Глава II
Стеолк был потомком из рода Рондоветов. Род Рондоветов у воролов считался одним из самых древних. Из поколения в поколение передавался золотой меч и кожаная плеть с рукоятью, украшенной алмазами. Эти два символа давали безграничную власть. Владельцы этих символов были неподсудны. Всё, что делалось предками Стеолка и им самим, никогда не подвергалось обсуждению. При такой неограниченной власти легко можно было нажить пороки, но род Стеолка был лишён этого. И вот уже третье тысячелетие золотой меч и кожаная плеть принадлежали роду Рондоветов.
Мальчики этого рода с самого рождения получали специальное воспитание. В его основу были заложены четыре основных принципа: честность, порядочность, нравственность и смелость.
Воспитанием будущего вождя занимались только мать с отцом и бабка с дедом по отцовской линии – и больше никаких других учителей. Система воспитания будущих правителей народа передавалась из поколения в поколение и её очень строго придерживались.
В будущем вожде воспитывались лишь положительные качества. Правило, что меч должен разить лишь врагов и защищать свой народ, а плеть – наказывать лишь виновных и никогда не опускаться на спины незаслуженно, Рондоветы всасывали с молоком матери и были верны ему всю жизнь. Права на сумасбродство и ошибку у них не было.
Сейчас, сидя на берегу озера, вождь пытался принять судьбоносное решение, от которого зависела вся дальнейшая судьба его рода. Ошибиться Стеолку было нельзя, а желание спасти свой народ было превыше всего.
До весеннего равноденствия оставалось три дня. Стеолк смотрел на облака и думал, правильно ли он поступает, что хочет послать своего сына Лерка выйти на поединок с чудовищем. Лерк – лучший воин из всего племени. Когда он начал ходить, Стеолк достал из старого сундука меч отца и передал его сыну. И вот уже тридцать лет Лерк не расстается с ним ни днем, ни ночью. Лерк мог выбить меч из рук любого воина, но ни один воин не смог выбить меча из рук Лерка. Стеолк был уверен, что Лерк выбьет меч и из лап дракона, но сможет ли он этим воспользоваться, поднять меч и нанести последний решающий удар? Что значит в легенде убить его же рукой? Этого не знали шаманы, этого не знал никто.
«Лишь бы не пошел дождь, – думал Стеолк, – Тогда все пропало».
Если в дни равноденствия шел дождь, никто не мог видеть дракона. Намокнув под струями дождя, он становился невидимым. Дракон убивал воинов и уносил женщин. Все они исчезали, просто растворяясь в воздухе. Был человек – и нет его, как будто и не было никогда.
«Лерк победит, – думал Стеолк. – Нет воина, который был бы лучше подготовлен, чем мой сын. Дракон будет уничтожен, и оковы страха спадут с моего народа. На совете подниму вопрос о разрешении выхода на бой сына. Как говорил мой дед, никаких колебаний – и тогда победа будет твоя».
– Принял решение? А правильное ли оно? – прозвучал рядом голос.
Стеолк повернулся в сторону голоса. В пяти шагах от него полулежало на воде темно-зеленое чудище, лишь в общих чертах напоминающее человека. Всё тело его было покрыто тёмной блестящей чешуёй, как у рыбы. Но длинные человеческие руки и лицо с густой седой бородой явно отличали его как от рыбы, так и от зверя. Проницательный взгляд больших зелёных глаз говорил о большом жизненном опыте и о ясном уме.
Стеолк молча разглядывал чудище. Чудище в свою очередь рассматривало вождя.
– Ты кто? – после непродолжительной паузы спросил Стеолк.
– Я, Аэрозёр – повелитель болотных и водяных жителей. Отдыхал вот на дне озера, да мысли твои подняли меня из глубины. Не каждый так вот, как ты, готов своё дитя отправить на сечу. И не ради славы, не ради богатства, а лишь для благополучия своего народа. Решение, поистине, достойное вождей. Мой отец, когда был жив, рассказывал о вашем роде, роде Рондоветов. Уважал он Рондоветов. С твоим далеким предком, Логоном, я сам лично встречался. Предупреждал я его о плохих последствиях после пробуждения дракона. Не внял он моим словам. Пропустил мимо ушей мои предупреждения. Вправду говорят, что у людей в голове ничего не задерживается, потому что уши у них находятся друг против друга. В одно ухо влетело – в другое вылетело. Поэтому столько и легкомысленных поступков они совершают, – ответило зелёное чудище.
– И что же, Аэрозёр, ты мои мысли прочитал? – спросил Стеолк.
– Конечно. Они чисты и открыты, как мысли младенца и прозрачны, как утренняя роса. Мало у кого такие чистые и благородные порывы. Обычно человек думает о наживе. Зависть и жадность в основном занимают головы людей. Вы, люди, по своей сущности хуже зверей, хотя у тех и других в основе существования лежит жадность. Жадность же зверей – только в пище. У человека она не имеет предела. И если зверь, наевшись, оставляет свою пищу собратьям, то человек готов убить своего собрата лишь за то, чего сам не имеет, а имеет его собрат. Вы, люди, обрекаете на несчастье себе подобных лишь за небольшое улучшение своего материального существования, абсолютно не думая о душевном благополучии. Вы обрастаете скарбом, воцаряясь на его вершине. В какой-то момент слабеете, и сразу ваши собратья перегрызают горло ослабевшему и растаскивают его имущество. Мало кому из вас удается достичь духовного благополучия.
– И что же, Аэрозер, ты мне посоветуешь, раз ты всё знаешь? – спросил Стеолк.
– Что я могу посоветовать? Да и что изменится от моего совета? Судьба давно написана и для тебя, и для твоего сына, и для твоего внука. Да и для меня судьба давно уже написана. Никто не в силах уйти от судьбы. Скажу тебе только одно. Ты будешь свидетелем победы над Вдорцом. Правда, Стеолк, за своими заботами ты старых друзей позабыл.
– Деда! Деда! – донёсся детский голос со стороны леса.
Стеолк повернулся на голос.
– Сходил бы к Гарону, побеседовал бы с ним, – продолжил Аэрозёр. – Ещё раз перечитайте старые свитки, может, что полезное для себя и найдёте.
– Деда, ну что ты не отвечаешь?
Из леса вышел маленький крепыш с мечом за спиной. Малышу едва можно было дать лет пять, но не по-детски крепкая мускулатура говорила об очень сильной физической выносливости этого крепыша.
Стеолк снова повернулся в сторону Аэрозёра. Но на поверхности водоёма уже никого не было. Лишь большие круги по воде говорили о том, что её только что потревожили.
– Деда, солнце уже село, бабушка зовет, – проговорил малыш.
Это был Вэлкан, внук Стеолка, сын Лерка, будущий вождь племени. Он подошел к Стеолку и взял его за руку.
– Пойдем, деда, пойдем, – повторил малыш.
Печальное лицо Стеолка озарилось улыбкой. Когда он общался с внуком, у него всегда поднималось настроение, Стеолк постоянно сравнивал его со своим сыном Лерком. «Все-таки Вэлкан будет более сильным воином, чем Лерк,» – думал Стеолк. – «Широкая кость, крепкие руки и ноги. Хорошо, что в жены Лерку взяли Ситу из дальней деревни с противоположного берега озера. Нет никакого кровосмешения».
Шесть лет назад Стеолк обратил внимание на одного воина. Воины тогда состязались в силе и ловкости. Этот вел бой не очень грамотно, но его сильные удары разбивали щиты соперников вдребезги, и состязание он тогда выиграл. Тогда-то Стеолк и приметил высокогрудую девушку Ситу, дочь этого воина. «Крепкое семя», – думал он, смотря на сильные руки победителя.
В этот же день Стеолк переговорил с Вантоном. Так звали этого бойца. Конечно, никаких возражений с его стороны не было. Отдать дочь в семью вождей было мечтой любого простого воина. Хотя Лерк и возмущался, ссылаясь на свои чувства к другой, ослушаться отца он не смел.
До великого дня создания семьи оставался ровно месяц. Через месяц, показав на празднике свою подготовку к семейной жизни, Лерк и Сита получили согласие от старейшин на создание семьи.
Вэлкан появился на свет через год. Он унаследовал силу одного деда и ловкость другого. Сейчас даже десятилетние ребята с неохотой вступали с ним в поединок.
В последний день перед весенним равноденствием вождь созвал совет старейшин. Надо было выбрать трёх воинов и трёх женщин. С выбором женщин вопросов не возникало, а вот при выборе мужчин мнения старейшин разделились. Одного воина, на которого выпал жребий, Стеолк просил заменить своим сыном. Просьба Стеолка была очень неожиданной и поставила старейшин в тупик. Шаманы и старейшины долго спорили, прежде чем дать разрешение на это. Лерк был единственным наследником вождя. Если вдруг смерть настигнет Стеолка, заменить его будет некем. Вэлкан был еще очень мал. В победу же Лерка над драконом мало кто верил. Но после долгих споров совет старейшин удовлетворил просьбу вождя.
Ночь Стеолк провел у священного костра. Он вспоминал ранние годы Лерка, как он учил его азам боевого искусства. Вспоминал его молодость, его победы на состязаниях, женитьбу и радостное застолье после рождения Вэлкана. Вся жизнь сына прошла перед глазами вождя. Солнце быстро поднималось из-за горизонта, освещая улицы деревни. Старый вождь медленно поднялся и, помолившись, ушел в свою хижину.
В дни равноденствия улицы деревни были пусты. Не было слышно гомона детей, не было привычной суеты взрослых. Деревни в эти дни замирали. Женщины занавешивали окна шкурами животных и прятались в своих домах. Детям строго запрещалось выходить на улицу. Мужчины закрывали входные двери и садились у очага. Все взрослые жители деревни в это время молились своим богам, чтобы вышедшие на бой воины победили. Но когда, много лет назад, шаманы обратились к темным силам и разбудили дракона, боги отвернулись от них и больше не слышали их просьб.
Последние пять лет Стеолк много времени уделял тренировке воинов, готовившихся вступить в схватку с монстром. Мастерство более тысячи воинов было отточено до предела. Стеолк лично с каждым воином провел не менее сотни боев и верил в них, как в себя самого. На этот раз, кроме Лерка, на бой с драконом выйдет очень опытный воин Джелан и близкий друг Лерка – Кол. Кол с Лерком дружили с самого раннего детства. И вот теперь, по стечению обстоятельств, им в один день предстояло драться с монстром.
Дракон появился, как и обычно, ровно в полдень на равнине, которая находилась между деревней и озером.
Первый поединок был очень коротким. Джелан сделал несколько выпадов, стараясь достать дракона своим мечом. Вдорец с легкостью их отбил и нанес ответный удар. Джелан закрылся щитом, но от сильного удара монстра щит разлетелся на куски. Вторым мечом дракон разрубил доспехи Джелана и закончил бой. Выронив оружие из своих рук, воин упал на спину. Кровь маленьким фонтанчиком брызгала из рассеченной груди несколько секунд, пока не остановилось сердце.
Стеолк внимательно наблюдал за поединком дракона и человека. Это он уже делал в течение тридцати лет. Ни разу не видел Стеолк, чтобы доспехи или щиты могли остановить меч дракона. Он давно уже сделал вывод, что защита при поединке с драконом не приносит никаких результатов. Поэтому на тренировках Стеолк учил отбивать удары только мечом. Только меч воина останавливал меч дракона.
Первый бой Стеолка очень и очень огорчил. Джелан был очень искусный воин. Коронный удар Джелана, который он попытался сразу провести, дракон с необычайной легкостью отбил, а ведь пять лет назад точно таким же ударом он был ранен. Воин, который это сделал, погиб, но это единственный раз за всю историю, когда дракон не забрал женщин после боя. Дракон после третьего поединка поднял меч и щит воина, поразившего его, и положил перед женщинами, которые ожидали своей участи на краю равнины. После этого он развернулся и улетел.
Дракон подошел к поверженному воину. Тридцать лет наблюдал Стеолк этот момент и никак не мог уследить, куда же исчезает побеждённый. Сегодня Стеолк был очень близко от места поединка, он находился за деревьями, у самого края равнины и отлично все видел. Дракон расположил свои когтистые лапы по обе стороны от лежащей жертвы. Тело воина медленно стало уменьшаться в размерах. Чтобы лучше рассмотреть происходящее, Стеолк прищурил глаза. И только теперь, первый раз в жизни, сквозь ресницы, Стеолк увидел, как от тела и от головы побеждённого исходили два тонких луча серебристого цвета. Один луч коснулся чудища чуть ниже груди, другой – его лба. Лучи сверкнули и исчезли. В этот же момент исчез и поверженный воин.
Второй воин выходил на равнину. Это был Кол. Стеолк очень хорошо знал этого мускулистого мужчину, ровесника Лерка. Вождь обучал его боевому искусству с ранней молодости. Кол знал несколько приемов боя на мечах, которые никто, кроме Лерка и Стеолка, не знал. Это был один из лучших воинов деревни, и Стеолк специально поставил его вторым, втайне надеясь, что Кол хоть как-то утомит дракона и Лерку удастся победить монстра. Можно было сказать, что к сегодняшнему поединку, Стеолк готовился всю жизнь.
Кол вышел на равнину и остановился перед драконом. Дракон никогда не наносил первый удар: он всегда давал первый шанс воинам. Второй поединок начался с резкого выпада вперед Кола. Это был красивый бой двух отважных противников – человека и зверя. Щит Кола разлетелся от первого же удара зверя, но Кол уклонился, и сверкающий меч дракона просвистел у него над головой.
Противники сходились несколько раз, и Стеолк видел, какое превосходство имеет все-таки чудовище. Иногда даже казалось, что зверь играет с Колом, но меч Кола, подобно молнии, сверкал в опытной руке воина. Кол отбивал удар за ударом. Нападения дракона становились все чаще и чаще. Через время было явно видно, что Кол явно устает, и бой ему не выиграть. Вот уже зверь занес свой сверкающий меч над головой Кола, но Кол делает стремительный бросок вперед. Его меч встретился с черным щитом дракона, но удар Кола был так силен, что щит противника раскололся надвое. Меч Кола скользнул под чешую на лапе дракона, и черная кровь брызнула на поле брани. Бешеный рев зверя прокатился по равнине.
Кол сделал еще один стремительный выпад вперед, и второй щит дракона треснул от натиска человека, но два сверкающих меча одновременно ударили в незащищенную грудь бойца. Яркая кровь брызнула на траву. Кол упал на колени и выронил из рук свой тяжелый меч. Дракон отступил от человека на несколько шагов назад и поднял вверх свое оружие. Зверь больше не нападал. Он ждал, когда жизнь покинет это сильное тело.
Кол лежал на спине, широко раскинув руки. Трава вокруг него окрасилась в багровый цвет. Зверь подошел к человеку. Стеолк внимательно наблюдал за происходящим. Дракон расположил свои лапы по обе стороны от поверженного противника и направил взгляд своих немигающих глаз на Кола. Тело начало медленно уменьшаться в размерах, но никаких лучей от него не исходило. Стеолк, как и прошлый раз, прищурил глаза, стараясь смотреть сквозь свои ресницы. Два серебристых луча, переливаясь на солнце, соединяли поверженного с монстром.
Стеолк широко открыл глаза, и лучи снова стали невидимыми. «Чертовщина», – думал старый вождь. – «Эти серебристые стрелы видно только сквозь прищуренные глаза. Столько лет наблюдаю за поединками и ни разу не додумался прищуриться». Стеолк снова прищурился. Серебристые лучи в последний раз сверкнули на солнце и исчезли. Вместе с ними исчез и Кол.
На краю равнины появился Лерк. Он, не спеша, подошел к зверю. От ранения, которое нанес Кол, не осталось и следа. Лерк, как и учил его Стеолк, вышел на поединок без щита. Лишь лёгкая кольчуга закрывала его тело. В обеих руках он держал по мечу. Дракон отбросил в сторону расколотый щит, и сейчас противники стояли друг против друга с одинаковым оружием. Без щитов и каждый – с двумя мечами. Поединок начался.
Лерк сделал несколько выпадов, дракон их легко отбивал. Мечи свистели в воздухе, и солнце сверкало на блестящей стали. Оба противника были сильны. Стеолк внимательно наблюдал за боем. Лерк повторил приемы Кола, но дракон спокойно отбивал атаки. Казалось, что все хитрости боя он давно изучил. Бой длился около часа, была уже заметна усталость Лерка, в то же время дракон действовал, как машина. Во время боя дракон применил несколько приемов, которые раньше никогда не применял, и это не ускользнуло от опытного глаза Стеолка. Эти приемы знал только он, Кол и Лерк, но Кол их в последнем бою не успел применить.
Дракон продолжал наступать на Лерка. Удары зверя с одинаковой частотой следовали один за другим. Отступая, Лерк оступился и упал на одно колено. В ту же секунду меч дракона, просвистев, опустился на него. Перехватив удар левым мечом, Лерк с силой снизу ударил по мечу дракона своим правым мечом. Этот прием никто, кроме него и Стеолка, не знал и никогда не применял. Меч дракона вылетел у него из лапы. Прочертив дугу в воздухе, меч упал в озеро. В ту же секунду второй меч дракона пронзил грудь Лерка. Лерк медленно опустился на землю. Дракон, как и прежде, отошел на несколько шагов от воина и ждал его смерти.
Слезы покатились из глаз Стеолка. Старый вождь опустил голову и уже не смотрел, как дракон поглотил Лерка, как, подняв мечи воинов и щит Кола, он принес оружие к женщинам на край равнины. Положив оружие и щиты на землю, дракон громко прорычал: «Хорошие воины». Взмахнув своими могучими крыльями, дракон улетел на север. Как и пять лет назад, он не тронул женщин.