Вечный коммунист
– Ой, бабушка, я проспала, – а огород с тобой не ходила, – огорчилась девочка, поднимаясь с постели.
– Сегодня и я не ходила: дождь моросит… Слава Богу, – вечером полоть будем… А теперь умывайся и шаньги есть, – успокоила она внучку.
– А потом что-нибудь расскажешь? А? А то без телевизора скучно. – Поставила условие Лена.
– Хорошо. После того, как козлушек в поле сводим…
– Да пока дождь идёт!
– Ну, уговорила. Только вначале уборку сделаем в избе.
Примерно через час баба Ганя прилегла отдохнуть, а внучка, уже как обычно, с котом на коленях присела рядом с кроватью.
– Сегодня я тете расскажу о вечном коммунисте. Этот рассказ был всем в районе известен до 30-х годов, но позднее его не рассказывали, так как можно было за это и тюрьму попасть.
– Бабушка, а кого коммунистом называют? – проявляет живой интерес девочка.
– Коммунисты – это такие люди, которые решили сделать для всех равенство и счастье. Через подобное действие они решили сделать людей безгрешными. Они думали: без Бога сделают людей счастливыми, но того не понимали, что человека без греха нельзя родить и вырастить… Поэтому они и делали всё для того, чтобы объединить людей в равенстве, на основе своей идеи, не считаясь с Богом и людским мнением. Они считали и верили, что уничтожив богатых на земле будет царствовать справедливость. Они были орудием дьявола, ибо он как и они всегда пытались разделить людей на определённые группы, в то время как у Бога мы все братья и сёстры… Если тебе нужно объяснение по науке, то спроси у своего папы – он образованнее меня – то будет… Началось все это перед самой революцией, – начала своё повествование старушка. – В Сылве образовалась подпольная, то есть тайная, организация большевиков, тех же коммунистов – так они в то время прозывались. Возглавил организацию Ржанников Иван Павлович. И повадился к нему ходить из деревни Сарги молодой парнишка Сенька Жилин. И до того он вбил себе в голову ученье коммунистов, что постоянно спорил со своими родителями, и уж очень не любил священников. Он постоянно говорил: Бога нет, Души нет… Только социалистическая революция принесёт освобождение народу. Очень много народу по тем временам «омрачилось» и желало выступить против Царя, против Бога. Народ не понимал, что из братьев и сестёр начали рождаться враги. Однажды, в Троицын день все прихожане возвращались из сылвинской церкви в деревню Саргу. Вместе с ними шёл и Сенька Жилин. Всю дорогу, до своей деревни, он на зло верующим говорил: у вас как и у меня нет Души. Все разговоры о Боге и Душе— вздор, а ваш священник продаёт верующим только опиум, вместо надежды и упования…
В это время его чёрт и побрал.
– Как он мог его «побрать»? – удивляется Леночка, прерывая рассказ бабушки.
– Налетел сильный ветер – смерч и поднял его над землёй и унёс Сеньку обратно в Сылву, бросил его возле дома Ржанникова, то есть возле жилья своего наставника. Что с ним сделал нечистый неведомо, только после этого Сенька стал ещё более отчаянным и постоянно на своих собраниях говорил: смерть или коммунизм! Вскоре и свершилась революция 17-го года, а затем по нашим местам прокатилась гражданская война. Сенька Жилин командовал отрядом сылвинских большевиков. Его отряд участвовал в боях под Кузино, Сабиком, Шалей, а затем отступил на Пермь. Через год Семён вернулся на родину уже командиром Красной Армии. После освобождения Сылвы от белогвардейцев он со своим отрядом ушел на восток и вернулся в родную деревню в середине 20-х годов. Учитывая его заслуги перед большевиками его назначили на работу в милицию, а затем и её начальником в районе… В жёны он взял девушку из крепкой семьи Сарафановых, из той же деревни Сарги, но жили они уж очень странно: детей не было. Жена – Анфиса год от году выглядела хуже и хуже – так «с лица и спадала. Люди говорили: «сосёт» нечистый… Во время коллективизации, в самый разгар борьбы с кулачеством Семён Жилин подписал распоряжение о высылке семьи Сарафановых из Сарги, как кулаков – злейших врагов советской власти.
– Баба, а кто такие кулаки? Мы в школе не проходили, – тихонько дёргает за рукав старушку девочка.
– Говаривали люди, что это самые работяги, которые что утром рано встать спали не на мягких подушках а на кулаках. Вот такую работящую семью – близких родственников Семён и решил извести. Очень умоляла его не делать вреда семье Анфиса, но тщетно. От такого поворота событий, а это было в сентябре, с отцом Анфисы Гурьяном случился удар: умер скоропостижно. Манефа – его жена попросила власти отложить отъезд на три дня, чтобы похоронить мужа согласно правослвного обряда. Через три дня она с семьёй собралась ехать, но неожиданно исчез сын Петр, пришлось ехать на поселение в Ивдельский район, без него.
Объявился Петруха через день у своей сестры Анфисы. В это время Семён был ещё на работе. Петр просил сестру лишь на время его спрятать; он боялся оставить в Сарге свою девушку Сурнину Наталью.
– Не миновать нам беды, – говорила ему сестра, – придёт Семён – убьёт и тебя и меня; он не пожалеет нас… Ну, да ладно иди на чердак, – решила она, чмокнув брата в щеку. В этот самый миг, – не раньше и не позже, – вернулся домой Жилин и по милицейской привычке вначале заглянул в окно. Он был страшно ревнив: не имел доверия не только к жене, но и ко всем людям. Выхватив пистолет из кобуры Семен бросился в избу и застал Анфису в сенках.
– Где он? – крикнул Семён, подставляя пистолет к голове супруги.
– Никого нет, Сенечка, – оправдывалась она. – Ты не то думаешь! Я не изменяла тебе!
– У, гадюка! – Семен с силой ударил жену рукояткой пистолета по голове. Она упала…
В это время с чердака спустился Петруха.
– Не бей сестру! Забери меня… Она перед тобой невинна, – обратился он к своему зятю.
– А, контра! – озлобился окончательно начальник милиции. – Сейчас поговорим с сукой, – как она тебя – врага народа привечала! – Он схватил за волосы АнФису и попробовал её приподнять, но тут же понял: она мертва…
Оценил это и брат погибщей; он незаметно вышёл из дома своего зятя. Его нашли утром в деревне Сарге, возле родного дома, повесившегося на толстом суку сосны. Похоронили брата и сестру в один день, без особого по такому случаю ритуала. Семен представил всё дело так, что они – умершие были кулацкой ячейкой, и он, благодаря революционной бдительности, раскрыл заговор. За этот «подвиг» его повысили по должности; он переехал жить в областной центр.
Манефа Сарафанова, оставшись с двумя детьми, Узнала о происшествии только месяца через два, – кто – то из деревни послал весточку. И пожелала она своему зятю: ни дна, ни покрышки… Чтобы он не мог найти покоя на этом свете! С тех пор Семен Жилин ходит по земле и проводит агитацию в пользу коммунистов. Некоторые жители отмечают: Фидель Кастро на Кубе – вылитый Жилин, говорит как он: Родина или смерть! Но на самом деле после тёщиного проклятия у него нет ни Родины ни смерти, так и бродит по земле как призрак, поднимая народ на борьбу за идеи коммунизма.
– И у нас в Шале бродит? – с усмешкой интересуется внучка.
– Конечно. Он по всем странам ходит и будоражит народы, и в Китае, и во Вьетнаме…
– А как он может на других языках говорить? – уже с долей иронии спрашивает Леночка.
– Не лыбся. Все очень просто: его ведь сам черт побрал, то есть он побратался с нечистой силой – вот и весь сказ. Пора вставать – дождь закончился. Обедаем, – козлушек в поле ведём… Да?
– Да, бабушка! Я иду тебе помогать.