Глава III
Прошла неделя после равноденствия. Жизнь в деревне шла своим чередом. Потеря сына окрасила голову Стеолка в серебристый цвет. Он, не переставая, размышлял о последних боях с драконом и о встрече с Аэрозёром. И вот, встав рано утром, закинув за спину лук и подцепив меч, Стеолк собрался в дорогу. Стеолк хотел встретиться с Гароном. Гарон был великим шаманом, но жил далеко в тайге. Лишь только выйдя засветло, к закату солнца можно было добраться до жилища Гарона. Путь к шаману знали только вожди, поэтому Стеолк взял с собой Вэлкана. Наследник вождя тоже должен знать дорогу к шаману. Захватив с собой сумку с дарами, вождь с внуком отправились в путь.
Стеолк шел звериными тропами своей неслышной походкой. Вэлкан тенью следовал за дедом. Чем дальше в тайгу углублялись путники, тем больше зверя и дичи попадалось им на пути. Солнце уже приближалось к зениту, когда Стеолк замер и, медленно сняв лук, вложил стрелу. Вэлкан скопировал движения деда и, поймав взгляд, увидел стаю куропаток на краю опушки. Две стрелы одновременно просвистели в воздухе, и две курочки забились в предсмертных судорогах. Со скоростью выпущенной стрелы Вэлкан сорвался с места и уже через мгновенье был на опушке. Он быстро подобрал добычу и вернулся к деду. Работу по приготовлению обеда Стеолк взял на себя. Внуку же поручил разведение костра.
Вэлкан быстро насобирал прошлогоднего валежника. Выбрав место с наветренной стороны дерева, он аккуратно уложил валежник и разжёг его. Пока костёр разгорался, Вэлкан вырезал две рогатины и заострил их. Когда валежник прогорел, Вэлкан с двух сторон костра воткнул их. Стеолк к этому времени выпотрошил добычу. Вождь срубил молодую веточку, росшую здесь же на опушке, и сделал из неё вертел. Стеолк наколол на него курочек и расположил их над углями на установленные Вэлканом рогатины. Внук сел у костра и время от времени медленно проворачивал вертел.
Откормленные курочки быстро зарумянились, и большие капли жира, падая на раскалённые угли, вспыхивали ярким пламенем. Стеолк снял дичь с костра. Внук с жадностью набросился на свою часть трапезы. Разломив курочку на куски, он с огромной скоростью уничтожал обед. Стеолк с интересом наблюдал за Вэлканом. Когда он с внуком ходил в походы, будь то рыбалка или охота, у мальчика всегда проявлялся отменный аппетит.
Трапеза была быстро закончена. Засыпав костёр землёй, путники двинулись дальше в путь.
К Гарону Стеолк с Вэлканом пришли только к ночи. Гарон и его ученик жили в пещере на склоне холма. В пещере было несколько помещений, но для жилья использовалось лишь одно. В остальных хранились свитки с записями об истории воролов за последние годы. Шаман учтиво встретил путников и сразу же усадил за стол. Дальняя дорога сильно утомила Вэлкана, и он с жадностью накинулся на угощенья шамана. Будущий вождь быстро утолил свой голод, и уже через час, растянувшись на шкуре медведя, крепко спал, раскинув руки в разные стороны.
– Сильная смена растёт, – смотря на Вэлкана, проговорил шаман.
Стеолк с Гароном были старыми друзьями и ровесниками. В детстве и ранней молодости они дружили. Гарон был сильным и отважным воином, и хорошим охотником. Он был умный и хитрый. В молодости на охоте Гарон показывал чудеса изобретательности. Никто лучше него не мог заманить зверя в ловушку. До сих пор старейшины вспоминают, как в одну из зим появился медведь-шатун. Он растерзал тогда двух охотников. Несколько облав было устроено на него, но зверь все равно уходил.
Тогда, по совету Гарона, в мерзлом грунте на звериной тропе вырубили глубокую яму. Землю далеко вынесли корзинами. В дно ямы вбили заостренные колья, а саму яму перекрыли хвойными ветками. После того, как снег полностью спрятал ловушку, Гарон сам ушел на медведя. Несколько дней он бродил по тайге, далеко не уходя от ловушки. На четвертый день молодой охотник столкнулся с медведем-шатуном. Выпустив в медведя стрелу, Гарон бросился бежать. Медведь следовал за ним по пятам. Охотник вывел медведя к ловушке и с разгона перепрыгнул ее. Медведь же провалился в яму, и острые колья пронзили его. Несколько часов рев раненого зверя разносился по тайге. Благодаря этому случаю Гарон приобрел славу, и его хитрость стала известна шаманам. Если бы не она, он бы так и остался воином, но тогда, много лет назад, старому шаману нужен был ученик. Шаман выбрал его, и Гарон ушел с ним изучать древнюю науку. После этого Стеолк с Гароном встречались очень редко.
Стеолк рассказал Гарону о последних событиях и о гибели своего сына. Также он рассказал, как видел лучи, исходящие от поверженных воинов к дракону, и просил Гарона объяснить увиденное. Не забыл Стеолк поведать ему и о встрече с Аэрозёром и о его совете встретиться с ним, Гароном, и покопаться в старых записях.
Гарон внимательно выслушал Стеолка. Он достал свои древние шаманские свитки и в тысячный раз углубился в их изучение.
Луна медленно двигалась по небесному своду. Стеолк уже выпил не одну чашу настоянной земляники. Гарон медленно водил пальцами по рисункам, изображенным на свитках, при свете лучины. Шаман приносил все новые и новые свитки из дальней комнаты своей пещеры. Ничто не нарушало тишины.
Солнце осветило верхушки деревьев, и слабый свет нового утра медленно влился в пещеру шамана. Гарон поднял голову.
– В легенде говорится про лучи, – произнес шаман, смотря в пустоту. – Но никто никогда не видел их до тебя. С помощью этих лучей, сказано в писании, дракон забирает весь опыт, все мастерство и искусство воинов. Забирая воина, – продолжал шаман, – Дракон забирает и все его мысли. Он знает все, что происходило с этим человеком раньше при жизни. Он знает, о чем думал этот воин, чем болел, что ел. С каждым воином, которого забрал зверь, растет его мастерство в том ремесле, которым занимался при жизни человек. Пока дракон не поглотит поверженного, его опыт не увеличится ни на каплю. Также в свитках сказано, что убить дракона может лишь тот, в чьих жилах течет такая же кровь, как и в нем. Твои предки дали ему свою кровь. До этого он был камнем. Значит, лишь тот, в чьих жилах течет кровь твоего предка, способен нанести смертельный удар зверю. Но в записях, Стеолк, много и непонятного. Только сейчас, после твоего рассказа, я понял, что за лучи описаны в легенде, но не понял другого. Сказано, что воин, который убьет дракона, в своих жилах должен иметь и его живую кровь. Написано так, как вроде бы дракон должен сам дать своей крови. Может быть, как твой далекий предок дал зверю испить своей крови, так и воину, который будет сражаться со зверем, нужно прежде испить его крови, но как дракона заставить самому ее дать, об этом ничего не сказано. А, может, это просто мои догадки? Точно по описанию ясно одно: убить зверя можно только его мечом и никаким другим. Ты говоришь, что Лерку удалось выбить меч из лап дракона, и он упал в озеро. Его нужно обязательно достать. Это именно тот меч, которым можно убить зверя. В свитках об этом чётко написано:
«Омоет чистая вода стальной клинок,
и станет он на службу людям,
чтобы поток людского горя прекратить
и нечисть снова в камень обратить».
– Все дни напролет население деревни ищет меч в озере. Каждый дюйм дна прочесали, но меч как растворился, – ответил Стеолк.
– Про Аэрозёра тоже упоминается в свитках. Аэрозёр, – продолжал Гарон, – это владыка всех жителей рек, озёр и болот нашей бескрайней тайги. Упоминание о нём датировано годом, когда Логон разбудил дракона. Тогда Аэрозер предупредил Логона, что после пробуждения Вдорца всё очень изменится. Он принесёт беды не только людям, но и им, обитателям рек, озёр, болот и лесов. Аэрозёр просил Логона ещё раз подумать, прежде чем принимать решение. В священных писаниях сказано, что Аэрозёр приходит лишь к тем вождям, чьи судьбы коренным образом изменяют жизнь тайги. Помогает им советом и подсказывает правильное решение. В то же время Аэрозер и его племя никогда не вмешиваются в дела людей своими действиями.
Помолчав, Гарон добавил:
– Вообще-то Аэрозёр считался мифическим владыкой. Даже разговор с Логоном записан в свитках с пометкой, что вождь находился под действием напитка богов. Шаманы тогда уже начали готовить Логона к церемонии. Встреча Логона с Аэрозёром произошла на второй день подготовки. Тогда так и осталось загадкой, был ли Аэрозёр живым существом, вышедшим из пучины озера, чтобы предупредить Логона, или встреча с Аэрозёром произошла в ином мире. Мире, в который перешёл Логон под действием напитка. Даже здесь указано, что Аэрозёр, возможно, есть плод воображения Логона. Как бы, Стеолк, ни было, но твоя встреча с ним произошла в этом мире. Стало быть, Аэрозёр существует, и тебе уготована великая миссия по спасению нашего народа от монстра.
Вэлкан проснулся. Гарон подал на стол завтрак. После завтрака Стеолк сразу засобирался домой. Хоть Гарон и просил его остаться на день, чтобы вождь отдохнул перед дальней дорогой, Стеолк не согласился, и путники отправились в обратный путь.
Стеолк и Вэлкан молча двигались по тайге. Стеолк шел, погруженный в свои мысли. «Из сказанного Гароном следовало, что прежде, чем убить дракона, его нужно было ранить и испить его крови. Сложная задача предстояла воину. И воин этот может быть только нашей крови. Очень сложная задача. Мне уже не тягаться с драконом, – думал Стеолк. – Кто же? Вэлкан очень мал. А по нашей ветви больше никого и нет. Закон воролов запрещал иметь вождю больше одного наследника. Глупый все-таки закон. Надо поднять этот вопрос на совете».
Свист стрелы и хлопанье крыльев раненой птицы оборвали мысли Стеолка.
– А я и не заметил глухарей, – промолвил он, повернувшись к Вэлкану.
Домой путники возвратились затемно. Хотя Стеолк и Вэлкан шли, не останавливаясь, и очень спешили, второй однодневный переход значительно истощил силы путешественников.