Вы здесь

Шаманы Байкала. Путевые заметки. Ёрдынские встречи (Михаил Юровский, 2016)

Ёрдынские встречи

Двигаясь на возрождаемые встречи соплеменников у горы Ёрд под Еланцами, я на дороге столкнулся с тихим, скромным пожилым шаманом и его вдохновенно говорящей сестрой.

Выйдя за сами Еланцы и остановившись на остановке у дороги, ведущей мимо ручьёв и сопок к Ольхону Там сидел ранее виденный мною у Хагдаева шаман. Поскольку до Ёрд-горы оставалось ещё километров семь, мы вновь разговорились с ними. Оказалось, что его сестра Лиза, женщина утонченно-духовная, и, несмотря на свои 60 лет, стремится ко всему новому, свежему синтезу в религиях и науках. Это женщина с очень живым и открытым умом – редкое явление в наши дни для активных представительниц прекрасного пола.

Нас подвёз до отворота на просёлочную дорогу их сосед кавказец Рустам. Уже шагая по извилистой просёлочной гравийке, я слушал Лизавету и удивлялся её памяти и эрудиции.

– Моя сестра в Улан-Удэ буддистка, и сызмальства её возили по храмам. Она всю себя посвятила религиозным вопросам. Тогда у меня с сыном были нелады, и она просто сказала: «Проси Господа дать тебе Гармонию». Тогда я ничего не поняла, но меня удивило. Она слышит голос Всемирного Разума, но очень редко прямо об этом говорит. Даже мне. Она рассказывает, что около шести лет назад в её сознании начали формироваться тексты незнакомой для неё тематики. Она утверждает, что Вселенная своей энергетикой напоминает духовную пирамиду. Говорит, что тело наше физическое разрушается как ветхий дом, а наша задача в этом измерении достичь излияния только положительной энергии, которая создаёт энергию в космосе и энергию на земле… Нам здесь надо пройти практику управления своим внутренним микрокосмосом, или личностным «Я». Нам надо познавать себя, чтобы узнать микрокосмос. Для этого мы должны как первоклассные водители не допускать никаких нарушений правил дорожного движения. Этакая аналогия. Моя сестра, как и Ванга, считает, что Россия – избранная страна и за ней будущее. Потому только, что здесь люди в массе своей более бескорыстные и самоотверженные. Но не все! Хотя для большой массы россиян уже сейчас главным смыслом жизни стало духовное начало.

Потом мы присели отдохнуть среди живописной равнины и слушали шум ветра. Лизавета даже расплакалась. Сложно вспомнить, о чём именно шёл разговор. Да это и не важно. Помню только, что на нас снизошло ощущение вневременной встречи душ и умиротворения… Она рассказала мне, что по воззрениям малых народов Прибайкалья все духи были всемогущи, могли легко перемещаться в пространстве и принимать любой вид – человека, животного, предмета… В своём большинстве духи были непредсказуемы и своенравны. Им нравилось находиться рядом с человеком, так как, подобно людям, они испытывали голод и жажду и именно потому требовали себе символических жертв – кормления. Если им не воздавались почести и жертвоприношения, то голодные и озлобленные духи вселялись в тело человека, мучили, терзали или же даже похищали его душу и уносили её куда-то далеко. Трудно было людям жить! Тем более что духов на самом деле великое множество. Попробуй-ка узнать, накормить всех духов, чтобы избежать их происков! Вот почему появились люди, основным занятием которых стало общение с ними, – шаманы Байкала.

– Считалось, что шаман должен обладать сильной душой, способной войти в контакт с духами, проникнуть в их мир и найти там своего покровителя. Более того, душу родового покровителя ему следовало вместить в себя и точно так же поступать с другими духами. Находясь внутри шамана, духи попадали в зависимость от него и выполняли его волю.

Шаман окружал себя духами, кормил их, и поэтому не злые и уже не голодные они членов его рода тревожили реже. Стоит же нашему другу шаману проявить беспечность, как они тут же выходят из повиновения, и не так-то просто бывает с ними совладать, особенно с самыми беспокойными и зловредными. А таковые вообще любят сводить людей с ума… Эти духи постоянно рыскают вокруг людей, насылая на них болезни или совершая иные «правонарушения» в зависимости от морального облика потенциального клиента духов. Кстати, недаром в нашей армии новобранцев называют именно «духами» – тем, что может сильно мешать. Опять же, если их не застращать или не подкормить… в нужный момент. Вылечить одолеваемого духами больного мог только особый шаман-лекарь с помощью камлания, состоящего из плясок, пения и игры на своём сакральном бубне. В этом шаману непременно помогал покровитель рода, имя которого известно было только узкому кругу. Во время камлания наш шаман облачался в специальный костюм с магическими и сакральными символами, своего рода броню от козней злых духов. Поэтому во время обряда лицо шамана по правилам должно быть закрыто маской или хотя бы волосами…

Жизнь бурят часто зависела от удачной путины. Достаточные запасы байкальского омуля, заготовленные летом, обеспечивали семьям неголодное существование холодной зимой… С надеждой и тревогой они ожидали летней и осенней омулевой путины. Какой она будет? Не разгневается ли вдруг хозяин воды за непочтительное к нему отношение и не уведет ли рыбу в другое, далёкое место? Поэтому перед началом промысла рыбаки выезжали в глубь Байкала и совершали символические жертвоприношения: бросали в воду с особого корытца разные кушанья, упрашивая в то же время дух Байкала пригнать в сети как можно больше рыбы…