, Шекспиром или комиксами. Так или иначе, все это уводило в придуманный мир, в котором он играл куда более значимую роль, чем в жизни. По окончании средней школы Моффат поступил в университет Глазго. Будущий сценарист ни минуты не раздумывал над тем, что бы он хотел изучать в университете. Конечно же, английскую литературу. Ни в чем другом он больше все равно не разбирался.

Уже в старших классах Моффат начал писать серьезные рассказы, которые никто публиковать, естественно, не хотел, да он и не стремился. Его вполне устраивала роль корреспондента в школьной газете. В университете он продолжал писать небольшие заметки для местных газет, но о серьезной карьере в области литературы предпочитал не думать. Это все было слишком далеко и непонятно, он даже не представлял с какой стороны можно подступиться к этому странному и пугающему слову «карьера». Жизнь ему казалась вполне понятной и распланированной на многие десятилетия, и в ней было только одно применение слову «карьера»: от учителя до директора школы, по стопам отца. Все это было ужасно скучно и никак не соответствовало тому, о чем Стивен мечтал в школе во время просмотра «Доктора Кто». Впрочем, все когда-нибудь о чем-нибудь мечтали, в жизни ведь все немного иначе…


«Писательская работа – вещь очень личная. Пишешь то, что хотел бы видеть сам. Я пишу свои личные навязчивые идеи и надеюсь, что люди их разделят». (Стивен Моффат)


С блеском окончив университет Глазго, и получив степень магистра английской литературы, Моффат вернулся в родной город и устроился в школу учителем английской словесности. Спустя несколько месяцев Стивен Моффат женился. Все шло по заранее намеченному сценарию и его, казалось, это вполне устраивало. На посту учителя школа открылась Моффату с совершенно иной стороны. Ссоры, интриги, бесконечные сплетни… Все это оказалось таким интересным и увлекательным, что Стивен стал потихоньку записывать всю свою жизнь на бумагу. Получались небольшие рассказы, которые он никому не показывал. Работая редактором школьной газеты, Моффат мог одновременно наблюдать и за миром школьников, и за учителями. Раньше он считал, что эти реальности просто не имеют точек пересечения, а сейчас вдруг оказалось, что у всех одни и те же проблемы.

Однажды свои мысли Стивен изложил своему отцу Биллу Моффату, который все еще работал директором начальной школы. Как-то между делом Стивен проболтался и о своих рассказах и о работе в школьной газете.


Кадр из сериала Press Gang, сценаристом которого был Стивен Моффат. «Мой папа однажды подал идею продюсерам – снять сериал о школьной газете. Когда они согласились, он поставил условие: сценарий первой серии напишет его сын. Они согласились, но предупредили, что снимать не будут, если сценарий не будет достаточно хорош». (Стивен Моффат)


Жизнь всегда подбрасывает шанс. Кто-то его упускает, кто-то в него цепляется мертвой хваткой, а у кого-то есть очень любящий отец. Стивену выпал третий вариант. Спустя полгода в школу к Биллу Моффату приехала съемочная группа сериала «Highway». Моффат-старший не просто согласился на приезд группы, но и всеми силами старался организовать для ребят все условия работы.

– Как бы вы отнеслись к идее нового сериала о школьной газете? – неожиданно поинтересовался Билл у продюсера сериала Сандры Хасти. Они мирно пили кофе в кафе неподалеку от школы и, как показалось Биллу, Сандра была в достаточно хорошем настроении для подобного разговора.

– Вообще-то интересно, – осторожно ответила Сандра, которой не хотелось портить отношения с добродушным директором.

– Значит, договорились? – радостно заключил Билл.

– О чем? – опешила Сандра.

– О сериале про жизнь школьной газеты. У меня есть отличный сценарист на примете, – заключил Билл и вдруг резко поднялся из-за стола. Нужно было еще позвонить Стивену, чтобы тот переработал свои рассказы в сценарии.

«Это был лучший дебютный сценарий, который я когда-либо читала»

Сандра Хасти

Сериал «Press Gang» стартовал в 1989 году. Сценаристом всех серий был Стивен Моффат. Буквально с первого эпизода стало понятно, что проект ждет успех. Рейтинги оказались просто ошеломляющими, и Стивен подписал контракт на второй сезон. За всей этой суматохой с новой, невероятно интересной работой Стивен совершенно забыл о том, что женат. Он просто перестал замечать жену, перестал интересоваться ее проблемами и как-то запамятовал познакомить ее с новыми друзьями. Однажды все случилось как в старом анекдоте: Моффат застал жену с любовником. Для Стивена это стало настоящим ударом. Развод разрушил все, что оставалось у него от прежней тихой жизни школьного учителя.


«Всем интересно, каково мое видение сериала, но у меня очень расплывчатые ответы. Моя точка зрения не нова: “Доктор Кто“ – это сказка, не научная фантастика или фэнтези. Я говорю не о диснеевских сказочках, со счастливым концом. В “Докторе Кто“ мы предупреждаем детей, что в мире полно существ, которые хотят их съесть». (Стивен Моффат)


К сожалению, убийство любовника жены в Великобритании преследуется по закону. Стивен Моффат только сейчас осознал всю несправедливость этих запретов на убийство. Иногда человеку просто необходимо кого-нибудь убить в качестве психотерапии. Впрочем, Стивен Моффат зла не помнил, он его записывал и на этом зарабатывал. Поэтому во втором сезоне «Press Gang» вышел эпизод «Большой конец», в котором он описал всю свою историю, нещадно поиздевавшись над ролью любовника жены. Как ни странно, эта серия имела самые высокие рейтинги. В целом же второй сезон «Press Gang» имел куда более скромные показатели, чем первый, и Стивен всерьез задумался о том, чтобы вернуться на пост школьного учителя. Боб Спирс, директор сериала просто не мог допустить такого. Стивен зарекомендовал себя как отличный автор, и отпускать его назад в школу было бы просто преступлением. Стивен же тогда тяжело переживал из-за развода, ему просто хотелось с порцией виски погрузиться в свои горестные думы. На встречу с Андре Птазински он согласился только из доброго отношения к Бобу Спирсу.

– Я хочу снять комедию положений. Вполне вероятно, что она тоже будет о школе, у тебя есть какие-нибудь идеи?

– Есть. Комедия о добродушном муже, неверной жене и ее уродливом любовнике, – хмуро ответил Стивен. Как ни странно Птазински сказал, что идея прекрасная и поручил написать сценарий к пилотным сериям.


Стивен Моффат и Сью Вертью


Моффат начал работу над сериалом «Joking Apart», а спустя пару месяцев стало ясно, что и у “Press Gang” будет продолжение. Моффат приступил к работе уже над двумя сериалами, неизменно подкидывая в сценарии ситуацию с любовником жены. Естественно, во всех историях любовник имел кучу неприятностей. Как потом оказалось, молодой человек, с которым Стивен застал свою жену, был фанатом “Press Gang”.

«Весьма оригинальный способ признаться в любви ко мне. Можно было просто отправить письмо в редакцию»

Стивен Моффат

Вплоть до 1998 года Моффат продолжал писать сценарии к различным сериалам и телевизионным фильмам, а в 1998-м сбылась главная мечта детства: его пригласили написать сценарий к специальному выпуску сериала «Доктор Кто». Стивен к тому моменту успел жениться во второй раз. Его новая жена, продюсер Сью Вертью, была для Стивена просто воплощенным идеалом. Она умела слушать, заразительно смеялась и поддерживала Стивена во всех его начинаниях… Та серия «Доктора Кто» имела успех у фанатов, но как и все проекты того периода, она так и не смогла заставить BBC выделить деньги на полноценное возрождение сериала. Впрочем, поклонники «Доктора» его запомнили. В 2004 году Стивена позвали написать сценарий к одной из серий первого сезона возрожденного «Доктора». История «Пустой ребенок» настолько всем понравилась, что Моффат стал постоянным сценаристом телепроекта. В 2009 году Стивен Моффат возглавил работу над сериалом.

«Не стоит путать эти два абсолютно разных проекта. В Докторе нет ничего общего от Шерлока и наоборот. Они никогда бы не могли встретиться. Ведь Доктор старается быть как можно ближе к людям, а Шерлок старается над ними возвыситься. Полагаю, что Шерлок бы просто послал бы Доктора куда подальше, если бы они встретились»

Стивен Моффат

Марк Гэтисс и Стивен Моффат долгое время даже не были знакомы, работая над одним сериалом. Та поездка из Кардиффа в Лондон сделала из едва знакомых людей друзей на всю жизнь. Идея снять сериал про Шерлока Холмса оказалась настолько заразительной, что вскоре к ним присоединилась и Сью Вертью, которая стала впоследствии главным продюсером сериала про гениального сыщика. Чуть позже к команде сериала присоединилась и Берил Вертью, мать Сью. Берил является основателем и бессменным председателем телекомпании Hartswood Films.

Постепенно «вирус» Шерлока проник и на съемочную площадку «Доктора Кто». Однажды в их обсуждения вклинился один из сценаристов «Доктора» Стивен Томпсон. Спустя несколько минут он уже с не меньшим энтузиазмом обсуждал новую историю, чем два яростных фаната Конан Дойла Гэтисс и Моффат. Если человек пишет сценарии к «Доктору Кто», то значит, как минимум у него есть вкус. Так что Гэтисс и Моффат согласились на то, чтобы Томпсон написал сценарий ко второй серии «Шерлока». История «Слепой банкир» была основана сразу на двух произведениях А. Конан Дойла: повести «Знак четырех» и рассказе «Пляшущие человечки». Впрочем, разгромные статьи еще не вышедшего в эфир сериала подорвали все планы.


Марк Гэтисс, Бенедикт Камбербэтч, Мартин Фримен, Сью Вертью, Берил Вертью, Стивен Моффат на церемонии вручения премии British Academy Television Awards