4. Кризис
Директор казначейства сидел в комнате переговоров ссутулившись, опустив голову и зажав ладони коленями. Все в нем показывало крайнюю степень замешательства. – Трусит, – подумал Сергей и предложил: «Пойдем прогуляемся, выпьем где-нибудь кофе». Продолжать разговор в помещении, где все прослушивалось, записывалось и докладывалось на самый верх службой безопасности банка, не хотелось.
Они вышли из здания, прошли через тенистый сквер и уселись за столик кафе на открытой террасе.
– Ну и что делать будем? – спросил казначей Сергея после долгой паузы.
– А ничего. Не буду я покупать эти векселя. Сейчас они на нас давят, заставляют, а потом сделают крайними.
Речь шла о том, что крупнейший акционер банка, практически, его владелец, позвонил Сергею и предложил выкупить по номиналу у его компании векселя на очень большую сумму. Векселя эти были выпущены другим его банком, у которого месяц назад была отозвана лицензия. Соответственно, их реальная стоимость приближалась к стоимости бумаги.
Конечно, Сергей сразу же рассказал об этом звонке непосредственному начальнику – президенту своего банка, но тот, видимо, был уже в теме, поскольку не стал даже задавать уточняющих вопросов, а грубо его оборвав сказал: «Твое направление, ты и решай».
– Я вынесу этот вопрос на Правление. Пусть все участвуют, думают, как выкрутиться. Может получится заболтать вопрос. Хотя сильно в этом сомневаюсь. Задавят их. Может быть, хозяевами и решение уже принято – банк слить. А договор пусть подписывает кто угодно, но не я, – после долгой паузы сказал Сергей.
– Не простят тебе этого, – ответил казначей. И не будут они брать на себя ответственность. Никто не будет.
– Кого-нибудь назначат крайним. Только я этим крайним не буду. Мне еще уголовной ответственности не хватало! Не такие у меня доходы, чтобы за чью-то сладкую жизнь, на зоне рукавицы шить. Да и вообще, уходить пора. Надоело.
– После стольких лет в этом банке и уходить? Ты же его и создавал! Что, уже нашел место?
– Нет еще. Сам знаешь, что в мире творится. Сколько было банков еще лет пять назад? И сейчас? – Практически, в три раза меньше! А куда весь народ из них делся? – По кадровым агентствам бродят, на чудо надеются. Не будет этого чуда. Надо что-то другое придумывать.
За долгий период работы Сергей не раз сталкивался с подобным давлением и требованиями сделать нечто, противоречащее внутренним банковским регламентам и его пониманию правильности ведения бизнеса. Когда-то, в начале развития банка первый его руководитель пытался ему навязать в качестве начальника отдела обменных пунктов откровенно одиозную личность, связанную с миром «черного нала». И ни угрозы, ни намеки на возможные дополнительные доходы не заставили Сергея тогда изменить свое решение. Как только он представил себе, в какую помойку превратятся его отделения, когда в них начнут хозяйничать криминальные субъекты с мешками наличных денег и как начнут разбегаться приличные клиенты, которых он с таким трудом собирал, он решил стоять до конца. Спасло его тогда скандальное увольнение совершившего серьезную ошибку руководителя банка.
А сколько раз ему приносили на подпись кредитные договора на большие суммы, которые, почему-то не проходили стандартные процедуры проверки и подготовки решений соответствующими службами банка. При этом, на его вопрос ― что это? – секретарем многозначительно показывалось пальцем куда-то наверх. Когда же он звонил на этот верх с вопросами, ему отвечали недовольным голосом: «Ну что тут вопросы задавать, ты, типа того, прими решение, сам понимаешь…». Сергей смотрел приложенное к договору кредитное досье и не понимал, как можно выдать такую крупную сумму денег такому заемщику, после чего, не подписанные им документы возвращались к их первоисточнику. Потом он, конечно, узнавал, что кредитный договор все-таки был подписан очередным «стрелочником», а последующий невозврат кредита объяснялся халатностью и безответственностью отдельных руководителей, которые нужно всеми силами искоренять.
Удивительным образом после таких историй Сергей выпадал из списка сотрудников, премируемых по итогам очередного периода. Спасало его от увольнения, видимо, только то, что направления, за которые он отвечал, стабильно, без потерь, работали и приносили значительную долю прибыли организации.
Но все это было в другое, спокойное время, когда существованию банка ничего не угрожало. Сейчас же, когда дыра в балансе становится невосполнимой, все будет по-другому. Его хозяева будут спасать свои деньги, попутно стараясь всеми возможными способами прихватить и чужие. И вот в этом участвовать Сергей не собирался.
Звонок мобильного телефона вывел его из задумчивости ― Сергей Иванович, вас ждут, – пропел томный голос секретарши президента банка.