Вы здесь

Шедевры европейских художников. Рафаэль (1483–1520) (О. В. Морозова, 2013)

Рафаэль (1483–1520)

Донна велата (дама под покрывалом)

Ок. 1516. Палаццо Питти, Флоренция

Недолгая творческая жизнь Рафаэля целиком принадлежит короткой поре Высокого Возрождения. Его творения отмечены гармонией, ясностью построения, безмятежностью. «Донна велата» (ит. Velata – покрытая покрывалом, от il velo – покрывало) – один из самых поэтичных женских образов, созданных Рафаэлем. Покрывало является знаком заму жнего положения женщины, а правая рука, прижатая к груди, – супружеской верности. Роскошное платье оттеняет красоту молодой итальянки. В ней есть то величие и одновременно сдержанность, без которых немыслим портрет эпохи Возрождения. Тщательно взвешены каждая деталь, каждая линия и цветовое соотношение, в их согласии заключен секрет счастливой гармонии и равновесия картины.

Ни в одном другом произведении у Рафаэля не раскрывалось такое тонкое дарование колориста: оттенки белого, золотисто-желтого и коричневого цветов складываются в парадную и вместе с тем мягкую цветовую гамму.


Мадонна в зелени

1506. Музей истории искусства, Вена

Неповторимость личности Рафаэля и своеобразие его творческой индивидуальности отчетливее всего проявились в произведениях, посвященных Мадонне с Младенцем. В этих работах нашли отражение свойственные художнику внутреннее изящество и утонченность, мягкость натуры и глубина чувств. Этот сюжет давал возможность выразить главную тему его творчества – всеобъемлющую гармонию в отношениях между людьми, между человеком и окружающим его миром. Мадонны Рафаэля наделены не только красотой духовной, но и физической.


Сикстинская мадонна

1514. Картинная галерея, Дрезден

«Сикстинская Мадонна» принадлежит к числу высших достижений мирового искусства. Существует предание, что этот образ Рафаэль увидел во сне – он возник как чудесное видение, и художник сумел передать то экстатическое состояние, которое пережил сам. В произведении все доведено до предельной простоты, но гений Рафаэля сделал эту простоту многозначной. Дева Мария одновременно величественна и беззащитна; она идет по облакам навстречу людям и стоит; по-матерински нежно прижимает к себе сына и отдает его людям, зная о той судьбе, которая его ожидает.


Афинская школа

Фреска. 1510–1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим

В «Афинской школе» Рафаэль изображает философов и ученых разных эпох в процессе интеллектуальной работы. Мыслители излагают друг другу теории, совместно разрабатывают научные задачи, спорят, как, например, Платон и Аристотель, изображенные в центре композиции. Ведь только общими усилиями, только в споре, в столкновении различных точек зрения рождается истина. В пространстве фрески Рафаэль разместил 58 человек, но это не безликая толпа. Здесь каждый персонаж подчеркнуто индивидуален, ни одна поза и жест не повторяются. Для решения столь сложной задачи Рафаэль находит гениальный прием: он размещает фигуры на лестнице, так что они не заслоняют друг друга и четко обозначены.


Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси

1517. Галерея Уффици, Флоренция

Здесь Рафаэль добился такой иллюзии реальности, что, по словам Федерико Цуккари, начальник папской канцелярии Бальдассаре Турини однажды с величайшим почтением поднес буллу на подпись не Льву Х, а его изображению.

Лев Х, большой любитель и знаток искусств, коллекционер, изображен не только главой Церкви, но и просвещенным человеком. В руках его лупа, на столе – колокольчик редкой работы, демонстрирующий любовь папы к произведениям искусства. Рядом лежит рукописная книга. Она написана с такой виртуозной скрупулезностью, что можно с уверенностью сказать – это Библия Гамильтона.