Удочеривший мумию
Мне посчастливилось дружить и общаться с очень своеобразным художником Владом Несыновым. Прогремел он на всю страну тем, что несколько лет в своём доме хранил мумию. После серии статей его пригласили на центральное телевидение, и там он многих потряс тем, что целовал и обнимал давно высушенную временем забальзамированную Сибирскую принцессу. Так её величали местные жители. Ей поклонялось не одно поколение людей. Мумия долгое время находилась в естественном гроте у посёлка Большое Голоустное. Во время строительства автодороги пещерку разворотили, мумию маленькой девочки взяли некие люди, в скором времени покинувшие Россию. Всеми брошенную Принцессу они оставили на сохранение семье Несыновых. Впервые я увидел её году в 2002-ом. Тогда в жизни Влада произошли большие изменения. Его перед этим уволили с должности председателя Союза художников Иркутска и вдогонку ещё и исключили из этого Союза… Обвинив, как у нас водится, во всех смертных грехах.
Ютились они тогда с женой Мариной и двумя детьми в двухкомнатной мастерской. Теснота вопиющая. Всё свободное пространство заставлено картинами и мебелью. Да ещё и мумия! Я всегда верил в здравомыслие, творческую гибкость и свободу мышления Несынова, но… тут всё так нагромоздилось, покруче питерской коммуналки. Сам я тогда был в перманентном отъезде в Петербург. И Иркутск мне тоже казался коммунальным краем – нет ничего хуже тесноты и бытовой закрепощённости, не позволяющей даже уединиться. Но, как выяснилось недавно, не преданное земле тельце маленькой девочки не даёт покоя многим шаманам Иркутской области. Представители советов шаманских общин и старейшин Прибайкалья специально собрались в Иркутске, чтобы обсудить вопрос, как вернуть мумию в родную местность. Как утверждают шаманы, неуспокоенная мумия может навлечь на регион самые разные беды – как природные катаклизмы, так и техногенные катастрофы. Валентин Хагдаев, ольхонский шаман-боо, также считает, что мумию нужно вернуть на место:
– Большинство старейшин и шаманов считают, что это необходимо сделать. Если эта святыня важна для Большого Голоустного, то мумия должна возвратиться на место. Таким образом, мы уважим религиозные чувства верующих.
Рисовальщик же Несынов, рассказывая о себе, утверждает следующее…
– Наверно, эзотерика – это то, что, когда ты приезжаешь в город, в котором никогда не был, тебе знакомы все его улицы. И когда там, к тебе, рисующему неизвестно почему приглянувшийся дом, подводят слепого деда, а тебе и всем другим кажется, что он видит всё. А он говорит: «Наконец я дожил до той минуты, когда какой-то пришлый художник будет рисовать мой дом, теперь я спокойно умру».
Или вот рисовал я как-то район Александрии, и мне вынесли кресло, подали стол со свежесваренным кофе… Почему это происходило, если там так не принято?.. На такие вопросы простого и однозначного ответа никогда не дашь… Но дискомфорт был оттого, что запах тех мест и люди там меня дико раздражали, ведь это тоже о чём-то говорит. Их говор, одеяния и манеры меня убивали. Но ведь всё остальное было до боли знакомо, не требовались провожатый и переводчик. Естественно, меня всё это очень сильно заинтересовало, и с тех пор я стараюсь расшифровывать все свои воспоминания на листе.
А вот в Нью-Йорке у меня была сплошная бессонница, настолько мне там было дискомфортно, настолько меня генетически отторгала та земля, что надо было буквально сразу оттуда уезжать. Разве такое проигнорируешь просто так? А в Иркутске я чувствую себя как хозяин своей земли, понимаете. Но это не мешает мне смеяться над городом из-за нежелания совершенствоваться.
Прелесть нашего городка в том, что здесь этакая повсеместная вольница, но, конечно же, от этого изрядно устаёшь. Потому что, не имея порядка ни в строениях, ни в работе, беспорядок в итоге получается в умах людей. Никакой последовательности и безусловных традиций здесь просто нет. Если бы это было, мне, признаться, стало бы легче за свой город и за других, но, опять же, это метание во всём для художников хорошо. Но только для подготовленных художников, а таковых у нас очень немного осталось.
Впрочем, иркутское «хорошо» в искусстве так и останется иркутским. Только время и следующие поколения дадут заслуженную оценку всем процессам. А тем, кто создавал хорошее искусство, уже будет всё равно, хорошее оно или плохое. Но при этом так много художников рвётся за званиями и медалями. Часто это губительно. История это убедительно показала и доказала.
Спрашиваю:
– Можно сказать, что Иркутск – самый неклассический город из всех?
– Если сравнивать с Европой, то, безусловно, это так. Если же сравнивать Иркутск с мусульманским миром, то здесь есть, без сомнения, особый порядок. Но Иркутск – моя Родина. Я за него переживаю, я его очень люблю. Но когда любовь односторонняя – можно и устать. Мне кажется, что у меня и есть такое состояние – я просто устал… от своей любви к Иркутску. В этом смысле всё, как в классической литературе, выстрадано.
Другое дело, что с каждым годом не только я открываю массу несоответствий в самых необычных областях и сферах быта разных народов и стран. Лингвисты и историки очень любят копаться в этой области, но насколько это правда – почти всегда спорно. Мне же всегда интересно было констатировать и положить мысли на холст с упорядоченными символами и заряжать новое настроение. Это сразу снимает много вопросов и определяет другое направление мысли как проводника творчества. Всё это высвобождает массу толкований. Ведь каждый человек обладает своей разнообразной энергией, и он тоже сможет это всё выплеснуть на холст, на бумагу или запечатлеть в звуке. В итоге каждый выбирает ту форму, которую он подсознательно считает самой убедительной и могущей придать ему силы в дальнейшем. Каждый ведь живёт в своей тональности, обусловленной нашими предками, их историями жизни. Это как волны на Байкале: если на них смотреть с берега – все похожи одна на другую. А на самом деле, хоть они и составляют единое целое, все разные не только по форме, но и по энергетическому потенциалу. Ведь в чём всё-таки заключается развитие человека? Наверное, в преодолении, прежде всего. Для меня очень важен принцип не навредить ни в чём окружающим меня людям.
Конец ознакомительного фрагмента.