Индеец на Байкале
Мы побывали в деревне Черноруд, в тридцати километрах от Еланцов, название которой, кстати, по одной из версий, этимологически восходит к тотему волка: шорно – род, что значит «волчий род». Ни о какой черной руде речь, конечно, не идёт. Мы надеялись встретить здесь бывших жителей Агула, «байкальских апачей». Однако нашли совершенно другое: учительница русского языка и литературы из местной школы Агния Бужинаева не припомнила, чтобы кто-то выделялся особенным видом, но рассказала, как однажды встречалась с американским индейцем. И нашла, что в обычных религиозных отправлениях индейцев и бурят есть общее.
– Друг нашей семьи держит на Ольхоне турбазу. Однажды привёз к нам своих иностранных гостей – переночевать до утреннего парома на Ольхон. Среди гостей был индеец по имени Секвойя. Утром я проснулась рано, вышла на крыльцо, а Секвойя там совершает ритуал. Стоит во дворе с чашей, поднимает её и общается с духами. В чаше что-то курилось: трава или благовоние. Я не стала выходить, чтобы не мешать – понимаю, что это сакральное действие. Так вот, у бурят тоже есть такой обряд: когда молятся богам, поднимают чашу. Секвойя подарил Агнии Алексеевне кожаный мешочек, плотно расшитый бисером. В мешочке заплетённая в косу ароматная трава и кусочки чего-то. Что за трава, учительница не знает.
Большое исследование на предмет родственности индейцев и бурят провёл в своё время Станислав Гурулёв. Он, изучая топонимику Сибири, сопоставлял местные названия с индейскими. Например: Канзас – штат Канзас (от названия родовой группировки индейцев сиу); деревня Манзурка – у них Манзура; посёлок Мегет – Мегетт (небольшой американский городок); Унга – есть такая река в Сибири и Унга – островок в Америке. Станислав Гурулёв считает, что только на основе топонимов вполне можно рассуждать о близости бурятского и индейского населения, которое говорит на языке из группы на-дене (на этих языках говорят и известные всем по приключенческим романам племена апачи и наваха). Кстати, Станислав Андреевич приводит любопытное свидетельство о работе бурятского исследователя Дугарова. Ища соответствие слову «ёрд» (таково название священной горы на реке Анге рядом с Еланцами), он нашёл одну аналогию – у народов Северного Кавказа: у ингушей слово «йорд» означает «храм, культовое место». Есть аналогии и у англосаксов[11].
Таким образом, бурятские топонимы сходны не только с индейскими, но и с топонимами северокавказских народов – ингушей, чеченцев, адыгов и других. Между прочим, на Северном Кавказе, на юге Дагестана, есть и такой народ – агулы. Название созвучно с названием деревни А-Огул…