Классификация швейных товаров
К швейным товарам относятся предметы одежды, постельное и столовое белье и другие изделия, изготовленные пошивом, склеиванием или свариванием.
В зависимости от назначения материалы швейного производства делят на основные (ткани, искусственный мех, кожа, нетканые, дублированные и пленочные материалы) и вспомогательные (утепляющие, прокладочные, отделочные, нитки и фурнитура).
Процесс производства одежды включает четыре этапа: моделирование – процесс разработки новой модели или первичного образца, по которому будут изготовлять изделия. При моделировании разрабатывают форму, силуэт и покрой изделия; конструирование – процесс разработки чертежей деталей изделия по образцу и изготовления лекал (выкроек); раскрой тканей и комплектование деталей кроя; пошивочный – процесс, состоящий из подготовительных и монтажных операций, влажно-тепловой обработки и отделочных операций.
Одежду классифицируют по назначению, условиям эксплуатации, способу употребления, материалу, сезонности, полу и возрасту, размерным признакам, сложности обработки, видам, фасонам.
По назначению одежду делят на бытовую (универсального применения), спортивную, специальную, ведомственную и национальную. Бытовая одежда в зависимости от характера использования бывает повседневной, домашней и нарядной. По условиям эксплуатации бытовую одежду подразделяют на пальтовые, костюмно-платьевые, бельевые изделия и головные уборы.
По способу употребления различают одежду верхнюю, легкую и нижнюю (белье нательное).
По характеру опоры одежду подразделяют на плечевые (пальто, пиджаки, платья), поясные (юбки, брюки) изделия, головные уборы.
По материалу различают одежду из тканей, нетканых материалов, искусственных и натуральных кож, пленочных дублированных материалов и комбинированную.
По сезонности одежду делят на летнюю, зимнюю, деми– и внесезонную.
По полу и возрасту одежда бывает мужской, женской, подростковой, для детей всех возрастов.
По размерным признакам в одежде учитывается рост, обхват груди, обхват талии (для мужчин) и обхват бедер (для женщин) в сантиметрах. Рост человека измеряется без обуви от пола до верхушечной точки; обхват груди это периметр тела человека при горизонтальном измерении на уровне сосочковых точек; обхват талии или обхват бедер характеризует полноту одежды с учетом типа телосложения и возрастной изменчивости фигуры взрослого человека. Интервал между смежными ростами и обхватом талии (бедер) составляет 6 см (+3 см от среднего значения), между обхватом груди и бедер – 4 см.
Установлено шесть ростов для взрослых (для мужчин от 158 до 188 см, для женщин – от 146 до 176 см), двенадцать – для школьного и подросткового возраста (от 122 до 188 см), восемь – для дошкольного и ясельного возраста (от 74 до 116 см). Мужскую одежду выпускают трех полнот – малой (М), средней (С), большой (Б); женскую – четырех полнот: М, С, Б и ОБ (особо большая).
Размерные показатели одежды указываются на товарных ярлыках в определенной последовательности: рост – обхват груди – обхват талии (бедер), например: 170-100-88. Размер головных уборов обозначают по их внутренней окружности (в см): для взрослых – 53-62, для детей – 45-56.
В зависимости от сложности обработки одежду делят на десять групп и обозначают римскими цифрами.
Виды одежды разнообразны – пальто, платья, костюмы, брюки, жилеты и т. д.
Фасон одежды определяется силуэтом (прямой, полуприлегающий, прилегающий, свободный – расширенный книзу), формой (строгая, спортивная, фантази), покроем рукава (втачной, реглан, цельнокроеный, комбинированный).