Источники информации
Мои главные жизненные наставники – духи живой, священной природы. Именно они, будучи источником чистого и непосредственного знания, не замутненного человеческими проблемами или представлениями, вдохновили меня на написание этой книги. Существенное влияние оказали на меня и мои друзья, люди. Мне повезло получить богатый жизненный опыт, познакомиться с культурой многих народов мира и изучить работы признанных авторов, но учиться и учить – не одно и то же! Рассказать о практике измененных состояний сознания и техниках классического шаманизма доступно – так, чтобы их применение стало возможным в наше время, – задача не из легких, и мудрые духи подвели меня к знакомству с Виктором Санчесом, длящемуся уже десять лет. Благодаря Виктору я узнал, как обучить современных людей шаманским техникам, и познакомился с культурой мексиканских индейцев уичоли, которые, по его мнению, являются ни кем иным, как выжившими толтеками.
Древние культуры и духи толтеков, майя, сапотеков, теотиуакан, ольмеков и анасази, их земли и святилища стали для меня источником знаний и вдохновения. Моими спутниками в шаманском путешествии были наследники древних культур, индейцы виррарика, майя и науа; я многому научился у старейшин племен хопи, навахо, ленапе и Аборигенной американской церкви. Сильное влияние на мою жизнь оказали коренные народы Австралии, Европы и Азии. В последние годы я тесно общался со многими представителями коренных этносов США, Канады и Южной Америки и надеюсь существенно укрепить эти связи в будущем.
Печально признавать тот факт, что из-за своего миролюбия большинство шаманских культур не дожило до XXI века. Сохранившиеся же племена различают лишь несколько уровней древнего знания. Наследственные шаманы, особенно скрывающиеся в горах шаманы племени виррарика, не заинтересованы обучать людей своему искусству. От внешнего мира им нужно лишь одно – чтобы их самих и их земли оставили в покое. Мне же они уделили внимание исключительно потому, что иного выбора у них не оставалось: духи приказали им помочь мне стать своеобразным мостом между мирами – древним шаманским и современным. Сейчас я с гордостью могу сообщить: благодаря моему уважительному отношению, вниманию и активному интересу они стали моими товарищами, братьями, сестрами. Поэтому, хотя никто и не может утверждать свое право на мир духов, коренные племена живут по своим правилам и со своими табу; я не могу их нарушать. Вот почему я сознательно не указываю в этой книге ни имен шаманов, ни названий племен, передавших мне свои знания. Говоря о шамане или старейшине, я буду использовать термин кавитеро – так мои наставники из племени виррарика называют человека, обладающего знаниями о духах. Учитывая, что шаманами бывают как мужчины, так и женщины, для удобства чтения я все-таки использую мужской род, применяя его там, где в равной мере возможно применить и женский.
Большую часть моей жизни моими союзниками и помощниками были духи растений-галлюциногенов. Я несколько раз упоминаю о них в книге, но описание практик, связанных с использованием этих энтеогенов[1], по понятным причинам исключил. Употребление сильнодействующих растительных галлюциногенов опасно, и хотя это одна из дверей, ведущих в мир шаманов, но, на мой взгляд, пользоваться ею не стоит. К тому же экошаманские практики, главная из которых – достижение гармонии с Единым Священным Источником, способствуют тому же.